Задания для самоконтроля 4 страница
Важно, чтобы непрерывное профессиональное образование способствовало сохранению и развитию субъектной позиции специалиста на основе самоанализа, самооценки, самоорганизации в дальнейшем освоении поля профессиональной активности. Сформулируем круг требований к содержанию профессионального обучения в андрагогической модели. Оно должно быть открытым, т. е. способным к развитию объема за счет субъектного вклада участников андрагогического процесса. Оно предстает как персонализированное (ориентированное на интересы и потребности конкретных людей); практикоориентированное (интегрированное с контекстом жизнедеятельности); кулътуросообразное (соответствующее сложившимся культурным моделям); комплексное (позволяющее освоить поле профессиональной активности во всем его многообразии). В системе повышения квалификации перед преподавателем встают следующие основные андрагогические задачи: — осуществить диагностику типовых и индивидуальных проблем аудитории (степень мотивированности на продолжение образования, информационный запрос, актуальный уровень профессиональной компетентности и притя заний, готовность обучаться в предлагаемой форме, психофизиологические и социально-психологические особенности, предпосылочный образовательный и профессиональный опыт и др. ); — помочь в самоопределении и выборе необходимого развивающего в профессионально-личностном отношении образовательного маршрута и режима обучения; — оказать помощь в адаптации к условиям обучения (состав слушателей, содержание, способы работы с информацией); — создать условия для позитивного настроя и понимания перспектив профессионального и личностного роста;
— сформировать ситуацию межсубъектного взаимодействия в ходе обучения; — предоставить каждому слушателю возможность самовыражения и самоутверждения в среде коллег за счет презентации своего позитивного опыта; — обеспечить реальное развивающее продвижение в освоении образовательного содержания в логике «динамического треугольника» отношение — сознание—деятельность; — гарантировать получение конкретного образовательного продукта, который можно «перенести» в ситуацию профессиональной деятельности (проект, программа действий, технология и др. ); — психологически помочь слушателям выйти из ситуации обучения, т. е. без конфликтов возвратиться внутренне измененными в не изменившийся за это время рабочий контекст; расстаться с сокурсниками; наметить перспективы дальнейшего продвижения в профессиональном поле.
Рекомендуемая литература
Абдуллина О. А. Личность студентов в процессе профессиональной деятельности // Высшее образование в России. — 1993. — № 3. Батаршев А. В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе: Теоретико-методологический аспект / Под ред. А. П. Беляевой. - СПб., 1996. Беляева А. П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Метод, пособие. — М., 1991. Берг Э. Понятие «профессия» // Перспективы. — 1997. — № 3. Бодалев А. А. О предмете акмеологии // Психологический журнал. — 1995. -№1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. — М., 1993. Голуб С. Б. Профессиональное образование как социально-педагогическая проблема// Специалист. — 1999. — № 10. Зиновкина М. М. Креативная технология образования // Высшее образование в России. — 1999. — № 3. Кондратко И. И. и др. Диверсификация профессионального образования // Специалист. — 1998. — № 11. Концепция централизованного тестирования в системе непрерывного общего и профессионального образования // Бюллетень МО РФ. — 2000. - № 8.
Лосева В. К., Пуньков А. И. Аутодидактика и авторизированное образование // Вестник МГУ. - 1999. — № 1(3). Мицкевич Н. И. Дидактические основы повышения квалификации: Теория и практика. — Минск, 1999. Новиков А. М. Интеграция базового профессионального образования / / Педагогика. — 1996. — № 3. Программа развития среднего профессионального образования в России на 2000-2005 годы // Специалист. - 2000. - № 8, 10—12; 2001. -№ 1, 2. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности. — М., 2001. Специалист в системе повышения квалификации и переподготовки кадров: Сб. науч. тр. / Под ред. С. Г. Вершловского. — СПб., 1993. Стрелков Е. К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие. — М., 2001. Шмидт Г. Размышления о профессионально-техническом образовании на рубеже XXI века // Перспективы: Вопросы образования (ЮНЕСКО). — 1996. -№ 2. Энциклопедия профессионального образования. В 3 т. / Под ред. С. Я. Ба-тышева. - М., 1998. - Т. 1; 1999. - Т. 2; 1999. - Т. 3. Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993—1998.
ЧАСТЬ II АНДРАГОГИКА КАК ОБЛАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Глава 6. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫХ ГРУПП ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ
Социальные группы населения, нуждающиеся в социальной поддержке, в различных публикациях и документах обозначаются по-разному: «непривилегированные (обездоленные)»; «социально слабые»; «маргинальные»; «социально уязвимые». Использование обобщающего понятия «социально незащищенные группы» в андрагогическом контексте позволяет обозначить те слои населения, для которых социальная поддержка в решении жизненных проблем в какой-то мере может быть обеспечена средствами образования. Понятие «социальная защита» является одним из ключевых для социальной политики демократического государства. В СССР система социальной защиты как важнейшая часть социальной политики включала в себя прежде всего: — право на труд; — гарантированное государством пенсионное обеспечение; — административно регулируемые цены, обеспечивающие «ценовую» доступность основных товаров и услуг; — бесплатность образования, здравоохранения, форм досуговой активности и т. д.
В современных условиях под «социальной защитой» понимается политика государства и регионов, направленная на обеспечение удовлетворительного существования тем группам населения, которые оказались в особо сложных условиях и не способны без внешней поддержки их улучшить. Социальная защита населения представляет собой систему широкого набора мер по профилактике социального неблагополучия. Это поддержка социально уязвимых групп (пособия, льготы, выплаты); обеспечение минимальных социальных гарантий на труд, образование, отдых; всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных благ (стационары, социальная помощь оказавшимся в трудных условиях). Гарантии на образование и труд закреплены Конституцией РФ и Законом «Об образовании», но формирующиеся рыночные отношения как в сфере труда, так и в сфере образования, развитие производственных отношений нового типа диктуют свои законы и зачастую придают этим гарантиям формальный характер. Однако и успех на рынке труда, и участие в общественных процессах требуют доступа к современным знаниям для широких масс населения. Особенно остро эта проблема стоит в России по отношению к малообеспеченным, социально незащищенным группам населения. Формирующийся рынок труда выдвигает возрастающие требования к уровню профессиональной компетентности специалистов, конкретизирует спрос на рабочих и специалистов тех или иных профессий. Несоответствие спроса и предложения недостаточно квалифицированной рабочей силы становится одной из причин высвобождения работников из сферы труда, потери работы и появления безработицы. Участие в гражданском обществе невозможно без успешной профессиональной карьеры, составляющей фундамент личной независимости, самоуважения и благосостояния и определяющей качество жизни. Положение современного взрослого человека в обществе, и прежде всего в сфере труда, во многом зависит от уровня его компетентности, что предусматривает повышение уровня профессиональной функциональной и информационной компетентности как условие соответствия требованиям рынка труда, грамотного поведения в современной социально-экономической ситуации, принятия эффективных решений, смену профессии или профессиональной квалификации, приобретение дополнительного образования, необходимого для личностного роста, духовного обогащения, удовлетворения интересов, как условие морально-психологического комфорта.
Все это — поле проблем, решение которых позволяет человеку соответствовать требованиям современного рынка труда, сохранять занятость в сфере труда, находить работу, обеспечивающую достойный уровень жизни. Неготовность человека успешно решить первостепенные проблемы погружает его в кризисную ситуацию, выйти из которой самостоятельно почти невозможно. Следствиями становятся потеря работы, безработица; профессиональная деквалификация; снижение жизненного уровня; морально-психологический дискомфорт, неуверенность в собственных силах, потеря жизненных перспектив, психологический стресс. При решении возникших проблем формальное и неформальное образование - взрослых выступает фактором социальной защиты. Доступность (дополнительного образования для широких масс работников, его ориентация на развитие компетентности, профессионально значимых личностных качеств, конкурентоспособности на современном рынке труда, на повышение квалификации или на обеспечение переквалификации могут выступать в качестве надежного механизма вывода из кризисной ситуации.
Обеспечение гарантированного доступа к профессиональному (пере)обучению любого уровня — это одна из действенных форм защиты права человека на труд, в том числе обеспечивающий достойный уровень жизни. Однако в сфере образования, где складываются рыночные от- ношения, население выступает в роли потребителя образовательных услуг только в том случае, если обладает платежеспособностью.
Взрослый человек, находящийся в кризисной ситуации, как правило, не имеет материальной возможности оплачивать качественные образовательные услуги. Круг замыкается. Без социальной поддержки значительная часть населения не способна воспользоваться необходимыми образовательными услугами, а значит, решить многие важные жизненные проблемы.
В социальной поддержке в сфере образования в первую очередь нуждаются следующие социальные группы населения: 1) выпускники вузов, которые после окончания учебного за- ведения получили диплом о высшем образовании и зарегистрировались в Государственной службе занятости в качестве безработных или вынуждены работать не по специальности, — одна треть выпускников;
2) инвалиды, составляющие десятую часть населения, в том числе трудоспособные1; 3) безработные, число которых приближается также к 10% активного населения России (данные 2001 г. — по методике Международной организации труда, учитывающей скрытую безработицу );
4) люди наемного труда, подавляющее большинство которых находятся в состоянии бедности или нищеты2; 5) военнослужащие, уволенные в запас и нуждающиеся в профессиональной переподготовке на гражданские специальности; военнослужащие «горячих точек» России, нуждающиеся в образовательных услугах в сочетании с медико-психологической реабилитацией; 6) мигранты и вынужденные переселенцы; 7) одинокие женщины, воспитывающие детей в условиях неполной семьи; 8) пожилые люди, закончившие трудовой путь (пенсионеры) — 38, 5 млн. человек по России, одна треть из которых продолжают работать; 9) люди, вернувшиеся из мест лишения свободы. Все эти группы взрослого населения относятся к части населения, которую сегодня определяют новым термином — «критическая зона рынка труда»2. Критическая зона рынка труда включает лиц, получивших официальный статус безработного, а также людей, не имеющих официального статуса безработного, но с душевым доходом в семье ниже прожиточного минимума, занятых неполный рабочий день, не имеющих дополнительного дохода. В России численность этой группы населения носит региональный характер и достигает 70 % экономически активного населения3. Это самая многочисленная группа, нуждающаяся в социальной защите средствами образования и в сфере образования. Именно она является источником безработицы и несет в себе угрозу развития процесса маргинализации населения, возникновения и развития социальных осложнений. Для указанных социально незащищенных групп взрослого населения (инвалиды, безработные, военнослужащие, уволенные в запас, мигранты и др. ) разрабатываются особые модели образования. Они предусматривают реализацию как образовательных, так и специфических функций, а именно адаптации, ресоциализации (повторной социализации), поддержки. В качестве организаторов специальных видов образования в России можно выделить трех основных субъектов: государство в лице Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации; негосударственные образовательные учреждения; негосударственные некоммерческие общественные организации (НКО). Каждый из субъектов организации образования социально незащищенных групп взрослого населения преследует в этой сфере свои цели и использует свои механизмы. Цели государства заключаются в создании условий для реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации прав человека, в частности права на труд и образование, на достойную жизнь; адаптации населения к новым социально-экономическим условиям, социальной реабилитации граждан. Это предполагает формирование предпосылок для реализации законов «Об образовании», «О занятости населения», в частности: — создание и финансирование деятельности учреждений общего и профессионального образования для инвалидов, учебных центров для инвалидов на предприятиях; — создание служб занятости населения и учебно-методических центров профессиональной переподготовки безработных в структурах региональных служб занятости населения; — поддержку целевых программ профессиональной подготовки и переподготовки инвалидов, безработных, военнослужащих, уволенных в запас; — организацию обучения для молодежи, находящейся в местах лишения свободы. Организацией деятельности образовательной системы, ориентированной на другие социальные группы взрослого населения, государство занимается на уровне финансирования отдельных проектов и целевых программ. Так, профессиональная переподготовка женщин и военнослужащих может осуществляться в Учебно-методическом центре службы занятости и государственных образовательных учреждениях, работающих со службами занятости на договорной основе. В последнее десятилетие в результате развития рынка образовательных услуг возникло много новых негосударственных учреждений, ориентированных на обучение отдельных социальных групп населения, например Санкт-Петербургский международный институт «Женщина и управление», где реализуются образовательные программы для женщин, включая и обучение безработных; Санкт-Петербургский международный институт повышения квалификации «Перспектива», специализирующийся на профессиональной переподготовке военнослужащих. Цели негосударственных образовательных учреждений в образовании социально незащищенных групп населения направлены на расширение спектра образовательных услуг и круга их потребителей и заказчиков благодаря использованию новых социальных программ; на создание оптимальных социально-педагогических условий образовательной деятельности, ориентированной на определенную социальную группу; на достижение конкурентоспособности за счет инновационных подходов в организации учебного ■ Процесса. | Заказчиками образовательных услуг для негосударственных образовательных учреждений в сфере профессиональной переподготовки нередко становится само государство, например Министерство обороны, заинтересованное в финансировании проектов по социально-профессиональной реабилитации демобилизованных военнослужащих; служба занятости населения, ориентированная на профилактику безработицы и выступающая заказчиком в сфере профессиональной переподготовки безработных женщин и молодежи. Заинтересованность в профессиональной переподготовке военнослужащих проявляют и некоторые иностранные государства. Например, Германия, когда в начале 90-х годов с ее территории были выведены и демобилизованы большие по численности отряды военнослужащих, осуществляла значительные инвестиции в сферу профессиональной переподготовки демобилизованных из рядов военнослужащих, обеспечивая современные педагогические условия для такой профессиональной переподготовки бывших военнослужащих и их жен. Государство и негосударственные образовательные учреждения, как правило, обеспечивают формальное профессиональное образование, которое завершается выдачей диплома, аттестата или свидетельства. Однако в современной формирующейся политике непрерывного образования все больше внимания обращается не только на его экономическую необходимость, вызванную особенностями меняющегося рынка труда, но и на социально-культурную его значимость. Пересматриваются традиционные представления о разделе полномочий между общественностью и органами власти. Система управления вынуждена передавать все больше полномочий в руки самих граждан. Современная стратегия развития непрерывного образования взрослых в России начинает базироваться на сотрудничестве властей и общественных организаций, которые выступают в роли социальных партнеров, поскольку именно они ближе всего связаны с интересами и потребностями отдельных граждан, социальных групп и различных общественно-профессиональных объединений. Некоммерческие организации (НКО)1 — важная составляющая гражданского общества, так называемый третий сектор, который наряду с государственным сектором и бизнесом призван способствовать развитию демократии. Среди некоммерческих организаций различают детские, молодежные, женские клубы по интересам, культурные, научные об-цества, национальные объединения, общественно-политические партии и движения, правозащитные, профессиональные союзы и ассоциации (социальные, религиозные, спортивные, экологиче-ские и др. ). По целевому назначению НКО делятся на членские, сервисные, ресурсные центры. Ресурсные центры можно выделить в особый тип, так как они участвуют в создании новых НКО, помогают действующим работать более стабильно и эффективно, поддерживают контакты с бизнесом и государственными органами. НКО осуществляют информационно-просветительскую рабо- ту, обучение, издание литературы, выставочную и концертную деятельность, организацию досуга, правовую защиту, медико-социальную помощь, реабилитацию и др. НКО предлагают своим клиентам услуги, предоставление которых является затруднительным как для коммерческого сектора (в силу неприбыльности), так и для государственного (в силу нехватки ресурсов, небольшого состава групп тех, кто в этих услугах нуждается, и многообразия специфических потребностей). Примерами некоммерческих организаций могут служить и широко известные в стране организации «Солдатские матери», «Фонд помощи семьям военнослужащих, погибших при выполнении боевого задания», «Гринпис», и совсем небольшие, имеющие локальный характер НКО, например «Клуб любителей экзотических растений» или «Общество краеведов». Практически все они реализуют различные программы гражданской, социальной направленности, благотворительные акции, проекты, большинство из которых нацелены на решение задач просветительского или образовательного характера. За последние годы движение НКО в России приобретает все больший размах. В общественной жизни страны они способствуют адаптации людей к современным условиям. Стимулируя конструктивную инициативу, развивая такие гражданские качества, как активность в общественной и политической жизни, умение принимать самостоятельное решение в ситуациях социального выбора, НКО содействуют гражданскому образованию взрослого населения. Основная цель гражданского образования — развитие диалога между всеми секторами общества: властью, бизнесом и гражданами. Средствами достижения этой цели НКО видят повышение социальной компетентности граждан, содействие в осознании своих потребностей в саморазвитии, социальном и ином совершенствовании, оказание помощи наименее защищенным группам населения. Свои просветительские и образовательные функции НКО реализуют, издавая различные материалы, которые, как правило, распространяются бесплатно, организуя бесплатные консультации для населения (юридические, психологические и др. ), раз- личные акции с целью привлечения внимания общественности к той или иной проблеме, проводя курсы, тренинги, семинары для разных категорий населения. Многие НКО активно сотрудничают с зарубежными неправительственными организациями: фондами, миссиями, отдельными гражданами, объединяя традиции отечественного просветительства с мировым опытом и технологиями в образовании взрослых. Примером такого сотрудничества может служить партнерский российско-шведский проект «Социальное партнерство и гражданское общество» (Санкт-Петербург — Ленинградская область, Псков, Новгород), осуществляемый в 2001—2002 гг. НКО «Благотворительное общество " Невский Ангел" » и Шведским народным университетом (Упсала). Суть данного проекта — развитие социального партнерства между гражданскими институтами и органами власти через совместное обучение их представителей. В ходе проекта проводятся информационные семинары и образовательный курс. Тематика обучения ориентирована на повышение квалификации в области способов демократического управления и делового сотрудничества, гражданского участия в процессах принятия решений на всех уровнях. Другой пример — проект «Система демократического гражданского образования» в г. Красноярске1. Гражданское обучение взрослых, осуществляемое НКО, можно отнести к информальной форме образования, а сами НКО — к информальным источникам образования взрослых.
Задания и вопросы для самоконтроля
1. Подготовьте сообщение на тему «Образование как фактор социальной защиты взрослого человека в современном мире». Попытайтесь сформулировать условия, при которых это становится возможным. 2. Просмотрите одно или несколько наиболее популярных местных изданий (газеты, еженедельники) за последний месяц. Найдите материалы, прямо или косвенно рассказывающие о просветительской деятельности НКО. Проанализируйте, какие типы НКО представлены. Чем они занимаются? В каких формах они участвуют в просвещении населения? Что вы знаете о деятельности НКО в вашем городе? Обсудите собранную информацию в группе.
Рекомендуемая литература
Новиков П., Васильева П. Профессиональное обучение незанятого населения // Человек и труд. — 1996. — № 1. Новые знания. — 1999. — № 3. Шеметов В. Оценка результативности программ профессионального обучения незанятых граждан // Человек и труд. — 1997. — № 3. Hamburg Declaration on Adult Learning. The Fifth International Conference on Adult Aducation. Hamburg (http: //www. education. unesco. org/uie/ confintea/declaeng. html). Introducing informal education (http: //www. infed. org/i-intro/html) Learning Age (http: //www. lifelonglearning. co. uk/greenpaper/index. html). West Edwin G. Education with and without the State (http: // www. worldbank. org/html/workp/wp00061. html). Глава 7. ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА БЕЗРАБОТНЫХ Профессиональная переподготовка безработных относится к системе дополнительного профессионального образования. Это поднятие более широкое, чем профессиональное переобучение, поскольку данный процесс включает помимо обучения «другой» профессии профессиональную переориентацию человека, поте-рявшего работу, и его профессиональную адаптацию на новом рабочем месте после переобучения. Организатором профессиональной переподготовки безработных становится служба занятости населения, основной функцией которой является содействие безработным;: ражданам в трудоустройстве. Специалисты службы занятости оказывают профессионально ориентационные услуги безработному на этапе поиска нового профессионального старта, на этапе выбора нового профессионального пути и направления переподготовки. Безработный нуждается в такой помощи, поскольку не готов самостоятельно сделать выбор. Служба занятости направляет безработного на профессиональное переобучение, оплачивая его прерывание в техническом образовательном учреждении, с которым заключены договорные отношения. Образовательное учреждение зачастую не только обеспечивает профессиональное переобучение человека, но и содействует его последующей адаптации на рабочем месте. На организацию и содержание профессиональной переподготовки безработных влияют многие факторы, наибольшее значение среди которых имеют социально-демографические и личностные особенности безработных как потенциальных обучающихся и как соискателей рабочего места; особенности потребностей рынка труда, который, как правило, имеет не только динамический, но и региональный характер. Важной характеристикой современного рынка труда является и наличие в нем потока вторичных безработных. Вторично безработным считается соискатель рабочего места, который получил Профессиональное переобучение, но не трудоустроился или трудоустроился, но не закрепился, не адаптировался на новом рабочем месте. Это происходит в силу рассогласования между личными профессиональными интересами и потребностями соискателей рабочих мест, их профессиональной квалификацией и объективной потребностью рынка труда в специалистах. Возникает необходимость решения проблемы не только профессиональной реабилитации не востребованных на рынке труда людей, но и их социальной реабилитации, а также приведения профессионально-образовательных интересов и потребностей личности, ее профессиональной квалификации в соответствие объективным потребностям рынка труда. Одним словом, возникает необходимость соотнесения человеком трех оценочных категорий: «хочу», «могу» и «надо». Образование рассматривается как один из механизмов решения этой проблемы, как недостающее звено в процессе этого согласования. Причем сущность профессиональной переподготовки безработных, определение ее целей и функций не могут быть сведены ни к обновлению или дополнению, ни даже к формированию только профессиональных знаний и умений. Безработные как субъекты обучения — это особая категория. Люди, потерявшие работу в результате экономических преобразований, спешат взять новый старт в трудовой деятельности, а поэтому вынуждены включиться в образовательный процесс. И самому человеку, и обществу важно, чтобы этот новый старт был успешным. Хотя каждый потерявший работу испытывает свои, индивидуальные затруднения, безработные как специфическая социальная группа имеют общие психологические характеристики. У этой группы населения более, чем у других категорий, нарушено взаимодействие с нестабильной производственной, экономической, социокультурной средой. Результаты исследований свидетельствуют о том, что каждый четвертый безработный не может оценить свой профессиональный статус, его соответствие конъюнктуре рынка труда. Это объясняется недостаточным знанием требований, предъявляемых к работнику, его несформировавшейся или амбициозной самооценкой. В то же время самооценка профессиональных качеств в значительной степени определяет характер поведения на рынке труда, успех или неудачу при трудоустройстве, а значит, и скорость протекания процесса социально-профессиональной реабилитации. Задача и результат профессиональной переподготовки безработных заключаются не столько в приобретении ими новых знаний и умений, сколько в формировании у них мотивации овладения новой профессией, выявлении способности определить и успешно пройти собственный путь нового профессионального становления, соответствующий индивидуальным потенциальным возможностям и потребностям, определении уровдя квалификации, развития профессионально значимых качеств. Поэтому важной функцией профессиональной переподготовки безработных является создание оптимальных социально-педагогических условий для развития способности личности к социальному взаимодействию, социализации и активной адаптации в новых социально-экономических условиях. Эту функцию можно обозначить как сопровождение социализации безработного. Выделяют две группы целей переподготовки безработных. Первая группа целей, непосредственно связанная с процессом обучения, носит андрагогический характер и предусматривает: — формирование минимума профессиональных знаний и умений, необходимых для того, чтобы работник приступил к выполнению своих профессиональных, производственных функций; — формирование готовности к овладению и овладение обобщенными способами деятельности, что в условиях ускоренного профессионального обучения имеет более важное значение, чем формирование знаний и умений; — обеспечение адекватности подготовки специалиста его новому рабочему месту. Вторая группа целей связана с развитием способности личности активно действовать в изменяющихся социально-экономических условиях, умения мобилизовать потенциальные возможности и обеспечить себе гарантии в сфере занятости. Реализация этих целей имеет отсроченный эффект и носит социально значимый характер. Суть обозначенных целей заключается в том, чтобы улучшить мотивацию безработных и их реальные возможности применить свои знания и умения на рынке труда длительное время, что предполагает: — формирование уверенности в себе, способности пересмотреть свои потенциальные возможности, умения принимать решения и определять пути и способы их реализации, развитие познавательных способностей, развитие мотивации;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|