Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интернет-журналистика в Рунете.




Интернет-журналистика — новая разновидность журналистики, появившаяся в конце XX века с развитием и распространением Интернета. Специфика Интернета позволила организовывать регулярное инф-ое вещание на широкую аудиторию без специального развёртывания особой технич. инфраструктуры. Таким образом, почти любой желающий получил возможность создавать СМИ.

Интернет-издания могут иметь официальный статус СМИ, могут не иметь его.

Широкую популярность приобрела индивидуализация журналистики. Любая личность выступает как производитель и распространитель и-и без контроля и каких-либо ограничений извне. Стала развиваться и завоёвывать популярность блогосфера; общ-ть, пресса и научные круги задались в-сом, могут ли блоги вытеснить т.н. «традиционные СМИ». К наст. вр. многие приходят к выводу, что проф. журналистика и блогосфера дополняют друг друга, так как преимущества одной восполняют недостатки другой, и наоборот.

Проформы веб-изданий. Из первых опытов веб-проектов, позиционирующих себя как СМИ, отметим авторские проекты, веб-обзоры, блоги. Можно сказать, что все совр. сетевые СМИ так или иначе содержат в себе эл-ты перечисленных праформ.

Необходимо отметить, что в интернете жизнеспособно все, что в нем родилось, чего нельзя сказать о привнесенном извне. Напр., многочисленные пока клоны бумажных изданий без гипертекста и интерактивности вряд ли долго продержатся в интернете и, скорее всего, будут преобразованы в полнофункциональные сетевые издания.

Авторский проект: пример. В конце 96 г. начинает выходить «Вечерний Интернет» – ежедневное обозрение русской и мировой Сети под редакцией Носика. Писавший на самые различные компьютерные, сетевые и околосетевые темы, Носик приучил читателя к ежедневному чтению электронного издания.

Инет-журнал-ка первое время была оторвана от традиционной. Публикации веб-журналистов не считались солидными, а сами веб-журналисты не нуждались в помощи проф. журналистской среды, представители к-ой не имели понятия, зачем, о чем и как нужно писать в сети. Т.о., интернет-журналистика в России формировалась стихийно, часто людьми, не имеющими отношения к традиц. СМИ.

Для сравнения, очень многие иностранные Интернет-СМИ создавались по указке "сверху", инициатива шла прежде всего от руководителей. Для нас, Интернет - это рупор свободы, мы сами пишем, говорим, часто анонимно. И такая же в сети журналистика, она пытается удовлетворить тех, кто устал слушать офиц. новости и версии.

Становление авторских проектов очень похоже на молодость русской журналистики, когда журналы выпускались энтузиастами, имели тираж, как правило, 200 экземпляров и существовали от нескольких месяцев до нескольких лет. Авторские проекты, будучи некоммерческими, оказались свободными от многих ограничений, что, конечно, является хорошей предпосылкой творчества. Авторские проекты раскрыли сильные стороны интернета как медиа.

Веб-обзоры (обозрение интернет-проектов) выявили проблемы, характерные для неудачных авторских проектов: низкое литературное кач-во текста, неинтересное содержание и слабая авторская позиция.

Сеть демонстрировала неформальный, местами развязный и насыщенный жаргонизмами стиль письма, заимствованный из интерактивных сред (форумов, чатов, групп новостей). Этот стиль ориентировал, прежде всего, на общение. В качестве позитивного примера авторского веб-обозрения укажем «Вечерний Интернет», выходивший на сервере Cityline.Ru с 1996 до 1999 г. Всего вышло 446 выпусков.

С содержательным насыщением инета обострилась необход-ть привлекать посетителей не только возм-тью общения вообще, но и общения на конкретную актуальную для них тему. Появилась необходимость обеспечения новизны и-и. Веб-обозреватели, к-ые только перепечатывали тексты, стали не интересны, так как посетитель, однажды добравшись до первоисточника, уже больше не задерживался на клонах. Авторская позиция дб яркой, ясной и обоснованной, при этом читательская позиция может не совпадать с авторской. Важно познакомиться с арг-цией оппонента. Посетителей сайта интересует авторское «я», проступающее сквозь качественную и-ю (новизна, читабельность, позиция).

1 марта 1999 г. вышла в свет первая в России ежедневная интернет-газета Gazeta.ru, не имевшая печатного аналога (www.gazeta.ru). В создании этого проекта принимали участие «звезды» рунета: главный редактор – Антон Носик, дизайн сайта – Артемий Лебедев, программирование – Максим Мошков. Заказчиком выступил Фонд эффективной политики. Первая Газета.Ру представляла собой набор авторских рубрик. Газета. Ру очень быстро стала популярна.

Понятно, что любая удачная идея будет рано или поздно растиражирована и успех ее попытаются повторить, в том числе и конкуренты: появились новостная лента (Лента.Ру) и ежедневная газета Вести.Ру.

И уже вскоре в рунете возник целый ряд ежедневных газет, пытавшихся повторить успех Газеты.Ру, копируя ее структуру, макет и основные принципы организации.

Опыт Газеты.Ру показал следующее: в интернете можно создавать СМИ, к-ые будут обладать немалой популярностью и окупаться, если не экономически, то идеологически, и использоваться как инструмент влияния. Начался бум интернет-СМИ, как в свое время начался бум веб-обозрений. Когда стало понятно, что это может окупаться, в интернет пошли большие инвестиции. Популярной схемой получения на этом денег стало быстрое создание и раскрутка интернет-СМИ с последующей его продажей.

Интернет-СМИ работали как инф-ый конвейер, востребованный потому, что они казались оперативней ТВ и часто доступней. Это показала осень 2000 г., когда горела Останкинская башня. Тогда посещаемость новостных сайтов поднялась в 2–3 раза, многие серверы не выдерживали такой нагрузки.

Блоги

– это информационно наполненный дневник, т.е. одна из форм авторского проекта. Блоггеры пишут о том, что с ними происходит, высказывают свои мнения по поводу тех или иных политич. и культурных событий, комментируют публикации в интернете.

Гражданская журналистика — разновидность журналистики, получившая широкое распространение с развитием Интернета и новых цифровых технологий. Засняв на бытовую видеокамеру, цифровой фотоаппарат или сотовый телефон, имеющий функцию видеосъёмки, сенсационную или просто любопытную новость, к-ая прошла незамеченной для традиционных СМИ, «гражданские журналисты» спешат её выложить в сеть Интернет, на порталы, в блоги и ЖЖ. Нередко их отдельные сюжеты в Интернете смотрит аудитория, сопоставимая по численности с читателями крупных печатных СМИ.

О гражданской журналистике как значимом явлении стали говорить в середине 2000-х годов в связи с распространением и усилением влияния на мировое сообщество блогосферы. После множества случаев, когда независимые блогеры предоставляли уникальную значимую и-ю, не представленную в «обычных» СМИ, стали звучать мнения, что гражданская журналистика может вытеснить «традиционную». Однако впоследствии стало понятно, что неподготовленные специально блоггеры, эпизодически производящие значимые мат-лы, не могут системно заменить собой полноценные СМИ.

 

 

118. Новость как жанр. Актуальные тенденции подачи информации.

Новость - исторически сложившийся универсальный формат представления и-и об окружающей действительности. Это основной инструмент, связывающим разные локальные ком-ционные системы в единую мировую систему масс. ком-ций. Это возможно потому, что новости из всех журналистских жанров в наименьшей степени несут на себе влияние специфики конкретной редакционной политики: можно без особых усилий любую новость опубликовать в любом СМИ - разумеется, с учетом тематич. ограничений. Новости, к.п., рассчитаны на привлечение интереса максимально широкой части ца. И это определяет повышенные требования к их виду, процессу произ-ва и обращения.

Критерии качества:

1. Актуальность. Новость дб своевременной и злободневной.

2. Лаконичность. Новость при восприятии почти не анализируется, а принимается как не требующее док-в положение вещей. Это возможно только в том случае, если текст удовлетворяет требованиям необходимости и достаточности: не содержится ничего кроме того, что необходимо для формирования представления о событии.

3. Технологичность. Новость - не только и не столько самостоятельный завершенный текст и авторское произведение, сколько эл-т более крупного формата - новостного потока или системы масс. ком-ций. Не допускается использ-ие всевозможных литературных оборотов. Новости пишутся по жестким технологичным схемам, максимально четким и логичным стилем.

4. Оперативность. В момент события или до потери актуальности и новизны.

5. Понятность ца. -> ограничения на подбор понятий, используемые слова и речевые конструкции.

6. Новизна. Не д. сообщать то, что уже известно, или то, что произошло достаточно давно и стало или могло стать предметом общ-ого обсуждения. Новость - это или действительно совершенно новый (для ца) факт или событие, или новые обстоятельства, новая т.зр.

7. Значимость. Весомость задается тем, насколько существенно оно затрагивает интересы ца.

8. Содержательность. Новость д. передавать не только и не столько сам факт, сколько его общ-ый контекст. Полноценная новость д. содержать ясную и логически связную картина события: действие, субъект и объект действия, место и время, существенные обстоятельства.

9. Достоверность. Новости д. сообщать достоверные факты, имевшие место в действительности. Иначе это означает либо некомпетентность редакции и журналиста, либо их ангажированность.

10. Объективность.

11. Релевантность (текущему дню).

Структура новостного сообщения. Минимально наличие: а) заголовка и б) собственно развернутого текста сообщения. В заголовке излагается основное фактическое содержание.В развернутом варианте новость м. включать: название, подзаголовок, лид, текст, фотография, реквизиты (источник, дата, время, место), ключевые слова, пояснения, доп. атрибуты и метки (в онлайн СМИ – для повышения гипертекстовой составляющей сообщения). Признак хорошего тона - оформлять в виде гиперссылок значимые эл-ты - названия и имена, инф-ые источники, географич. названия и т.п.

Расширенная новость состоит из ядра, деталей и бэкграунда. Ядро - в начале, содержит основную и-ю. Это мб ответы как на все 6 в-сов (кто, что, где, когда, почему, каким образом), так и на часть из них с добавлением ответа на «Ну и что?» (значимость для читателей). Новость начинают с ответа на в-с «Ну и что?» в тех случаях, когда в чистом виде новость трудна для восприятия. Детали - подробный рассказ о событии и обстоятельствах вокруг него. Бэкграунд – доп. и-я, напрямую не связанная с событием, но позволяющая глубже понять его смысл (аналогичные события и стат. данные). Наиболее распространены две схемы:

1) чередование деталей и бэкграунда, к-ые попеременно следуют друг за другом;

2) разделение: после ядра идут детали, а в конце, в виде отдельного массива текста, бэкграунд.

4Р (убеждающая аргументация): Position Problem Proposals Perspectives. Перспектива не должна идти перед позицией. Необходимо понять, для кого и с какой позиции мы пишем заметку. Надо быть в теме, т.е. понимать, что пишешь.

Ядро новости = соц. смысл, к-ый мы транслируем. Выбор новостного повода – это первое, что нужно сделать. У новостей повод один, но его нужно конкретизировать => от выбора ракурса зависит рез-т.

В зависимости от инфоповода различают:

· Новость-факт – сообщение о ситуации, например о принятии нового закона, о решении суда, о результатах переговоров. Заметка начинается с самого важного аспекта этой ситуации.

· Новость-событие – сообщение о действии, напр., о покорении горной вершины или ограблении банка. Соблюдать хронологию действия не нужно. Заметка начинается с рез-та этого действия или его кульминационной точки.

· Новость-цитата – это сообщение о выступлении какого-то важного человека.

Виды актуальности:

· непосредственная (актуальность в собственном смысле слова, когда событие только что произошло либо произошло давно, но известно о нем стало только сейчас),

· латентная (освещение проблем и проц-ов, к-ые давно существуют и скорее всего еще долго будут существовать - наркомания или военная реформа, появился новый повод),

· календарная (инфоповод - памятная дата - годовщина рождения, смерти, теракта; в отличие от латентной, позволяет написать о проблемах и проц-ах, не дожидаясь того, чтобы в связи с ними что-то происходило, а также подвести какие-либо промежуточные итоги),

· собственная (журналистика акций - журналисты сами провоцируют событие, а потом пишут о нем и о реакции на него),

· кажущаяся

Сп-бы подачи новостей строятся по двум принципам: жесткому — от основной и-и ко второстепенной, и мягкому — с упоминанием занимательных фактов.

«Жесткая» новость. Это четкие ответы на классические вопросы – КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КАК? ПОЧЕМУ? и построение текста в виде «перевернутой пирамиды»: самую важную и-ю журналист выносит в лид, остальные сведения помещает в текст (body). Важно не загромождать «жесткий» лид второстепенными деталями и лишними подробностями, отвлекающими внимание от основного содержания.

«Мягкая» менее оперативна, т.к. для нее оперативность не особенно важна. Штрихи и подробности заостряют внимание на необычности, занимательности, вводится момент интриги. Форма мягкой новости позволяет «подбираться к факту», делать постепенным знакомство с ним. Композиция по принципу «перевернутой пирамиды» тут не годится. Лид строится с учетом читательского интереса, но не сообщает, а оттягивает сообщение самого интересного во второй (даже третий) абзац. Для интригующих заходов используются «специальные лиды», к-ые в отличие от лида «перевернутой пирамиды», не излагают содержание вкратце, но подводят к нему: в форме вопроса, мб основан на контрасте и столкновении.

Новые формы подачи и-и (по книге Васильевой «Делаем новости»):

1. инфотейнмент. Новости в форме развлекательных передач или с оттенком развлекательности

2. финишинг – доведение новости до логического конца. 2-3 публикации. Главное, чтобы поднятая проблема была закрыта в плане ее практического решения. Допускается повтор какой-то ситуации, факта, картинки, вопроса и т.д.

3. эвент экшн (провоцированное событие) – журналистская провокация, иногда не имеющая под собой реальных оснований.

4. акции – для достижения какой-то цели. В журналистике, к.п., носят гуманитарную направленность. Состоят из: извещения о начале акции (старт); спонсорской раскрутки (промежуточный этап); подведения итогов. Призваны популяризовать издание.

Еще способы подачи и-и (не из Васильевой):

· клиповый заголовок. Заголовки всех изданий строятся по традиционным для российской прессы моделям (повествовательный заголовок-сообщение, цитата, резюме, составные заголовки, обращение, призыв, восклицание, заголовок с «продолжением», с двоеточием и т. д.). Клиповый предполагает выделение любыми путями: подчеркиванием, увеличением объема, изменением шрифта ключевого слова.

· текущая и-я, не содержащая сенсацию (для поддержки непрерывного новостного потока).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...