Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы для самоконтроля. Рекомендуемая литература. Глава 15. Возможности дистанционного обучения в образовании взрослых




Вопросы для самоконтроля

 

1. По вашему мнению, является ли модульное обучение более техно­логичным по сравнению с традиционным? Если да, то почему?

2. Что требуется для организации занятий по модульной технологии' Велики ли затраты? И если да, то чем они могут оправдаться?

3. Каковы перспективы модульного обучения и его возможные транс­формации?

 

 

Рекомендуемая литература

 

Балашов Ю. К., Рыжов В. А. Профессиональная подготовка кадров е условиях капитализма. — М., 1987.

Батышев С. Я. Блочно-модульное обучение. — М., 1997.

Беляева А. П. Интегративно-модульная педагогическая система про­фессионального образования. — СПб., 1997.

Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.

Бордовский Г. А. Инновационные процессы в современной системе выс­шего педагогического образования. — СПб., 1998.

Бордовский Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: Вопро­сы терминологии // Педагогика. — 1993. — № 5.

Васильева Т. В. Модули для самообучения // Вестник высшей школы. — 1988. - № 6.

Закорюкин В. Б., Паченков В. М., ТвердинЛ. М. Модульное построение учебных пособий по специальным дисциплинам // Проблемы вузовско­го учебника. — Вильнюс, 1983.

Змеев СИ. Технология обучения взрослых // Педагогика. — 1998. — № 7.

Зобов А. М., Филиппов Н. Б., Наумов А. И. Как работать с модульной про­граммой: 17-модульная программа для менеджеров «Управление разви­тием организации». Модуль 1. — М., 1999.

Кларин М. В. Инновации в обучении: Метафоры и модели: Анализ за­рубежного опыта. — М., 1997.

Модульная технология обучения: Метод, рекомендации. — СПб., 1993.

Модульное обучение при подготовке предпринимателей в США / Под ред. Н. В. Шумянкова. —М., 1992.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. по­собие для пед. вузов и институтов повышения квалификации. — М., 1998.

Соколова Е. Модульная профессиональная подготовка: Резервы опти­мизации // Новые знания. — 2000. — № 3.

Трофимов В., Ломова И. Методология разработки модульных курсов // Новые знания. — 2000. — № 2.

Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. — М., 1996.

Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения. — Каунас, 1989.

 

Глава 15. ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ ВЗРОСЛЫХ

 

Широкое применение в системе образования информационных и телекоммуникационных технологий создало предпосылки для активного использования в учебном процессе дистанционного обучения (ДО). Этот термин, появившийся в отечествен ном педагогическом контексте сравнительно недавно, имеет англоязычные корни. До начала 90-х годов XX в. в литературе использовалась русская «калька» словосочетания «distant learning» — «дистантное обучение». Позднее стала употребляться более характерная для нашего языка форма «дистанционное обучение», т. е. обучение на расстоянии.

Дистанционное обучение можно определить как целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе. ДО представляет собой:

— обучение на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно (Е. С. Полат);

— комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям пользователей с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений дополнительного профессионального образования (Ю. А. Первин);

— новую ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники (Л. П. Давыдов);

— синтетическую, интегральную, гуманистическую форму обучения, базирующуюся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий, их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению (А. А. Андреев).

ДО сохраняет преимущества, присущие традиционным фор-Мам обучения: контакты с преподавателями и слушателями, контроль за правильностью усвоения материала. Кроме того, оно обладает рядом достоинств: свободный график обучения; независимость от места расположения; экономия транспортных расходов; Удобный вид представления материалов; индивидуальный темп обучения; отсутствие ограничений на возраст, коммуникабельность, здоровье.

Долговременная цель развития ДО в мире — дать возможность обучающемуся в любом месте пройти курс обучения любого колледжа или университета. В 1994 г. в России была принята Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования, созданы Евразийская Ассоциация дистанционного обучения, Ассоциация международного образования, разработана Концепция создания и развития системы дистанционного обучения в Российской Федерации.

Дистанционное обучение открывает новые перспективы профессионально-личностного развития для лиц, остро нуждающихся в образовательных услугах, но не имеющих возможность получить их традиционным, способом:

 — абитуриентов, готовящихся к поступлению в вузы;

— молодежи, вынужденной совмещать учебу с работой в силу ограниченной пропускной способности вузовской системы или по семейным обстоятельствам;

— лиц, имеющих медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях;

— военнослужащих, офицеров, увольняющихся в запас, и членов их семей; офицеров и солдат срочной службы МВД и погранвойск;

— высвобождающихся специалистов конверсионных предприятий ВПК;

— лиц всех возрастов, проживающих в отдаленных регионах страны.

Можно выделить следующие принципы организации дистанционного обучения:

гибкость, проявляющуюся в отсутствии регулярных занятий в виде лекций, семинаров и свободном выборе времени, необходимого для освоения курса; модульность, выражающуюся в том, что каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области; параллельность, связанную с тем, что обучение может проводиться при совмещении с основной профессиональной деятельностью;

дальнодействие, заключающееся в отсутствии препятствий в виде расстояния от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения;

асинхронность, подразумевающую возможность реализации технологий обучения и учения независимо во времени;

массовость, означающую некритичность параметра «количество обучающихся»;

рентабельность, предполагающую экономическую эффективность ДО1;

широкое применение новых информационных технологий. Существует множество организационных моделей ДО: по принципу экстерната, университетское, на основе автономных обучающих систем, интегрированное обучение с использованием мультимедийных программ, неформальное и др. Преподавателя в системе ди станционного обучения называют тьютором, а процесс педагогической деятельности — тьюториалом. Появление в современной практике электронных тьюторов (интеллектуальных обучающих программ) позволяет говорить о возможности выполнения андрагогических функций не только человеком, но и компьютером.

В дистанционных формах обучения применяются такие методы, как информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся: самостоятельную познавательную деятельность студентов с различными источниками информации, учебными материалами курса; оперативное и систематическое взаимодействие обучаемых с ведущим преподавателем и куратором курса; групповую работу с использованием различных методов работы над соответствующими модулями изучаемого курса; совместные проекты студентов с иногородними и зарубежными партнерами.

Интерес представляет организация компьютерных лабораторных практикумов, где обучающемуся предлагается в интерактивном режиме «собрать» на экране монитора соответствующую лабораторную установку. Процесс правильности стыковки элементов контролируется автоматически. На созданной таким образом виртуальной лабораторной установке выполняется эксперимент. При этом реальный физический процесс воспроизводится на экране монитора с помощью методов математического моделирования. Подобная визуализация реальных физических процессов особенно важна в ходе профессиональной подготовки. В системе ДО для совершенствования взрослым человеком профессиональных качеств используются также электронные тренажеры. Оттачивая на них свое мастерство, участник виртуального тренинга готовится к достижению максимальной эффективности в реальной деятельности, что сводит в минимуму возможность человеческих ошибок.

В системе дистанционного обучения широко используются разнообразные средства: печатные и электронные издания; компьютерные обучающие системы в обычных и мультимедийных вариантах исполнения; учебные аудио- и видеоматериалы; компьютерные сети. Печатные издания, представляющие собой традиционные учебники, учебно-методические пособия, широко используются в системах ДО, где технический уровень оснащения образовательного процесса высок. Как правило, печатные издания для системы дистанционного обучения имеют блочно-модульную структуру, снабжены инструкциями по изучению материала и организации самостоятельной работы; обязательными элементами в них являются контрольные задания, вопросы для самопроверки с ответами, тренировочные задания, толковые словари.

Электронные издания представляют собой электронный вариант печатных учебных материалов, но обладают компактностью хранения в памяти компьютера или на внешнем магнитном носителе, возможностью оперативного внесения изменений и передачи на большие расстояния по электронной почте; при наличии принтера они легко превращаются в твердую копию.

Компьютерные обучающие системы (программно-методические комплексы, программные средства учебного назначения, конт-ролирующе-обучающие программы) заявили о себе как о средстве обучения в начале 70-х годов, когда появились персональные компьютеры. В этих системах сосредоточены средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Компьютерные обучающие системы позволяют:

— индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

— осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;

— осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;

— высвобождать учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;

— визуализировать учебную информацию;

— моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;

— проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;

— формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;

— развивать определенный вид мышления (например, нагляд­но-образного, теоретического);

— усиливать мотивацию обучения (например, за счет изобра­зительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);

— формировать культуру познавательной деятельности и др. Компьютерные обучающие системы на современном этапе

включают электронные (компьютеризированные) учебники; кон­тролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы при­меров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; компью­терные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.

Разновидностью компьютерной обучающей системы можно считать электронный учебник, который является компьютерным приложением бумажного учебника. Электронный учебник ак­кумулирует в себе все основные дидактические, методические, научные и информационно-справочные материалы, необходи­мые преподавателям для подготовки и проведения всех видов и форм занятий, а также слушателям для самостоятельного изуче­ния учебных тем или подготовки к занятиям, проводимым под руководством преподавателя, и получения дополнительных ин­формационно-справочных сведений по учебной дисциплине. Кроме того, он предоставляет возможность слушателям качествен­но решать задачи самоконтроля усвоения материалов по учеб­ной дисциплине, а преподавателям — объективно осуществлять текущий и итоговый контроль за успеваемостью слушателей и курсантов.

Электронный учебник позволяет решать следующие задачи:

— получать сведения об учебной программе и тематическом плане учебной дисциплины, последовательности занятий и логи­ке изучения тем;

— индивидуально просматривать, изучать или повторять учеб­ный, методический и информационно-справочный материал;

— наглядно представлять на дисплее компьютера весь дидакти­ческий материал и наглядные пособия (схемы, рисунки, табли­цы, графики, текст и т. д. );

— осуществлять самоконтроль (с автоматизированным выстав­лением оценок) усвоения содержания учебных тем и всей дис­циплины в целом, а также получать рекомендации по дополни­тельному изучению недостаточно усвоенных учебных тем; полу­чать информацию о рекомендованной учебной, научной и мето­дической литературе;

— распечатывать образцы планов проведения занятий и мето­дические разработки по всем темам;

— размножать раздаточные материалы (планы, таблицы, зада­ния и т. д. ), необходимые для проведения занятий со слушателя­ми и курсантами;

— иметь доступ к базе данных по законодательным актам и руководящим документам, регламентирующим информационную деятельность в стране и в Вооруженных Силах, а также учебно-воспитательный процесс в вузах Министерства обороны Российской Федерации;

— получать методические рекомендации по проведению тех или иных форм учебных занятий (частные методики);

— узнавать сведения о некоторых технологиях, применяемых в информационной деятельности.

Дидактические аудио и видео учебные материалы в настоящее время в основном записываются на магнитные носители, аудио-и видеокассеты и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона или видеомагнитофона. Учебные аудиоматериалы используются для записи лекций и инструкций к учебному курсу, не требующему графических иллюстраций, а также для записи уроков по обучению иностранным языкам, что наиболее распространено. В видеоформе могут быть представлены лекции, инструктивные занятия, иллюстративный материал к печатным изданиям, учебным ситуационным задачам.

Компьютерные сети — это специфическое средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи. Компьютерные сети используются в дистанционном обучении в режиме удаленных баз данных, в том числе Интернета, электронной почты и электронной конференции.

В России наиболее широко дистанционное обучение применяется в учебных центрах при университетах. В Московском государственном авиационном технологическом университете (МАТИ) проводится дистанционная подготовка абитуриентов для поступления в это учебное заведение из числа школь ников, проживающих в удаленных районах России. При Астраханском государственном техническом университете (АГТУ) функционирует центр дистанционной подготовки для учащихся выпускных классов, военнослужащих, инвалидов и всех желающих повысить уровень знаний и подготовиться к поступлению в высшие учебных заведения, не прибегая к посещению подготовительных курсов. В Московском государственном индустриальном университете дистанционное обучение используется для обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы МВД России и осужденных исправительных колоний.

Среди вузов, имеющих активно действующие центры дистанционного обучения, широко известны Московский государственный университет электроники и математики (МИЭМ), имеющий множество филиалов по всей стране, МГУ им. М. В. Ломоносова, Московский государственный авиационный институт (МАИ), Московский государственный университет экономики, информатики и статистики (МЭСИ), Пензенский государствен­ный университет, Петрозаводский государственный универси­тет, Рязанский государственный педагогический университет, Челябинский государственный технический университет, Самар­ский государственный авиационный университет, Санкт-Петер­бургский государственный технический университет, Санкт-Петербургский институт точной механики и оптики, Тамбовский государственный технический университет, Томская государ­ственная академия управляющих систем и радиоэлектроники, Томский политехнический университет, Уральский государствен­ный технический университет, Ухтинский индустриальный ин­ститут и др.

Для деятельности учебно-дистанционных вузовских центров характерны следующие направления:

— совершенствование информационных и телекоммуникаци­онных технологий (ИТТ);

— применение новейших ИТТ в дистанционном обучении;

— развитие форм культурного обмена и делового сотрудниче­ства со всеми заинтересованными российскими и зарубежными организациями;

— корпоративное (фирменное) дистанционное обучение, осу­ществляющееся на базе и в интересах подготовки кадров для ка­кой-либо определенной фирмы (корпорации).

ДО развивается не только в рамках систем образования, но и отдельными коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в сфере бизнеса.

Тенденция развития корпоративного (фирменного) дистанци­онного обучения отмечается в банковских системах, системах РАО «Газпром», Центробанка, Санэпидемслужбы и др. По своим тех­ническим и дидактическим возможностям эти системы превосхо­дят системы дистанционного обучения вузов.

Например, дистанционное обучение в интересах «Газпрома» обеспечивает первичное обучение для лиц, впервые принятых на работу; ежегодное повышение квалификации руководителей, спе­циалистов, техников и высококвалифицированных рабочих по актуальным направлениям профессиональной деятельности; обу­чение лиц, готовящихся к освоению второй профессии или долж­ностному перемещению.

Дистанционное обучение в интересах «Газпрома» обеспечивает:

— первичное обучение для лиц, впервые принятых на работу на предприятия и в организации РАО «Газпром»;

— ежегодное повышение квалификации по актуальным направ­лениям профессиональной деятельности руководителей, специа­листов, техников и высококвалифицированных рабочих;

— периодическое обучение по специальным образовательным программам для поддержания квалификации всего контингента руководителей и специалистов на уровне, достаточном для эф­фективного исполнения должностных обязанностей;

— обучение лиц, готовящихся к должностным перемещениям;

— обучение лиц, готовящихся освоить вторую профессию или перейти на работу по другой профессии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...