Задание для самоконтроля. Рекомендуемая литература. Глава 16. Бизнес-школы в дополнительном профессиональном образовании
Задание для самоконтроля Подготовьте реферат на одну из тем: 1. Опыт зарубежных корпораций в организации дистанционного обучения населения. 2. Дистанционное образование взрослых в различных регионах России: проблемы и перспективы. 3. Модели дистанционного обучения для педагогов. 4. Центры дистанционного обучения взрослых на современном этапе. 5. Дидактические особенности электронных учебных средств.
Рекомендуемая литература
Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение: Учеб. -метод, пособие. - М., 1997. Богданова А. И., Деренжи Н. Д., Стефанова В. С. Информация и образование в XXI в. // Открытое образование. — 2001. — № 1. Глейзер Г. Д. Новая Россия: Общее образование и образующееся общество // Педагогика. — 2000. — № 6. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е. С. Полат. — М 2000. Кларин М. В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта // Педагогика. — 2000. — № 7. Концепция создания и развитие системы дистанционного образования в России. — М., 1995. Моисеева М. В. Координатор как ключевая фигура процесса дистанционного обучения // Открытое образование. — 2001. — № 1. Полат Е. С. Дистанционное обучение. — М., 1998. Понятия и Пр'инципы дистанционной педагогики // Школа 2000: Концепции, методики, эксперимент: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. — М., 1999. Рейман Л. Д. Формирование образовательного пространства на основе взаимоувязанной сети связей России // Открытое образование. — 2001 — № 1. Слуцкий Л. Э. Открытое образование в системе подготовки кадров для малого бизнеса // Открытое образование. — 2001. — № 1. Суворинов А. В., Осин А. В. Мультимедиа-среда образования в эпохе глобальных компьютерных технологий // Проблемы информатизации высшей школы. — 1998. — № 1 —2; (11 —12).
Турищева М. С, Курышев А. С. Использование дистанционных технологий для подготовки абитуриентов к вступительным испытаниям // Открытое образование. — 2001. — № 1. Фейгенберг И. М., Ровинский Р. Е. Информационная модель будущего |как программа развития // Вопросы философии. — 2000. — № 5. | Хуторской А. В. Дистанционные формы творчества // Информатика и \ образование. — 1998. — № 6. Хуторской А. Б. Основы дистанционного обучения: Программа спецкурса для студентов педагогических учебных заведений. — М., 1999.
Глава 16. БИЗНЕС-ШКОЛЫ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Бизнес-школы — это сравнительно новая для России организационная форма дополнительного образования взрослых. Ее цель — дать практические знания, навыки и умения в области управления бизнесом лицам, уже имеющим высшее образование. Бизнес-школы стали возникать в США в конце XIX в. Первый выпуск по программе МВА со стоялся в 1901 г. в бизнес-школе Дортмутского колледжа штата Нью-Хэмпшир (США). В Европе первые две бизнес-школы были открыты в Великобритании — в Лондоне и Манчестере в 1967 г. Позднее они появились и в других странах Западной Европы. В последнее время наблюдается бурный рост бизнес-образования в Азии. По рейтингу журнала «Businessweek» за 2001 г. бизнес-школа Китайского университета Гонконга вошла в число 35 лучших в мире. Однако лидирующее по-; ложение по числу бизнес-школ и программ МВА по-прежнему занимают США, за ними идет Западная Европа. В США аккредитацией прог-I рамм МВА (Master of Business Administration) занимается AACSB (American Assembly of Collegiate Schools of Business — Американская ас-| самблея университетских школ бизнеса). В Западной Европе — EFMD } (European Foundation for Management Development — Европейский фонд: ' развития менеджмента), а также действующая в основном* странах Цент-\ ральной и Восточной Европы CEEMAN (Central and East European \ Management Development Association — Ассоциация развития центрально- и восточноевропейского менеджмента).
В России первые две бизнес-школы возникли еще во времена Совет- ! ского Союза, в 1988 г. при Министерстве внешнеэкономических связей и : в Академии народного хозяйства. К настоящему времени в России насчи- тывается около 150 бизнес-школ. Российские бизнес-школы имеют свою ассоциацию — РАБО (Российская ассоциация бизнес-образования). \Поскольку обучение в бизнес-школе ориентировано на практику в области бизнеса и управления им, то очень важно, чтобы I абитуриенты имели достаточный практический опыт и знания в I этой области. В развитых странах все бизнес-школы требуют наличия 2- или даже 3-летнего опыта работы, правда, не обязательно на управленческих должностях — можно иметь, например, опыт работы в области бухгалтерского учета. Сегодня основной контингент российских бизнес-школ — взрослые люди с опытом работы в бизнесе, которым необходимо повысить квалификацию. Возраст их колеблется от 25 до 40 лет, и большую часть составляют те, кому 30 — 35 лет. В зарубежных бизнес-школах состав обучающихся несколько моложе, их средний возраст — 25 — 30 лет. Для поступления в американскую или британскую бизнес-школу необходимо успешно сдать GMAT (Graduate Management Admission Test — общеобразовательный тест на математические, вербальные и аналитические способности, являющиеся базовыми для управленческих навыков). Абитуриентам-иностранцам, желающим поступать в американские и британские бизнес-школы, необходимо также успешно пройти TOEFL (Test of English as a Foreign Language — тест на знание английского языка как иностранного) либо сдать приравненный к нему экзамен. Бизнес-школы других развитых стран Европы и Азии предлагают для абитуриентов аналогичные тесты. Еще одно важное требование — предоставление абитуриентом рекомендательных писем от работодателей. Абитуриентов отечественных и зарубежных бизнес-школ может порадовать то, что в перечень требований и ограничений не входит специфика полученного образования. В бизнес-школу можно поступать с любым образованием — от музыкального до технического, от естественно-научного до военного.
Самая распространенная программа обучения в бизнес-школах — программа МВА (магистр в области делового администрирования). Определенный круг дисциплин, изучаемых в ее рамках, является обязательным, другие выбираются обучающимся по желанию. В типичный набор обязательных дисциплин входят экономика, корпоративные финансы, финансовый бухучет, менеджерский бухучет, статистика, анализ и принятие решений, стратегический менеджмент, операционный менеджмент, организационное поведение и проектирование, управление человеческими ресурсами, менеджмент и развитие карьеры, международный бизнес. К необязательным часто относят курсы, затрагивающие углубленное изучение отдельных сторон бизнеса, его окружения, менеджмента. Число дополнительных курсов, предлагаемых для изучения на выбор, так называемых элективных, значительно превышает число обязательных. Благодаря элективным курсам бизнес-школы быстрее адаптируются к изменениям, происходящим в сфере менеджмента и бизнеса. Так, в последнее время в состав элективных включаются курсы, связанные с электронным бизнесом, осуществляемым через Интернет. В программы МВА зарубежных бизнес-школ включена обязательная 3-месячная, нередко заграничная, стажировка в крупной компании и 3-месячное обучение по обмену в бизнес-школе другой страны. Российские бизнес-школы по номенклатуре базовых курсов программы МВА не уступают зарубежным бизнес-школам. Однако число предлагаемых элективных курсов во многих отечественных бизнес-школах существенно меньше. Общая продолжительность обучения по программе МВА и предлагаемые типы форм обучения в целом совпадают в российских и зарубежных бизнес-школах. Обучение на дневной форме (full-time), как правило, составляет 2 года, иногда 1, 5. На вечерней форме (part-time) оно длится от 2, 5 до 5 лет. Существуют программы executive-MBA для топ-ме неджеров также продолжительностью от 2, 5 го 5 лет, некоторые из них построены по модульному принципу ie только в отношении содержания, но и продолжительности ос-юения. Наряду с программами МВА бизнес-школы в России и за > убежом предлагают программы pre-МВА, которые являются под--отовительными и предназначены в основном для людей, имеющее значительный перерыв в обучении. В ряде отечественных и (арубежных школ введены программы дистанционного обучения. Я в России, и за рубежом появляются первые пилотные проекты, эсуществляющие бизнес-обучение через Интернет.
Утвержденная Министерством образования Российской Федерацации программа МВА составляет 1200 академических часов. Однако следует пояснить, что в отечественных бизнес-школах аудиторные занятия — это в основном лекции, читаемые преподавателями. В западных бизнес-школах лекциям отводится незначительная часть времени, основное внимание уделяется дискуссиям, в годе которых преподаватель организует обмен мнениями между лудентами и только в некоторых случаях подводит итог. Индиви-туальная и групповая работа вне аудитории — это прежде всего разработка различных проектов с последующей их защитой. В зарубежных бизнес-школах, которые подготавливают студентов к интенсивному ритму жизни менеджера, учебные нагрузки очень высоки. К тому же большая часть работы по поиску информации выполняется самостоятельно. В круглосуточно открытых компьютерных классах студенты дневной формы обучения занимаются до 10— 11 часов вечера. Содержание обучения в бизнес-школах в силу их ориентации на формирование практических умений в области менеджмента предусматривает изучение материала на базе описания примеров, взятых из реальной деятельности предприятий. Case-study (кейс-стади — изучение случаев) — это и содержание, и метод его изучения. Case-study бывают одноэтапными и многоэтапными, с ясно прописанными вариантами действий и с неоконченными сценариями. Но все они — плод часто многодневной работы преподавателя бизнес-школы, связанной с анализом деятельности конкретного предприятия. В зарубежных школах накоплен значительный опыт разработки Case-study. Издаются руководства, содержащие большое количество различных примеров из практики. В ряде зарубежных бизнес-школ имеются фонды Case-study, в которые могут обращаться другие школы. На начальном этапе становления отечественных бизнес-школ приходилось впрямую использовать зарубежные Case-study, изменяя лишь имена и названия. К настоящему времени уже разработаны солидные руководства, основанные на примерах из практики российских предприятий. И зарубежные, и отечественные бизнес-школы в большинстве случаев создавались на базе университетов и лишь впоследствии выделились в самостоятельные учреждения. Зарубежные бизнес-школы успели пройти большой путь, и их кадры — это, в отличие от российских бизнес-школ, не университетские преподаватели, а люди с опытом работы в бизнесе. Они не только преподают в бизнес-школах, но и консультируют, проводят исследования по заказу. Часто их лекции и книги построены на результатах подобных консультаций и исследований. Кроме того, следует отметить, что финансирование западных бизнес-школ большей частью состоит из заказов на исследовательские разработки, тогда как бюджет российских бизнес-школ формируется главным образом из оплаты за обучение, что для западных бизнес-школ было характерно на начальном этапе их становления. Видимо, в будущем и в российских бизнес-школах основным источником финансирования станет их исследовательская и консультационная работа. Еще одна перспектива для растущего сообщества российских бизнес-школ — это появление корпоративных бизнес-школ крупных российских предприятий. Подобные объединения уже давно успешно работают в США.
Российские бизнес-школы еще очень молоды, но их развитие идет достаточно интенсивно и в качественном, и в количественном плане. Конечно, они являются частью рыночной экономики и не могут не испытывать ее кризисы, но практика показала, что многие из них научились успешно их преодолевать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|