Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Корпоративная журналистика.




Корпоративные СМИ — периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, интернет-сайты, интернет-порталы или иная форма периодического распространения социальной информации, служащая интересам определенной компании и выпускаемая по её инициативе.

Чаще всего корпоративные СМИ не содержат информации о других субъектах бизнеса, за исключением отраслевых изданий, которые выпускаются на средства одной или нескольких компаний и содержат информацию, значимую для всех профильных организаций отрасли.

Существует несколько способов классификации корпоративных СМИ:

По способам и каналам распространения: печатные и электронные. К печатным относятся корпоративная газета, корпоративный журнал, корпоративный бюллетень, корпоративный каталог, информационная доска, информационный лист. К электронным относятся радиопрограммы, корпоративное телевидение и сетевые (интернет-ресурсы - сайт компании, электронные версии газеты, радио, телевидения).

По типу целевой аудитории. Это издания для сотрудников (business-to-personnel), издания для клиентов (B2C), издания для деловых партнеров (Business-to-business), издания для профессионалов (Business-to-professional).

По типу финансирования:

· полностью дотируемые (за счет учредителя),

· частично самоокупаемые,

· самоокупаемые,

· приносящие прибыль.

Большинство современных корпоративных СМИ России относятся к первой категории. Некоторые издания (прежде всего, СМИ крупных корпораций) часть средств зарабатывают сами — в основном, за счет привлечения рекламы, а также (иногда) за счет реализации тиража.

По степени самостоятельности при подготовке и выпуске:

· издающиеся собственными силами компании (сотрудниками данного предприятия),

· издающиеся с помощью дочерних фирм,

· издающиеся на аутсорсинге

Функции зависят от множества факторов. Одним из основных является аудитория: функции внутрикорпоративных СМИ (изданий для сотрудников) будут значительно отличаться от функций корпоративных СМИ с внешней целевой аудиторией. Основные функции внутрикорпоративных СМИ:

1. Идеологическая (функция формирования корпоративной культуры). Речь идет о «внедрении» в сознание работников определенных ценностей, стандартов, моделей поведения.

2. Информационно-коммуникативная. Для нормального функционирования любого предприятия жизненно необходимо, чтобы его руководство владело исчерпывающей информацией о развитии производства, о реальных проблемах — производственных, социальных и иных, о настроениях среди работников и т. д. Работникам также необходимо владеть достоверной информацией о положении дел на предприятии, о действиях и планах руководства, о ситуации на рынке. Особо важное значение оперативная, достоверная информация приобретает в периоды серьёзной реструктуризации производства, смены собственника и другие переходные периоды. Важнейшую роль в распространении информации на крупном или среднем предприятии играют свои корпоративные СМИ.

3. Интеграционная. Обмен информацией, мнениями с помощью корпоративных СМИ способствует созданию атмосферы единства и сплоченности в коллективе. Особую значимость интеграционная функция приобретает для СМИ крупных компаний, особенно тех, чьи подразделения находятся на большом удалении друг от друга.

4. Образовательная (просветительская). Корпоративное СМИ может быть важным средством повышения уровня профессиональных знаний сотрудников компании.

Функции корпоративных СМИ для внешней целевой аудитории:

1. Коммерческая. Эффективность издания для внешней общественности может определяться на основании того, насколько успешно ему удается привлекать новых и удерживать имеющихся клиентов и бизнес-партнеров компании.

2. Имиджевая. В изданиях для внешней общественности эта функция приобретает важное значение. От того, какой имидж компании сформируется в глазах читателей, во многом зависит, обратятся они к её услугам или нет.

3. Интеграционная. Практически все корпоративные СМИ для внешней аудитории, так или иначе, стремятся объединить вокруг себя — клиентов, деловых партнеров своих компаний, аналитиков фондового рынка, инвесторов и т. д. Задача корпоративных СМИ — сделать так, чтобы их именно их компании (и предлагаемые ими продукты, услуги) были в центре внимания.

4. Информационно-коммуникативная. Корпоративным изданиям для внешней аудитории важно рассказать своим читателям о продуктах и услугах компании, об успехах самой компании, тенденциях развития отрасли.

Примеры тем корпоративных СМИ: приказы и распоряжения руководства, финансовые успехи, структурные перестройки, изменения внутреннего распорядка, премии, льготы, участие в профессиональных конкурсах, отчеты с мероприятий, «спрашивали – отвечаем».

 

121. Расследовательская и прецизионая журналистика.

Журналистские расследования (Investigative journalism) — вид журналистики, который характеризует планомерное и, как правило, долговременное исследование предмета публикации (зачастую посвященной преступлениям, политическим скандалам и т. п.). Работа журналиста в этом жанре сродни деятельности частного детектива, поскольку в её фундаменте поиск фактуры, которую заинтересованные лица и/или организации укрыли от общества.

Возможные цели журналистского расследования:

· необходимость установления истинных причин определенных событий, процессов, ситуаций;

· необходимость обнаружения тайных пружин расследуемых явлений или раскрытия порочного механизма совершения преступления, разоблачения преступников.

· достижение какого-то политического или экономического результата, например разоблачения деятельности экстремистской политической организации, выявления фактов злоупотребления должностным положением, смещения коррупционера с министерской должности.

· нравственное воспитание аудитории: любое расследование заключает в себе моральное обобщение, вытекающее из примеров разоблачения каких-либо преступлений.

· деятельность папарацци питает желтую прессу. А журналистские расследования помогают разным СМИ решать такую важную для них задачу, как привлечение внимания аудитории.

Любое расследование, как и любой журналистский материал, начинается с выбора темы. Началом расследования могут стать: события; происшествия; собственные наблюдения и предположения; материалы СМИ; документы (как открытые — распоряжения и постановления властных органов, так и частично открытые, и конфиденциальные, от документации коммерческих структур — до ведомственной документации служебного характера); заявления официальных лиц, в том числе пресс-релизы госорганов или частных организаций; слухи; сообщения, полученные от внешнего источника информации.

Основные этапы журналистского расследования:

· составление плана мероприятий;

· сбор и обработка первичной информации;

· работа с источниками;

· систематизация собранной информации;

· формирование доказательной базы;

· генеральное интервью;

· юридическая экспертиза;

· подготовка материала.

Работа с источниками информации — одна из основных составляющих работы журналиста. От качества собранной информации зависит и качество всей конечной работы. Любые факты, положенные в основу материала должны быть подтверждены как минимум двумя источниками информации. Источники информации могут быть нескольких видов:

1. Открытые источники:

· различные виды СМИ,

· Интернет,

· пресс-релизы и информационные службы различных силовых структур и правоохранительных органов (ГУВД, управления пожарной охраны, управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, прокуратуры, ГИБДД и т.д.). Но данный род источников не всегда предоставляют достоверную информацию, поскольку занимаются не столько предоставлением информации СМИ, сколько формируют положительный образ своих ведомств. Отсюда — однобокость информации, поступающей к журналистам. По Закону о СМИ любой журналист может обращаться за получением информации к сотрудникам правоохранительных органов, специальных служб (медиков, спасателей МЧС, пожарных, аварийщиков коммунальных служб), городской и районной администрации. Тем не менее, на деле в получении информации журналистам отказывают под предлогом ведомственных инструкций, служебных и следственных тайн.

· наиболее открытым источником информации являются суды. Большинство заседаний суда проходят в свободном доступе.

2. Конфиденциальные источники. Обнародование прежде неизвестной общественности информации – важнейшая особенность данного рода журналистики. Но использование конфиденциальной информации может не только помочь в создании сенсационного материала, но и повлечь за собой ответственность за выданную секретную информацию:

· служебные документы различной степени зашифрованности,

· перехват сообщений, поступающих по сетям телефонной и электронной связи,

· специальные базы данных.

Работа журналиста подразумевает владение следующими профессиональными инструментами:

· анализ документации

· работа с источниками (изучение архивов, налоговой документации, телефонных счетов)

· сотрудничество с правоохранительными органами

· использование осведомителей (платных и добровольных)

· работа под прикрытием (в советской практике — рубрика «Журналист меняет профессию»).

Прецизионная журналистика (термин ввел в оборот Мейер в 1973 г. в книге «Прецизионная журналистика») требует широко использовать для сбора и обработки информации приемы и методы социологии и других гуманитарных наук. Тем самым можно избежать таких ошибок традиционной журналистики, как оценка на глазок, неумение разглядеть важное социальное явление, стремление освещать сенсации и скандалы, неспособность анализировать ситуацию в широкой исторической, политической и социально-экономической перспективе.

В своем выступлении на XI конгрессе Международной ассоциации по исследованиям СМИ в 1978 г. Э. Ноэль-Нойман, излагая суть прецизионной журналистики, по сути дела сформулировала программу развития социологии журналистики:

· постоянное изучение журналистами результатов исследования общественного мнения, данных любых эмпирических социологических исследований. Следовательно, эти данные должны быть систематически доступными для редакций СМИ;

· обучение журналистов таким образом, чтобы они были знакомы с методами социологических исследований и могли бы сами анализировать и интерпретировать данные опросов общественного мнения и изучения аудитории;

· СМИ должны стремиться самостоятельно проводить социологические исследования аудитории, а не только рассчитывать на данные фундаментальных социологических исследований.

Мейер уверен, что журналист должен “повернуться лицом к огромному количеству методов сбора, обработки и анализа информации, накопленных социальными науками, и... сделать их собственными методами. Журнализм должен стать социальным исследованием”.

 

Репортаж как жанр.

Жанр журналистики, дающий оперативное наглядное представление о событии через призму мировоззрения автора, его участника или очевидца. В основе Р - использование м-да наблюдения, поэтому присутствие журналиста на месте действия явл. обязательным. Р – поэтапное фиксирование автором рез-тов наблюдения.

Журналист, чтобы написать Р, д. следить за тем, как развивалось событие, определять ключевые моменты, фиксировать поведение людей - участников или очевидцев. Основные признаки Р:

· Наглядность (складывается из использования «сенсорных деталей»: звуков, красок, запахов).

· Динамичность (поэтапное развитие действия, наличие фабулы, завязки, основного действия, кульминации и развязки).

· Информативность (максимальная насыщенность деталями: выражения лиц, мимика, одежда, речь и поведение участников; окружающая обстановка).

ТВ Р показывает зрителю событие. Описательную ф-ию выполняет видеоряд. Это обстоятельство явл. определяющим в выборе сюжета, независимо от значимости инф. повода. Зрелищность и убедительность предлагаемой картинки — условия «смотрибельности» репортажа. Состоит из 4 основных элементов:

· закадровый текст, написанный репортёром и/или редактором и записанный в студии;

· видеоряд — смонтированные фрагменты видеоизображения, отобранные из исходников (отснятого оператором материала);

· звуковой фрагмент или синхрон;

· шумы (интершум и люфт) — это звук, синхронный изображению, который звучит параллельно (интершум) или вместо (люфт — пауза) закадрового текста.

Написать текст к видеосюжету — не просто должным образом соотнеси слова и изображение. Авторы текста и видеоизображения д. уметь работать со звуком. Под этим подразумевается выбор лучшей из имеющихся цитат, той, к-ая содержит самую ценную и-ю и передает её наиболее четко и увлекательно.

Виды по содержанию: а) событийные - о конкретном событии (выставка, соревнование). б) тематические об опред. проблеме (последствия засухи). Более аналитичны: журналист не следует за отдельным событием, а рассматривает ряд событий, относящихся к теме, отбирает в них то, что ее раскрывает.

По характеру обработки материала: а) прямой выигрывает по оперативности и силе воздействия на аудиторию, т.к. даёт возм-ть услышать/увидеть событие прямо по ходу его развития. б) фиксированный (передаваемый в эфир в записи) позволяет представить событие более гладко, убрав все недостатки.

По звуковому сопровождению: а) озвученные сопровождаются закадровым комментарием журналиста; б) немые: событие показывается без комментария (no comments на «России-24» и «Евроньюс»).

По планированию: а) ситуативный (незапланированный). б) запланированный: событийный (событие передается хронологически); проблемный (пробки на дорогах); тематическо-познавательный (менее оперативный и актуальный; кафедра ВУЗа); актуальный; репортаж-расследование; предыстория (рассказ о причинах события); серийный (группа материалов по одной достаточно серьезной теме, способной привлечь большую аудиторию, выход сопровождается рекламной кампанией); специальный (документальный); художественный (развлекательный/юмористический).

Р требует от журналиста тщательной подготовки: изучить сценарий мероприятия, круг в-сов, к-ые мб затронуты в ходе, ознакомиться с важными участниками, их мнениями по затрагиваемым в-сам, продумать в-сы для интервью с участниками и зрителями события и круг интервьюируемых. Необходимо заранее продумать места расположения микрофонов и камер, возможные перемещения корреспондента. Журналист д. подготовить тезисы своего комментария, помнить или иметь под рукой справочный мат-л.

Стендап (репортёрский прием, когда журналист работает непосредственно в кадре) применяют ради достижения ряда проф. задач: превратить репортёра в узнаваемого телеперсонажа; показать, что корреспондент находится на месте, откуда ведётся трансляция; резюмировать и-ю и/или спрогнозирвать события; сконцентрировать зрительское внимание на наиболее важной и-и; смоделировать плавный переход от одной части сюжета к другой; скомпенсировать дефицит видеоряда.

Неписанные стандарты применения стендапа: не д. быть более 20 сек.; фон д. иметь отношение к тематике сюжета; используются средние (а не общие или крупные) планы для генерации доверит. атмосферы в условном диалоге между зрителем и репортёром; внешний вид журналиста д. соответствовать теме и атмосфере сюжета; текст д. чётко отделяться от закадрового текста.

В ТВ Р следует избегать дублирования речи и видеоизображения. Главное – люди, т.к. история – это всегда люди и их эмоции.

Радио Р отличается от ТВ бóльшей многословностью, журналист д. рассказывать слушателю о том, чего тот не может видеть, и комментарий д. содержать больше описания вн. стороны события. Вначале рассказать о смысле и значении события, его участниках, существенных обстоятельствах его проведения. Затем собственно представление события, в конце - итоги. Важно соблюсти хронологию события.

Р - один из самых популярных жанров газетной публицистики. Объясняется это особенностями жанра, открывающими широкие возможности как перед автором текста, так и перед его читателем. Репортер стремится возможно быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития, оперативно воссоздать историю события как его очевидец или участник.

Грамотно написанный Р д. вызывать у читателя «эффект присутствия» (словно он находится в том месте, которое описывает автор) и «эффект соучастия» (он проникается эмоциями автора или героев). Р – жанр фабульный, текст пишется от начала события к его завершению, журналист останавливается на самых ключевых моментах. Критерий выбора события для Р - актуальность, общ-ая значимость. Р д. раскрыть новую сторону чего-либо.

Нередко рамки чисто Р оказываются тесными для автора. Он не ограничивается воссозданием картины события, а стремится подвергнуть его анализу, сопоставляет факты, исследует их связи, изучает причины и следствия.

Специфика Р проявляется и в его стиле – эмоциональном, энергичном. Характерно использование средств образного отображения действительности – эпитета, сравнения, метафоры, сатирических средств. Р достигнет цели, если читатель вместе с репортером будет восхищаться, негодовать, радоваться.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...