6.2. Димензиональная картина человека
2‑ я Е: экзистенциальная динамика. Ноэтическое (персональное) измерение открывает «пространство человеческого» (Frankl, 1959, 63), и тогда Person может подняться над «вегетированием» и прийти к экзистенции. Ноэтическое (персональное) измерение базируется на свободе воли(и выбора), которая описана как воля к смыслув теории мотивации. Воля к смыслу – это динамика, которая неизбежно приводит человека к поиску смысла жизни.
Димензиональная картина человека.
3‑ я Е: дороги к смыслу. Смысл бытия человек обретает тогда, когда он реализует ценности (Frankl, 1946a, 1975). Три категории ценностей, в принципе, покрывают весь спектр возможностей обнаружения смысла в нашей жизни. Речь идет о ценностях переживания, которые реализуются, например, когда человек отдается красоте природы или искусства, ценностях творчества, реализуемых путем созидания, и ценностях позиции, когда речь идет о том, как человек позиционирует себя по отношению к превратностям судьбы (в тяжелых жизненных обстоятельствах, которых нельзя избежать и нельзя изменить).
Три категории ценностей.
4‑ я Е: трагическая триада. Смысл, отвоевываемый у судьбы через занятие персональной позиции по отношению к ситуации, которую нельзя изменить, возникает из глубокого взаимодействия с приносящими страдание элементами жизни, которых не может избежать ни один человек. В каждом человеческом бытии есть эта трагическая триада (Frankl, 1975, 51): страдание, вина и смерть. Никто не проживает жизнь без страдания, без того, чтобы не быть виноватым и не совершать ошибки, а также без того, чтобы не столкнуться со смертью. Несмотря на присутствие этих трагических элементов в жизни каждого человека, это не означает, что они отнимают у жизни смысл. Данные элементы скорее представляют собой такие способы переживания, которые в особенной степени требуют от человека углубленного поиска смысла в форме ценностей позиции.
Страдание, вина и смерть.
6. 2. Димензиональная картина человека
Одушевленное тело [82] – душа – дух. Картина человека в экзистенцанализе выстроена с опорой на западноевропейскую традицию, в которой со времен Древней Греции описывались три аспекта человеческого бытия: одушевленное тело, душа и дух (soma, psyche, nous; body, mind, spirit). При этом когда мы говорим о духе, мы говорим прежде всего об открытости человека по отношению к миру и самому себе. Тело – психика – включенность в социум. Сегодня в медицине и в психологии о человеке говорят в основном как о «биопсихосоциальном единстве». Такая трехчастная структура во многом соответствует той, что принята в экзистенцанализе, однако акценты расставлены несколько иначе. С точки зрения экзистенцанализа при таком разделении подчеркивается лишь один из аспектов духовности (персональности) человека, а именно его взаимодействие с социальным миром («миром других»). При этом не учитываются другие, более интимные аспекты персонального бытия, такие как способность человека обходиться с окружающей средой, со своим внутренним миром («жизненным миром», аутентичностью), с высшим миром (трансценденция), а также его эксплицитные персональные способности: свобода (занятие позиции, способность к принятию решений), стремление к смыслу, совестливость и ответственность. Дифференциация нематериального на душу и дух. Принятая в экзистенциальном анализе картина человека не является проявлением дуализма, присущего многим современным направлениям психотерапии, которые чаще всего различают в человеке материальное (тело) и психическое. В экзистенцанализе категория нематериального в человеке разделена на две сферы: психическое и духовное.
Духовность человека означает обхождение не только с «миром других», но и с собственным миром.
6. 2. 1. Трехмерная картина человека по Франклу
Димензиональная форма представления содержаний. Франкл (Frankl, 2005, 61ff. ) был первым, кто в антропологии для описания взаимопроникновения друг в друга одушевленного тела, чувствующей души и духа (Soma, Psyche и Nous) выбрал геометрическую форму изображения в виде трех осей измерений. Его вдохновила («продуманная в геометрическом стиле») этика more geometrico Спинозы (1677). Тем самым он отошел от принятых в его время схем уровневой или круговой моделей (например, Николая Гартмана или Макса Шелера; см. ниже). Он считал, что димензиональный способ изображения является более подходящим для передачи релевантной для психотерапии информации.
Франкл был первым, кто в антропологии для изображения взаимопроникновения одушевленного тела, души и духа использовал димензиональную форму.
Единство различных способов бытия. Согласно данной модели, человек в равной мере принадлежит к трем различным аспектам бытия. Было бы неправильно говорить, что человек «состоит» из одушевленного тела, души и духа. Человек – это скорее единство и целостность. Любой элементарном противоречит его сущности, ведь человек изначально представляет собой единство различных способов бытия. То есть человек – это одновременное бытие одушевленного тела, души и духа: в нем сосуществуют три различных, даже расходящихся типа стремлений (рис. 22).
Человек – это единство различных способов бытия.
Рис. 22. По Франклу, в трехмерной картине человек изображается как единство трех «способов бытия» (одушевленного тела, души и духа). Несмотря на то что эти три измерения включены в целостность под названием «человек», каждому из них присущи свои законы, вследствие чего они иногда могут проявляться как дивергентные силовые векторы
Дивергенция. Между этими тремя измерениями в силовом поле может происходить расхождение (дивергенция), возникающее вследствие того, что у каждого измерения есть свои законы. Так, у тела и у психики может быть разное самочувствие, например тело может быть уставшим и обессиленным, а психика встревоженной и беспокойной, вследствие чего может возникнуть состояние неприятного напряжения. Если, наоборот, психика спокойна и одновременно тело уставшее, то возникает сон.
Противостояние персонального и психофизического. Используя димензиональный способ изображения, Франкл прежде всего хотел наглядно продемонстрировать существование того поля напряжения в бытии человека, которое имеет большое значение для экзистенцанализа и логотерапии, а именно дифференциацию между духовным и психофизическим, то есть между персональным и телесно‑ душевным базисом человеческого бытия. Отличительным признаком персонального (духовного) является то, что оно находится в постоянном противостоянии психофизическому и миру. Благодаря духовному человек может становиться напротив самого себя, выходить на дистанцию по отношению к себе (например, по отношению к своему голоду, к своей злости, к своему желанию – Франкл называл это самодистанцированием. См. подраздел 3. 2. 2). Кроме того, человек может занимать позицию в отношении себя самого, выражать себя (см. там же про ПЭА), выносить суждения о себе, принимать себя. Благодаря этим духовным способностям человек дан самому себе, что создает пространство для свободы, то есть представляет собой форму реализации человеческой свободы. Однако эта сила может не только реализовываться по направлению вовнутрь, но также и вовне мир «дан» человеку. Также и в мире он в определенном смысле свободен в своем выборе и действиях и может выходить навстречу другим/ другому, встречаться с ними. Было бы большим упрощением сказать, что человек «состоит из трех измерений». Измерения взаимно проникают друг в друга[83] – человек не является суммой отдельных элементов, «строительных блоков» или измерений. Духовное, то есть собственно человеческое, противостоит телесному и психическому, которые «несут» его (которые в нем есть, которые он имеет) (Frankl, 1975, 176).
Отличие между духовным и психофизическим порождает поле напряжения.
6. 2. 2. 0 выборе димензионального модуса для описания человека [84]
Размышления о димензиональном модусе описания. Франкл (см., например, Frankl, 2005, 65f. ) опубликовал некоторые свои размышления о том, почему он предпочел другим моделям димензиональный модус описания. Ниже мы приводим наиболее важные из его доводов о преимуществах и недостатках димензионального описания.
У модели, построенной на димензиональном описании человека, есть свои преимущества, но есть и недостатки.
Поскольку антропология – это ядро экзистенцанализа и логотерапии, здесь мы коротко остановимся на обсуждении данной модели, на ее положительных и негативных сторонах. Это поможет лучше разобраться с картиной человека, а также стимулирует читателя к собственным размышлениям. В качестве преимуществ димензионального описания человека можно назвать следующие девять пунктов: 1. Открытость. 2. Дивергенция. 3. Единство, несмотря на многообразие. 4. Относительная независимость измерений. 5. Равноценность измерений. 6. Иерархия прогредиентности. 7. Отношения между тремя измерениями. 8. Законы димензиональной онтологии. 9. Динамика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|