Система СМИ России новейшего периода.
Засурский. Современная система СМИ начала складываются в конце 80-х. Государство - это корпоративная система. В целом состояние медиарынка пока можно обозначить как ситуацию ожидания. Какие коммуникационные модели получат приоритет в индустрии? «Потребительская журналистика» сегодня отдает преференции манипуляционным моделям. Представляется вероятным, что СМК как стратегический бизнес и фактор социально-политической стабильности получат поддержку от властных структур. Однако патерналистская позиция государства будет означать в актуальных политических условиях, скорее всего, для медиа продуцирование односторонних манипуляционных моделей коммуницирования, для адресатов – отсутствие моделей партиципативного участия. Таким образом, вероятным результатом реализации даже оптимистических антикризисных сценариев может стать отказ от современных форм и моделей взаимодействия с аудиторией, что будет означать высокую вероятность стагнации медиабизнеса и журналистики.
На фоне общего усиления медийного шума и увеличения скорости доставки информации многие издания сделали ставку на короткие и броские тексты. Меньшинство же продолжает работать по старинке, в жанре больших историй. Да, читательское восприятие изменилось из-за информационного перенасыщения, но мы не должны этому подчиняться, На смену газетам и телевидению в их традиционном виде приходят новые мультимедийные продукты. Параллельно развивается совершенно новый формат журналистики — независимые видеоблоги. Другим направлением мультимедиализации является создание специального контента для планшетов. В эпоху социальных сетей любой обыватель с компьютером или смартфоном может составить конкуренцию традиционным СМИ. Однако «золотые перья» стали цениться еще больше.
В старые добрые времена профессиональные журналисты обладали монополией на получение и распространение информации. Газеты, журналы, радио и телевидение получали информацию от корреспондентов и информаторов, штатные эксперты анализировали ее, имея эксклюзивный доступ к редакционным архивам, а затем распространяли полученную информацию по своим собственным каналам.
Простой человек не мог ни получать, ни распространять информацию. Журналист выступал посредником между ним и информацией. Появление интернета, затем и социальных сетей, а также прогресс в сфере телекоммуникаций перевернули мир с ног на голову. Hand-made-журналистика родилась почти одновременно с социальными сетями — в самом конце 90-х. Новости для всех vs альтернативный взгляд
Меняющаяся журналистика: От вертикали к горизонтали; от плана к рынку; новая типология – география, аудитория, финансовая пресса, таблоиды; типология и эффективность. 2. СМИ требуется переход к более актуальной коммуникационной парадигме (СМК): на смену односторонней манипуляционной информационной модели приходит модель двусторонней равноправной коммуникации, как в оффлайновой, так и в онлайновой среде. 3. Базовой коммуникацией медиа есть и будет оставаться веб, что затрагивает все сферы: создание, доставку, потребление контента, бизнес-модели, работу редакций, взаимодействие с аудиторией и т.д. 4. Конвергенция, основанная на веб-коммуникации, означает совместное создание новых продуктов и отношений во всех сферах медиасистемы: производство контента и его потребление, формирование и ежедневная работа творческих и технических коллективов, направления инвестиций, структуры активов, проч. 5. Параметры информации как базовой категории медиа принципиальное изменяются в связи с переходом от производства медийного продукта к производству конвергентного контента. Характеристиками новой информации должны стать интерактивность, мультимедийность, то есть максимальное использование возможностей комплексного технологического и эмоционального воздействия на аудиторию и взаимодействия с ней. Обновление стратегий создания контента приведет к разработке новых его форматов, видом творчества, способов доставки.
6. Субъект-субъектные отношения между автором и читателем трансформируют принципы сбора и написания информации, критерии оценок, типы потребления (читатель превратится в не только в соавтора онлайновых медиа, но и в со-зрителя, со-слушателя и т.д. во всеми вытекающими следствиями и проблемами, например, жесткой конкуренцией двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю). 7. Развитие услуг персонального, в том числе, мобильного, доступа к информации обуславливает создание контентных продуктов on demand (англ. по запросу). Индивидуальный подход к потребителю будет означать расширение спектра форматов и жанров, возможно, уникальных и «одноразовых», повышение требований к адресности и креативности. 8. Аудитории получат иные − «авторские» − характеристики, с одной стороны; с другой − будут сегментироваться, что приведет к появлению новых узких категорий, например, индивидуальных (обозначим их как монопользовательские). В условиях массового непредсказуемого коммуницирования, их характеристики сложно моделировать, можно однозначно констатировать лишь то, что их активность и влияние усилятся на все сферы медиа, например, не только на журналистику, но и медиаэкономику. 9. Принципиальными будут изменения во внутренних институциональных коммуникациях: создание единого мультимедийного продукта требует формирования конвергентных редакций, для которых условием эффективности является коллективный труд (и индивидуальная универсализация, либо узкая специализация). В этой связи идеи «универсального журнализма» потребуют новых теоретико-методологических обоснований. 10. Менеджмент в сложившейся ситуации (отсутствие продукта как ключевой категории, индивидуализация контента и т.д.) для повышения адаптивтивности, гибкости управления будет вынужден реализовывать партиципативные модели − с участием потребителей.
11. Медиабизнес в условиях бесплатного массового контента и партиципативного участия в медиапроцессах потребителей вынужден будет искать принципиально новые источники получения прибыли. Так, появятся новые модели авторства, организация высокоточного доступа к элитным аудиториям, новые схемы доставки информации, организация управления информационными ресурсами «умных домов» через медийные каналы и т.д. Т.о., тенденцией во всех сферах индустрии является расширение участия адресатов, аудиторий в медиакоммуницировании, расширение возможностей субъект-субъектного участия. СМК все очевиднее становятся средствами массовой коллаборации. В последнее десятилетие ХХ столетия в сфере СМИ произошли кардинальные изменения экономического и организационного характера: ранее подчиненная государству система СМИ и пропаганды постепенно ушла из-под тотального контроля, у государства по отношению к массовой коммуникации осталась лишь одна функция – регулятивная. Россия пережила процесс концентрации СМИ в руках медиа-магнатов. Пресса превратилась в инструмент ведения бизнеса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|