Большая социальная и этническая группа: определения
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Современная этнология выделяет три типа этносов – племя, народ и нация. Самым ранним типом этноса, который характеризуется обособлёнными, кровнородственными отношениями, отсутствием развитых хозяйственно-экономических связей и социального расслоения, является племя. В настоящее время племена проживают лишь в некоторых регионах планеты, считаясь исчезающими и малочисленными этническими объединениями. Развитие социальных контактов между племенами привело к появлению очередной исторической общности. Народ, как этнос, характеризуется отлаженными культурно хозяйственными отношениями между составляющими его народностями, общностью их исторических судеб, единым языком и территорией. Нация – новая форма общности людей, сложившаяся на основе совершенствующихся культурных связей (искусство, наука, спорт), а также политико-экономических отношений. Как народам, так и нациям присущи общие черты этнического самосознания, которые наделяют представителей одной нации специфическими формами реагирования. Формирование наций теснейшим образом связано с развитием государственности. Этнически близкие народы, искусственно разделённые границами, часто дают начало новым этносам. Так древнерусский народ с размежеванием княжеств на государства разделился на украинцев, белорусов и россиян. Разные формы политического управления оказывают значительное влияние на жизненный уклад и на мировоззрение людей, составляющих те или иные нации. Известно, что представители каждой нации обладают не только своеобразными внешними данными, но и определённым набором личностных качеств, проявление которых позволяют им отличаться от других этносов.
С темпераментом человек рождается, так как он обусловлен типом нервной системы. Изначально на человеческий темперамент оказали огромное воздействие природа и климат тех регионов планеты, где человек разумный впервые стал обживаться. Главный и основной признак нации, отличающий ее от простого этноса — это наличие «национальной идеи», идеального образца, совместно творимого, обсуждаемого, критически отрефлексированного и отстаиваемого проекта будущего, способного мобилизовать членов общества к совместным действиям, подвигу. К важнейшему понятию «национальной идеи» мы обратимся в последующих лекциях. Важнейший признак нации — она исходно, по природе своей полиэтнична, или точнее надэтнична. Нация и только нация нуждается в государственном и юридически-правовом оформлении. Третий признак нации — наличие многослойной полифонической культуры, претендующей на мировую значимость. Соотношение этноса и нации подобно соотношению индивида и личности, принятому в психологии. В отличие от этноса нация складывается не совсем стихийно и не без элементов насилия. Язык и религия — информационная суть этноса, которой нельзя его лишить без тяжелых и непредсказуемых последствий. …Каждая этническая группа (племя, народность, нация, любая группа людей, связанная общностью происхождения и отличающаяся определенными чертами от других человеческих групп) обладает своим групповым самосознанием, которое фиксирует ее — действительные и воображаемые — специфические черты. В зарубежной этнологии и социально-культурной антропологии этничность стала одной из доминирующих категорий с 1970-х гг., когда обозначилась смена дисциплинарного интереса «от расы к культуре, затем к этничности», а базовой единицей антропологического анализа стало не «племя», а «этническая группа».
Большинство современных специалистов придерживается мнения, что «этничность — это форма социальной организации культурных различий», если следовать одному из наиболее влиятельных теоретиков, норвежскому ученому Фредерику Барту. Им же было еще в конце 60-х гг. обращено внимание, что центральным моментом в научном анализе данного феномена является этническая граница (ethnic boundary), которая определяет группу, а не сам по себе содержащийся в пределах этих границ культурный материал. Важнейшим аспектом при определении этнической группы, по-мнению Барта, является самокатегоризация или категоризация другими. В конечном счете, этничность есть социальная форма лояльности и экзистенциальное значение, проистекающее из человеческой потребности иметь преемственную принадлежность. Последнее есть дополнение к использованию этничности в ситуациях, когда определяется отличительность от других». В этом случае этничность связывается с основополагающим психологическим процессом категоризации индивидом окружающего мира и сепарации индивида и группы от «других». Понятие «этнос» включает месторазвитие, этногенез, фазы развития и смерти (перехода в состояние гомеостаза). Этническую идентичность следует рассматривать больше как форму социальной организации, чем выражение определенного культурного комплекса. Процесс рекрутирования в состав группы, определения и сохранения ее границ свидетельствует, что этнические группы и их характеристики являются результатом исторических, экономических и политических обстоятельств и ситуативных воздействий. Будучи вопросом сознания (идентификации), членство в этнической группе зависит от предписания и самопредписания. Только после того, как индивиды разделяют общие представления о том, что есть этническая группа, или же они заключены в рамки этих представлений внешними обстоятельствами, они действуют на основе этих представлений, а этничность обретает организационные и институциональные различия.
Этничность в примордиалистическом ракурсе понимается как основополагающая константа человеческой социализации, а культура представляется в виде «снаряжения», которое мигранты приносят с собой в страну эмиграции Демонстрация этнической идентичности происходит посредством этнической символики: особой одежды, танцев, ритуалов, образцов поведения и особых моральных ценностей. Поэтому этническая идентичность может быть определена, как это предлагает Георг де Вос, через использование группой людей "каких-либо элементов культуры в качестве субъективных символов и эмблем, чтобы отличить себя от других групп" [13, с. 17]. Таким образом, этническая группа обладает общими культурными чертами и может быть определена как "самоосознающаяся группа людей, придерживающихся общих традиционных установок, не разделяемых другими группами, с которыми она находится в контакте. Такие традиции обычно включают народные религиозные верования и обычаи, язык, понимание истории, представление об общих предках, месте происхождения" [13, с. 9]. Так же определяет этничность уже в наши дни Фред Риггс: "Этничность - это свойство, принадлежащее тем, кто признается членом данного общества, обладающего общими культурными чертами, в том числе общими предками и общей историей; это свойство, проявляющееся в результате взаимодействия с членами более широкого общества, имеющего другие культурные черты" [14, с. 88]. Но может ли этничность быть определена лишь на основании общих культурных черт, ведь "наблюдаемые черты не сохраняются в течение времени в одной и той же форме"? [15, с. 20]. В связи с этим Фредерик Барт предложил определять этническую группу, исходя из тех границ, которыми она сама себя очерчивает, а не из культурного содержания, находящегося в пределах этих границ. "Культурные черты, которые обозначают эту границу, - писал он,- могут меняться; культурные характеристики членов [этнических групп] также подвержены трансформации; организационные формы группы - и те могут изменяться. И только факт постоянной дихотомии между членами [группы] и "внешними" позволяет нам определить [этническую] общину и исследовать изменения культурных форм и содержаний" [16, с. 14].
Культурные черты могут быть изменчивы, но это "не влечет за собой изменения самоконцепции группы" [15, с. 23]. Как же опрееляются границы этнической группы? На основе приписывания себе и другим членства в данной группе, а вот это уже влечет за собой принятие и демонстрацию определенных этнических черт и символов. Франк отмечал, что этнос — это естественная, соборная общность. Этнос сам по себе не нуждается в государственности, поскольку этническое единство исходно основывается не на искусственно сконструированных рациональных юридических нормах, но на самобытных стихийно сложившихся обычаях и присущих данной общине бессознательных представлениях — архетипах. Термин «этничность» употребляют политологи, когда речь заходит о "настойчивой и отчетливой самоидентификации, основанной на этнической принадлежности, и о конфликтах на этнической почве" [7, с. 7]. В таких случаях под этничностью понимают, "во-первых, групповую идентичность, то есть организацию множества людей в определенную группу, и, во-вторых, солидарность и принятие индивидуального членства в такой группе" …Содержание этничности составляют следующие компоненты: осознание принадлежности своему народу, осознание интересов своего народа, представления о культуре, языке, территории. В структуре этнического образа выделяют установки (стереотипы, предубеждения, предрассудки), ценностные ориентации, психологические универсалии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|