5.2.3. Философские инспирации в логотерапии и экзистенцанализе
5. 2. 3. Философские инспирации в логотерапии и экзистенцанализе
Экзистенцанализ вобрал в себя лучшие идеи нескольких философских направлений. Истоки экзистенцанализа и логотерапии можно найти в психолого‑ психотерапевтических, медицинско‑ психиатрических и философских источниках. То есть экзистенцанализ и логотерапия не происходят от какого‑ то одного философского направления, а эклектическим образом вбирают в себя лучшие идеи нескольких философских направлений как нашего времени, так и прошлых времен (Zirdum, 1984, 51). Из них в первую очередь следует упомянуть феноменологию и экзистенциальную философию, однако свое влияние оказали также классическая философия, критическая философия Канта и философия диалога. Конкретными представителями названных направлений были прежде всего Макс Шелер, Мартин Хайдеггер, Николай Гартман, Карл Ясперс и Мартин Бубер. Своей аналитической рефлексией они внесли исторический вклад в создание философских основ франкловского экзистенцанализа (Fizzotti, 1980, 93). Кроме того, влияние оказали также Фридрих Ницше, Сёрен Кьеркегор, Жан Поль Сартр и Габриэль Марсель. Помимо непосредственного влияния можно говорить также об определенных аналогиях между воззрениями Франкла и других известных философов, например Симоны Вейль (Yoder, 1989, 172–180), Пьера Тейяр де Шардена (Yoder, 1980, 47–54), Кароля Войтылы (Popielski, 1982, 55–64). Явные и скрытые инспирации. В целом надо сказать, что влияние философии заключалось не в том, что Франкл перенимал имеющиеся концепции в готовом виде, а чаще всего в философских инспирациях, то есть в том, что он вдохновлялся определенными идеями. Франкл постоянно модифицировал существующие концепции и развивал их. Это относится прежде всего к феноменологии и экзистенциальной философии. Здесь следует различать два типа инспираций: эксплицитные инспирации (когда Франкл указывает на авторов, у которых он заимствовал идеи, а затем встраивал их в свои представления, даже если потом он обращался с этими идеями весьма вольно, иногда даже меняя их смысл) и имплицитные инспирации (когда в трудах основателя логотерапии обнаруживаются следы влияния отдельных философов или философских направлений, о которых он в явном виде не сообщает.
Влияние философов на Франкла не происходило путем прямого заимствования их концепций, а скорее заключалось в инспирировании, когда Франкл вдохновлялся определенными идеями.
5. 2. 4. Влияние онтологии Николая Гартмана
Действительность и свобода. Принципиально важное влияние на логотерапию и экзистенцанализ оказала онтология Николая Гартмана. Она повлияла прежде всего на общее понимание того, что такое действительность, и на концепцию свободы. Модель уровней. Гартман различал четыре уровня бытия: материальный, органический, психический и духовный (Hartmann, 1940, 189ff. ). Низшие категории присутствуют в более высоких как их элементы, более высокие остаются зависимыми от более низких. Более низкие уровни составляют основу для более высоких, conditio sine qua non[71] для них. Однако в каждом новом уровне обязательно присутствует нечто новое (Novum). «Новое» – это независимость или свобода, которая есть у более высокого уровня или категории по сравнению с более низкими. Франкл перенимает представления Гартмана об уровневой структуре или о различных категориях бытия. Он использует уровневую модель для объяснения структуры бытия человека (Frankl, 1975, 52, 119f.; 1982, 115) в своей книге «Страдающий человек», где рассматривает человека в различных измерениях, Франкл expressis verbis[72] соотносится с уровневой моделью Гартмана.
Свобода человека. Вторая сфера, где отчетливо прослеживается влияние Гартмана, это вопрос о свободе человека. Представления Гартмана о свободе человека и его «Этика» (Hartmann, 1949, 727), безусловно, повлияли на франкловскую концепцию свободы, в особенности на концепцию «упрямства духа» и самодистанцирования (Ungersma, 1956, 727). Очерчивая границы свободы Person, Франкл часто ссылается на концепцию «автономии вопреки зависимости» (Autonomie trotz Dependenz) Гартмана (Frankl, 1975, 52, 148, 173, 176, 222; 1946а, 44f.; 1978, 51). Эта автономия, согласно Гартману строится на парадоксальной, дополнительной детерминации, которая есть на каждом более высоком уровне и которая является предпосылкой автономии этого уровня по отношению к предыдущему. Гартман говорит здесь о «плюсе в детерминации» (Hartmann, 1940, 429).
Гартман повлиял на экзистенцанализ: • своим пониманием действительности; • своей концепцией свободы.
5. 2. 5. Влияние феноменологии
Влияние феноменологии. Еще более важной является феноменология, которая оказала влияние на логотерапию и экзистенцанализ с исторической, тематической и системной точек зрения. • Если посмотреть с исторически‑ философской точки зрения, то корни логотерапии лежат в феноменологии. (Это в значительно мере учитывалось и при последующем развитии экзистенцанализа, при выстраивании его феноменологических оснований. ) • Если посмотреть на тематику, то также можно сказать, что многие содержания и тезисы логотерапии связаны с феноменологией. Речь идет о концепциях Person, ценностей, субъективного духа, интенциональности, самотрансценденции, открытости человеческой самости, постижения смысла, о рассмотрении человеческой экзистенции как «бытия‑ в‑ мире», и наконец, об эйдетической редукции[73]. Эйдетическая редукция – это метод, помогающий прийти к усмотрению сущностного, не позволяя видимой стороне конкретных фактов обмануть себя. • Если смотреть с системной точки зрения, то у экзистенцанализа и феноменологии обнаруживаются общие основания, состоящие в понимании человеческой вовлеченности («ангажированности») как источника и поля для обнаружения смысла и ценностей.
• С методической точки зрения основу для исследований и практики при дальнейшем развитии экзистенцанализа начиная с 1990 года составляет прежде всего герменевтическая феноменология, что привело в том числе к созданию метода персонального экзистенциального анализа (ПЭА) (PEA: Lä ngle 1993a), который можно рассматривать как практическое применение феноменологического способа действия. Об особой роли феноменологии говорилось на состоявшемся в 1993 году конгрессе, посвященном феноменологии и ПЭА (см. Lä ngle, 2000a; Kongressbericht Existenzanalyse, 2007).
Корнями логотерапия уходит в феноменологию.
Результаты влияния феноменологии. Влияние феноменологии можно проследить на методологическом, онтологическом и аксиологическом уровнях. • В методологическом плане при исследовании и описании феноменов психической жизни Франкл использовал феноменологические методы, то есть методы исследования феноменов, какими они предстают перед нами в нашем сознании (Frankl, 1979, 18). При этом феноменологический анализ исходит из «дорефлексивного понимания себя» человеком и переводит такое понимание в научную терминологию. Логотерапия же движется в противоположном направлении, излагая результаты феноменологического анализа на языке повседневной речи, на языке «человека с улицы» (Frankl, 1979, 87–89). • Если говорить об онтологическом уровне [74], то логотерапия перенимает у феноменологии предположение о существовании объективного мира смыслов и ценностей (логоса). • Что касается аксиологического уровня [75], то логотерапия была инспирирована феноменологической теорией ценностей, в особенности теорией Макса Шелера, что неоднократно подчеркивал Герберт Шпигельберг (Spiegelberg, 1972, 345f., 348f., 351). Этот же автор указывал и на то, что франкловская концепция о категориях ценностей является самостоятельным и оригинальным его достижением (Spiegelberg, 1972, 68; 1985). Эдмунд Гуссерль. Феноменология Гуссерля решающим образом повлияла на экзистенцанализ и логотерапию (Kovacs, 1982, 34, 44; Fizzotti, 1980, 93; Utsch, 1989, 24–27; Frankl, 1982, 164; 1978, 52). Это влияние распространилось в первую очередь на теорию познания. Однако, как уже говорилось, Франкл скорее вдохновлялся идеями Гуссерля, чем напрямую перенимал его воззрения. В конечном итоге собственная концепция Франкла об объективном познании скорее противопоставлялась концепции Гуссерля (Гуссерль называл абсолютное познание «феноменологическим узрением сущности»; Frankl, 1975, 142). По видимости, концепции Гуссерля оказали влияние на Франкла и в других областях, а именно в сфере антропологии, этики и психотерапии.
Феноменология Эдмунда Гуссерля повлияла на логотерапию прежде всего в таких сферах, как антропология, этика и психотерапия.
• Проделанный Гуссерлем антропологический анализ помог Франклу лучше понять, что такое духовное измерение, и объяснить характер духовных феноменов. Особенно полезными в этом плане оказались размышления Гуссерля о категориях духа, смысла и ценностей. • В сфере этики Гуссерль повлиял на Франкла прежде всего своей концепцией ценностей и интенциональности как «стремления человека к смыслу и ценностям». • В сфере психотерапии аналитические работы Гуссерля помогли Франклу преодолеть психотерапевтический редукционизм и догматическую стадию в развитии психотерапии (критика психологизма). Макс Шелер. Однако наибольшее влияние, пожалуй, оказал Макс Шелер, которого сам Франкл называл своим духовным отцом. Франкл (Frankl, 1985, 153) писал о том, что фундаментальную работу Шелера «Формализм в этике и материальная этика ценностей» он долгое время постоянно носил с собой «как Библию». Влияние Шелера на логотерапию также прослеживается на трех уровнях: методологическом, онтологическом и аксиологическом.
Макс Шелер был для Франкла духовным отцом.
• На методологическом уровне Франкл перенял у Шелера феноменологический метод, метод сбора и анализа данных (Gould, 1987, 118; Fabry, 1980, 66; Zirdum, 1984, 23). Применение феноменологии Шелера к поведению человека показало также своеобразие человеческих феноменов как несводимых ни к чему другому (Gould, 1987, 118). • На онтологическом уровне это влияние обнаруживается прежде всего в концепции человека, особенно в той ее части, которая касается духовной Person. Вслед за Шелером Франкл характеризует человека как «говорящего " нет" », как «аскета жизни» и как «ищущего Бога». Давая характеристику способностей духа, Франкл, как и Шелер, в особенности выделяет «упрямство духа». В отличие от Шелера, в концепции Франкла дух понимается не столько в актуалистском, сколько в субстанциалистском ключе, то есть в соответствии с концепцией духа Фомы Аквинского. Это можно видеть, когда Франкл (Frankl, 1975, 186ff., 203ff. ) пишет, например, о «вхождении духа в тело» или о «жизни духа после смерти человека». Фундаментальное свойство духа – интенциональность – как у Шелера, так и у Франкла рассматривается как основа для открытости человека по отношению к миру. Центральным понятием, которое Франкл перенял у Шелера, является духовная Person. Однако Франкл понимает духовную Person несколько иначе, чем Шелер (поскольку и концепции духа у этих авторов разные). У Франкла духовная Person – это прежде всего «центр концентрации для психофизической сферы» (Frankl, 1979, 20f. ). Шелер же понимает ее скорее как центр духовных актов. При анализе свойств духовной Person Франкл в общем и целом согласуется с Шелером.
• На аксиологическом уровне влияние Шелера касается прежде всего концепции ценностей. Взгляды Шелера помогли Франклу преодолеть субъективизм и реляционизм в понимании ценностей. Тем не менее предложенная Франклом иерархия ценностей выглядит иначе, чем у Шелера, поэтому ее можно с уверенностью рассматривать как самостоятельное достижение Франкла (Spiegelberg, 1985, 66). Во многом взгляды Шелера и Франкла близки в понимании тех связей, которые есть у Person, особенно в понимании любви[76]. Обобщая, можно сказать, что Шелер оказал решающее влияние на Франкла в плане преодоления психологизма, биологизма и социологизма, а также в создании такой психотерапии, которая предполагает наличие у человека духовной Person (Wicki, 1991).
Наибольшее влияние на Франкла оказала философия Шелера, которая в значительной мере составляет философские основы логотерапии и экзистенцанализа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|