Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.1.1. Взгляд на экзистенцанализ с точки зрения истории психотерапии и истории понимания проблем




5. 1. 1. Взгляд на экзистенцанализ с точки зрения истории психотерапии и истории понимания проблем

 

Полемика с глубинной психологией. Как уже говорилось вначале, экзистенцанализ и логотерапия обязаны своим возникновением той полемике, которую в 20–30‑ е годы прошлого столетия вел Виктор Франкл с глубинной психологией Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера. В этой критике Франкл был не одинок. Другие мыслители, такие как Эдмунд Гуссерль (1900), Мартин Хайдеггер (1913), Карл Ясперс (1913) или Макс Шелер (1900), также критиковали глубинную психологию за психологизм. Однако заслуга Франкла состояла в том, что он не только высказал теоретическую критику, но и создал практический противовес психологическому редукционизму (см., например, Frankl, 1946a, 25).

 

В психотерапии 20–30‑ х годов прошлого столетия недостаточно учитывалось духовное измерение человека.

 

Экзистенцанализ как антипод психоанализа. Таким образом, создавая экзистенцанализ, Франкл разработал антропологическое дополнение, в определенном смысле антипод той картине человека, которая существовала в психоанализе.

Практические формы применения «антропологических основ психотерапии» (так называется книга Франкла, вышедшая в 1975 году) были направлены на преодоление отчаяния – основного симптома, возникающего на базе редукционистского мировоззрения (симптома утраты смысла). И в первую очередь тем, что помогало бы решать эту проблему, была «психотерапия, центрированная на смысле», или «логотерапия». В противоположность глубинной психологии Франкл (Frankl, 2005, 18) называл ее «вершинной психологией» (в 1983 году об этом вышла книга Элизабет Лукас[66]).

 

Логотерапия как «психотерапия, центрированная на смысле» направлена против редукционистского мировоззрения.

 

Пять форм редукционизма. Вся работа Франкла (Frankl, 1946а, 21–38) была направлена против редукционизма, то есть против неадекватно суженного представления о человеке, не соответствующего его целостности. Франкл со своей логотерапией выступал прежде всего против пяти форм редукционизма:

• психологизма;

• пан‑ детерминизма;

• патологизма;

• социологизма;

• биологизма.

 

К1. Психологизм

 

Психологизм можно охарактеризовать следующим образом (см. Frankl, 1946a, 24; 1982, 39; 1975, 260ff. ):

 

Под психологизмом понимают такую точку зрения, согласно которой человеческое поведение определяется исключительно психологическими силами. Это является редукционизмом, поскольку тем самым духовное измерение и познание сводятся к психическому, и предметный уровень подчиняется психологическому уровню.

 

То, что правильно, зависит не от меня одного. В ответ на такой редукционизм можно возразить, что решения человека, а также оценка их правильности с моральной и социальной точек зрения не зависят исключительно от его мотивации и настроения. Тогда они не были бы свободными в смысле открытости миру, а были бы (в духе монадологизма) запрограммированными и предопределенными, как инстинкты у животных. Но решения являются свободными тогда, когда они соотносятся также с фактическим положением вещей (с предметным уровнем), то есть когда в них содержится объективный аспект. Тем самым мы, конечно же, не имеем в виду, что психологические состояния не влияют на мотивацию, а говорим лишь о том, что они не предопределяют наши решения, не детерминируют их. Кроме того, из субъективной мотивации не может быть выведена (объективная) правильность. Единственная величина, которая в конечном итоге является детерминирующей в человеческой свободе, это его собственная Person, его свободная воля. Но такую свободную волю нельзя рассматривать как продукт психических сил, напряжений, конфликтов, влечений и т. д., поскольку она происходит от Person (и соответствует третьему измерению в картине человека) и поэтому не может быть сведена к психическим, соматическим, биологическим или социологическим тенденциям (которые соответствуют первому и второму измерениям в картине человека). При этом следует еще раз подчеркнуть: человеческая свобода обусловлена всеми этими силами и поэтому на нее оказывают влияние все указанные факторы!

 

Person не является продуктом влияния психических сил, напряжений, конфликтов, влечений и т. д.

Пример. Принципиальную самостоятельность духовных содержаний и тот факт, что они не могут быть сведены к различным мотивациям, болезням или другому влиянию психологической природы, Франкл мастерски выразил в одной точной фразе: «Дважды два равно четыре, даже если это утверждает шизофреник» (Frankl, 1946a, 24).

В духе психологизма делаются, например, такие утверждения: за любой мотивацией всегда стоят только собственная дефицитарность, психодинамические нужды. При таком взгляде упускается из виду открытое соотнесение человека с миром.

 

Противостояние психологизму, серьезно влиявшему на современные ему психотерапевтические направления и причинявшему страдания пациентам, поскольку они оставались не увиденными в своем персональном бытии, стало для Франкла глубоко личной мотивацией при создании экзистенцанализа и логотерапии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...