Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание для самоконтроля. Рекомендуемая литература. Глава 16. Бизнес-школы в дополнительном профессиональном образовании




Задание для самоконтроля

Подготовьте реферат на одну из тем:

1. Опыт зарубежных корпораций в организации дистанционного обу­чения населения.

2. Дистанционное образование взрослых в различных регионах Рос­сии: проблемы и перспективы.

3. Модели дистанционного обучения для педагогов.

4. Центры дистанционного обучения взрослых на современном этапе.

5. Дидактические особенности электронных учебных средств.

 

Рекомендуемая литература

 

Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение: Учеб. -метод, посо­бие. - М., 1997.

Богданова А. И., Деренжи Н. Д., Стефанова В. С. Информация и образо­вание в XXI в. // Открытое образование. — 2001. — № 1.

Глейзер Г. Д. Новая Россия: Общее образование и образующееся об­щество // Педагогика. — 2000. — № 6.

Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е. С. Полат. — М 2000.

Кларин М. В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта // Педагогика. — 2000. — № 7.

Концепция создания и развитие системы дистанционного образова­ния в России. — М., 1995.

Моисеева М. В. Координатор как ключевая фигура процесса дистанци­онного обучения // Открытое образование. — 2001. — № 1.

Полат Е. С. Дистанционное обучение. — М., 1998.

Понятия и Пр'инципы дистанционной педагогики // Школа 2000: Кон­цепции, методики, эксперимент: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. — М., 1999.

Рейман Л. Д. Формирование образовательного пространства на основе взаимоувязанной сети связей России // Открытое образование. — 2001 — № 1.

Слуцкий Л. Э. Открытое образование в системе подготовки кадров для малого бизнеса // Открытое образование. — 2001. — № 1.

Суворинов А. В., Осин А. В. Мультимедиа-среда образования в эпохе гло­бальных компьютерных технологий // Проблемы информатизации выс­шей школы. — 1998. — № 1 —2; (11 —12).

Турищева М. С, Курышев А. С. Использование дистанционных техноло­гий для подготовки абитуриентов к вступительным испытаниям // От­крытое образование. — 2001. — № 1.

Фейгенберг И. М., Ровинский Р. Е. Информационная модель будущего |как программа развития // Вопросы философии. — 2000. — № 5. | Хуторской А. В. Дистанционные формы творчества // Информатика и \ образование. — 1998. — № 6.

Хуторской А. Б. Основы дистанционного обучения: Программа спецкурса для студентов педагогических учебных заведений. — М., 1999.

 

 

Глава 16. БИЗНЕС-ШКОЛЫ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Бизнес-школы — это сравнительно новая для России организационная форма дополнительного образования взрослых. Ее цель — дать практические знания, навыки и умения в области управления бизнесом лицам, уже имеющим высшее образование.

Бизнес-школы стали возникать в США в конце XIX в. Первый выпуск по программе МВА со стоялся в 1901 г. в бизнес-школе Дортмутского колледжа штата Нью-Хэмпшир (США). В Европе первые две бизнес-школы были открыты в Великобритании — в Лондоне и Манчестере в 1967 г. Позднее они появились и в других странах Западной Европы. В последнее время наблюдается бурный рост бизнес-образования в Азии. По рейтингу журнала «Businessweek» за 2001 г. бизнес-школа Китайского университета Гонконга вошла в число 35 лучших в мире. Однако лидирующее по-; ложение по числу бизнес-школ и программ МВА по-прежнему занимают США, за ними идет Западная Европа. В США аккредитацией прог-I рамм МВА (Master of Business Administration) занимается AACSB (American Assembly of Collegiate Schools of Business — Американская ас-| самблея университетских школ бизнеса). В Западной Европе — EFMD } (European Foundation for Management Development — Европейский фонд: ' развития менеджмента), а также действующая в основном* странах Цент-\ ральной и Восточной Европы CEEMAN (Central and East European \ Management Development Association — Ассоциация развития центрально- и восточноевропейского менеджмента).

В России первые две бизнес-школы возникли еще во времена Совет-

! ского Союза, в 1988 г. при Министерстве внешнеэкономических связей и

: в Академии народного хозяйства. К настоящему времени в России насчи-

тывается около 150 бизнес-школ. Российские бизнес-школы имеют свою

 ассоциацию — РАБО (Российская ассоциация бизнес-образования).

\Поскольку обучение в бизнес-школе ориентировано на практику в области бизнеса и управления им, то очень важно, чтобы I абитуриенты имели достаточный практический опыт и знания в I этой области. В развитых странах все бизнес-школы требуют наличия 2- или даже 3-летнего опыта работы, правда, не обязательно на управленческих должностях — можно иметь, например, опыт работы в области бухгалтерского учета.

Сегодня основной контингент российских бизнес-школ — взрослые люди с опытом работы в бизнесе, которым необходимо повысить квалификацию. Возраст их колеблется от 25 до 40 лет, и большую часть составляют те, кому 30 — 35 лет. В зарубежных биз­нес-школах состав обучающихся несколько моложе, их средний возраст — 25 — 30 лет.

Для поступления в американскую или британскую бизнес-школу необходимо успешно сдать GMAT (Graduate Management Admission Test — общеобразовательный тест на математические, вербаль­ные и аналитические способности, являющиеся базовыми для управленческих навыков). Абитуриентам-иностранцам, желающим поступать в американские и британские бизнес-школы, необхо­димо также успешно пройти TOEFL (Test of English as a Foreign Language — тест на знание английского языка как иностранного) либо сдать приравненный к нему экзамен. Бизнес-школы других развитых стран Европы и Азии предлагают для абитуриентов ана­логичные тесты. Еще одно важное требование — предоставление абитуриентом рекомендательных писем от работодателей.

Абитуриентов отечественных и зарубежных бизнес-школ мо­жет порадовать то, что в перечень требований и ограничений не входит специфика полученного образования. В бизнес-школу можно поступать с любым образованием — от музыкального до техни­ческого, от естественно-научного до военного.

Самая распространенная программа обучения в бизнес-шко­лах — программа МВА (магистр в области делового администри­рования). Определенный круг дисциплин, изучаемых в ее рамках, является обязательным, другие выбираются обучающимся по жела­нию. В типичный набор обязательных дисциплин входят экономи­ка, корпоративные финансы, финансовый бухучет, менеджер­ский бухучет, статистика, анализ и принятие решений, стратеги­ческий менеджмент, операционный менеджмент, организацион­ное поведение и проектирование, управление человеческими ре­сурсами, менеджмент и развитие карьеры, международный биз­нес. К необязательным часто относят курсы, затрагивающие уг­лубленное изучение отдельных сторон бизнеса, его окружения, менеджмента. Число дополнительных курсов, предлагаемых для изучения на выбор, так называемых элективных, значительно превышает число обязательных. Благодаря элективным курсам бизнес-школы быстрее адаптируются к изменениям, происходя­щим в сфере менеджмента и бизнеса. Так, в последнее время в состав элективных включаются курсы, связанные с электронным бизнесом, осуществляемым через Интернет.

В программы МВА зарубежных бизнес-школ включена обяза­тельная 3-месячная, нередко заграничная, стажировка в крупной компании и 3-месячное обучение по обмену в бизнес-школе другой страны. Российские бизнес-школы по номенклатуре базовых курсов программы МВА не уступают зарубежным бизнес-школам. Однако число предлагаемых элективных курсов во многих отечественных бизнес-школах существенно меньше.

Общая продолжительность обучения по программе МВА и предлагаемые типы форм обучения в целом совпадают в российских и зарубежных бизнес-школах. Обучение на дневной форме (full-time), как правило, составляет 2 года, иногда 1, 5. На вечерней форме (part-time) оно длится от 2, 5 до 5 лет. Существуют программы executive-MBA для топ-ме неджеров также продолжительностью от 2, 5 го 5 лет, некоторые из них построены по модульному принципу ie только в отношении содержания, но и продолжительности ос-юения. Наряду с программами МВА бизнес-школы в России и за > убежом предлагают программы pre-МВА, которые являются под--отовительными и предназначены в основном для людей, имеющее значительный перерыв в обучении. В ряде отечественных и (арубежных школ введены программы дистанционного обучения. Я в России, и за рубежом появляются первые пилотные проекты, эсуществляющие бизнес-обучение через Интернет.

Утвержденная Министерством образования Российской Федерацации программа МВА составляет 1200 академических часов. Однако следует пояснить, что в отечественных бизнес-школах аудиторные занятия — это в основном лекции, читаемые преподавателями. В западных бизнес-школах лекциям отводится незначительная часть времени, основное внимание уделяется дискуссиям, в годе которых преподаватель организует обмен мнениями между лудентами и только в некоторых случаях подводит итог. Индиви-туальная и групповая работа вне аудитории — это прежде всего разработка различных проектов с последующей их защитой. В зарубежных бизнес-школах, которые подготавливают студентов к интенсивному ритму жизни менеджера, учебные нагрузки очень высоки. К тому же большая часть работы по поиску информации выполняется самостоятельно. В круглосуточно открытых компьютерных классах студенты дневной формы обучения занимаются до 10— 11 часов вечера.

Содержание обучения в бизнес-школах в силу их ориентации на формирование практических умений в области менеджмента предусматривает изучение материала на базе описания примеров, взятых из реальной деятельности предприятий. Case-study (кейс-стади — изучение случаев) — это и содержание, и метод его изучения. Case-study бывают одноэтапными и многоэтапными, с ясно прописанными вариантами действий и с неоконченными сценариями. Но все они — плод часто многодневной работы преподавателя бизнес-школы, связанной с анализом деятельности кон­кретного предприятия.

В зарубежных школах накоплен значительный опыт разработки Case-study. Издаются руководства, содержащие большое количе­ство различных примеров из практики. В ряде зарубежных бизнес-школ имеются фонды Case-study, в которые могут обращаться другие школы. На начальном этапе становления отечественных биз­нес-школ приходилось впрямую использовать зарубежные Case-study, изменяя лишь имена и названия. К настоящему времени уже разработаны солидные руководства, основанные на примерах из практики российских предприятий.

И зарубежные, и отечественные бизнес-школы в большинстве случаев создавались на базе университетов и лишь впоследствии выделились в самостоятельные учреждения. Зарубежные бизнес-школы успели пройти большой путь, и их кадры — это, в отличие от российских бизнес-школ, не университетские преподаватели, а люди с опытом работы в бизнесе. Они не только преподают в бизнес-школах, но и консультируют, проводят исследования по заказу. Часто их лекции и книги построены на результатах подоб­ных консультаций и исследований. Кроме того, следует отметить, что финансирование западных бизнес-школ большей частью со­стоит из заказов на исследовательские разработки, тогда как бюд­жет российских бизнес-школ формируется главным образом из оплаты за обучение, что для западных бизнес-школ было харак­терно на начальном этапе их становления. Видимо, в будущем и в российских бизнес-школах основным источником финансирова­ния станет их исследовательская и консультационная работа. Еще одна перспектива для растущего сообщества российских бизнес-школ — это появление корпоративных бизнес-школ крупных рос­сийских предприятий. Подобные объединения уже давно успешно работают в США.

Российские бизнес-школы еще очень молоды, но их развитие идет достаточно интенсивно и в качественном, и в количествен­ном плане. Конечно, они являются частью рыночной экономики и не могут не испытывать ее кризисы, но практика показала, что многие из них научились успешно их преодолевать.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...