Пояснения
Человек движим: мотивация означает быть в движении. Каждый человек движим тем, чтобы обеспечить безопасность своего существования, чтобы мочь выжить (это 1‑ я фундаментальная мотивация, ФМ). Но если кто‑ то добровольно подвергает себя опасности, например занимаясь экстремальными видами спорта, это означает, что он предпочитает безопасности и надежности (1‑ я ФМ) что‑ то более важное – интенсивные эмоции и жизненную стимуляцию (2‑ я ФМ), или достижение для переживания чувства самоценности (3‑ я ФМ), или переживание какого‑ то большего смысла (4‑ я ФМ). Для человека речь всегда идет об одном или нескольких измерениях экзистенции. Предпосылки для реализации фундаментальных мотиваций – это, например, в 1‑ й ФМ (см. раздел 3. 1) нахождение и создание защиты, пространства и опор, чтобы мочь быть. Чтобы сделать имеющиеся предпосылки продуктивными в своей жизни, нужно применить персональные способности и дать свое согласие, в случае 1‑ й ФМ это означает, что необходимы принятие и способность выдерживать. Реализация, например, в 1‑ й ФМ означает в соответствии с внешними возможностями и требованиями использовать собственные способности, свое «мочь‑ быть» (Sein‑ Kö nnen) таким образом, чтобы создать себе защиту и жизненное пространство и найти опоры, чтобы более безопасно и уверенно «мочь‑ быть» здесь. Конкретные мотивации, выводимые из фундаментальных условий экзистенции. Четыре фундаментальные мотивации соотносятся с условиями экзистенции таким образом: 1) мотивация физически выжить, а также духовно справляться с конкретными условиями своего бытия‑ здесь переживается нами как «могу‑ быть»;
2) мотивация психологически переживать удовольствия и ценности переживается нами как «нравится‑ жить»; 3) мотивация стремиться к персональной аутентичности и справедливости переживается нами как «имею‑ право‑ быть‑ таким»; 4) мотивация искать экзистенциальный смысл и создавать ценности переживается нами как «должен‑ действовать». Таким образом, фундаментальные мотивации дают доступ к исполненной экзистенции (то есть к персональному счастью). Они описывают инструментарий, позволяющий человеку самому быть активным ради достижения внутренней исполненности и вот так («с собой») делать полноценным свое бытие‑ здесь.
Фундаментальные мотивации – это доступ к персональному счастью.
Требования со стороны фундаментальных мотиваций. Когда человек занимается четырьмя фундаментальными условиями экзистенции, это само по себе уже является выражением аффирмации жизни: только тот, кто говорит жизни «да», только тот, кто хочет жить, тот заботится о формировании и оптимизации своих фундаментальных условий. Благодаря фундаментальным условиям он чувствует себя поставленным в «экзистенциальную ситуацию» (см. подраздел 2. 3. 1), то есть чувствует себя стоящим перед необходимостью персонально обходиться с экзистенциальными измерениями как тот, кого запрашивают, кто должен выбирать и принимать решения. Это происходит во многом неосознанно, протекает незаметно в бесчисленных ситуациях нашей повседневной жизни. В тяжелых и кризисных жизненных ситуациях, в особенности при психических расстройствах, важность занятия персональной позиции по отношению к фундаментальным условиям экзистенции возрастает, поэтому эти процессы начинают осознаваться. На рис. 11 дано схематическое изображение фундаментальных мотиваций. Рисунок показывает, что экзистенция (символически изображена в виде столешницы) покоится на четырех видах активности четырех фундаментальных мотиваций (символически изображены в виде ножек стола). Принципиальную способность человека к экзистенции в каждом из фундаментальных условий в самом кратком виде можно описать с помощью уже упоминавшихся модальных глаголов: мочь, нравиться, иметь право, быть должным. Поэтому они проставлены на «ножках стола».
Фундаментальные мотивации образуют основополагающую структурную модель экзистенцанализа.
Четырехкратное внутреннее согласие. Человек реализует себя через диалог и внутреннее согласие. Требование диалога и внутреннего согласия в равной мере актуально для всех четырех фундаментальных условий человеческой экзистенции. В соответствии с этим экзистенция конкретно означает найти четырехкратное согласие, а именно:
1. Да – миру 2. Да – жизни 3. Да – бытию собой (Person) 4. Да – смыслу Исполненная экзистенция означает четырехкратное внутреннее согласие.
Рис. 11. Схематическое изображение персонально‑ экзистенциальных фундаментальных мотиваций и их влияния на экзистенцию
На рис. 12 снова используется изображенная на рис. 11 схема, но уже дополненная с учетом теории четырех фундаментальных мотиваций. В соответствии с этой расширенной схемой исполненная экзистенция означает найти внутреннее согласие в отношениях с самими собой (соотнесение с собой), а также с миром (соотнесение с миром) и делать это в каждом из четырех фундаментальных измерений человеческой экзистенции.
Рис. 12. Четырехкратное внутреннее согласие с собой и с миром. Осуществление экзистенции требует четырехкратного внутреннего согласия как с самими собой, так и с соответствующими содержаниями из мира. На схеме показано распределение содержаний в каждой сфере
Соотнесение с собой. Каждая сфера реализации в рамках соотнесения с собой и соотнесения с миром разделена на четыре тематические сферы в соответствии с четырьмя фундаментальными условиями экзистенции. В рамках соотнесения с собой это означает найти внутреннее согласие с собственным телом, с собственными чувствами, с собой как Person (что лежит в основе аутентичности) и с собственным жизненным проектом, а именно (с прошлой и предстоящей) биографией (на схеме четвертая сфера изображена в основании трех предыдущих, поскольку она охватывает три других измерения, постоянно присутствуя в них как прошлое и будущее).
Соотнесение с миром. Аналогично обнаружение внутреннего согласия происходит и в соотнесении с миром, здесь оно так же осуществляется по отношению к тем же самым четырем фундаментальным условиям, корреспондирующим с внутренними фундаментальными условиями. Взаимоотношение с телом, то есть с материальным, физическим, вещественно‑ фактическим, соответствует взаимодействию с фактическими условиями экзистенции, такими, например, как закономерности природы и общества. Существующая во внутреннем мире открытость по отношению к собственным чувствам создает открытость и восприимчивость к ценностям во внешнем мире. Способность быть собой как Person, нахождение аутентичности влияет на способность к реальной встрече с другим человеком (и это влияние внутреннего и внешнего взаимное). Внутреннее согласие биографическим взаимосвязям экзистенции, которые присутствуют в каждой ситуации как наш собственный жизненный горизонт, не только открывает путь к взаимодействию с запросами и предложениями, идущими от актуальной ситуации, но и побуждает заняться более широкими всеохватывающими смыслами, «предельными вещами» (letzten Dingen), в которых мы находимся. Итак, мы описали, на что направлена активность Person в соотнесении с базовыми условиями экзистенции (определили содержания, по отношению к которым должно быть дано внутреннее согласие). При этом стало понятным, что эти содержания, взаимно дополняя друг друга, находятся как во внутреннем мире субъекта, так и в мире внешнем[39]. Если продвинуться на один шаг дальше, то можно увидеть, как отдельный человек может активно участвовать в создании основ для исполненной экзистенции. Снова оказывается, что есть различные виды активности, возникающие в каждой из фундаментальных мотиваций. Эти различения дают нам в руки дорожную карту, позволяющую локализовать и тематически упорядочить такие основные виды активности, как принятие, обращение и т. д.
Персональные виды активности в каждой фундаментальной мотивации.
Основные виды активности. Что может сделать сам человек, как он может развить те основания, которые ведут к исполненной экзистенции? Каждому из фундаментальных измерений присущ основной вид активности, через который происходит реализация данного измерения в жизни. Соответствующие персональные способности обобщены и схематично изображены на рис. 13. Персонально‑ экзистенциальные фундаментальные мотивации. В четвертом измерении представлена двойная активность. С одной стороны, она происходит в самом субъекте (привести себя в согласованность), с другой – одновременно «снаружи в мире» (в действиях). В этом отражается персональная ситуация (присущая ей двойная соотнесенность; см. подраздел 2. 3. 2), проявляющаяся в действенном осуществлении жизни: соотнесение с внутренним и соотнесение с внешним присутствуют одновременно. Поэтому четвертая фундаментальная мотивация является в собственном смысле экзистенциальной, она измеряет «реализацию». Первые же три мотивации, напротив, служат созданию внутренней структуры в диалогическом обмене с миром и называются персональными. Поэтому точное название всех четырех – персонально‑ экзистенциальные фундаментальные мотивации, хотя на практике мы чаще всего говорим только об экзистенциальных фундаментальных мотивациях.
Рис. 13. Четыре центральных вида активности, открывающие доступ к фундаментальным условиям исполненной экзистенции
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|