Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Большая социальная и этническая группа: определения




Современная этнология выделяет три типа этносов – племя, народ и нация. Самым ранним типом этноса, который характеризуется обособлёнными, кровнородственными отношениями, отсутствием развитых хозяйственно-экономических связей и социального расслоения, является племя. В настоящее время племена проживают лишь в некоторых регионах планеты, считаясь исчезающими и малочисленными этническими объединениями.

Развитие социальных контактов между племенами привело к появлению очередной исторической общности. Народ, как этнос, характеризуется отлаженными культурно хозяйственными отношениями между составляющими его народностями, общностью их исторических судеб, единым языком и территорией. Нация – новая форма общности людей, сложившаяся на основе совершенствующихся культурных связей (искусство, наука, спорт), а также политико-экономических отношений. Как народам, так и нациям присущи общие черты этнического самосознания, которые наделяют представителей одной нации специфическими формами реагирования.

Формирование наций теснейшим образом связано с развитием государственности. Этнически близкие народы, искусственно разделённые границами, часто дают начало новым этносам. Так древнерусский народ с размежеванием княжеств на государства разделился на украинцев, белорусов и россиян. Разные формы политического управления оказывают значительное влияние на жизненный уклад и на мировоззрение людей, составляющих те или иные нации.

Известно, что представители каждой нации обладают не только своеобразными внешними данными, но и определённым набором личностных качеств, проявление которых позволяют им отличаться от других этносов.

С темпераментом человек рождается, так как он обусловлен типом нервной системы. Изначально на человеческий темперамент оказали огромное воздействие природа и климат тех регионов планеты, где человек разумный впервые стал обживаться.

Главный и основной признак нации, отличающий ее от простого этноса — это наличие «национальной идеи», идеального образца, совместно творимого, обсуждаемого, критически отрефлексированного и отстаиваемого проекта будущего, способного мобилизовать членов общества к совместным действиям, подвигу. К важнейшему понятию «национальной идеи» мы обратимся в последующих лекциях.

Важнейший признак нации — она исходно, по природе своей полиэтнична, или точнее надэтнична. Нация и только нация нуждается в государственном и юридически-правовом оформлении.

Третий признак нации — наличие многослойной полифонической культуры, претендующей на мировую значимость.

Соотношение этноса и нации подобно соотношению индивида и личности, принятому в психологии.

В отличие от этноса нация складыва­ется не совсем стихийно и не без элементов насилия.

Язык и религия — информационная суть этноса, которой нельзя его лишить без тяжелых и непредсказуемых последствий.

…Каждая этническая группа (племя, народность, нация, любая группа людей, связанная общностью происхождения и отличающаяся определенными чертами от других человеческих групп) обладает своим групповым самосознанием, которое фиксирует ее — действительные и воображаемые — специфические черты.

В за­ру­беж­ной эт­но­ло­гии и со­ци­аль­но-куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии эт­ничность ста­ла од­ной из до­ми­ни­рую­щих ка­те­го­рий с 1970-х гг., ко­гда обоз­начилась сме­на дис­ци­п­ли­нар­но­го ин­те­ре­са «от ра­сы к куль­ту­ре, за­тем к эт­ничнос­ти», а ба­зо­вой еди­ни­цей ан­тро­по­ло­гичес­ко­го ана­ли­за ста­ло не «пле­мя», а «эт­ничес­кая груп­па».

Боль­шин­ст­во со­вре­мен­ных спе­циа­ли­стов при­дер­жи­ва­ет­ся мне­ния, что «эт­ничность — это фор­ма со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции куль­тур­ных раз­личий», ес­ли сле­до­вать од­но­му из наи­бо­лее влия­тель­ных тео­ре­ти­ков, нор­веж­ско­му учено­му Фре­де­ри­ку Бар­ту. Им же бы­ло еще в кон­це 60-х гг. об­ра­ще­но вни­ма­ние, что цен­траль­ным мо­мен­том в научном ана­ли­зе дан­но­го фе­но­ме­на яв­ля­ет­ся эт­ничес­кая гра­ни­ца (ethnic boundary), ко­то­рая оп­ре­де­ля­ет груп­пу, а не сам по се­бе со­дер­жа­щий­ся в пре­де­лах этих гра­ниц куль­тур­ный ма­те­ри­ал. Важ­ней­шим ас­пек­том при оп­ре­де­ле­нии эт­ничес­кой груп­пы, по-мне­нию Бар­та, яв­ля­ет­ся са­мо­ка­те­го­ри­за­ция или ка­те­го­ри­за­ция дру­ги­ми.

В ко­нечном счете, эт­ничность есть со­ци­аль­ная фор­ма ло­яль­но­сти и эк­зи­стен­ци­аль­ное значение, про­ис­те­каю­щее из чело­вечес­кой по­треб­но­сти иметь пре­ем­ст­вен­ную при­над­леж­ность. По­след­нее есть до­пол­не­ние к ис­поль­зо­ва­нию эт­ничнос­ти в си­туа­ци­ях, ко­гда оп­ре­де­ля­ет­ся от­личитель­ность от дру­гих». В этом случае эт­ничность свя­зы­ва­ет­ся с ос­но­во­по­ла­гаю­щим пси­хо­ло­гичес­ким про­цес­сом ка­те­го­ри­за­ции ин­ди­ви­дом ок­ру­жаю­ще­го ми­ра и се­па­ра­ции ин­ди­ви­да и груп­пы от «дру­гих».

Понятие «эт­нос» включает месторазвитие, этногенез, фазы развития и смерти (перехода в состояние гомеостаза).

Эт­ничес­кую иден­тичность сле­ду­ет рас­смат­ри­вать боль­ше как фор­му со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции, чем вы­ра­же­ние оп­ре­де­лен­но­го куль­тур­но­го ком­плек­са. Про­цесс рек­ру­ти­ро­ва­ния в со­став груп­пы, оп­ре­де­ле­ния и со­хра­не­ния ее гра­ниц сви­де­тель­ст­ву­ет, что эт­ничес­кие груп­пы и их ха­рак­те­ри­сти­ки яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­том ис­то­ричес­ких, эко­но­мичес­ких и по­ли­тичес­ких об­стоя­тельств и си­туа­тив­ных воз­дей­ст­вий.

Бу­дучи во­про­сом соз­на­ния (иден­ти­фи­ка­ции), член­ст­во в эт­ничес­кой груп­пе за­ви­сит от пред­пи­са­ния и са­мо­пред­пи­са­ния. Толь­ко по­сле то­го, как ин­ди­ви­ды раз­де­ля­ют об­щие пред­став­ле­ния о том, что есть эт­ничес­кая груп­па, или же они за­ключены в рам­ки этих пред­став­ле­ний внеш­ни­ми об­стоя­тель­ст­ва­ми, они дей­ст­ву­ют на ос­но­ве этих пред­став­ле­ний, а эт­ничность об­ре­та­ет ор­га­ни­за­ци­он­ные и ин­сти­ту­цио­наль­ные раз­личия.

Этничность в примордиалистическом ракурсе понимается как основополагающая константа человеческой социализации, а культура представляется в виде «снаряжения», которое мигранты приносят с собой в страну эмиграции

Демонстрация этнической идентичности происходит посредством этнической символики: особой одежды, танцев, ритуалов, образцов поведения и особых моральных ценностей. Поэтому этническая идентичность может быть определена, как это предлагает Георг де Вос, через использование группой людей "каких-либо элементов культуры в качестве субъективных символов и эмблем, чтобы отличить себя от других групп" [13, с. 17]. Таким образом, этническая группа обладает общими культурными чертами и может быть определена как "самоосознающаяся группа людей, придерживающихся общих традиционных установок, не разделяемых другими группами, с которыми она находится в контакте. Такие традиции обычно включают народные религиозные верования и обычаи, язык, понимание истории, представление об общих предках, месте происхождения" [13, с. 9]. Так же определяет этничность уже в наши дни Фред Риггс: "Этничность - это свойство, принадлежащее тем, кто признается членом данного общества, обладающего общими культурными чертами, в том числе общими предками и общей историей; это свойство, проявляющееся в результате взаимодействия с членами более широкого общества, имеющего другие культурные черты" [14, с. 88].

Но может ли этничность быть определена лишь на основании общих культурных черт, ведь "наблюдаемые черты не сохраняются в течение времени в одной и той же форме"? [15, с. 20]. В связи с этим Фредерик Барт предложил определять этническую группу, исходя из тех границ, которыми она сама себя очерчивает, а не из культурного содержания, находящегося в пределах этих границ. "Культурные черты, которые обозначают эту границу, - писал он,- могут меняться; культурные характеристики членов [этнических групп] также подвержены трансформации; организационные формы группы - и те могут изменяться. И только факт постоянной дихотомии между членами [группы] и "внешними" позволяет нам определить [этническую] общину и исследовать изменения культурных форм и содержаний" [16, с. 14].

Культурные черты могут быть изменчивы, но это "не влечет за собой изменения самоконцепции группы" [15, с. 23]. Как же опрееляются границы этнической группы? На основе приписывания себе и другим членства в данной группе, а вот это уже влечет за собой принятие и демонстрацию определенных этнических черт и символов.

Франк отмечал, что этнос — это естественная, собор­ная общность. Этнос сам по себе не нуждается в государ­ственности, поскольку этническое единство исходно основывается не на искусственно сконструированных рациональных юридических нормах, но на самобытных стихийно сложившихся обычаях и присущих данной об­щине бессознательных представлениях — архетипах.

Термин «этничность» употребляют политологи, когда речь заходит о "настойчивой и отчетливой самоидентификации, основанной на этнической принадлежности, и о конфликтах на этнической почве" [7, с. 7]. В таких случаях под этничностью понимают, "во-первых, групповую идентичность, то есть организацию множества людей в определенную группу, и, во-вторых, солидарность и принятие индивидуального членства в такой группе"

…Содержание этничности составляют следующие компонен­ты: осознание принадлежности своему народу, осознание интересов своего народа, представления о культуре, языке, территории. В структуре этнического образа выделяют установки (стереотипы, предубеждения, предрассудки), цен­ностные ориентации, психологические универсалии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...