Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности субъектов массовой коммуникации.




Масс. ком-ция (МК) – проц. распростр-я и-и с пом. технич. ср-в (печать, радио, кино, ТВ) на численно большие рассредоточенные аудитории, тем самым охватываются не отдельные индивиды, а массы.

Особенности МК:

· публичный хар-р и открытость;

· однонаправленность;

· ограниченный и контролируемый доступ к ср-вам передачи и-и;

· опосредованность контактов передающей и принимающей сторон;

· асимметричность (несбалансированность) отношений передающей и принимающей сторон;

· мн-во реципиентов;

· передача и-и одновременно по различным каналам массового информир-я (книгопечатание, издание газет и журналов, радио- и телетрансляции, глобальные комп. сети);

· влияние институциональных предписаний на отношения передающей и принимающей сторон.

Общие ус-вия функционир-я МК:

· масс. аудитория (анонимна, пространственно рассредоточенна, но делится на группы – напр., по интересам и т.п.);

· соц. значимость и-и. Заключается в соответствии определенным соц. запросам и ожиданиям;

· наличие технич. ср-в, обеспечивающих регулярность, скорость, тиражированность и-и, передачу ее на расстояние, хранение и многоканальность (в совр. эпоху преобладает визуального канала).

Субъекты МК – субъекты, участвующие в массовом инф-ом обмене с использованием современных ср-в электросвязи и информационно-телекоммуникационных систем.

Субъектами МК явл. соц. группы, реализующие свои потребности, связанные с обеспечением условий собственного существования. Эти потребности связаны с необходимостью внесения в масс. сознание социальных установок, выраженных в их собственной идеологии. Исходя из этих потребностей, соц. группы заинтересованы производить массовую и-ю. Субъекты МК не имеют цели всестороннего и полного информир-я аудитории. Для них всегда на 1 месте остаются их цели и их потребность в прибыли или в особом отношении массовой аудитории.

В общем виде в проц-е осуществления массово-ком-ционной деят-ти кач-во субъектов обретают:

· носители соц. интересов (их цели заключаются во влиянии на массовое сознание)

· владельцы отдельных СМК как субъекты реализации коммерческих интересов

· журналисты (коммуникаторы) как субъекты реализации творческих и проф. интересов

Субъекты МК:

1. Гос-во (в целом)

2. Госструктуры, ведущие относительно самостоятельную инф-ую политику (в странах, гос. устройство и законы к-ых это позволяют).

3. Экономич. субъекты, относящиеся в масштабах сферы своей деят-ти к крупным, т.е. обладающие рес-сами, достаточными для проведения самостоятельной инф-ой политики или существенного влияния на нее в масштабах сферы своих интересов.

4. Субъекты гражд. общества (политич. и общ-ые партии, движения и т.д.).

5. СМИ как юр. лица, применительно к инф-ой политике – редакции СМИ.

6. Проф. медиа-группы – группы (сооб-ва), объединенные общей проф. деят-тью/интересами (в т.ч. выделяющиеся в рамках более крупных структур, напр. – орг-ций) и ведущие в инф-ом пространстве самостоятельную инф-ую деят-ть.

7. Медиа-персоны – лица (прежде всего, рядовые граждане), использующие инф-ое пространство для актуализации в нем своих частных интересов на ур-не МК.

В теории МК выделилось два основных направления:

1. Человеко-ориентированный подход, поддерживал модель минимального эффекта. Суть - люди скорее приспосабливают СМК к своим нуждам и потребностям. Сторонники подхода исходили из того, что люди выборочно воспринимают поступающую и-ю, выбирают ту часть и-и, к-ая совпадает с их мнением, и отвергают ту, к-ая в это мнение не укладывается. Среди моделей МК здесь можно выделить “спираль молчания” Элизабет Ноэль-Нойман.

2. Медиа-ориентированный подход основывается на том, что ч-к подчиняется действию СМК, ему невозможно сопротивляться. Представитель подхода - Маклюэн. Он первым обратил внимание на роль СМК, особенно ТВ, в формировании сознания независимо от содержания сообщения. На основании этого сделал вывод, что сообщением, передаваемым ср-вом общения, явл. само это ср-во: при передаче сообщения технич. ср-во не нейтрально, а передает сообщению свои св-ва.

Психологические эффекты масс. инф-ых проц-ов:

1. Утилитарный (разрешение различных жизненных проблем).

2. Престижный (удовлетворение от информации, поддерживающей цели и ценности социальной группы, к которой принадлежит реципиент).

3. Эффект усиления позиции (поддержка во мнении по спорному вопросу).

4. Эффект удовлетворения познавательного интереса.

5. Эмоциональный (удовлетворение от эмоциональной разрядки).

6. Эстетический (радость эстетического обогащения).

7. Эффект комфорта (удовлетворение от психологического комфорта).

МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ: УЧЕНЫЕ О КОММУНИКАЦИИ

1. Первые систематич. исслед-я проц-а МК предприняты в работах америк. социолога Лассуэлла (1902-1978). Предложил модель МК в виде коммуникативной цепи, в к-ой он выделяет 5 основных эл-тов: источник (кто говорит?), сообщение (что говорит?), канал (с пом. какого технич. средства?), получатель (кому говорит) и с каким эффектом. Ф-ии, выполняемые масс. ком-цией в об-ве: наблюдение за окружающей обстановкой, обеспечение взаимосвязи частей об-ва и передачу соц. опыта.

2. Послед. исслед-я Лазарсфельда (1901-1976) и Мертона роли МК в избират. кампаниях в США сформировали иной подход к пониманию роли МК. Подход опирается на идею о возм-тях субъективного манипулирования масс. сознанием и поведением (в т.ч., политическим поведением избирателей) с пом. СМИ. По-иному авторы рассматривают и ф-ии МК:

· присвоения статуса, повышение/снижение значимости субъектов/событий в сознании об-ва. СМК наделяют престижем и усиливают власть индивидов и групп, признавая законным их соц. статус

· укрепления соц. норм, формирования и усиление позитивной или негативной оценки тех или иных явлений, событий или действий конкретных личностей.

· наркотизация, компенсация реальной деят-ти потреблением сообщений СМИ (напр., болельщик, постоянно смотрящий спорт. передачи, подсознательно считает, что приобщается к спорту). Ч-к рассматривает свои вторичные контакты с миром политич. реальности – чтение, прослушивание, размышления – как замещающее действие.

3. Среди манипулятивных подходов к анализу роли МК в об-ве можно назвать концепцию стереотипа Липпмана (1889-1974) и «модель привратника» Левина (1890-1947):

Липпман: Преодолевая разнообразие мира, ч-к систематизирует знание о нём в категории. Эти категории — фикции, стереотипы, эл-ты псевдосреды, с пом. к-ых ч-к приспосабливается к своему окружению. Поведение ч-а есть реакция на стимулы псевдосреды.

Левин выделил позицию журналиста или редактора, к-ый имеет возм-ть пропускать или не пропускать и-ю к получателю, управляя т.о. проц-ом формир-я представлений о происходящем в мире (картину мира).

4. Франц. социолог Бурдье (1930-2002). В статье «Власть журналистики» демонстрирует, что журналист, так же, как и получатель, действуют в рамках одной и той же системы образов, представлений об окружающей действительности (эту систему он называет «габитус»). «Объектом нашего внимания станет не «власть журналистов» - и тем более не журналистика как «четвертая власть» - но власть, к-ую механизмы поля журналистики, все более подчиняющегося требованиям рынка (читателей и рекламодателей), оказывают, в первую очередь, на журналистов (и интеллектуалов-журналистов), а затем, не без их участия, на различные поля культурного производства: юридическое, литературное, артистическое, научное». Поэтому часто трудно бывает отличить сознательное манипулирование со стороны СМИ от простого воспроиз-ва в их публикациях существующих в масс. сознании стереотипов. Т.е. можно говорить о взаимодействии и взаимовлиянии МК и масс. сознания.

5. Бодрийяр (1929) говорит о МК как «второй» или «параллельной реальности». На 1 этапе развития МК ее образ, как зеркало, отражал окр. реальность, на 2-ом – трансформировал и извращал ее, на 3-ем – маскировал отсутствие реальности (при отсутствии значимых событий любому происшествию можно придать статус значимого). Сегодня образ в МК приобрел полную самостоятельность, превратился в «копию без оригинала» (симулякр), способный влиять на реальность и изменять ее. Такой симулякр мб создан искусственно для реализации конкретных политич. целей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...