Педагогическая диагностика сформированности ассоциативного мышления учащихся
Любое педагогическое исследование немыслимо без педагогической диагностики. Грамотная, основательная диагностика является чрезвычайно важной предпосылкой эффективного обучения, поскольку она обеспечивает целостное представление о характерных особенностях мыслительной деятельности испытуемых. Ввиду того, что в педагогике уровень умственного развития является основой для усвоения новых знаний и умений, возникновения и функционирования новых умственных действий. Исследование проходило в период с 5 октября по 6 ноября 2015 г. на базе ГУО «Средняя школа № 4 г. Барановичи». В качестве испытуемых выступили учащиеся 7 классов в количестве 35 человек экспериментальной и 15 контрольной групп. В ходе экспериментальной работы по формированию ассоциативного мышления учащихся в процессе их обучения иностранному языку были изучены следующие методики: свободный ассоциативный эксперимент, цепочный ассоциативный эксперимент, методика определения типов мышления и уровня креативности Дж. Брунера, методика определения типа мышления в модификации Г. В. Резапкиной. В рамках экспериментальной работы нашего исследования выделяется три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Первый этап — констатирующий. Данный этап включает в себя два подэтапа: подготовительный и основной. Подготовительный этап был направлен на выявление типа мышления учащегося. Основу педагогической диагностики на этом подэтапе составил опросный метод (анкетирование). Для анкетирования нами были использованы методика определения типов мышления и уровня креативности Дж. Брунера и методика определения типа мышления в модификации Г. В. Резапкиной [9, с. 117]. В анкетировании участвовало 50 учащихся 7-х классов.
Анкетирование для выявления типа мышления учащегося выполняется следующим образом: респонденту предлагается особо организованный бланк ответов в виде таблицы и список утверждений (Приложение В). Если Вы согласны с высказыванием, в бланке поставьте «», если нет «». Принимаются только ответы «+» (1 балл) или «–» (0 баллов). Если общее число баллов 10 и более, то подросток характеризуется наличием ярко-выраженных признаков развитого мышления. Таким образом, в результате анкетирования нами было выявлено 23 учащихся, набравших > 8 баллов и соответственно характеризующихся наличием (что составляет 17,7 % от общего количества учащихся), их них 15 учащихся 3-х классов и 8 учащихся 4-х классов (см. Таблицу 2.1). Таблица 2.1 — Результаты анкетирования родителей
При проведении свободного ассоциативного эксперимента регистрируется первичный ответ испытуемого. Полученное в результате эксперимента ассоциативное поле определенного слова-стимула можно считать фрагментом общего образа мира представителей исследуемого, в котором отражаются общие и специфические черты языкового сознания носителей языка. Методика проведения свободного ассоциативного эксперимента (далее САЭ) детально описана во многих работах по психолингвистике и не вызывает вопросов, гораздо сложнее выбрать правильные методы анализа ассоциативных полей, чтобы достичь поставленных целей. Главная трудность состоит в адекватной и, по возможности, многомерной интерпретации экспериментальных данных. Известно, что при интерпретации результатов ассоциативного эксперимента учитываются как количественные, так и качественные характеристики. Количественный анализ учитывает уровень стереотипности реакций, количество разных реакций на слово-стимул их вероятность возникновения. Согласно Г. А. Мартинович, по количественным характеристикам ассоциативные реакции делятся на стереотипные (частотные, наиболее регулярные, стандартные) и единичные (индивидуальные, нестандартные). Стереотипные или стандартные реакции (обычно к ним относят все реакции с частотой встречаемости равной 2) базируются на автоматической актуализации связей, возникающих на основе смежности или сходства и закрепленных в языковом сознании человека главным образом как результат прочитанного или услышанного. Единичные реакции основаны на индивидуальном сближении представлений и понятий по смежности или сходству, в результате чего создаются новые, нетипичные ассоциативные пары [3].
В свою очередь, цепочный ассоциативный эксперимент, в котором испытуемому предлагают ответить любым количеством слов-реакций, первым пришедшим в голову при предъявлении слова-стимула, ничем не ограничивая ни формальные, ни семантические особенности слов [5]. Все образы, восстановленные в результате предыдущих шагов ассоциативного поиска, не учитываются в процессе выполнения текущего ассоциативного шага. Связь между словами наблюдается в пределах одного слова. Например: тема клаузуры «Рукомойник». Рукомойник: мыть, пена, ванна, плавать, доска, чайка, парусник, лодка, рыбалка, рыба, уха, ложка, тарелка, хлеб, соль и т.д. Методика определения типов мышления и уровня креативности Дж. Брунера позволяет определить базовый тип мышления и измерить уровень креативности (см. Приложение А). Выделяют 4 базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое мышление. Выделяются следующие факторы мышления: практичность — теоретичность; гуманитарность — техничность; художественность — операторность; конкретность — абстрактность. Методика определения типа мышления, разработанная российским психологом-профконсультантом Г. В. Резапкиной (см. Приложение Б). Тест состоит из 40 утверждений, каждое из которых соответствует одному из пяти типов мышления: предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное, творческое.
Методики, которые были нами выбраны, направлены на диагностику ассоциативного мышления учащихся, а также способности школьников концентрироваться на выполняемом задании.
2.2 Структура и содержание словаря ассоциаций Одной из основных задач настоящего исследования являлась разработка СА. Ассоциативные словари – новый тип лексикографических изданий, которые отражают развитие молодой отрасти науки – психолингвистики. Первым опытом создания ассоциативных словарей в отечественной лингвистике явился «Словарь ассоциативных норм русского языка» под редакцией А. А. Леонтьева, опубликованный в 1977 году. В нём представлены реакции на 196 слов-стимулов, в совокупности формирующие АП слова [70, с. 177]. В словах-реакциях отражаются как различные типы лексико-системных связей (парадигматические, синтагматические, деривационные), так и связи индивидуальные демонстрирующие своеобразие языковой личности. В 1994 году была опубликована 1-я часть нового «Русского ассоциативного словаря» под ред. Ю. Н. Караулова. Ассоциативный тезаурус русского языка являлся новым типом словаря, в котором представлен активный словарный фонд, используемый в определённом временном промежутке, и в котором зафиксированы доминантные для этого периода понятия и связи между отдельными словами и группами слов. Данный словарь позволяет взглянуть на процессы владения и овладения языком (языками), речевого воздействия, мотивации и поведения, на характер ценностных ориентаций в мире [70, с. 178]. При этом результаты эксперимента, представленного в этом словаре, явились источником для «Ассоциативного фразеологического словаря русского языка» Д. О. Добровольского и Ю. Н. Караулова. «Словарь детских ассоциаций» представлял результаты ассоциативного эксперимента, который проводился со школьниками младших классов в Перми и Пермской области [63, с. 21].
В целом АС способствуют познанию реальной системности лексикона языковой личности, а их совершенствование позволяет расширять системные исследования лексики и ускорять разработку идеографических словарей, которые демонстрируют внутреннюю форму языка, т. е. языковую картину мира – вербализованную часть концептуальной картины мира в конкретном языке. Разработанный в рамках данного исследования СА выступил средством оптимизации процесса предъявления новых ЛЕ, т. е. использовался при выполнении ознакомительных упражнений. Отдельные слайды применялись также с целью фонетической отработки новых ЛЕ. СА был создан с использованием программы Microsoft PowerPoint. Структура словаря включает три компонента, представленных одним или несколькими слайдами (приложение А). 1. Титульный слайд; 2. Слайд «Предисловие»; 3. Слайды для предъявления новой ЛЕ: 1) «Результаты опроса учащихся» (скрытый слайд); 2) «Предъявление функции, значения и звуковой формы слова»; 3) «Этимологические характеристики ассоциативного варианта» (скрытый слайд); 4) «Примерный текст речи учителя» (скрытый слайд); 5) «Предъявление графической формы слова». В качестве примера рассмотрим вариант предъявления ЛЕ a bookcase ‘книжный шкаф’. Слайд «Результаты опроса учащихся» содержит предложенные учащимися ассоциации к определённой ЛЕ, которые преобразованы в словарную статью. Словарная статья включает слово-стимул, расположенное в центре отдельной строки, а каждый из абзацев – реакции на стимул, расположенные по мере убывания абсолютной частоты (выражена посредством арабской цифры), которая указывается после реакции, если лишь она имеет такую частоту встречаемости в ответах испытуемых; или указывается в конце группы ответов-ассоциатов с одинаковой частотой, причём, внутри этой группы реакции расположены в алфавитном порядке и отделяются от последующих ассоциаций точкой с запятой. Например, словарная статья к ЛЕ «шкаф» представлена следующими реакциями: «кладём вещи», «кладут одежду», «кладут свои вещи» 4; «храним одежду», «хранят вещи» 3; «лежит одежда» 2. Слайд «Предъявление функции, значения и звуковой формы слова» (рисунок 2.1), кроме изображения ассоциации к ЛЕ, содержит гиперссылку (обозначена символом `) на слайд, в котором представлены этимологические характеристики ассоциативного варианта, т. е. тип и вид ассоциации. В рассматриваемом примере: тип ассоциации – простая, вид ассоциации – по сходству. Рисунок 2.1 – Слайд «Предъявление функции, значения и звуковой формы слова» По гиперссылке, обозначенной символом &, можно ознакомиться с примерным текстом речи учителя на стадиях восприятия ЛЕ в контексте и осознания её значения. Для ЛЕ a bookcase эта речь может выглядеть следующим образом: “I think there is a bookcase in any house. Look at this image. You see a book and a case. Try to associate them and guess what «a bookcase» means. Say it in Russian. … You are right. Now, repeat after me, please: a bookcase”.
Следует подчеркнуть, что фонетическая отработка новой ЛЕ должна сопровождаться демонстрацией учащимся слайда «Предъявление графической формы слова» (рисунок 2.2). Рисунок 2.2 – Слайд «Предъявление графической формы слова» Таким образом, структура разработанного СА включает три компонента, представленных одним или несколькими слайдами, основными из которых являются слайды для предъявления новой ЛЕ. Словарь выступает средством оптимизации процесса предъявления и фонетической отработки новых ЛЕ, т. е. выполнения ознакомительных упражнений. Разработанный в рамках настоящего исследования комплекс упражнений для формирования иноязычных речевых ЛН учащихся с использованием приёма «установление ассоциаций» включает ознакомительные и условно-речевые упражнения, выполняемые на следующих трёх этапах: введение, тренировка и применение новых ЛЕ [16]. Э тап введения новых ЛЕ предполагал выполнение учащимися ознакомительных упражнений на основе применения разработанного СА (параграф 2.1). Иначе говоря, обучающимся предлагался пример функционирования новой ЛЕ в устном контексте, который сопровождался демонстрацией слайда с изображением ассоциации. Далее ученикам предъявлялась графическая форма новой ЛЕ и проходила её фонетическая отработка.
Таблица 2.2 – Пример варианта семантизации лексической единицы “a lamp”
На этапе тренировки учащихся в использовании новых ЛЕ обучающимся необходимо было выполнить последовательность упражнений с целью формирования речевого ЛН, в материал которых были включены изображения ассоциаций, продемонстрированные на этапе введения. Приведём примеры формулировок данных упражнений. 1. Имитационные упражнения. Например, упражнение с использованием сложной ассоциации к ЛЕ “a mirror”: Let us speak about the house. Read the statement and agree, if it’s true. Work in pairs. Use the model (приложение Б): 2. Подстановочные упражнения: 1) Circle the right image and write down the word to complete the idea; 2) Speak to your classmates about your room and your classroom (упражнение с подстановочной таблицей, где новые ЛЕ представлены изображениями); 3) Find the right image and complete the idea; 4) Look at the picture, read and complete the story (в упражнении используется картинка с изображениями ассоциаций подобно той, которая приведена в репродуктивном упражнении) (приложение В). 3. Трансформационные упражнения: 1) Say the same in a shorter way; 2) Paraphrase these ideas to make them true, expressing your disagreement (приложение Г). Этап применения новых ЛЕ в речи был нацелен не только на совершенствование речевых лексических навыков и развитие речевых умений, но и воображения учащихся, о чём свидетельствуют приведённые ниже формулировки заданий: 1) Make a puzzle with the given word. Show it to your partner, ask him to guess what it is and to say what he knows about it; 2) Describe your ideal room. Кроме того, на данном этапе могли выполнятся и более простые репродуктивные упражнения, сопровождаемые использованием опор, построенных на основе знакомых обучающимся изображений ассоциаций, например: 1) Look at the picture and describe the room (рисунок 2.3); 2) Look at the image and say what you know about this thing; 3) Compare these things together with your partner (приложение Д). Рисунок 2.3 – Опора с изображениями ассоциаций для выполнения Таким образом, разработанный комплекс упражнений для формирования иноязычных речевых ЛН учащихся с использованием приёма «установление ассоциаций» включает ознакомительные (беспереводные) и условно-речевые (имитационные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные) упражнения, выполняемые на этапах введения, тренировки и применения новых ЛЕ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|