Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебные цели. 3.1. Структурная модель экзистенциального анализа: четыре персонально‑экзистенциальные фундаментальные мотивации по отдельности




Учебные цели

После прочтения этой главы вы должны знать и понимать, что такое структурная и процессуальная модели экзистенцанализа, и каково их значение;

• каковы основные содержания четырех фундаментальных мотиваций, каковы их предпосылки и какие копинговые реакции развиваются при недостаточности каждой из них;

• как человек перерабатывает поступающую из мира информацию и в каких шагах ПЭА отражается этот процесс;

• почему ПЭА является центральным терапевтическим методом экзистенцанализа, как он применяется и какое влияние в ходе терапии оказывает.

 

Как уже было показано, фундаментальные мотивации образуют своего рода каркас экзистенции, вследствие чего они получили название структурной модели экзистенцанализа. Поскольку фундаментальные мотивации охватывают все основные измерения экзистенции, они формируют также рамки для работы в экзистенцанализе и содержание этой работы. Их функцию можно сравнить со статичными несущими конструкциями в доме, которые дают опору и делят весь дом на отдельные помещения. Практическое структурирование основывается на антропологической системе, которая вместе с фундаментальными условиями экзистенции создает «дорожную карту» для понимания здоровой и нарушенной психики. Учитывая этиологию и нозологию, мы используем фундаментальные мотивации для того, чтобы сориентироваться в терапевтических способах действия.

 

С помощью структурной модели описываются измерения экзистенции.

 

По своей значимости данная структурная модель сравнима со структурной моделью психоанализа, с его знаменитым антропологическим делением на три части: Оно – Эго – Супер‑ Эго.

Для понимания динамики человеческой экзистенции помимо структурной модели нам нужна также процессуальная модель. Если в структурной модели описываются конкретные содержания (элементы), образующие фундамент экзистенции, то процессуальная модель в содержательном плане является пустой. С ее помощью описывается динамика персональных сил. Если реализация этих сил происходит в рамках систематического процесса, то становится возможной интеграция непроработанных проблем в экзистенциальный способ проживания жизни. Патогенная, а иногда и патологическая неспособность проработать проблемы преодолевается с помощью персонального экзистенциального анализа, запускающего внутренний и внешний диалог и позволяющего достичь интеграции и прийти к отграничению.

 

С помощью процессуальной модели описывается динамика персональной проработки.

 

 

3. 1. Структурная модель экзистенциального анализа: четыре персонально‑ экзистенциальные фундаментальные мотивации по отдельности

 

После первого – предварительного и схематичного – обзора фундаментальных мотиваций мы теперь более внимательно рассмотрим каждую из них по отдельности.

Из чего состоит описание. Подробное описание каждого фундаментального измерения начинается с формулировки присущего ему основного экзистенциального вопроса. Это тот вопрос, который возникает у человека перед лицом соответствующей экзистенциальной темы. Затем следуют специфические предпосылки, в которых выражается содержание соответствующих измерений; это содержание развивается и укрепляется за счет персональной активности. Этажом ниже лежит уровень, составляющий наиболее глубокое основание экзистенции. В заключение описываются присущие каждому измерению копинговые реакции, то есть психодинамические защитные механизмы и группы расстройств (то и другое появляется тогда, когда блокируется персональное поведение). Фундаментальные мотивации являются структурообразующими также для психопатологии и задают нозологию, что подтверждает их структурный характер.

 

3. 1. 1. Первая фундаментальная мотивация: соотнесение с миром дает экзистенции онтологическую опору

 

Основной экзистенциальный вопрос. Первое условие экзистенции вырастает из того кажущегося простым факта, что человек рождается в мир и жить ему предназначено именно в нем. Однако когда мы этот самоочевидный факт связываем с экзистенциальным вопросом, он внезапно становится невероятно сложным. Этот вопрос, поставленный экзистенциально, звучит так: как человек может справляться со своим бытием в этом фактическом мире? Достаточно ли у него знаний об условиях и законах этого мира, о предоставляемых им возможностях для того, чтобы он мог знать, как ему вести себя в мире, чтобы продолжать жить? То, что мы есть в этом мире, в конечном итоге представляет собой нечто непостижимое, некую тайну. Если присмотреться повнимательнее, то этот факт является хорошим поводом для философского изумления (Hersch, 1981). Благодаря экзистенциальному повороту практическое жизненное значение данного факта приобретает динамику. «Я есть» становится вопросом: «Могу ли я быть? » Благодаря этому непостижимое, которое есть в бытии, приходит в мир, в человеческое измерение понимания и действия. При рассмотрении в экзистенциальном свете, когда мы говорим о факте бытия‑ человека‑ в‑ мире, речь идет о следующем основном вопросе экзистенции: «Я есть. Могу ли я быть? »

 

Мочь‑ быть в этом фактическом мире.

 

Основной вопрос экзистенции таков:

«Я есть. Могу ли я быть? »

 

Предпосылки, чтобы мочь быть. Таким образом, первым перед человеком встает вопрос о его здесь‑ бытии: может ли он вообще быть – в этом мире, в этих конкретных условиях, с имеющимися возможностями? Есть ли у него место в этом мире, достаточно места, чтобы «свободно дышать» в тех условиях, которым он подчинен? Чтобы мочь быть в условиях реальности и ее законов, нужны следующие предпосылки: защита, пространство и опора.

Защита. Что может давать человеку защиту? Что представляют собой физические, психологические и духовные «стены» «дома его экзистенции»? Человеку нужна физическая защита от угроз, исходящих от природы и других людей (например, защита от насилия, стабильные социальные условия и т. д. ). Наилучшую психологическую защиту человек получает, когда его принимают: в беседе, когда его внимательно слушают, в отношениях, на работе, в вере. Когда человека принимают, он чувствует, что у него все хорошо, как будто он находится «в хороших руках». Здесь особую роль играет биографический опыт человека, а именно опыт того, сколько принятия человек получил в своей жизни от значимых для него людей или сколько неуверенности он несет в себе в связи с близкими отношениями. Человек как Person – то есть на духовном уровне – также нуждается в защите. Такую защиту он получает прежде всего через признание и уважение со стороны других людей. Переживание недостатка защиты ведет к развитию неуверенности, недоверия и травматизаций, связанных, например, с изменой, несчастным случаем, болезнью, применением насилия, смертью близких людей и т. д.

 

Предпосылки, чтобы мочь быть: защита, пространство и опора.

 

Пространство. Для здесь‑ бытия нужно пространство – физическое пространство, где человек может находиться и которое ему также предоставляют другие; психологическое пространство в отношениях, в семье, на работе, в жизненной истории; пространство по отношению к своим проблемам, мыслям и чувствам; духовное пространство для своих мыслей и чувств, для экспериментирования, развития. Пространство экзистенции должно быть ухоженным, внутренне заселенным, «колонизированным» («колонизировать» происходить от лат. colere и означает «ухаживать, заботиться») и при необходимости должно быть также защищено. Обжитое, защищенное пространство становится родным домом, а в более широкой перспективе – родиной. Первым пространством для нас в этом мире является наше собственное тело, на уровне переживания отражением полноты пространства является дыхание, «иметь воздух». Легкие представляют собой телесную репрезентацию первой фундаментальной мотивации.

Опора. Опору человек находит в первую очередь в мире, во всем том, что ему противостоит и оказывает сопротивление, представляя собой что‑ то прочное и стабильное (например, земля, законы природы, все то, что происходит регулярно). Также и в себе самом человек находит опору. Здесь следует прежде всего сказать о здоровом теле с его стабильностью и тем его качеством, что оно всегда неизменно есть со мной, несмотря на постоянные колебания в психической сфере и внешние изменения. Помимо этого, есть множество других факторов, дающих опору: это опыт переживания собственных способностей, надежность собственных позиций и убеждений, ясность знаний и теорий, достоверность собственных чувств, психодинамики и, наконец, объединяющая все последняя опора, которую человек находит в вере или мировоззрении: благодаря всему этому появляется чувство, что тебя что‑ то держит в этой жизни. Это пробуждает необходимое для жизни мужество. Когда человек полагается на то, что дает опору, он проявляет доверие. Имея доверие к опорам, он может также от чего‑ то отказаться, что‑ то оставить.

Персональная активность. Если у человека в той или иной ситуации достаточно пространства, защиты и опоры, то он может выдерживать трудности и принимать то, что есть. Мочь выдерживать и принимать – это основные способности Person в первой фундаментальной мотивации. Реализация этих способностей в свою очередь (по цепочке обратной связи) усиливает соответствующие предпосылки – защиту, пространство и опору.

 

Расширение основ бытия за счет «выдерживать» и «принимать».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...