Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самоконтроля 4 страница




Важно, чтобы непрерывное профессиональное образование способствовало сохранению и развитию субъектной позиции специалиста на основе самоанализа, самооценки, самоорганизации в дальнейшем освоении поля профессиональной активности.

Сформулируем круг требований к содержанию профессионального обучения в андрагогической модели. Оно должно быть открытым, т. е. способным к развитию объема за счет субъектного вклада участников андрагогического процесса. Оно предстает как персонализированное (ориентированное на интересы и потребности конкретных людей); практикоориентированное (интегрированное с контекстом жизнедеятельности); кулътуросообразное (соответствующее сложившимся культурным моделям); комплексное (позволяющее освоить поле профессиональной активности во всем его многообразии).

В системе повышения квалификации перед преподавателем встают следующие основные андрагогические задачи:

— осуществить диагностику типовых и индивидуальных проблем аудитории (степень мотивированности на продолжение образования, информационный запрос, актуальный уровень профессиональной компетентности и притя заний, готовность обучаться в предлагаемой форме, психофизиологические и социально-психологические особенности, предпосылочный образовательный и профессиональный опыт и др. );

— помочь в самоопределении и выборе необходимого развивающего в профессионально-личностном отношении образовательного маршрута и режима обучения;

— оказать помощь в адаптации к условиям обучения (состав слушателей, содержание, способы работы с информацией);

— создать условия для позитивного настроя и понимания перспектив профессионального и личностного роста;

— сформировать ситуацию межсубъектного взаимодействия в ходе обучения;

— предоставить каждому слушателю возможность самовыражения и самоутверждения в среде коллег за счет презентации своего позитивного опыта;

— обеспечить реальное развивающее продвижение в освоении образовательного содержания в логике «динамического треугольника» отношение — сознание—деятельность;

— гарантировать получение конкретного образовательного продукта, который можно «перенести» в ситуацию профессиональной деятельности (проект, программа действий, технология и др. );

— психологически помочь слушателям выйти из ситуации обучения, т. е. без конфликтов возвратиться внутренне измененными в не изменившийся за это время рабочий контекст; расстаться с сокурсниками; наметить перспективы дальнейшего продвижения в профессиональном поле.

 

Рекомендуемая литература

 

Абдуллина О. А. Личность студентов в процессе профессиональной де­ятельности // Высшее образование в России. — 1993. — № 3.

Батаршев А. В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе: Теоретико-методологический аспект / Под ред. А. П. Беляевой. - СПб., 1996.

Беляева А. П. Дидактические принципы профессиональной подготов­ки в профтехучилищах: Метод, пособие. — М., 1991.

Берг Э. Понятие «профессия» // Перспективы. — 1997. — № 3.

Бодалев А. А. О предмете акмеологии // Психологический журнал. — 1995. -№1.

Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. — М., 1993.

Голуб С. Б. Профессиональное образование как социально-педагоги­ческая проблема// Специалист. — 1999. — № 10.

Зиновкина М. М. Креативная технология образования // Высшее обра­зование в России. — 1999. — № 3.

Кондратко И. И. и др. Диверсификация профессионального образова­ния // Специалист. — 1998. — № 11.

Концепция централизованного тестирования в системе непрерывно­го общего и профессионального образования // Бюллетень МО РФ. — 2000. - № 8.

Лосева В. К., Пуньков А. И. Аутодидактика и авторизированное образо­вание // Вестник МГУ. - 1999. — № 1(3).

Мицкевич Н. И. Дидактические основы повышения квалификации: Теория и практика. — Минск, 1999.

Новиков А. М. Интеграция базового профессионального образования / / Педагогика. — 1996. — № 3.

Программа развития среднего профессионального образования в Рос­сии на 2000-2005 годы // Специалист. - 2000. - № 8, 10—12; 2001. -№ 1, 2.

Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: От дея­тельности к личности. — М., 2001.

Специалист в системе повышения квалификации и переподготовки кадров: Сб. науч. тр. / Под ред. С. Г. Вершловского. — СПб., 1993.

Стрелков Е. К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие. — М., 2001.

Шмидт Г. Размышления о профессионально-техническом образовании на рубеже XXI века // Перспективы: Вопросы образования (ЮНЕСКО). — 1996. -№ 2.

Энциклопедия профессионального образования. В 3 т. / Под ред. С. Я. Ба-тышева. - М., 1998. - Т. 1; 1999. - Т. 2; 1999. - Т. 3.

Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993—1998.

 

 

ЧАСТЬ II

АНДРАГОГИКА КАК ОБЛАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

 

Глава 6. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫХ ГРУПП ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ

 

Социальные группы населения, нуждающиеся в социальной поддержке, в различных публикациях и документах обозначаются по-разному: «непривилегированные (обездоленные)»; «социально слабые»; «маргинальные»; «социально уязвимые».

Использование обобщающего понятия «социально незащищенные группы» в андрагогическом контексте позволяет обозначить те слои населения, для которых социальная поддержка в решении жизненных проблем в какой-то мере может быть обеспечена средствами образования.

Понятие «социальная защита» является одним из ключевых для социальной политики демократического государства. В СССР система социальной защиты как важнейшая часть социальной политики включала в себя прежде всего:

— право на труд;

— гарантированное государством пенсионное обеспечение;

— административно регулируемые цены, обеспечивающие «ценовую» доступность основных товаров и услуг;

— бесплатность образования, здравоохранения, форм досуговой активности и т. д.

В современных условиях под «социальной защитой» понимается политика государства и регионов, направленная на обеспечение удовлетворительного существования тем группам населения, которые оказались в особо сложных условиях и не способны без внешней поддержки их улучшить.

Социальная защита населения представляет собой систему широкого набора мер по профилактике социального неблагополучия. Это поддержка социально уязвимых групп (пособия, льготы, выплаты); обеспечение минимальных социальных гарантий на труд, образование, отдых; всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных благ (стационары, социальная помощь оказавшимся в трудных условиях).

Гарантии на образование и труд закреплены Конституцией РФ и Законом «Об образовании», но формирующиеся рыночные отношения как в сфере труда, так и в сфере образования, развитие производственных отношений нового типа диктуют свои законы и зачастую придают этим гарантиям формальный характер. Однако и успех на рынке труда, и участие в общественных процессах требуют доступа к современным знаниям для широких масс населения. Особенно остро эта проблема стоит в России по отношению к малообеспеченным, социально незащищенным группам населения.

Формирующийся рынок труда выдвигает возрастающие требования к уровню профессиональной компетентности специалистов, конкретизирует спрос на рабочих и специалистов тех или иных профессий. Несоответствие спроса и предложения недостаточно квалифицированной рабочей силы становится одной из причин высвобождения работников из сферы труда, потери работы и появления безработицы. Участие в гражданском обществе невозможно без успешной профессиональной карьеры, составляющей фундамент личной независимости, самоуважения и благосостояния и определяющей качество жизни.

Положение современного взрослого человека в обществе, и прежде всего в сфере труда, во многом зависит от уровня его компетентности, что предусматривает повышение уровня профессиональной функциональной и информационной компетентности как условие соответствия требованиям рынка труда, грамотного поведения в современной социально-экономической ситуации, принятия эффективных решений, смену профессии или профессиональной квалификации, приобретение дополнительного образования, необходимого для личностного роста, духовного обогащения, удовлетворения интересов, как условие морально-психологического комфорта.

Все это — поле проблем, решение которых позволяет человеку соответствовать требованиям современного рынка труда, сохранять занятость в сфере труда, находить работу, обеспечивающую достойный уровень жизни.

Неготовность человека успешно решить первостепенные проблемы погружает его в кризисную ситуацию, выйти из которой самостоятельно почти невозможно. Следствиями становятся потеря работы, безработица; профессиональная деквалификация; снижение жизненного уровня; морально-психологический дискомфорт, неуверенность в собственных силах, потеря жизненных перспектив, психологический стресс. При решении возникших проблем формальное и неформальное образование - взрослых выступает фактором социальной защиты. Доступность (дополнительного образования для широких масс работников, его

 ориентация на развитие компетентности, профессионально зна­чимых личностных качеств, конкурентоспособности на современном рынке труда, на повышение квалификации или на обеспечение переквалификации могут выступать в качестве надеж­ного механизма вывода из кризисной ситуации.

 

 

Обеспечение гарантированного доступа к профессиональному (пере)обучению любого уровня — это одна из действенных форм защиты права человека на труд, в том числе обеспечивающий до­стойный уровень жизни.

Однако в сфере образования, где складываются рыночные от-

 ношения, население выступает в роли потребителя образователь­ных услуг только в том случае, если обладает платежеспособностью.

 

 Взрослый человек, находящийся в кризисной ситуации, как правило, не имеет материальной возможности оплачивать качественные образовательные услуги. Круг замыкается. Без социаль­ной поддержки значительная часть населения не способна воспользоваться необходимыми образовательными услугами, а значит, решить многие важные жизненные проблемы.

 

 

 

 В социальной поддержке в сфере образования в первую очередь нуждаются следующие социальные группы населения:

1) выпускники вузов, которые после окончания учебного за- ведения получили диплом о высшем образовании и зарегистрировались в Государственной службе занятости в качестве безработных или вынуждены работать не по специальности, — одна треть выпускников;

 

2) инвалиды, составляющие десятую часть населения, в том числе трудоспособные1;

3) безработные, число которых приближается также к 10% активного населения России (данные 2001 г. — по методике Международной организации труда, учитывающей скрытую безработицу );

 

4) люди наемного труда, подавляющее большинство которых находятся в состоянии бедности или нищеты2;

5) военнослужащие, уволенные в запас и нуждающиеся в про­фессиональной переподготовке на гражданские специальности; военнослужащие «горячих точек» России, нуждающиеся в образовательных услугах в сочетании с медико-психологической реабилитацией;

6) мигранты и вынужденные переселенцы;

7) одинокие женщины, воспитывающие детей в условиях неполной семьи;

8) пожилые люди, закончившие трудовой путь (пенсионеры) — 38, 5 млн. человек по России, одна треть из которых продолжают работать;

9) люди, вернувшиеся из мест лишения свободы.

Все эти группы взрослого населения относятся к части населения, которую сегодня определяют новым термином — «критическая зона рынка труда»2. Критическая зона рынка труда включает лиц, получивших официальный статус безработного, а также людей, не имеющих официального статуса безработного, но с душевым доходом в семье ниже прожиточного минимума, занятых неполный рабочий день, не имеющих дополнительного дохода. В России численность этой группы населения носит региональный характер и достигает 70 % экономически активного населения3. Это самая многочисленная группа, нуждающаяся в социальной защите средствами образования и в сфере образования. Именно она является источником безработицы и несет в себе угрозу развития процесса маргинализации населения, возникновения и развития социальных осложнений.

Для указанных социально незащищенных групп взрослого населения (инвалиды, безработные, военнослужащие, уволенные в запас, мигранты и др. ) разрабатываются особые модели образования. Они предусматривают реализацию как образовательных, так и специфических функций, а именно адаптации, ресоциализации (повторной социализации), поддержки. В качестве организаторов специальных видов образования в России можно выделить трех основных субъектов: государство в лице Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации; негосударственные образовательные учреждения; негосударственные некоммерческие общественные организации (НКО). Каждый из субъектов организации образования социально незащищенных групп взрослого населения преследует в этой сфере свои цели и использует свои механизмы. Цели государства заключаются в создании условий для реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации прав человека, в частности права на труд и образование, на достойную

жизнь; адаптации населения к новым социально-экономическим

условиям, социальной реабилитации граждан.

Это предполагает формирование предпосылок для реализации

законов «Об образовании», «О занятости населения», в частности:

— создание и финансирование деятельности учреждений общего и профессионального образования для инвалидов, учебных

центров для инвалидов на предприятиях;

— создание служб занятости населения и учебно-методических центров профессиональной переподготовки безработных в струк­турах региональных служб занятости населения;

— поддержку целевых программ профессиональной подготов­ки и переподготовки инвалидов, безработных, военнослужащих, уволенных в запас;

— организацию обучения для молодежи, находящейся в местах лишения свободы.

Организацией деятельности образовательной системы, ориен­тированной на другие социальные группы взрослого населения, государство занимается на уровне финансирования отдельных проектов и целевых программ. Так, профессиональная переподго­товка женщин и военнослужащих может осуществляться в Учеб­но-методическом центре службы занятости и государственных образовательных учреждениях, работающих со службами занято­сти на договорной основе.

В последнее десятилетие в результате развития рынка образова­тельных услуг возникло много новых негосударственных учрежде­ний, ориентированных на обучение отдельных социальных групп населения, например Санкт-Петербургский международный ин­ститут «Женщина и управление», где реализуются образователь­ные программы для женщин, включая и обучение безработных; Санкт-Петербургский международный институт повышения ква­лификации «Перспектива», специализирующийся на профессио­нальной переподготовке военнослужащих.

Цели негосударственных образовательных учреждений в образо­вании социально незащищенных групп населения направлены на расширение спектра образовательных услуг и круга их потребите­лей и заказчиков благодаря использованию новых социальных программ; на создание оптимальных социально-педагогических ус­ловий образовательной деятельности, ориентированной на опре­деленную социальную группу; на достижение конкурентоспособ­ности за счет инновационных подходов в организации учебного ■ Процесса.

| Заказчиками образовательных услуг для негосударственных об­разовательных учреждений в сфере профессиональной переподготовки нередко становится само государство, например Мини­стерство обороны, заинтересованное в финансировании проек­тов по социально-профессиональной реабилитации демобилизо­ванных военнослужащих; служба занятости населения, ориенти­рованная на профилактику безработицы и выступающая заказчи­ком в сфере профессиональной переподготовки безработных жен­щин и молодежи. Заинтересованность в профессиональной пере­подготовке военнослужащих проявляют и некоторые иностран­ные государства. Например, Германия, когда в начале 90-х годов с ее территории были выведены и демобилизованы большие по численности отряды военнослужащих, осуществляла значитель­ные инвестиции в сферу профессиональной переподготовки де­мобилизованных из рядов военнослужащих, обеспечивая совре­менные педагогические условия для такой профессиональной пе­реподготовки бывших военнослужащих и их жен.

Государство и негосударственные образовательные учреждения, как правило, обеспечивают формальное профессиональное обра­зование, которое завершается выдачей диплома, аттестата или свидетельства.

Однако в современной формирующейся политике непрерыв­ного образования все больше внимания обращается не только на его экономическую необходимость, вызванную особенностями ме­няющегося рынка труда, но и на социально-культурную его зна­чимость. Пересматриваются традиционные представления о раз­деле полномочий между общественностью и органами власти. Система управления вынуждена передавать все больше полномо­чий в руки самих граждан. Современная стратегия развития не­прерывного образования взрослых в России начинает базировать­ся на сотрудничестве властей и общественных организаций, ко­торые выступают в роли социальных партнеров, поскольку имен­но они ближе всего связаны с интересами и потребностями от­дельных граждан, социальных групп и различных общественно-профессиональных объединений.

Некоммерческие организации (НКО)1 — важная составляющая гражданского общества, так называемый третий сектор, который наряду с государственным сектором и бизнесом призван способ­ствовать развитию демократии.

Среди некоммерческих организаций различают детские, моло­дежные, женские клубы по интересам, культурные, научные об-цества, национальные объединения, общественно-политические партии и движения, правозащитные, профессиональные союзы и ассоциации (социальные, религиозные, спортивные, экологиче-ские и др. ). По целевому назначению НКО делятся на членские, сервисные, ресурсные центры. Ресурсные центры можно выделить в особый тип, так как они участвуют в создании новых НКО, по­могают действующим работать более стабильно и эффективно, под­держивают контакты с бизнесом и государственными органами. НКО осуществляют информационно-просветительскую рабо- ту, обучение, издание литературы, выставочную и концертную деятельность, организацию досуга, правовую защиту, медико-со­циальную помощь, реабилитацию и др. НКО предлагают своим клиентам услуги, предоставление которых является затруднитель­ным как для коммерческого сектора (в силу неприбыльности), так и для государственного (в силу нехватки ресурсов, небольшо­го состава групп тех, кто в этих услугах нуждается, и многообра­зия специфических потребностей).

Примерами некоммерческих организаций могут служить и широко известные в стране организации «Солдатские матери», «Фонд помощи семьям военнослужащих, погибших при выпол­нении боевого задания», «Гринпис», и совсем небольшие, имею­щие локальный характер НКО, например «Клуб любителей экзо­тических растений» или «Общество краеведов». Практически все они реализуют различные программы гражданской, социальной направленности, благотворительные акции, проекты, большин­ство из которых нацелены на решение задач просветительского или образовательного характера.

За последние годы движение НКО в России приобретает все больший размах. В общественной жизни страны они способству­ют адаптации людей к современным условиям. Стимулируя кон­структивную инициативу, развивая такие гражданские качества, как активность в общественной и политической жизни, умение принимать самостоятельное решение в ситуациях социального выбора, НКО содействуют гражданскому образованию взросло­го населения.

Основная цель гражданского образования — развитие диалога между всеми секторами общества: властью, бизнесом и граждана­ми. Средствами достижения этой цели НКО видят повышение со­циальной компетентности граждан, содействие в осознании сво­их потребностей в саморазвитии, социальном и ином совершен­ствовании, оказание помощи наименее защищенным группам на­селения. Свои просветительские и образовательные функции НКО реализуют, издавая различные материалы, которые, как прави­ло, распространяются бесплатно, организуя бесплатные консуль­тации для населения (юридические, психологические и др. ), раз- личные акции с целью привлечения внимания общественности к той или иной проблеме, проводя курсы, тренинги, семинары для разных категорий населения.

Многие НКО активно сотрудничают с зарубежными неправи­тельственными организациями: фондами, миссиями, отдельными гражданами, объединяя традиции отечественного просветительства с мировым опытом и технологиями в образовании взрослых.

Примером такого сотрудничества может служить партнерский рос­сийско-шведский проект «Социальное партнерство и гражданское об­щество» (Санкт-Петербург — Ленинградская область, Псков, Новгород), осуществляемый в 2001—2002 гг. НКО «Благотворительное общество " Нев­ский Ангел" » и Шведским народным университетом (Упсала). Суть дан­ного проекта — развитие социального партнерства между гражданскими институтами и органами власти через совместное обучение их предста­вителей. В ходе проекта проводятся информационные семинары и обра­зовательный курс. Тематика обучения ориентирована на повышение ква­лификации в области способов демократического управления и делового сотрудничества, гражданского участия в процессах принятия решений на всех уровнях. Другой пример — проект «Система демократического гражданского образования» в г. Красноярске1.

Гражданское обучение взрослых, осуществляемое НКО, мож­но отнести к информальной форме образования, а сами НКО — к информальным источникам образования взрослых.

 

Задания и вопросы для самоконтроля

 

1. Подготовьте сообщение на тему «Образование как фактор социаль­ной защиты взрослого человека в современном мире». Попытайтесь сфор­мулировать условия, при которых это становится возможным.

2. Просмотрите одно или несколько наиболее популярных местных изданий (газеты, еженедельники) за последний месяц. Найдите матери­алы, прямо или косвенно рассказывающие о просветительской деятель­ности НКО. Проанализируйте, какие типы НКО представлены. Чем они занимаются? В каких формах они участвуют в просвещении населения? Что вы знаете о деятельности НКО в вашем городе? Обсудите собран­ную информацию в группе.

 

Рекомендуемая литература

 

Новиков П., Васильева П. Профессиональное обучение незанятого на­селения // Человек и труд. — 1996. — № 1.

Новые знания. — 1999. — № 3.

Шеметов В. Оценка результативности программ профессионального обучения незанятых граждан // Человек и труд. — 1997. — № 3.

Hamburg Declaration on Adult Learning. The Fifth International Confe­rence on Adult Aducation. Hamburg (http: //www. education. unesco. org/uie/ confintea/declaeng. html).

Introducing informal education (http: //www. infed. org/i-intro/html)

Learning Age (http: //www. lifelonglearning. co. uk/greenpaper/index. html). West Edwin G. Education with and without the  State (http: // www. worldbank. org/html/workp/wp00061. html).

Глава 7. ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА БЕЗРАБОТНЫХ

Профессиональная переподготовка безработных относится к системе дополнительного профессионального образования. Это поднятие более широкое, чем профессиональное переобучение, поскольку данный процесс включает помимо обучения «другой» профессии профессиональную переориентацию человека, поте-рявшего работу, и его профессиональную адаптацию на новом рабочем месте после переобучения.

Организатором профессиональной переподготовки безработных становится служба занятости населения, основной функцией которой является содействие безработным;: ражданам в трудоустройстве. Специалисты

службы занятости оказывают профессионально ориентационные услуги безработному на этапе поиска нового профессионального старта, на этапе выбора нового профессионального пути и направления переподготовки. Безработный нуждается в такой помощи, поскольку не готов самостоятельно сделать выбор. Служба занятости направляет безработного на профессиональное переобучение, оплачивая его прерывание в техническом образовательном учреждении, с которым заключены договорные отношения. Образовательное учреждение зачастую не только обеспечивает профессиональное переобучение человека, но и содействует его последующей адаптации на рабочем месте.

На организацию и содержание профессиональной переподготовки безработных влияют многие факторы, наибольшее значение среди которых имеют социально-демографические и личностные особенности безработных как потенциальных обучающихся и как соискателей рабочего места; особенности потребностей рынка труда, который, как правило, имеет не только динамический, но и региональный характер.

Важной характеристикой современного рынка труда является и наличие в нем потока вторичных безработных. Вторично безработным считается соискатель рабочего места, который получил Профессиональное переобучение, но не трудоустроился или трудоустроился, но не закрепился, не адаптировался на новом рабочем месте. Это происходит в силу рассогласования между личными профессиональными интересами и потребностями соискателей рабочих мест, их профессиональной квалификацией и объективной потребностью рынка труда в специалистах.

Возникает необходимость решения проблемы не только профессиональной реабилитации не востребованных на рынке труда людей, но и их социальной реабилитации, а также приведения профессионально-образовательных интересов и потребностей личности, ее профессиональной квалификации в соответствие объективным потребностям рынка труда. Одним словом, возникает необходимость соотнесения человеком трех оценочных категорий: «хочу», «могу» и «надо». Образование рассматривается как один из механизмов решения этой проблемы, как недостающее звено в процессе этого согласования. Причем сущность профессиональной переподготовки безработных, определение ее целей и функций не могут быть сведены ни к обновлению или дополнению, ни даже к формированию только профессиональных знаний и умений.

Безработные как субъекты обучения — это особая категория. Люди, потерявшие работу в результате экономических преобразований, спешат взять новый старт в трудовой деятельности, а поэтому вынуждены включиться в образовательный процесс. И самому человеку, и обществу важно, чтобы этот новый старт был успешным. Хотя каждый потерявший работу испытывает свои, индивидуальные затруднения, безработные как специфическая социальная группа имеют общие психологические характеристики.

У этой группы населения более, чем у других категорий, нарушено взаимодействие с нестабильной производственной, экономической, социокультурной средой. Результаты исследований свидетельствуют о том, что каждый четвертый безработный не может оценить свой профессиональный статус, его соответствие конъюнктуре рынка труда. Это объясняется недостаточным знанием требований, предъявляемых к работнику, его несформировавшейся или амбициозной самооценкой. В то же время самооценка профессиональных качеств в значительной степени определяет характер поведения на рынке труда, успех или неудачу при трудоустройстве, а значит, и скорость протекания процесса социально-профессиональной реабилитации.

Задача и результат профессиональной переподготовки безработных заключаются не столько в приобретении ими новых знаний и умений, сколько в формировании у них мотивации овладения новой профессией, выявлении способности определить и успешно пройти собственный путь нового профессионального становления, соответствующий индивидуальным потенциальным возможностям и потребностям, определении уровдя квалификации, развития профессионально значимых качеств. Поэтому важной функцией профессиональной переподготовки без­работных является создание оптимальных социально-педагогиче­ских условий для развития способности личности к социальному взаимодействию, социализации и активной адаптации в новых социально-экономических условиях. Эту функцию можно обозна­чить как сопровождение социализации безработного.

Выделяют две группы целей переподготовки безработных.

Первая группа целей, непосредственно связанная с процессом обучения, носит андрагогический характер и преду­сматривает:

— формирование минимума профессиональных знаний и уме­ний, необходимых для того, чтобы работник приступил к выпол­нению своих профессиональных, производственных функций;

— формирование готовности к овладению и овладение обоб­щенными способами деятельности, что в условиях ускоренного профессионального обучения имеет более важное значение, чем формирование знаний и умений;

— обеспечение адекватности подготовки специалиста его но­вому рабочему месту.

Вторая группа целей связана с развитием способности личности активно действовать в изменяющихся социально-эко­номических условиях, умения мобилизовать потенциальные воз­можности и обеспечить себе гарантии в сфере занятости. Реализа­ция этих целей имеет отсроченный эффект и носит социально значимый характер. Суть обозначенных целей заключается в том, чтобы улучшить мотивацию безработных и их реальные возмож­ности применить свои знания и умения на рынке труда длительное время, что предполагает:

— формирование уверенности в себе, способности пересмот­реть свои потенциальные возможности, умения принимать реше­ния и определять пути и способы их реализации, развитие позна­вательных способностей, развитие мотивации;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...