Высокое и Позднее Возрождение в Италии
г речь», ради большего эффекта сдает в Неаполе экзамен и получает докторскую степень. 8 апреля 1341г. Петрарка был торжественно увенчан лавровым венком на Капитолии в Риме, прочел свою речь перед сенатом, был объявлен почетным гражданином Рима. В 1350 г. Петрарка по приглашению Боккаччо впервые посетил Флоренцию. Тогда они в первый раз увидели друг друга и стали чрузьями. Но несмотря на уговоры властей Флоренции, Петрарка, сын изгнанного из города соратника Данте, отказался поселиться в этом городе. Он жил в Милане, Падуе, Венеции, Риме, Павии, даже в Праге, но только не во Флоренции, оскорбившей его отца. Если Данте даже перед смертью не мог вернуться на родину, то представитель следующего поколения, первый чело-нек Возрождения Петрарка сам выбирает, где ему жить, он обласкан папой, императором, властителями многих стран, он был иправе в одном из писем к Боккаччо гордо заявить: «Это лишь казалось, что я жил при князьях, на деле же князья жили при мне». Нескромность Петрарки сейчас нередко вызывает улыбку, но это были ранние, еще незрелые проявления ренессансного культа человека, ставшего «мерой всех вещей». Среди своих произведений Петрарка особенно ценил поэму Африка» (незаконч., 1339—1342) о римском полководце Сципионе Африканском, победившем Ганнибала. Эту поэму, предназначенную для вечности, Петрарка писал на латинском языке и отказался публиковать ее при жизни. Другое произведение, ко-трым дорожил поэт, — цикл поэм «Триумфы» (1354—1374). За - Триумфом Любви» следует «Триумф Смерти», так как Смерть побеждает Любовь, затем «Триумф Славы», побеждающей Смерть, Гриумф Времени», побеждающего Славу, «Триумф Вечности» — итоговое произведение, написанное в последний год жизни. Петрарка умер в ночь с 18 на 19 июля 1374 г. в Арква недалеко от »11лдуи, в своем доме, где провел последние пять лет жизни. В одном из писем к Боккаччо он высказал пожелание: «Пусть смерть шетанет меня читающим или пишущим». По преданию, он умер, • очиняя жизнеописание Юлия Цезаря для книги биографий в духе 11лутарха «Преславные мужья». Петрарка был с величайшими почестями похоронен в Падуе.
«Книга песен» («Канцоньере»). Мировая слава Петрарки в веках • низана не с поэмой «Африка», а с его «Книгой песен», посвященной любви к Лауре. Стихи, вошедшие в книгу, он начал пи-| III» в 1327 г.; первую редакцию закончил в 1342 г., последнюю — и 1374 г. То, что стихи писались не на латинском, а на итальян- | ом языке (в просторечии «вольгаре»), означает, что Петрарка писал их не для вечности, не для потомков, а для себя. Итальян-■ кий язык не обладал литературной формой, и именно благодаря Ьожественной комедии» Данте и «Книге песен» Петрарки он обрел эту форму в поэзии. I Луков «Книга песен» — лирическая исповедь поэта. Ее стержень — образ Лауры. 6 апреля 1348 г., в год «черной смерти» — чумы, охватившей Европу, и в день 21-й годовщины первой встречи с Петраркой Лаура умерла. Отсюда разделение книги на две части: «На жизнь Мадонны Лауры» и «На смерть Мадонны Лауры». В первой части основой поэтической образности становится сравнение Лауры с нимфой Дафной (обратившейся в лавр, священное дерево Аполлона, покровителя поэзии). Во второй части Лаура, подобно Беатриче в «Божественной комедии» Данте, выступает небесным ангелом-защитником Петрарки. Портрет Лауры в стихах Петрарки не отличается богатством деталей и красок: поэт говорит о ее «золотых волосах», «высоком лбе», «тонких пальцах». Иногда в описании внешности Лауры встречаются противоречия. Так, например, ее манера ходить называется то легкой походкой, то тяжелой поступью. Это дало основание исследователям высказать сомнение в существовании Лауры: созвучие имени с итальянским названием лавра (1аиго) позволило предположить, что Петрарка воспевает не любовь к женщине, а любовь к славе.
Если образ Лауры в «Книге песен» не индивидуализирован, то впервые в европейской поэзии здесь предпринята попытка индивидуализировать любовное чувство поэта. В сонете ЬХ1, одном из самых известных, поэт говорит лишь о «прекрасных глазах» Лауры, зато подробно анализирует оттенки своих переживаний. Он благословляет «день, месяц, лето, час и миг», когда встретил Лауру, боль любовного чувства, которую испытал впервые, и, наконец, свои «певучие канцоны» — результат «дум золотых о ней». Можно говорить и об индивидуализации поэтического стиля. Сравнение разных редакций одних и тех же стихотворений убедительно показало, что многолетняя работа поэта над ними шла в двух основных направлениях: удаление того, что затемняет смысл (непонятности, двусмысленности), и придание тексту большей музыкальности. Исследователь итальянской литературы Н. Тома-шевский, опираясь на длительную традицию анализа текстов Петрарки, писал: «Единицей петрарковской поэзии является не слово, но стих или, вернее, ритмико-синтаксический отрезок, в котором отдельное слово растворяется, делается незаметным. Единице этой Петрарка уделял преимущественное внимание, тщательно ее обрабатывал. Чаще всего у него ритмико-синтаксическая единица заключает в себе какое-нибудь законченное суждение, целостный образ. (... ) Показательно и то, что Петрарка от-! носится к малому числу тех итальянских поэтов, чьи отдельные стихи стали пословичными. Как общая закономерность слово у: Петрарки не является поэтическим узлом»1. 'Томашевский Н. Предисловие //Петрарка Ф. Лирика; Автобиографическая проза. — М., 1989. — С. 10. Петрарка включил в «Книгу песен» стихи различных жанров — |канцоны, в том числе и на политические темы, например, знаменитая канцона «Италия моя... »), баллады, секстины, послания, мадригалы. Но основу книги составляют 317 сонетов. Петрарка по праву считается непревзойденным мастером этого жанра. Обычно он пишет сонеты на 5 рифм с последовательностью аЬЬа аЪЪа ейе с (1е. Первоначально Петрарка стремился к максимальной виртуозности стиха, позже его стих становится все более прозрачным, чищенным «поэтизмов», о нем можно сказать словами выдающе-I ося деятеля итальянской культуры рубежа XVI — XVII вв. К. Джезу-альдо: «В нем нет ничего такого, что было бы невозможно в прозе». В качестве примера можно взять начало сонета СХИ: «Сеннуч-чо, хочешь, я тебе открою, // Как я живу? Узнай же, старина: // ( градаю, как в былые времена, // И остаюсь во всем самим со-1юю» (перевод Е. Солоновича). Прозаизация поэзии, отмеченная ис-шедователями, позволяет воспринимать сонеты Петрарки без комментариев, какими снабжал Данте свои стихи в «Новой жизни».
По пути, намеченному Петраркой, впоследствии пошло развитие всей европейской поэзии. Боккаччо Джованни Боккаччо (1313 — 1375) — великий итальянский гуманист, основоположник психологизма в европейской литературе. Этот писатель определил основные черты жанра новеллы, был 0 л ним из создателей итальянского литературного языка. Его сбор- Биография. Боккаччо родился в семье богатого флорентийско-и) купца. Традиционное мнение о том, что он родился в Париже, 1 ейчас оспаривается. Вероятно, он родился во Флоренции или нового сладостного стиля». Немалую роль в его жизни сыграла неразделенная любовь к незаконной дочери неаполитанского короля Роберто II Марии д'Аквино, которую Боккаччо, в соответ-I шин с куртуазной традицией, называл ласковым псевдонимом Фьяметта (огонек). Поэмы «Филострато», «Фьезоланские нимфы» пол готовили его к большим литературным свершениям. Вернувшись во Флоренцию, Боккаччо, представитель правящей партии черных гвельфов, выполнял ряд ответственных поручений. Здесь
же он пережил страшную чуму 1348 г., а в 1350 г. познакомился с Петраркой. В конце жизни Боккаччо стал рассматривать свое жизнелюбие как грех, был готов отказаться от «Декамерона» и сжечь свою ценнейшую библиотеку, от чего его отговорил Петрарка. Однако возвращение к средневековому мировоззрению уже не могло отменить того, что сделал Боккаччо для утверждения ре-нессансного взгляда на мир и человека. Боккаччо был первым исследователем творчества Данте. «Фьяметта». Около 1345 г. Боккаччо написал небольшую прозаическую повесть «Фьяметта». Сюжет ее предельно прост. Юноша Памфило полюбил замужнюю женщину Фьяметту, и та ответила на его любовь. Влюбленные вынуждены скрывать свои чувства от посторонних, и это им удается. Отец Памфило отправляет сына в другой город, что печалит влюбленных. Фьяметта узнает, что Памфило там женился. Известие повергает ее в глубокую скорбь, но есть надежда, что женитьба — лишь исполнение воли отца. Однако позже оказывается, что Памфило не женился, но полюбил другую женщину. Теперь отчаяние Фьяметты безмерно. Ее причитаниями заканчивается повесть. Это произведение интересно тем, что в нем впервые в европейской литературе последовательно проведен принцип психологизма. Под психологизмом понимается система художественных средств для раскрытия внутреннего мира человека. Боккаччо создает такую систему: он предельно упрощает событийную сторону и вводит монолог героини, через который раскрывается гамма ее чувств от радостных в начале повести до печальных в конце. Существенно, что внешний мир героев — их поведение, видимое другим людям, самим сюжетом противопоставлено их внутреннему миру; они живут двойной жизнью, не смея обнаружить перед посторонними свои подлинные чувства. «Фьяметта» стоит у истоков группы психологических жанров в европейской литературе. «Декамерон». «Декамерон» (1348—1353) — один из величайших памятников Возрождения. В этом произведении Боккаччо выступает как создатель жанра новеллы, определивший ее тематику, систему образов, композицию (прием «фалькон» — неожиданный поворот действия), язык. Жанр новеллы возник из бытовых устных рассказов (новелла в переводе — «новость»). В «Декамероне» 100 новелл, организованных в цикл с помощью рамочной новеллы о чуме во Флоренции 1348 г. Десять человек (семь девушек и трое юношей), собравшихся в церкви Санта Мария Новелла, осуждают разгул низменных страстей, порожденный чумой, они хотят сохранить душевное здоровье и достоинство, решив удалиться в загородную виллу и там переждать, пока чума не отступит. Чтобы скоротать время, они договариваются ежедневно рассказывать по одной новелле каждый (отсюда название книги: «Декамерон» — по-гречески «десятидневник»).
1ПП - Так в рамочной новелле возникает главная идея книги: ценно-г ги жизни (естественные чувства, земные, плотские желания, жизнерадостность, веселье) могут победить все, что жизни противостоит, — болезнь, мертвящие оковы средневекового мира (церковного фанатизма, феодальной зависимости), саму смерть. В каж-юй из 100 новелл эта общая мысль представлена какой-то конкретной гранью: есть новеллы антиклерикальные (например, 1-я и I. '-я новеллы первого дня), новеллы в защиту женщин, изменяющих своим мужьям (против брака не по любви, а в соответствии I с феодальными традициями, лишающими женщину права сво-иодного выбора), новеллы веселые и грустные и т. д. Композиция книги выстроена, как мозаика: каждая новелла облагает закон- I ченностью, отражая какой-то фрагмент жизни, но только все новеллы в целом позволяют раскрыть гуманистическую концепцию мира и человека, для которой характерны реабилитация юмного, плотского начала, защита естественного чувства, оптимизм. При этом образы рассказчиков занимают особое место в системе образов «Декамерона»: им не присущи индивидуальные черты, они в совокупности воплощают идеал человека эпохи Возрождения. Боккаччо, написавший книгу на тосканском диа-пекте народного языка, понятного и образованному, и неграмотному итальянцу, стал основоположником итальянского про-(аического литературного языка. Его «Декамерон» — самая популярная книга европейского Возрождения. Высокое и Позднее Возрождение в Италии Высокое Возрождение (Кватроченто, XV в. ). К этому времени относится расцвет гуманизма: деятельность Платоновской академии во Флоренции, утвердившей особую роль философии Платона и неоплатонизма в развитии гуманизма; труды Джованни Пико аелла Мирандолы (1463—1494)., в речи «О достоинстве человека» (1486), воспевавшего величие человека — «венца мироздания»; расцвет живописи, скульптуры, архитектуры (Брунеллески, Аль-берти, Донателло, Верроккьо, Мантенья, Боттичелли, Леонардо: а Винчи, Рафаэль, Микелацщжело, Джорджоне, ранний Тициан). В образах Мадонны, святого) Себастьяна обнаруживается стремление соединить идею святости с изображением прекрасного, идеального человеческого тела. Среди достижений итальянской литературы XV в. — развитие жанра новеллы в сборнике «Иовеллино» (опубл. 1476) Мазуччо (под этим псевдонимом писаш Томмазо Гуардати, ок. 1420 — ок. 1475). Возникает рыцарская поэма итальянского Возрождения. В поэмах «Большой Моргайте» (1482) Луиджи Пульчи (1432 — 1484), «Влюбленный Роланд» (шезаконч., полн. изд. 1506) Маттео Боярдо (1441— ок. 1494) происходит ренессансное переосмысление мотивов «Песни о Роланде». Позднее Возрождение (Чинквеченто, XVI в. ). В этот период продолжают развиваться ренессансные представления об «универсальном человеке», о чем свидетельствует получивший большую известность трактат «Придворный» (1513—1518, опубл. 1528) Баль-дассарре Кастильоне (1478—1529). Однако уже в конце XV в. появляются кризисные тенденции в ренессанснои культуре, что так ярко ознаменовано сожжением произведений искусства религиозным фанатиком Савонаролой во Флоренции. Усиление этих тенденций в XVI в. можно отметить в «Государе» Н. Макиавелли, позднем творчестве художников Микеланджело, Корреджо, Тициана, Тинторетто, Караваджо. Основные достижения итальянской литературы XVI в. во мно-гом связаны с судьбой поэтической традиции Петрарки. Петрар-кизм не только повлиял на поэтическое творчество итальянцев, но и получил теоретическое обоснование (П. Бемпо). Крупнейший литературный памятник эпохи — героическая поэма в октавах1 Лудовико Ариосто (1474—1533) «Неистовый Роланд» (1-е изд., 40 песен — 1516; 3-е изд., 46 песен — 1532). Существует непосредственная сюжетная связь этого произведения с «Влюбленным Роландом» Боярдо, хотя определенное значение имеют античные и средневековые источники. Ариосто демонстрирует выдающееся мастерство в создании образов. Немалую роль играет в поэме фантастика. А. С. Пушкин, высоко ценивший «Неистового Роланда», перевел фрагмент поэмы (песнь XXIII, октавы 100-112). Получает развитие драматургия и театр. Именно в этот период зарождается комедия масок. Появляется первая итальянская классическая трагедия — «Софонисба» (1515, опубл. 1524) Джанджор-джо Триссино (1478—1550), который опирался на правила Аристотеля, традиции Софокла и Еврипида. Эта линия была продолжена в итальянской драматургии, в частности в «Горациях» (1546) Пьетро Аретино (1492— 1556), трагедии, предваряющей сюжет трагедии П. Корнеля «Гораций». «Аминта» (1573, опубл. 1580) Торк-вато Тассо (1544—1595) — наиболее совершенный образец еще одного драматургического жанра — пасторальной драмы. Пасторальность как стремление уйти от трудных жизненных проблем в мир идиллии обнаруживается и в прозе, например, в пасторальном романе Джакопо Саннадзаро «Аркадия», оказавшем огромное влияние на последующее развитие пасторального жанра в европейской литературе. Среди прозаических жанров по-прежнему видное место занимает жанр новеллы. Особо следует выделить новеллы «Венецианский мавр» Джанбатисты Джираль- Октава — строфа из 8 стихов с рифмовкой аЬа Ьа Ьсс.
ци Чинтио и «Ромео и Джульетта» Маттео Банделло как источники сюжетов трагедий У. Шекспира «Отелло» и «Ромео и Джульетта». Одно из высших достижений Позднего Ренессанса — «Освобожденный Иерусалим»1 Торквато Тассо, эпическая поэма в ок-гавах, в которой поэт, с одной стороны, вступает в спор с Арио-сто, а с другой — продолжает его традиции. В основе поэмы, по-нествующей о рыцарских крестовых походах, — столкновение Запада и Востока, реального и фантастического, любви и веры. Помой Тассо как бы подводится итог Ренессанса в Италии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|