Аналитические жанры в журналистике и связях с общественностью.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ - это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. К аналитическим жанрам относятся: 1. Корреспонденция – жанр, предметом которого выступает отдельно взятое, социально значимое событие, изложение которого дается журналистом детализировано. Журналист не обязательно должен являться непосредственным свидетелем произошедшего, он может воссоздавать картину по рассказам очевидцев или документам. Некоторые исследователи выделяют две группы корреспонденций – информационные и аналитические. Однако даже в информационной допускают присутствие «элементов оценки, предписания, прогноза», т. е. операций, присущих аналитике. В качестве жанрообразующих признаков назовем следующие: – отдельная ситуация в ее проблемном целом как предмет исследования; – выявление закономерностей развития текущей действительности на основе анализа конкретной ситуации; – факт как основа текста, как повод для его интерпретации; соединение лично наблюдаемых журналистом фактов с фактами «вторичного» использования; – авторское рассуждение, вытекающее из обобщения описываемых фактов; – явно или неявно демонстрируемая цепочка: тезис – аргументация – демонстрация – вывод. 2. Колонка. В газетно-журнальную практику она пришла вместе с модой на западные формы подачи аналитики. На полосе колонку легко распознать формально. Тексты колумнистов выходят регулярно, на одном и том же месте, имеют, как правило, постоянный объем до 200 строк. В жанровом плане колонка может включать элементы эссе (главное жанровое требование к колонке – «содержать лишь одну точку зрения, характеризоваться своим «голосом» и стилем»; фельетона (критический, ироничный тон колонки).
Подчас колонка может являть собой произведение, полностью написанное в каком-либо аналитическом (рецензия, обозрение, комментарий) или художественно-публицистическом (эссе, фельетон) жанрах, что затрудняет жанровый анализ колонки. Образ автора в колонке может быть интересен публике благодаря авторитету колумниста (на Западе эта роль крайне почетна и предоставляется исключительно ведущим сотрудникам редакции, а также признанным политикам, экономистам, ученым, культурологам), либо благодаря избранной им «маске», типической или парадоксальной. 3. Рецензия как жанр выделяется по следующим содержательным признакам: она имеет строго заданный предмет исследования (произведение искусства, науки) и направление его анализа (идея произведения, ее актуальность и способы выражения). Как будет воплощено содержание рецензии, целиком зависит от автора. Отсюда и разнообразие жанровых форм. Выделяют такие виды рецензий: – рецензия-статья (традиционная форма); – рецензия-интервью (диалог, круглый стол); – рецензия-фельетон (остро критическая); – рецензия-очерк (объемная рецензия с включением очерковых элементов – из истории искусств, из биографии творческих деятелей); – рецензия-заметка (мини-рецензия, близкая к аннотации). В задачи автора рецензии входит сообщение читателю о новом произведении и оценка его, тем самым журналист способствует верному (с точки зрения рецензента) восприятию. Главная особенность рецензии заключается в том, что объектом исследования в ней выступает отраженная действительность, другими словами, рецензия является информацией об информации. Основу критического отзыва составляют факты, но берутся они, в отличие от других жанров, не из жизни, а из произведений литературы, живописи.
Каждый вид критики (литературная, театральная и т. д.) имеет свои особенности, обусловленные спецификой того вида искусства, которое находится в ее компетенции. Решающее значение в рецензии имеет авторская осведомленность в данной теме. Чем фундаментальнее знания критика, тем содержательнее рецензия, убедительнее аргументация, авторитетнее оценка. 4. Статья. Термином «статья» объединены весьма разнообразные газетные тексты, среди которых различают следующие типы: Общетеоретическая статья посвящается глобальным вопросам общественного развития. Практико-аналитическая статья предназначена для разбора конкретных ситуаций и процессов, которые могут служить положительным или отрицательным примером как для всего социума, так и для отдельных его сегментов. Научно-популярная статья в доступной форме освещает вопросы и проблемы научной сферы. Полемическая статья представляет собой дискуссию, которую автор разворачивает со своим оппонентом, конкретным или обобщенным. Передовая статья носит ярко выраженный пропагандистский характер, формулирует основные задачи, стоящие перед обществом, и пути их разрешения с точки зрения идеологии, отражаемой редакцией. Задачи, стоящие перед автором статьи: • Разъяснение сути различных общественных событий, феноменов, демонстрация тенденций их развития, оценка их значимости. • Анализ и распространение передового опыта решения социальных проблем. • Критика неэффективных или ложных путей развития, ложных установок и вредных ориентиров. Признаки статьи: • Выявление взаимосвязи различных явлений и, как следствие, содействие аудитории в постижении этих взаимосвязей. • Использование аналитико-синтетических операций: сравнения, оценки, детализации, разъяснения, предсказания, обобщения. • Использование коммуникативных операций: диалогичность, ситуативность. • Выявление и изложение связей, направленных в прошлое и будущее явления. • Построение от простого к сложному, от видимого к невидимому, от известного к неизвестному, от бесспорного к спорному. Предметом отображения в статье может выступать событие, процесс, социальная ситуация. Первый этап толкования объекта отображения в статье – знакомство с ним. Второй этап толкования – объяснение, т. е. установление причинно-следственных связей. Третий этап толкования – прогнозирование. Четвертый этап толкования – оценка. Пятый этап толкования – программа действий, предлагаемая журналистом в существующих условиях.
5. Обозрение и обзор прессы. По своему стилистическому строю к статье примыкает обозрение. Однако от статьи его отличает концентрация не на логических связях, а на эффектных и наглядных примерах, деталях. Обозрение призвано, во-первых, давать панораму событий, и только во-вторых – отыскивать связывающие их нити. Предмет обозрения – осмысление системы событий какой-либо сферы общественной жизни, ограниченных тематическими и (или) пространственно временными рамками. Обозрения – своего рода итог определенного периода жизни, что вызывает необходимость четкой периодичности их выхода; еженедельные, ежемесячные и т. п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|