5.1.3. История жизни Франкла как элемент, повлиявший на создание логотерапии
5. 1. 3. История жизни Франкла как элемент, повлиявший на создание логотерапии
Влияние личностных особенностей Франкла и его биографии на его научные труды. Для лучшего понимания всякой теории наряду с анализом исторических условий, в которых она возникла, важно также посмотреть на жизнь ее основателя. В книге «Виктор Франкл. Портрет» две главы посвящены описанию влияния особенностей личности Франкла и его биографии на его научные труды (Lä ngle, 1998a; см. в этой книге одноименные главы. S. 248–264. Косвенным образом об этом говорится также в главе о понимании Франклом эмоциональности. S. 143–179[70]).
Создав логотерапию, Франкл написал «историю своей болезни», так же как до него это сделали Фрейд и Адлер.
Преодоление собственного нигилизма и чувства бессмысленности. Франкл осознавал, что он своей логотерапией «в конечном итоге написал историю собственной болезни», как до него это сделали Фрейд и Адлер (Frankl, Kreuzer, 1997, 7f. ). Но для него речь шла о преодолении собственного нигилизма и чувства бессмысленности. Действительно, на долю Франкла выпало жить в довольно мрачные времена, которые пришлись на тот период, когда ему было около тридцати лет, – это было время перед началом Второй мировой войны (Lä ngle, 1998a, 51–74). Он неоднократно говорил о том, что страдал от редукционизма, приведшего его к нигилизму, а позднее и к смысловому опустошению. Тот «экзистенциальный вакуум», который Франкл описал в своих книгах, он в свое время в страданиях пережил сам. Высокая чувствительность к вопросам о смысле. Следует упомянуть о том, что Франкл еще ранее, до периода тридцатых годов, отличался высокой чувствительностью к вопросам о смысле, это проявилось в его детские и школьные годы. В четыре года он был эмоционально затронут вопросом о смысле, когда узнал о том, что люди смертны (Frankl, 1995, 9). В подростковом возрасте он занялся отчаянными поисками ответа на вопрос о смысле жизни. Он рассказывал, как на одном из уроков по естествознанию учитель сказал о том, что жизнь и все организмы в конечном итоге являются «не более чем процессом окисления». Франкл вскочил со своего места и «со всей страстью выпалил учителю в ответ: " Да, но тогда какой же смысл имеет вся эта жизнь?! " ».
Еще в детские и школьные годы Франкл отличался высокой чувствительностью к вопросам о смысле.
Религиозная установка. Еще один источник влияния на его научную деятельность мы видим в его религиозной установке. Долгие годы Франкл боролся с религиозностью. Всем своим существом он прочувствовал, каким потерянным, а при некоторых обстоятельствах просто больным можно стать без живого мировоззрения, когда «душа теряет свой смысл» (см. Jung, 1963, 358), а дух остается без веры. Благодаря влиянию своей очень религиозной семьи и примеру отца (см. Lä ngle, 1998а, 208), а также своему собственному полному страдания довоенному и военному опыту Франкл пришел к глубокой и спокойной религиозной установке, которая одухотворила и его поиски смысла. Личностные качества. Логотерапия и экзистенцанализ, безусловно, несут на себе отпечаток влияния личностных черт Франкла (о некоторых из них мы коротко расскажем ниже). • По своему темпераменту Франкл был очень независимым, свободолюбивым; в детстве он был необычайно упрямым (см. Lä ngle, 1998a, 47). Эти качества были включены в его антропологию (например, в подчеркивании «упрямства духа», самодистанцирования). • Франклу была присуща рациональность. Он любил аргументировать, был очень остроумен и в дискуссиях не оставлял без ответа ни одного высказывания оппонента (Lä ngle, 1998a, 256ff. ). К этому следует добавить, что он был необычайно волевым человеком, который, даже несмотря на истощение от перенесенного сыпного тифа и голода в концлагере, был в состоянии по памяти восстановить и записать в тезисах рукопись своей книги, чтобы не заснуть от слабости и тем самым не обречь себя на смерть. Это была воля, ведомая не столько эмоциональностью, сколько убеждениями. В соответствии с этим сформировались и представления Франкла о воле к смыслу. И соответственно в терапии он также предпочитал использовать аргументы (Frankl, 1975, 79–100).
• С этим почти контрастировало его необычайное сочувствие к пациентам. Дать пациентам утешение и помочь в исцелении было наиболее сильной его мотивацией (см. Frankl, 1975, 261f. ). • В остальном же у Франкла было скорее дистанцированное отношение к эмоциональности. Поэтому и его понятие смысла относилось скорее к психологии восприятия, а эмоции, вокруг которых, по сути, вращается любая психотерапия, практически не играли роли как в антропологии, так и в психотерапевтической методике (см. Frankl, 1975, 260f. ).
Некоторые личностные черты Франкла наложили свой отпечаток на логотерапию и экзистенцанализ.
5. 1. 4. Краткая история Общества логотерапии и экзистенцанализа
В завершение раздела об истории развития экзистенцанализа и логотерапии коротко обозначим основные вехи в становлении Общества логотерапии и экзистенцанализа (Gesellschaft fü r Logotherapie und Existenzanalyse, GLE). 1983. Эва Коздера, бывшая ассистентка Франкла в поликлинике, вместе с дочерью Франкла, психологом Габриэллой Весели и Альфридом Лэнгле в 1982 году создают в Вене «Институт логотерапии и других методов психотерапии», который в феврале 1983 года открылся как частная клиника по адресу: Вена, Ляйнзерштрассе, 50. В ноябре того же года были набраны две образовательные группы – и под руководством Альфрида Лэнгле и Эвы Коздеры начался процесс обучения экзистенцанализу и логотерапии. С тех пор образовательный процесс осуществляется в Вене ежегодно и на регулярной основе. С 1986 года образование стало даваться также в Граце, Дорнбирне, Инсбруке, в Германии (Ганновере, Мюнхене, Мелле, Берлине, Гёппенгине) и в Швейцарии (Берне, Унтерегери).
1984. В мае 1984 года вышел первый номер «Бюллетеня Общества логотерапии и экзистенцанализа», главным редактором стала Габриэлла Весели. В 1988‑ м главным редактором стала Лизелотт Тутч, в 1994‑ м – Сильвия Лэнгле. Начиная с 1995 года журнал Общества логотерапии и экзистенцанализа стал называться «Экзистенцанализ» (EXISTENZANALYSE).
С 1995 года журнал называется «ЭКЗИСТЕНЦАНАЛИЗ».
1985. В феврале 1985 года Венское общество логотерапии и экзистенцанализа (GLE‑ Вена) получило официальное признание как некоммерческое научное объединение, его почетным председателем стал Виктор Э. Франкл. Габриэлла Весели‑ Франкл вернулась в сферу частной практики. В апреле того же года прошла первая конференция под названием «Воля к смыслу», в которой принял участие 21 человек.
1985 – год основания общества.
С этого времени конференции стали проводиться два раза в год. 1989. Венское общество логотерапии и экзистенцанализа (GLE‑ Вена) было принято в состав «психотерапевтического объединения», в рамках которого был подготовлен австрийский закон о психотерапии. Эва Коздера вышла на пенсию. Дальнейшее развитие экзистенцанализа происходило благодаря работам Альфрида Лэнгле (терапевтические отношения, четыре метода, интеграция феноменологии, создание ПЭА, разработка концепции экзистенции и фундаментальных мотиваций), Лизелотт Тутч (супервизия, психодинамика, самопознание в экзистенцаналитическом ключе) и Кристофа Кольбе (биографическая работа). 1991. Виктор Франкл сложил с себя полномочия почетного председателя Общества логотерапии и экзистенцанализа. В последующие годы произошло значительное расширение деятельности общества – были охвачены такие сферы, как психотерапия, медицина, психология, педагогика, душепопечение, образование для взрослых, консультирование и менеджмент. Эта деятельность осуществлялась не только в Австрии, но и в Германии, Швейцарии, Италии (Южный Тироль), Финляндии, Чехословакии (ЧССР), ГДР, Венгрии, Югославии и Аргентине. Происходило также расширение публикационной активности (журнал, материалы конференций, отдельные главы книг, тесты).
В 1991 году Виктор Франкл перестал быть почетным председателем GLE.
1994. В марте в соответствии с новым австрийским законом о психотерапии экзистенцанализ получил государственную аккредитацию как самостоятельный психотерапевтический метод, а CLE – как образовательная психотерапевтическая организация. В этом же году было основано Международное общество экзистенциально‑ аналитической психотерапии (International Society for Existential Analytical Psychotherapy, ISEAP).
В 1994 году экзистенцанализ получил государственную аккредитацию в соответствии с австрийским законом о психотерапии.
1995. В Румынии было основано общество SAEL (Societatea de Analiza Existentiala sie Logoterapie), получившее аккредитацию как образовательное учреждение. 1997. В 1997 году дирекцией здравоохранения кантона Берн экзистенцанализ был признан принадлежащим к основным направлениям психотерапии. В этом же году было основано Швейцарское отделение Международного общества экзистенциально‑ аналитической психотерапии (Internationale Gesellschaft fü r existenzanalytische Psychotherapie – Sektion Schweiz). 1999. Экзистенцанализ получил аккредитацию как психотерапевтический метод в Чехии; в Праге было основано Чешское общество экзистенцанализа и логотерапии (Spolecnost pro Logoterapii a Existencialni Analyzu, SLEA). В этом же году был запущен образовательный проект в России (Москва). 2001. В марте 2001 года прошло учредительное собрание Немецкого общества логотерапии и экзистенцанализа (GLE‑ D). В этом же году был основан Институт экзистенциально‑ аналитической психологии и психотерапии (ИЭАПП) в Москве. 2002. В 2002 году GLE‑ Вена было преобразовано в GLE‑ Австрия и было основано GLE‑ International как головное объединение. 2003/2004. Запущены образовательные программы в Аргентине, Чили и Мексике. 2006. Начался образовательный проект в Канаде (Ванкувере); затем в 2011‑ м последовало основание общества. 2007. Начался образовательный проект в Польше (Варшаве), в 2009‑ м основано общество. 2009, Москва. Интеграция базового образования в государственную программу подготовки психологов (магистерская программа Высшей школы экономики). Начал издаваться собственный журнал «Экзистенциальный анализ», в Москве стали проводиться конгрессы. 2013/2015. Запущены образовательные программы в Латвии, Украине и Великобритании.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|