2.4. Путь к исполненной жизни: основные следствия понимания того, что такое экзистенция
Рис. 4.
Чтобы суметь ответить, Person в любом случае необходимо занять позицию по направлению либо вовне, либо вовнутрь (на рисунке это изображено двумя стрелками).
Открытость персонального Я.
Рис. 5.
Занятие позиции привносит в диалог определенность и устойчивость, а никогда не прекращающаяся открытость персонального Я[22] ведет к проницаемости и постоянно сохраняющейся готовности слышать запрос.
Рис. 6. Экзистенциально‑ аналитическая базовая теорема: диалогическая открытость Person вовнутрь и вовне
Горизонтальные стрелки изображают перетекающую благодаря открытости (целенаправленную и ненаправленную, спонтанную) информацию. Через нее происходит (внутреннее) постижение себя, а также постижение нас извне (хочет того человек или нет). Динамику персональной ситуации обобщенно можно описать так:
Быть Person означает быть открытым как по отношению к внешнему миру (к запросу, идущему от ценностей), так и по отношению к внутреннему миру (к запросу, идущему от собственного чутья или совести). Чтобы прийти к самому себе, человеку нужен как он сам, так и другой.
Что стоит за понятием персональной ситуации и каковы ее последствия. Понятие персональной ситуации выводится из принятого в экзистенциальном анализе антропологического представления о человеке, что имеет определенные последствия для экзистенции и отношений человека. Антропологическая подоплека персональной ситуации. Чтобы понять, что стоит за вышеприведенными схемами, обратимся к некоторым авторам. Макс Шелер (1913–1916; 1928) и Мартин Хайдеггер (1927) охарактеризовали человека как открытое миру существо. Человек находится в непрерывном взаимообмене с миром и немыслим без постоянной связи с миром (рис. 7).
Виктор Франкл (1979) сравнивал человека с открытым сосудом, готовым к тому, чтобы «вбирать» в себя мир и находиться с ним в постоянном обмене. Согласно Карлу Ясперсу и Мартину Буберу, к сущности «открытой системы», которую представляет собой человек, относятся коммуникация Gaspers, 1932, 1948) и речь (Buber, 1973).
Рис. 7. Person как открытая миру сущность
С точки зрения экзистенцанализа мир не является недостижимым. Экзистенциально‑ аналитическое понимание человека противостоит монадологии Г. В. Лейбница (Leibnitz, 1714), согласно которой человек является неделимой монадой, достижимой только для творца, но не для мира. С точки зрения монадологии когда человек «воспринимает» внешний мир, он видит лишь проекции собственного внутреннего мира, лишь проекцию вовне себя самого, своих внутрипсихических процессов. Тем самым он всегда оказывается отброшенным к самому себе. Настоящего взаимообмена с миром не происходит; «ты», «другое» недостижимо, человек общается только со своим собственным представлением о другом (рис. 8). С монадологическими представлениями мы имеем дело всякий раз, когда утверждается, что та или иная самостоятельная реальность недостижима для человека и он может заниматься либо своими проекциями, либо созданными им конструктами.
Рис. 8. Согласно монадологическим представлениям, для человека не существует подлинного диалога и подлинной встречи с другими, поскольку он замкнут в своем собственном мире
С точки зрения экзистенцанализа человек, взятый отдельно от других, неполноценен. Экзистенцанализ противостоит также тем концепциям, в которых человек рассматривается как самодостаточное существо (поскольку он совершенный, полноценный, цельный), способное оптимально развиваться в отдельности от мира. Именно такая картина человека в конечном итоге лежит в основе представления о том, что во время терапии клиент должен быть по возможности отгорожен от всех других и имеет право обсуждать то, что его волнует, только с терапевтом и ни с кем другим[23]. Обещание вести себя подобным образом в психоанализе долгое время фиксировалось в терапевтическом договоре[24]. Предполагается, что за счет такой отгороженности клиент должен стать на терапии более искренним и целостным, что должно облегчить его доступ к себе.
Неустранимость отношений между человеком и миром. Человек находится в неустранимых отношениях с миром. Быть человеком, согласно экзистенцанализу, означает не только присутствовать в мире, но и быть направленным на мир. Мир, образно выражаясь, – это второй полюс того измерения, в котором первым полюсом является сам человек. Мир и человек теснейшим образом связаны друг с другом (см. рис. 7).
Быть человеком означает быть направленным на мир.
Мартин Бубер в книге «Я и Ты» (Buber, 1923) пишет о том, что Я не существует само по себе, а только в отношениях с Ты (Я – Ты) или в отношениях с Оно (Я – Оно). Отношения между Я и Ты и между Я и Оно – это беседа, диалог, в котором человек находится так же, как в воздухе, которым дышит. Таким образом, быть человеком означает быть в коммуникации, в отношениях. Согласно Ясперсу (1932, 1948), коммуникация определяет сущность человека. То же самое имеет в виду Мартин Хайдеггер (Heidegger, 1927) в своем понятии «быть‑ в‑ мире» (In‑ der‑ Welt‑ sein), ставя между словами штрихи, чтобы подчеркнуть, что речь идет о едином целом, а не о соединении отдельных частей. Быть человеком означает быть‑ миром (Welt‑ Sein), хотя не только это, поскольку, согласно Шелеру (Scheler, 1928), это означает также иметь‑ мир (Welt‑ Haben).
Рис. 9. Неустранимые отношения человека с миром
В мире человек находится в отношениях с различными его сферами. У этого типа отношений есть своя структура, повлиявшая на построение экзистенцанализа и состоящая из фундаментальных мотиваций (см. раздел 3. 1). Отношения с окружающим миром. Отношения с миром это отношения к данностям существования, к конкретному физическому пространству, отношения с окружением, то есть с предметами и средой. Быть человеком означает быть локализованным, неизбежно находиться в каком‑ то месте.
Отношения с миром других. Это отношения с мирами других: у каждого человека есть родители, есть связи и взаимоотношения с другими людьми. Без таких отношений он не мог бы взрослеть и развиваться. Отношения с собственным миром. Каждый человек находится также в отношениях со своим внутренним (собственным) миром: каждый ощущает в себе самом интимное пространство, с которым у него есть непосредственная связь. Это пространство образует ядро Я. Человек неизбежно находится в отношениях со своим внутренним интимным пространством, а также со своей биографией (историей своей жизни и планами на жизнь). Такие отношения также делают для него возможным доступ к личному миру другого человека во встрече. Отношения с миром смыслов. В отношениях со всеми этими мирами человек многократно оказывается тем, с кем заговаривают, кого запрашивают, поэтому ему нужны ориентация и понимание того, что должно быть, что с этим делать. Такую ориентацию человек получает, соотносясь с ценностями; это переживается им как смысл. Отношения с высшим миром. И наконец, каждый человек находится в отношениях с некоторым высшим миром, с вопросами, предположениями, силами, которые бесконечно его превосходят с его отдельным бытием и обозначают сферу, над которой у человека нет никакой власти (связь человека с метафизическим).
2. 4. Путь к исполненной жизни: основные следствия понимания того, что такое экзистенция
Из представленной концепции экзистенцанализа можно вывести два важных для человеческого бытия (а также для психотерапии и консультирования) следствия: значение внутренней беседы и важность обмена и диалога. Раскрытие этих следствий позволяет в первом приближении подойти к фундаментальным условиям экзистенции – к центральному концепту современного экзистенцанализа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|