5.2.6. Влияние экзистенциальной философии
5. 2. 6. Влияние экзистенциальной философии
Влияние экзистенциальной философии. Другим философским направлением, оказавшим большое влияние на экзистенцанализ, является экзистенциальная философия – начиная с ее основателя Серена Кьеркегора, продолжая основными представителями в лице Карла Ясперса и Мартина Хайдеггера и заканчивая Габриэлем Марселем и Жаном Полем Сартром. Экзистенциальная философия особенно повлияла на язык экзистенцанализа и логотерапии – были переняты многие термины из словаря экзистенциальной философии.
Многие термины экзистенцанализа были заимствованы из словаря экзистенциальной философии.
Сёрен Кьеркегор. Кьеркегор наряду с Ницше, основателем экзистенциальной философии, повлиял на экзистенцанализ и логотерапию в части концепции экзистенции, понимания свободы и страха. Карл Ясперс. Влияние Карла Ясперса сводится преимущественно к пониманию человека как «принимающего решения в своем здесь‑ бытии» (Jaspers, 1962, 119), а также к пониманию структуры и качеств человеческой Person[77]. Мартин Хайдеггер. Влияние Мартина Хайдеггера распространяется на учение о бытии и экзистенции. Задачу философии Хайдеггер видел прежде всего в том, чтобы ответить на вопрос о «смысле бытия». В особенности его интересовало человеческое бытие, то есть экзистенция. Но концепция экзистенции у Хайдеггера отличается от таковой у Франкла.
Влияние Мартина Хайдеггера сказалось на понимании того, что такое «смысл бытия» и «экзистенция».
У Хайдеггера человеческая экзистенция, здесь‑ бытие (Dasein) всегда соотносится с бытием (Sein). Франкл, мысливший в большей степени в психотерапевтических категориях, различал экзистенцию в материальном и формальном смыслах. С формальной точки зрения экзистенция понималась им как «самосохранение бытия», как «бытие собой». Поэтому Хайдеггер упрекал Франкла в том, что ему в определенном смысле было присуще «забывание бытия» (Seinsvergessenheit[78]) (Schlederer, 1964, 145).
В концепциях трансценденции и самотрансценденции между взглядами Хайдеггера и Франкла прослеживаются значительные аналогии (Lantz, 2000, 81–88). Габриэль Марсель. Влияние Габриэля Марселя распространилось прежде всего на концепцию открытости человека, отношения человека к миру и связи между бытием и ценностью. Жан Поль Сартр. Есть также определенное сходство между воззрениями Жана Поля Сартра и Франкла (Frankl, 1969, 60; 1947, 50; 1979, 52).
5. 2. 7. Другие философские влияния
Влияние других философских направлений. Что касается влияния других философских направлений и отдельных философов, то здесь следует упомянуть о «вечной философии» (philosophia perennis), философии диалога (диалогике), критической философии Иммануила Канта и философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. «Вечная философия». Влияние philosophia perennis прослеживается прежде всего в философской антропологии Франкла. Однако можно говорить о том, что весь ход философской рефлексии Франкла буквально пронизан духом классической философии, в особенности его размышления о структуре человеческого бытия и его концепция Person[79]. Берущую начало от Сократа (ок. 470–399 гг. до н. э. ) диалогическую модель Франкл взял за основу при ведении терапевтической беседы, а его знаменитое «Я знаю только то, что ничего не знаю» лежит в основе познающей, феноменологической открытости. Платон (427–347 гг. до н. э. ) со своим учением об идеях стал своего рода крестным отцом при разработке представлений о смысле в логотерапии. Он постулировал существование сверхсмыслов (Uber‑ Sinn), от которых производны конкретные смыслы. Наиболее известным произведением, передающим смысл платоновского учения об идеях, является притча о пещере.
Эмпирический подход Аристотеля (384–322 гг. до н. э. ) соответствует экзистенцанализу в том виде, в котором он существует и преподается сегодня. Отправной точкой для него является не идеал, который ставится вначале (как это делал Платон), а возможное, которое завершается идеалом («реалистический идеал»). То есть в экзистенцанализе используют индуктивный способ действий. Со стороны Фомы Аквинского (1225–1274), выдающегося средневекового схоласта, прослеживается множество влияний. Франкл непосредственно перенял у него понятие unitas multiplex – «единство, несмотря на многообразие» трех измерений в человеке (Frankl, 1975, 198). Философия диалога. Философия диалога повлияла на представления об отношениях Person, прежде всего ее отношениях с Person других людей. Анализ, проведенный в рамках философии диалога (в первую очередь Мартином Бубером), помог Франклу в создании диалогической концепции встречи, где особую роль играет логос (Leslie, 1965, 33; Fabry, 1980, 95; Frankl, 1975, 225; 1978, 72, 74f. ).
Франкл использовал идеи философии диалога при создании диалогической концепции встречи.
* * *
Иммануил Кант. Серьезное влияние на экзистенцанализ и логотерапию оказала критическая философия Канта. • Метафизика и этика. Франкл восхищался Кантом и называл его величайшим философом нашего времени. Можно видеть параллели между кантовским «коперниканским поворотом» и франкловской экзистенциальной метафизикой и этикой. Франкл перенял у Канта прежде всего принципы этического формализма. Кроме того, Франкл ориентируется на Канта, когда вводит понятие «экзистенцанализ»: слово «анализ» он использует как раз в том смысле, в каком Кант в своей «Критике чистого разума» говорит об аналитических суждениях, а именно как об экспликации того, что уже содержится в экзистенции.
Франкл восхищался Кантом и называл его величайшим философом нашего времени.
• Эпистемология. У Франкла, как и у Канта, мы видим метафизическое понимание природы бытия и трансцендентальной философии. Влияние Канта на Франкла касается прежде всего эпистемологических[80] предпосылок в том смысле, что основатель логотерапии стремился преодолеть идеализм Канта в сфере теории познания. Он идентифицировал ошибки, сделанные Кантом в теории познания, и хотел преодолеть кантовский идеализм, стремясь предоставить доказательства реальности внешнего мира. Франкл соглашался с представлениями Канта о существовании «вещи в себе», но отвергал кантовский агностицизм в отношении познаваемости «вещи в себе».
• Другие влияния Канта. Другие влияния Иммануила Канта распространились на концепции смысла, счастья и ценностей, а также моральных обязательств человека. • Концепция смысла. Франкл, так же как и Кант, считал смысл трансцендентальной категорией, а сверхсмысл рассматривал по аналогии с кантовскими «постулатами практического разума». Франкловская «воля к смыслу» имеет много общего с категорическим императивом Канта. • Концепция счастья. Концепция счастья в логотерапии Франкла тесно связана с воззрениями Канта. Немецкий философ привлек внимание Франкла к тому факту что удовольствие не является целью человеческих действий. Счастье – это всегда «побочный эффект» стремления человека к смыслу и ценностям. То есть как у Канта, так и у Франкла смысл является основой для счастья. • Концепция ценностей и моральных обязательств. Концепция ценностей в логотерапии Франкла тоже по большей части заимствована из философии Канта. По аналогии с кантовским категорическим императивом ценности у Франкла носят обязывающий характер. В этом смысле Франкл также формулирует закон морали. • Помимо этого, критическая философия Канта оказала влияние на франкловское учение о человеческой Person и совести. Оба мыслителя анализировали взаимосвязи, существующие между совестью и смыслом, с одной стороны, и между совестью и любовью – с другой.
Как у Канта, так и у Франкла смысл является основой для счастья.
Георг В. Ф. Гегель. Влияние философии Гегеля касается концепции человеческого бытия, и в особенности понимания своеобразия этого бытия. Важным является влияние Гегеля и в отношении франкловской концепции временности человеческого бытия.
Другие философы. Другими философами, оказавшими влияние на Франкла, являются Сократ, Декарт, Паскаль, Ницше и Шопенгауэр. Франкл несколько раз упоминал о них. • Рене Декарт. У Декарта Франкл перенял исходный пункт всякого философствования, а именно его знаменитое Cogito ergo sum, ведь свой экзистенцанализ Франкл начал с анализа сознания; кроме того, он перенял методическое сомнение (Fabry 1980, 22; Kü hn, 1985, 155; Frankl, 1975, 123; Takashima 1984, 38). • Блез Паскаль. Наследие Паскаля можно увидеть в указании Франкла на познавательный характер любви и на «логику сердца». • Барух Спиноза. Способ мышления Спинозы (Ethica, ordine geometrico demonstrata[81]) был наиболее близок Франклу по его собственному выражению, и послужил прообразом для его онтологии и картины человека, предполагающей наличие трех измерений. • Артур Шопенгауэр. От Шопенгауэра прослеживается влияние на концепцию (духовной) экзистенции и на понимание значения воли для экзистенции. • Фридрих Ницше. И наконец, Ницше оказал большое влияние на понимание тематики смыслов, в особенности смысла страдания, а также на концепцию самореализации. От Ницше исходит идея тезиса, который часто повторял Франкл: «Тот, кто знает, Зачем он живет, выдержит почти любое Как» (Frankl, 1946a, 67). Эклектизм. Этот краткий обзор показывает, что на возникновение экзистенцанализа и логотерапии повлияли многие философские направления и многие философы. Франкл эклектически использовал эти философские представления, тем самым создав солидное и широкое основание для психотерапевтической практики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|