Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура: определение




Среди огромного множества этнодифференцирующих признаков подавляющее большинство составляют элементы, более или менее адекватно отражающие реальную культурную отличительность. Во второй половине двадцатого века именно культуру чаще всего называют основным фактором, лежащим в основе межэтнических различий психики. Ряд этнопсихологических школ занимается изучением связи между культурой и психологическими – прежде всего личностными – характеристиками. Все эти обстоятельства требуют осмысления понятия «культура».

Трудно представить себе более распространенный и более многозначный термин. Самое короткое и одновременно самое широкое определение предложил американский культу-рантрополог М. Херсковиц (1895-1963), утверждавший, что «культура – это часть человеческого окружения, созданная самими людьми» (Цит. по: Berry et al., 1992, p. 165). В этом смысле к культуре принадлежит каждый, даже простейший предмет, созданный человеком, любая мысль, зародившаяся в его сознании. «Культура» – это то, что не есть «природа».

При таком понимании культуры подчеркивается ее многоаспектность, полная невозможность перечислить все ее элементы. Это здания, орудия, одежда, способы приготовления пищи, социальное взаимодействие, вербальная и невербальная коммуникация, воспитание детей, образование молодежи, религии, эстетические предпочтения, философия и многое другое. Все эти элементы составляют материальные и духовные продукты жизнедеятельности человека. Материальная культура состоит из созданных человеком предметов, но в этих предметах материализуются знания и умения, которые вместе с ценностями, нормами, представлениями о мире и правилами поведения являются элементами нематериальной культуры. Разделение культуры на материальную и духовную есть только научная абстракция, так как каждый материальный предмет, прежде чем он был создан, должен был сначала стать «идеей» в мозгу человека. А любая идея, чтобы стать доступной для других людей, должна объективироваться в какой-либо материал – книгу, картину, скульптуру. Как справедливо отмечает польский социолог Я. Щепаньский, «мир произведений человека – это всегда мир, в котором мысль или творческое воображение сливаются с материалом, в котором они воплощены, это мир нераздельный» (Щепаньский, 1969, с. 40).

Впрочем, далеко не все исследователи согласны с таким пониманием культуры. Социологов и культурологов интересуют прежде всего духовные продукты, созданные людьми. Если для этнолога глиняный сосуд – такой же продукт культуры, как симфония Моцарта, то многие социологи склонны рассматривать его скорее как продукт хозяйственной деятельности и соответствующей технологии. В социологических определениях культуры часто называют следующий комплекс: идеи, передаваемые из поколения в поколение; связанные с ними системы ценностей, которые в свою очередь определяют поведение индивидов и групп, их способы мышления и восприятия.

Этнопсихологи тоже изучают элементы духовной культуры. Так, специалисты в области психологической антропологии интересуются в первую очередь способами социализации детей у разных народов. Социальные психологи, проводящие сравнительно-культурные исследования, охватывают более широкий круг явлений, их волнует, как элементы культуры отражаются в сознании людей, «существуют в их головах». Американский психолог Г. Триандис, в целом соглашаясь с определением культуры Херсковица, в качестве предмета этнопсихологии даже выделяет субъективную культуру. Субъективной культурой он называет характерные для каждой культуры способы, с помощью которых ее члены познают созданную людьми часть человеческого окружения: то, как они категоризуют социальные объекты, какие связи между категориями выделяют, а также нормы, роли и ценности (которые они признают своими (см. Tnandis, 1994). Понимаемая таким образом субъективная культура охватывает все представления, идеи и верования, которые являются объединяющими для того или иного народа и оказывают непосредственное воздействие на поведение и деятельность его членов.

Мы все время говорим о различиях между культурами, но исследователи пытаются выделить и культурные универсалии, т.е. черты культуры, свойственные всем народам. Например, повсюду на Земле в той или иной форме существуют религиозные обряды, совместный труд, танцы, образование, спорт, приветствия и многое другое. Но дело в том, что формы проявления этих культурных универсалий могут сильно различаться: приветствуя друг друга, люди в разных культурах пожимают руки, целуются, трутся носами или ложатся ничком на землю.

Специфичность элементов культуры обусловлена многими факторами. Психологов прежде всего интересует социально-психологическая причина разнообразия культур. Французский этнолог К. Леви-Строс называет этот фактор желанием отличаться от своих соседей, развивая оригинальный стиль жизни. В психологических понятиях мы определили бы его как потребность в идентификации с группой себе подобных и одновременно в дифференциации от членов других групп. Эти психологические феномены в дальнейшем мы будем рассматривать достаточно подробно.

Необходимо отметить, что существуют разные точки зрения на связи между культурой и этносом. Многие исследователи считают, что границы культуры и этноса не идентичны. С одной стороны, одинаковые элементы культуры можно обнаружить у разных народов. С другой стороны, каждый этнос может включать очень непохожие элементы культуры.

Необходимо также иметь в виду, что в системе понятий, принятой в этнологии, под культурой часто понимается вся та общность, которая составляет данный этнос. При таком понимании культура охватывает все проявления социальной жизнедеятельности без разделения на сферы хозяйства, политики, социальных отношений и культуры в узком смысле слова. Иными словами, термин «культура» подразумевает общество в целом и даже этнос в целом.

 

Слово «culture» латинского происхождения и первона­чально имело смысл возделывания, облагораживания земли. Говоря о культуре, мы имеем в виду те явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые отли­чают человека от природы.

Культура — характерный образ мыслей и действий, спо­соб духовного освоения действительности на основе выявле­ния ценностей, воплощаемых в образцах деятельности, пере­даваемых от поколения к поколению в процессе социализации. Культура не наследуется генетически, это возделанное, сотворенное самим человеком. В социологическом пони­мании культура, и в первую очередь ее ядро — ценности, — это скрепы, объединяющие людей в единую целост­ность — общество. Поэтому культура — важнейшая суб­станция человеческой жизни, проникающая повсюду и проявляющаяся в самых разнообразных формах.

2. Признаки и элементы культуры

Основными признаками культуры являются:

Самодостаточность. Культура не зависит от отдельных индивидов. Она имеет собственную жизнь на групповом уровне. Отдельные индивиды приходят и уходят, а культуры остаются. Не существует отдельного индивида, который усвоил бы всю культуру, к которой он принадлежит. Ни один человек не в состоянии знать все законы, политические институты и экономические структуры культуры, к которой он принадлежит.

Целостность культуры. В каждой культуре одни элементы уравновешены другими. Например, обычай кровной мести встречается у народов, для которых характерен определенный темперамент, возбудимость, а обязательной нормой поведения является готовность постоять за свою честь, гор­дость, независимость. Эти особенности приводят к резкому повышению вероятности убийства, в том числе по незначи­тельным причинам. Надо учесть невысокий уровень раскрыва­емости преступлений, элементы халатности, коррупцию, не­профессионализм органов правопорядка, прокуратуры, суда. В результате обнаруживается, что обычай кровной мести яв­ляется сильным элементом сдерживания от тяжких преступ­лений, прежде всего убийств. Вероятность неминуемого воз­мездия настолько велика, что число убийств не растет.

Внутренние и внешние проявления культуры. Внешние феномены культуры открыты и доступны наблюдению: повседневные обычаи и модели поведения. Внутренние феномены не наблюдаемы извне и часто не осознаются самим индивидом. К ним относятся: грамматика; правила общения, регулирующие взаимодействие; нормы поведения; мифы и ритуалы. В 1967 г. лингвист Пайк назвал словом этик культурно-специфические элементы (от слова «фонетика» — звуки, характерные для одного определенного языка), а словом этик — универсальные элементы культуры (от слова «фонетика» — звуки, которые имеются во всех языках).

Во всех культурах встречаются такие универсальные культурные элементы, как приветствия, гостеприимство, хождение в гости, юмор и шутки. Формы же проявления лих культурных элементов могут быть абсолютно разны­ми. Например, приветствия: это может быть трение носа­ми, падание ниц, крики и другие формы, непривычные для европейца.

Понятие «культура» отражает прежде всего явления, возникающие в обществе и не встречающиеся в при­роде: изготовление орудий труда и спортивные состяза­ния, политика и ее элементы (государство, партии), правила вежливости и этикет, обычай дарить подарки, язык, религия, наука, искусство, одежда, транспорт, ко­лесо, юмор, украшения.

Свойства людей, не регулирующиеся биологическими инстинктами. Например, чувство голода — биологическое. Культура же проявится в том, как будет убран стол, в кра­соте и удобстве посуды, сядет ли человек за стол или будет есть на ковре. В Африке громкое чавканье и рыгание счита­ется культурным и означает, что еда вкусная. У арабов веж­ливым считается несколько раз отказаться от угощения, со­провождая это восклицанием «Клянусь Аллахом!»

Контроль за поведением — важнейший признак культуры. В разных культурах формы такого контроля специфичны.

Менталитет: культура и сознание. Надинстинктивное поведение человека становится возможным благодаря со­знанию. Любой культурный элемент связан со знаниями, навыками, ценностями, предпочтениями, традициями — другими словами — менталитетом.

Культура и деятельность: образцы поведения. Представители разных народов по-разному действуют в аналогичных ситуациях. Прежде всего речь идет об устойчивых, повторяющихся образцах деятельности. Культура воплощается в различных продуктах деятельности: вещно-предметных (автомобили, здания) и символически-знаковых (литература, картины).

Основными элементами культуры являются:

Язык. Первоосновой любой культуры является понятийно-логический аппарат. Люди осмысливают мир по-своему. У малых народов Севера, живущих сбором ягод, каждая стадия зрелости клюквы имеет особое название. У народов, живущих рыбной ловлей, имеются многочисленные названия рыб в зависимости от их упитанности, возраста. У одних народов слово «кто» относится только к человеку, а все остальное — «что». У других «кто» относится и к животному миру.

Знания, убеждения. В убеждениях содержится то, чем люди руководствуются в повседневной деятельности.

Ценности. Убеждения выступают в разнообразных конкретных формах. Среди них выделяются ценности, социальные установки, нормы поведения и мотивы поступков.

Ценности — определяющий элемент культуры, ее ядро. Что является добром, а что злом? Что полезно, а что вред­но? При ответе на подобные «вечные» вопросы человек должен руководствоваться определенными критериями. Они и называются ценностями. Ценности каждой культу­ры представляют собой систему. Система ценностей, при­сущих данной культуре, называется менталитетом…

В современной науке существует очень много определений культуры. М.М.Бахтин определял культуру как «способ и способность общения», а Н. Рерих писал о культуре, как о «поклонении свету». Такое разнообразие объясняется тем, что не существует абсолютного знания о каком-либо предмете. Учёные, относящиеся к различным школам и направлениям, выделяют те или иные критерии или составляющие культуры и на их основе выводят определение понятия. В формировании понятия культуры можно выделить несколько этапов: первым рубежом является философия Р. Декарта и первостепенная роль сознания. Вторым рубежом явилось выделение антропологии как самостоятельной науки. Третьим рубежом стало принятие научным миром философии П.Куна о смене научных парадигм, например М. Фуко писал о культуре, как о смене логико-позновательных систем. Четвёртым рубежом стала философия постмодерна, когда человек больше не осознаёт себя пупом земли и понимает, что истина многовариантна, когда изменяются представления о пространстве и времени.

Самое широкое определение культуры. Итак, культура – это обработанная человеком окружающая среда.

Культура – это «возделанная» среда обитания людей, организованная при помощи специфически человеческих способов деятельности.

Культура – продукт совместной жизни людей, это «правила игры» коллективного существования.

Культура – это исторический социальный опыт людей по отбору, аккумуляции и применению таких форм деятельности и взаимодействия, которые помимо утилитарной применимости обладают приемлемой социальной ценой. Критерий отбора – не нанесение вреда социальной сплочённости сообществ. Они закрепляются в системе культурных ценностей, норм и традиций. Этот социокультурный опыт находит воплощение в системе регуляций таких как обычаи, законы, нормы нравственности и морали, этикет. Материальное воплощения опыта – технологии и продукты деятельности человека. Именно культура является основным содержанием всех видов коммуникации между людьми, формирует особенности языков и культурных кодов. Культура определяет содержание процессов инкультурации и социализации личности, то есть указывает человеку путь вхождения в социум. Продуктом рефлексии над культурой является философия, религия, литература, социальные и гуманитарные науки, искусство, право, идеология, обряды и так далее. Культура транслируется от поколения к поколению путём научения и является содержательной основой процессов социального воспроизводства сообщества, исторических форм, культурных систем и конфигураций.

Культура в рамках функционализма:

А. Культура представляет собой, по существу, инструментальный аппарат, благодаря которому человек получает возможность лучше справляться с теми конкретными проблемами, с которыми он сталкивается в природной среде в процессе удовлетворения своих потребностей.

Б. Это система объектов, видов деятельности и установок, каждая часть которой является средством достижения цели.

В. Это интегральное целое, все элементы которого находятся во взаимозависимости.

Г. Эти виды деятельности, установки и объекты, организующиеся вокруг жизненно важных задач, образуют такие институты, как семья, клан, локальное сообщество, племя, а также дают начало организованным группам, объединенным экономической кооперацией, политической, правовой и образовательной деятельностью.

Д. С динамической точки зрения, т.е. в зависимости от типа деятельности, культура может быть аналитически разделена на ряд аспектов — таких, как образование, социальный контроль, экономика, системы знаний, верований и морали, а также различные способы творческого и артистического самовыражения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...