Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.1.3. История жизни Франкла как элемент, повлиявший на создание логотерапии




5. 1. 3. История жизни Франкла как элемент, повлиявший на создание логотерапии

 

Влияние личностных особенностей Франкла и его биографии на его научные труды. Для лучшего понимания всякой теории наряду с анализом исторических условий, в которых она возникла, важно также посмотреть на жизнь ее основателя. В книге «Виктор Франкл. Портрет» две главы посвящены описанию влияния особенностей личности Франкла и его биографии на его научные труды (Lä ngle, 1998a; см. в этой книге одноименные главы. S. 248–264. Косвенным образом об этом говорится также в главе о понимании Франклом эмоциональности. S. 143–179[70]).

 

Создав логотерапию, Франкл написал «историю своей болезни», так же как до него это сделали Фрейд и Адлер.

 

Преодоление собственного нигилизма и чувства бессмысленности. Франкл осознавал, что он своей логотерапией «в конечном итоге написал историю собственной болезни», как до него это сделали Фрейд и Адлер (Frankl, Kreuzer, 1997, 7f. ). Но для него речь шла о преодолении собственного нигилизма и чувства бессмысленности. Действительно, на долю Франкла выпало жить в довольно мрачные времена, которые пришлись на тот период, когда ему было около тридцати лет, – это было время перед началом Второй мировой войны (Lä ngle, 1998a, 51–74). Он неоднократно говорил о том, что страдал от редукционизма, приведшего его к нигилизму, а позднее и к смысловому опустошению. Тот «экзистенциальный вакуум», который Франкл описал в своих книгах, он в свое время в страданиях пережил сам.

Высокая чувствительность к вопросам о смысле. Следует упомянуть о том, что Франкл еще ранее, до периода тридцатых годов, отличался высокой чувствительностью к вопросам о смысле, это проявилось в его детские и школьные годы. В четыре года он был эмоционально затронут вопросом о смысле, когда узнал о том, что люди смертны (Frankl, 1995, 9). В подростковом возрасте он занялся отчаянными поисками ответа на вопрос о смысле жизни. Он рассказывал, как на одном из уроков по естествознанию учитель сказал о том, что жизнь и все организмы в конечном итоге являются «не более чем процессом окисления». Франкл вскочил со своего места и «со всей страстью выпалил учителю в ответ: " Да, но тогда какой же смысл имеет вся эта жизнь?! " ».

 

Еще в детские и школьные годы Франкл отличался высокой чувствительностью к вопросам о смысле.

 

Религиозная установка. Еще один источник влияния на его научную деятельность мы видим в его религиозной установке. Долгие годы Франкл боролся с религиозностью. Всем своим существом он прочувствовал, каким потерянным, а при некоторых обстоятельствах просто больным можно стать без живого мировоззрения, когда «душа теряет свой смысл» (см. Jung, 1963, 358), а дух остается без веры. Благодаря влиянию своей очень религиозной семьи и примеру отца (см. Lä ngle, 1998а, 208), а также своему собственному полному страдания довоенному и военному опыту Франкл пришел к глубокой и спокойной религиозной установке, которая одухотворила и его поиски смысла.

Личностные качества. Логотерапия и экзистенцанализ, безусловно, несут на себе отпечаток влияния личностных черт Франкла (о некоторых из них мы коротко расскажем ниже).

• По своему темпераменту Франкл был очень независимым, свободолюбивым; в детстве он был необычайно упрямым (см. Lä ngle, 1998a, 47). Эти качества были включены в его антропологию (например, в подчеркивании «упрямства духа», самодистанцирования).

• Франклу была присуща рациональность. Он любил аргументировать, был очень остроумен и в дискуссиях не оставлял без ответа ни одного высказывания оппонента (Lä ngle, 1998a, 256ff. ). К этому следует добавить, что он был необычайно волевым человеком, который, даже несмотря на истощение от перенесенного сыпного тифа и голода в концлагере, был в состоянии по памяти восстановить и записать в тезисах рукопись своей книги, чтобы не заснуть от слабости и тем самым не обречь себя на смерть. Это была воля, ведомая не столько эмоциональностью, сколько убеждениями. В соответствии с этим сформировались и представления Франкла о воле к смыслу. И соответственно в терапии он также предпочитал использовать аргументы (Frankl, 1975, 79–100).

• С этим почти контрастировало его необычайное сочувствие к пациентам. Дать пациентам утешение и помочь в исцелении было наиболее сильной его мотивацией (см. Frankl, 1975, 261f. ).

• В остальном же у Франкла было скорее дистанцированное отношение к эмоциональности. Поэтому и его понятие смысла относилось скорее к психологии восприятия, а эмоции, вокруг которых, по сути, вращается любая психотерапия, практически не играли роли как в антропологии, так и в психотерапевтической методике (см. Frankl, 1975, 260f. ).

 

Некоторые личностные черты Франкла наложили свой отпечаток на логотерапию и экзистенцанализ.

 

 

5. 1. 4. Краткая история Общества логотерапии и экзистенцанализа

 

В завершение раздела об истории развития экзистенцанализа и логотерапии коротко обозначим основные вехи в становлении Общества логотерапии и экзистенцанализа (Gesellschaft fü r Logotherapie und Existenzanalyse, GLE).

1983. Эва Коздера, бывшая ассистентка Франкла в поликлинике, вместе с дочерью Франкла, психологом Габриэллой Весели и Альфридом Лэнгле в 1982 году создают в Вене «Институт логотерапии и других методов психотерапии», который в феврале 1983 года открылся как частная клиника по адресу: Вена, Ляйнзерштрассе, 50.

В ноябре того же года были набраны две образовательные группы – и под руководством Альфрида Лэнгле и Эвы Коздеры начался процесс обучения экзистенцанализу и логотерапии. С тех пор образовательный процесс осуществляется в Вене ежегодно и на регулярной основе. С 1986 года образование стало даваться также в Граце, Дорнбирне, Инсбруке, в Германии (Ганновере, Мюнхене, Мелле, Берлине, Гёппенгине) и в Швейцарии (Берне, Унтерегери).

1984. В мае 1984 года вышел первый номер «Бюллетеня Общества логотерапии и экзистенцанализа», главным редактором стала Габриэлла Весели. В 1988‑ м главным редактором стала Лизелотт Тутч, в 1994‑ м – Сильвия Лэнгле. Начиная с 1995 года журнал Общества логотерапии и экзистенцанализа стал называться «Экзистенцанализ» (EXISTENZANALYSE).

 

С 1995 года журнал называется «ЭКЗИСТЕНЦАНАЛИЗ».

 

1985. В феврале 1985 года Венское общество логотерапии и экзистенцанализа (GLE‑ Вена) получило официальное признание как некоммерческое научное объединение, его почетным председателем стал Виктор Э. Франкл. Габриэлла Весели‑ Франкл вернулась в сферу частной практики. В апреле того же года прошла первая конференция под названием «Воля к смыслу», в которой принял участие 21 человек.

 

1985 – год основания общества.

 

С этого времени конференции стали проводиться два раза в год.

1989. Венское общество логотерапии и экзистенцанализа (GLE‑ Вена) было принято в состав «психотерапевтического объединения», в рамках которого был подготовлен австрийский закон о психотерапии. Эва Коздера вышла на пенсию. Дальнейшее развитие экзистенцанализа происходило благодаря работам Альфрида Лэнгле (терапевтические отношения, четыре метода, интеграция феноменологии, создание ПЭА, разработка концепции экзистенции и фундаментальных мотиваций), Лизелотт Тутч (супервизия, психодинамика, самопознание в экзистенцаналитическом ключе) и Кристофа Кольбе (биографическая работа).

1991. Виктор Франкл сложил с себя полномочия почетного председателя Общества логотерапии и экзистенцанализа. В последующие годы произошло значительное расширение деятельности общества – были охвачены такие сферы, как психотерапия, медицина, психология, педагогика, душепопечение, образование для взрослых, консультирование и менеджмент. Эта деятельность осуществлялась не только в Австрии, но и в Германии, Швейцарии, Италии (Южный Тироль), Финляндии, Чехословакии (ЧССР), ГДР, Венгрии, Югославии и Аргентине. Происходило также расширение публикационной активности (журнал, материалы конференций, отдельные главы книг, тесты).

 

В 1991 году Виктор Франкл перестал быть почетным председателем GLE.

 

1994. В марте в соответствии с новым австрийским законом о психотерапии экзистенцанализ получил государственную аккредитацию как самостоятельный психотерапевтический метод, а CLE – как образовательная психотерапевтическая организация. В этом же году было основано Международное общество экзистенциально‑ аналитической психотерапии (International Society for Existential Analytical Psychotherapy, ISEAP).

 

В 1994 году экзистенцанализ получил государственную аккредитацию в соответствии с австрийским законом о психотерапии.

 

1995. В Румынии было основано общество SAEL (Societatea de Analiza Existentiala sie Logoterapie), получившее аккредитацию как образовательное учреждение.

1997. В 1997 году дирекцией здравоохранения кантона Берн экзистенцанализ был признан принадлежащим к основным направлениям психотерапии. В этом же году было основано Швейцарское отделение Международного общества экзистенциально‑ аналитической психотерапии (Internationale Gesellschaft fü r existenzanalytische Psychotherapie – Sektion Schweiz).

1999. Экзистенцанализ получил аккредитацию как психотерапевтический метод в Чехии; в Праге было основано Чешское общество экзистенцанализа и логотерапии (Spolecnost pro Logoterapii a Existencialni Analyzu, SLEA). В этом же году был запущен образовательный проект в России (Москва).

2001. В марте 2001 года прошло учредительное собрание Немецкого общества логотерапии и экзистенцанализа (GLE‑ D). В этом же году был основан Институт экзистенциально‑ аналитической психологии и психотерапии (ИЭАПП) в Москве.

2002. В 2002 году GLE‑ Вена было преобразовано в GLE‑ Австрия и было основано GLE‑ International как головное объединение.

2003/2004. Запущены образовательные программы в Аргентине, Чили и Мексике.

2006. Начался образовательный проект в Канаде (Ванкувере); затем в 2011‑ м последовало основание общества.

2007. Начался образовательный проект в Польше (Варшаве), в 2009‑ м основано общество.

2009, Москва. Интеграция базового образования в государственную программу подготовки психологов (магистерская программа Высшей школы экономики). Начал издаваться собственный журнал «Экзистенциальный анализ», в Москве стали проводиться конгрессы.

2013/2015. Запущены образовательные программы в Латвии, Украине и Великобритании.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...