Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литература эпохи возрождения. Возрождение в Италии. Раннее возрождение в Италии. Петрарка




Для студентов

Этот текст выверить.

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

В понятии «Возрождение (Ренессанс)» отразилось возникшее в трудах гуманистов представление об историческом развитии че­ловечества. Возрождение — культурологический термин, он коор­динируется с употребляемым в исторической науке понятием «эпо­ха первоначального накопления» (промежуточная стадия между феодальной и капиталистической формациями). К этому времени относятся такие грандиозные трансформации, как переход от ге­гемонии сельской к гегемонии городской культуры; формирова­ние больших государств и наций; становление национальных язы­ков и национальных культур. Возникает новый культурный иде­ал — «универсальный человек», реализующий себя в различных сферах деятельности. Великие географические открытия, путеше­ствия Васко да Гамы, Колумба, Магеллана, Дрейка за короткий исторический срок полностью меняют представления европейцев о масштабах Земли. Открытие прямой перспективы в живописи связано с этим процессом: на смену вертикальной концепции мира приходит горизонтальная концепция, связанная с приоритетным интересом к земным просторам, а не к небесным высям.

Гуманизм. В XIV в. в Италии складывается идеология Ренессанса — гуманизм. Гуманисты в поисках опоры для нового взгляда на мир обращаются к античности, изучают произведения античных мыс­лителей. Но происходит не просто возвращение к прежним цен­ностям. Для гуманизма характерно соединение античного антро­поцентризма («Человек есть мера всех вещей»), относившегося только к свободным людям, со средневековой идеей равенства, вытекающего из теоцентризма («Все люди равны перед Богом»).

Такое прославление человека имело и свою оборотную сторо­ну, о которой подробно, с большим количеством примеров пи­сал А. Ф. Лосев в «Эстетике Возрождения». Появление плеяды ге­ниев, титанов мысли соседствует с безудержным эгоизмом, сво­бодой от каких-либо моральных ограничений, жестокостью, ко­варством, немыслимыми злодеяниями. Об оборотной стороне ре-нессансного титанизма можно судить по знаменитой книге италь­янского гуманиста Никколо Макиавелли (1469— 1527) «Государь» (1513, опубл. 1532), рисующей идеального правителя как человека, который для укрепления своей власти должен цинично презреть все нравственные обязательства, не останавливаться ни перед чем, даже если речь идет об убийствах, измене, беззаконии. Ренессан-

I мый макиавеллизм с поразительной силой воплотил У. Шекспир и образе короля-злодея Ричарда III.

Периодизация эпохи Возрождения. Типологический подход по­топил академику Н. И. Конраду выделить эпоху Возрождения в Китае, отнеся его к IX—XI вв.; А. Ф. Лосев говорит о Возрожде­нии в Грузии X в. и т. д. Но традиционно Возрождение связывают ( сиропейской культурой, и хотя в разных странах оно относится »■ разному времени, удобно воспользоваться схематичной перио-шпацией итальянского Возрождения, самого раннего и одновре­менно базового для европейского Ренессанса в целом: XIV в. — Р. шнее Возрождение, XV в. — Высокое Возрождение, XVI в. — Позднее Возрождение.

ВОЗРОЖДЕНИЕ В ИТАЛИИ

Раннее Возрождение в Италии

На XIV в. в Италии приходится Раннее Возрождение (Тречен-го). Следующее после Данте поколение деятелей итальянской культуры формулирует новые ценности — идеи гуманизма. Уни­кальной чертой итальянского Ренессанса является выдвижение наиболее значительных писателей именно на ранней стадии, в XIV в., называемом по-итальянски Треченто. Это были Петрарка и Боккаччо.

Петрарка

Франческо Петрарка (1304 — 1374) — первый европейский гу­манист, родоначальник новой европейской поэзии. Персональная модель Петрарки породила такое влиятельное явление, как пет-раркизм.

Биография. Отец поэта Пьетро ди Паренцо, по прозвищу Пет-ракко дель Инчиза, был представителем партии белых гвельфов и имеете с Данте в 1302 г. был изгнан из Флоренции. 20 апреля 1304 г. в Ареццо у него родился сын, названный Франческо (впо-■ педствии взявший в качестве поэтического имени латинизиро-ианное прозвище отца — Петрарка). Когда в Пизе собрались бе-иле гвельфы, чтобы поддержать борьбу императора Генриха VII 11 ротив Флоренции, семилетний Петрарка, оказавшийся там вместе | родителями, единственный раз в жизни видел Данте. По насто-■ п1ию отца Петрарка получает юридическое образование сначала и университете Монпелье, потом в Болонском университете, но юриспруденцией не интересуется, а читает античных классиков. Как рассказывал сам поэт, его отец, разгневанный этим, бросил и огонь книги античных авторов, но, смягчившись слезами сына,

вытащил из огня сочинения Вергилия и «Риторику» Цицерона со словами: «Хорошо, пусть одна из этих книг поможет твоим тру­дам, а другая — досугу». Позже Петрарка называл Цицерона сво­им отцом, а Вергилия — братом. В 15 лет Петрарка пишет стихот­ворение на латинском языке, посвященное смерти матери, — его первое дошедшее до нас произведение.

В Авиньоне 6 апреля 1327 г. во время утренней мессы в церкви Св. Клары Петрарка впервые увидел прекрасную юную даму по имени Лаура, которую безответно полюбил на всю жизнь и вос­пел в своих стихах, вошедших в «Книгу песен» — самое знамени­тое его произведение. Очевидно, это была Лаура де Новее, жена рыцаря Гуго де Сада, хотя спор о том, кто была Лаура и была ли она вообще, шел несколько столетий и не имеет окончательного решения. Вскоре Петрарка вступает в духовное сословие и стано­вится «застольным капелланом» кардинала Джованни Колонна, выполняет различные поручения в Париже, Льеже, Кельне, Ли-; оне (позже посещает Рим и печалится по поводу его упадка).

Петрарка начинает осознавать величие человека прежде всего через себя. Так, 24 апреля 1336 г. он вместе с братом Герардо под­нимается на одну из альпийских вершин — Ветреную гору (Мон-те Вентозо, высота — 1912 м) только для того, чтобы увидеть мир с вышины и насладиться красотами природы (став своего рода первым европейским туристом). При этом для него важны куль­турные ассоциации: он руководствуется описанием восхождения' царя Филиппа на гору Гем, откуда открывался вид сразу на Чер­ное и Адриатическое моря. Восхождение было описано античным историком Титом Ливием, чьи сочинения незадолго до этого Пет­рарка критически отредактировал. На вершине горы поэт читает «Исповедь» Августина Блаженного.

В 1337— 1341 гг. Петрарка поселяется в местечке Воклюз под Авиньоном, где занимается литературным трудом, пишет стихи о< Лауре на итальянском языке, поэму «Африка» на латинском язы­ке, которую он особенно ценил и предназначал для вечности, прозаическое сочинение «О преславных мужах», поэму «Триумф! Любви» и другие произведения. Считается, что это первый в евро­пейской культуре пример «литературного уединения».

Достигнув 35 лет (возраста «середины жизни» по Данте), Пет­рарка начинает хлопотать о том, чтобы его, по обычаям древних римлян, увенчали лавровым венком как лучшего поэта. Характер­но, что Данте отказался от такого увенчания, предложенного ему в 1319 г. Болонским университетом. Петрарка, напротив, использует все свои знакомства для реализации этого намерения, и 1 сентября 1340 г. получает сразу два сообщения о готовности увенчать его лаврами — из парижской Сорбонны и из Рима. Он выбирает Рим, самонадеянно считая, что этот торжественный акт будет способ­ствовать объединению Италии, заранее пишет «Капитолийскую

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...