Английская ренессансная драматургия «университетских умов» — I
Английская ренессансная драматургия «университетских умов» — I предшественников Шекспира. Многое из того, что связывается с I именем Шекспира, было подготовлено его предшественника- I ми — «университетскими умами». Роберт Грин многое сделал для I формирования английской комедии («Комическая история об Аль-1 фонсе, Короле Арагонском», 1587; «Приятная комедия о Джордже Грине, векфильдском полевом стороже», опубл. 1599; и др. ), I продемонстрировав возможность сочетать счастливую развязку с 1 драматическими эпизодами, близкими к трагедии. Томас Кид I (1558—1594) разработал популярнейший жанр трагедии мести! («Испанская трагедия», ок. 1587). Он опирался на традиции Сене- I ки, пересмотревшего аристотелевское понимание катарсиса. Как! уже говорилось, для Сенеки нет единого чувства страха и сострада- | ния: страх связывается с персонажами-злодеями, сострадание — с! персонажами-жертвами. У Кида трагическое совпадает с ужасным I в жизни, он буквально усеивает сцену трупами. Как предполагают некоторые исследователи, Кид был автором несохранившейся трагедии о Гамлете, на которую опирался Шекспир при создании 1 своего «Гамлета». В трагедии Кида развивалась тема мести, появ- I лялась тень отца Гамлета, был использован прием «театра в театре» — на сцене перед героями трагедии актеры разыгрывали спектакль в духе шекспировской «мышеловки». Марло. Подлинным создателем английской ренессансной трагедии можно считать величайшего предшественника Шекспира в области драматургии и его современника Кристофера Марло (1564— 1592). Он, несмотря на неаристократическое происхождение (из семьи мастера цеха сапожников и дубильщиков), получил превосходное образование в Кембридже и был удостоен степени магистра, но связал себя с театром и стал драматургом. В то же время Марло выполнял ряд секретных правительственных поручений, и, возможно, именно это стало причиной его гибели в пьяной драке. По крайней мере, его убийца не только не был казнен в соответствии с действовавшими законами, но вскоре и вовсе освобожден.
Уже в двухчастной трагедии «Тамерлан Великий» (1587— 1588) Марло вывел на первый план трагическую личность как титана воли и ума, который сам строит свою судьбу, сам ответствен за добро, возвышающее его морально, и за зло, неотвратимо ведущее его к гибели. Еще более показательна в этом отношении «Трагическая история доктора Фауста» (1589) — первая в европейской литературе обработка легенды о Фаусте, изложенной в немецкой народной книге (вышедшей во Франкфурте в 1587 г.; Марло пользовался ее английским переводом). Образ Фауста демонстрирует развитие категории трагического у Марло в сравнении с жанром «кровавой трагедии», как он представлен в «Испанской трагедии» Томаса Кида. Марло создает философско-психологическую Фмгедию, в которой представление о трагическом как физически \ жасном уступает место анализу трагических противоречий в душе проя (что замечательно передано в русском переводе К. Д. Бальмонта). Марло сыграл заметную роль в разработке белого стиха и ряда художественных приемов, которыми воспользовался в своих произведениях Шекспир. Сравнивая такие произведения, как •Мальтийский еврей» (1590) Марло и «Венецианский купец» Шекспира, «Эдуард II» (1592) Марло и исторические хроники Шекспира, можно с уверенностью констатировать преемственность, связывающую этих великих драматургов. ПЕРЕХОД ОТ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ К XVII ВЕКУ 1 На рубеже XVI —XVII вв. в европейской культуре происходит один из самых значительных переворотов, связанный с заменой одной парадигмы мировосприятия на другую. Суть этого переворота замечательно описал французский философ и культуролог Мишель Поль Фуко (1926— 1984) в фундаментальном труде «Слова и вещи» (1966)'. Он отмечал: «Вплоть до конца XVI столетия категория сходства играла конструктивную роль в знании в рамках европейской культуры»2 и в качестве основных фигур сходства выделял пригнанность, соперничество, аналогию и симпатию (с парной к ней антипатией)3. Напротив, в европейском мышлении начиная с XVII в. знание, основанное на сходстве вещей (или принципе Великой аналогии), уступает место собственно научному знанию (системно-логическому, пытающемуся выявить объективные законы мира на основе опыта, осмысленного в свете принципа причинно-следственных связей).
Переход от Возрождения к культуре Нового времени отразился в литературе прежде всего концептуально (смена указанных парадигм). Но произошел не менее значимый собственно литературный переворот: если старая литература развивалась прежде всего через смену жанров, литературный процесс Нового времени в первую очередь связан с развитием и сменой художественных методов (стоящих над жанрами систем принципов отбора, оценки и воспроизведения феноменов действительности и сознания средствами литературы). Этот переход обнаруживается в творчестве величайших гениев эпохи — Шекспира и Сервантеса, в большей мере «старых» писателей, но проложивших дорогу «новым» писателям и поэтому ставших (подобно Данте для предыдущего переворота) центральными фигурами мирового литературного процесса. В их творчестве рождается «праметод», который в нашей науке на протяжении нескольких десятилетий принято было называть «ренессансным реализмом». В настоящее время этот термин, в связи с кризисом самого понятия «реализм», практически 1 См.: Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. — СПб., 2 Там же. — С. 54. 3 См. там же. — С. 55 — 62. перестал употребляться. В этом умолчании, во многом конъюнк-I |чюм, есть и свое рациональное зерно, ведь реализм в его зре-л и х формах основывается на выявлении причинно-следственных |, 1кономерностей бытия, в то время как у Шекспира и Сервантеса ищущую роль еще играет логическая инверсия, связанная со старым, телеологическим (идущим от цели, конечной точки) взгля-н 1м на мироустройство. Однако их прорыв к осмыслению причинно-следственных закономерностей бытия человека и мира столь очевиден, что мы можем определить их «праметод» как гумани-I шческий протореализм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|