Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Название раздела 1 Международный уровень нормативно-правового регулирования образования лиц с ограниченными возможностями здоровья




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И СПЕЦИАЛЬНОГО (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

Направление: 44.04.03

Специальное (дефектологическое) образование

 

Уровень образования: магистратура

Направленность (профиль): « Психолого-педагогическое сопровождение

Лиц с нарушениями речи», «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 5

2  СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 6

3  СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 12

4  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 16

5  ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 18

6  МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ... 24

7  ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 27

8  ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 27

9  ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 27

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 27

 


 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Место дисциплины в структуре образовательной программы.

В процессе обучения и практической подготовки будущих магистров в области психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи в системе образования, социальной сферы и здравоохранения важное значение в реализации интеграционных процессов в отношении государства и общества к лицам с ОВЗ принадлежит курсу «Проблемы науки и специального (дефектологического) образования на современном этапе».

Дисциплина «Проблемы науки и специального (дефектологического) образования на современном этапе». относится к обязательной части блока 1. «Дисциплины (модули) учебного плана, имеет трудоемкость 2 з.е. (72 часа) на очной и на заочной форме обучения. Из них 16 часов – контактная нагрузка на дневной форме обучения (6 часов – лекционные занятия, 10 часов – практические занятия), 56 часов отводятся для самостоятельной работы обучающихся. На заочной форме обучения 8 часов – контактная нагрузка (4 часа – лекционные занятия, 4 часа – практических занятий), 60 часов отводится для самостоятельной работы студентов и 4 часа выделено на контроль в форме зачёта. Промежуточный контроль осуществляется в форме зачёта в первом семестре.

Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в других дисциплинах образовательной программы.

Курс «Проблемы науки и специального (дефектологического) образования на современном этапе» тесно связан с дисциплинами «Специальная педагогика» и «Специальная психология». Для освоения дисциплины студентам необходимы знания современного состояния системы образовательной системы, специального коррекционного образования, глубокие знания нормативно-правового поля отечественной системы просвещения. Студентам необходимы умения ориентироваться в структуре дефекта различных вариантов нарушений развития. Компетенции, формируемые в рамках обозначенной учебной дисциплины, полагаются на владение студентами основными приёмами и методами определения противоречий и поиска путей их разрешения в интеграции систем специального (коррекционного) и общего образования нашей страны.

Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

При изучении дисциплины студенты знакомятся с основными нормативно-правовыми актами международного, федерального и регионального уровней, инновациями в системе помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья г. Челябинска. Благодаря этому курсу у студентов должны сформироваться глубокие и устойчивые представления об основных тенденциях развития современной дефектологии в теоретическом и прикладном аспекте. Это позволит им глубоко и осознанно понимать основные векторы развития специальной (коррекционной) помощи лицам с ОВЗ как в нашей стране, так и за рубежом.

Изучение и освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин как  «Методология и методика научного исследования», «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья», для прохождения Учебной (ознакомительной) практики.

1.4. Цель и задачи дисциплины:

Цель

- формирование у магистранта представлений о современном этапе и основных направлениях развития специального образования в России в научном и прикладном аспекте.

Задачи

- определение основного направления исследований в рамках научно-исследовательской работы;

- определение современного уровня развития специального образования;

- применение знаний специфики реализации ФГОС на разных уровнях образования для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.


Таблица 1

Планируемые результаты обучения

№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) Код и наименование индикатора достижения компетенции Образовательные результаты

1.

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

ИУК-1.1. выявляет основные структурные компоненты проблемной ситуации, комплексно их анализирует. Формулирует условия и задачи для выхода из проблемной ситуации.   З.1. Основные нормативно-правовые акты международного и федерального уровней, регулирующие систему специального образования; основные направления развития отечественной системы специального образования  
ИУК-1.2. Вырабатывает стратегии и тактики решения задач для оптимального выхода из проблемной ситуации.   У.1. Находить противоречия между существующей системой сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и основными требованиями международных нормативно-правовых актов в области защиты прав лиц с ОВЗ
ИУК-1.3. Прогнозирует вероятностные риски, учитывает их, предупреждает появление других проблемных ситуаций   В.1. Понятийным аппаратом современной отечественной специальной педагогики и психологии; навыками решения противоречий между требованиями нормативно-правовых актов и практическим состоянием сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2.

ОПК-3 способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями

ИОПК-3.1. Знать современные тенденции организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся в условиях  реализации федеральных государственных образовательных стандартов З.2. Коррекционную составляющую Федеральных государственных образовательных стандартов разных уровней образования и для детей с ОВЗ; основные направления развития современной специальной педагогики и психологии в теоретическом и практическом аспектах
ИОПК-3.2. Уметь определять диагностические и прогностические показатели коммуникативного и  психофизического развития обучающегося с ОВЗ с целью плановой организации учебно-воспитательного процесса в условиях совместного и индивидуального обучения и воспитания У.2. Анализировать примерные адаптированные образовательные программы; определять поле исследовательской деятельности в области инклюзии и интеграции детей с ОВЗ
ИОПК-3.3. Владеть современными коррекционно-педагогическими технологиями, реализация которых способствует оптимизации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе, с особыми образовательными потребностями В.2. Современными технологиями проектирования образовательных маршрутов детей с ОВЗ; основными стратегиями инклюзии или интеграции ребёнка с ОВЗ в образовательное пространство; технологиями анализа нормативно-правового обеспечения инклюзивного обучения детей с ОВЗ

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Таблица 2.1

Тематическое планирование дисциплины «Проблемы науки и специального (дефектологического) образования на современном этапе» (дневная форма обучения)

 

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

  Л ЛР ПЗ СРС

Всего

  1

2

4 5 6 7

8

  1

Раздел 1. Международный уровень нормативно-правового регулирования образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

       

 

  1.1.

Современный этап развития системы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

2   2 10

14

   

Итого по разделу

2   2 10

14

  2

Раздел 2. Основные направления модернизации отечественной дефектологии

       

 

  2.1.

 Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья

2     12

14

  2.2.

Система выявления и оказания ранней помощи детям с ОВЗ

    2 12

14

  2.3.

Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ

    2 8

10

  2.4.

Образование лиц с ОВЗ в условиях реализации ФГОСов разных уровней

    2 8

10

  2.5.

Проблемы и перспективы развития дефектологической науки в России

2   2 6

8

   

Итого по разделу

4   8 46

56

   

Всего

6   10 56

72

Контроль: зачет

 

Итого

72

 
                   

Таблица 2.2.

Тематическое планирование дисциплины «Проблемы науки и специального (дефектологического) образования на современном этапе» (заочная форма обучения)

 

 

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

  Л ЛР ПЗ СРС

Всего

  1

2

4 5 6 7

8

  1

Раздел 1. Международный уровень нормативно-правового регулирования образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

       

 

  1.2.

Современный этап развития системы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

2     10

12

   

Итого по разделу

2   2 10

12

  2

Раздел 2. Основные направления модернизации отечественной дефектологии

       

 

  2.1.

 Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья

    2 10

12

  2.2.

Система выявления и оказания ранней помощи детям с ОВЗ

    2 10

12

  2.3.

Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ

      10

10

  2.4.

Образование лиц с ОВЗ в условиях реализации ФГОСов разных уровней

      10

10

  2.5.

Проблемы и перспективы развития дефектологической науки в России

2     10

12

   

Итого по разделу

2   4 50

56

   

Всего

4   4 60

68

Контроль: зачет

4

 

Итого

72

 
                   

Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Название раздела 1 Международный уровень нормативно-правового регулирования образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

Требования к результатам освоения модуля: З.1., У.1., В.1.

Содержание раздела

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...