Комментарий эксперта. Приведем еще один пример сочинения с типичной трехчастной композицией
Комментарий эксперта В этом сочинении хороша видна композиционная схема, характерная для многих работ. Очевидна также его перекличка с сочинением 15. 3 ОГЭ по русскому языку, где в основе темы лежит абстрактное понятие из нравственно-этической или социально-психологической сферы, в первой части своей работы девятиклассники обычно дают его определение и комментируют свое толкование. То же самое сделано и в первом абзаце данного сочинения. К сожалению, автор сочинения не сумел развить свое размышление и ограничился лишь несколькими фразами. Однако элемент рассуждения есть, и оно подкреплено двумя уместными литературными примеры. Положительные и отрицательные черты соединились в заключении. С одной стороны, автор работы не делает вывода по сути темы. Он словно забыл к концу сочинения, что размышлял над взаимосвязью великодушия и внутренней силы человека, и сконцентрировался только на великодушии. В то же время в последних предложениях нет банального повтора высказанных ранее тезисов, мысль развивается и обогащается новыми оттенками, что «размыкает» и украшает заключение. К сожалению, сочинение несвободно от речевых и прочих ошибок.
Приведем еще один пример сочинения с типичной трехчастной композицией. Всякая ли мечта достойна человека? Что такое мечта? Мечта – это фантазии о будущем, стремление к недосягаемому, но очень желанному и прекрасному. Грёзы окрыляют человека. Он, словно, попадает в иллюзорный мир, наполненный счастьем и радостью. Но всякая ли мечта достойна человека? Я считаю, что да. Мечты бывают разными: заветными, великими, несбыточными, и лишь от человека зависит их значимость. Если человек грезит о низменных мечтах, это говорит лишь о его пустом внутреннем мире, но если он мечтает о чем-то действительно важном и прилагает немало усилий для реализации своих желаний, то такие мечты, однозначно, достойны человека, как и он их. Для доказательства своей точки зрения приведу примеры из художественной литературы.
В произведении А. П. Чехова «Ионыч» главный герой мечтал о своей реализации в профессии. Он хотел внести огромный вклад в медицину, помогать людям, нести добро в этом мире. Но Дмитрий попадает в глухую провинцию. Все окружение его затягивает в болото скуки и однообразия. Здесь никто ни к чему не стремится, никто ничего не жаждет. Все идет своим чередом. Так и Старцев предает свою мечту. Он грубит и ворчит, обслуживая надоевших пациентов, которых он рассматривает исключительно в качестве заработка. Ему хочется только посидеть в клубе и поиграть в азартные игры. На этом примере мы видим, что мечта то у Старцева была достойная, только он был ниже её, так как не делал ничего для её реализации. Все ушло в заработок. Таким образом мечта играет важную роль в жизни, но, к сожалению, не все мечты достойны человека. Люди, грезящие только о материальных ценностях и социальном положении, обречены на духовную деградацию. Поэтому необходимо выбрать себе достойную мечту. Так, в произведении М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» главная героиня прошла через многое, чтобы её мечта сбылась. Она страстно желала найти своего любимого человека, который пропал. Маргарита сделала все возможное, но так ничего и не узнала о его судьбе. Однажды на прогулке она встретилась с незнакомцем, который сделал ей пугающее предложение: взять крем, намазать на все тело и ждать звонка. После этого она должна встретится с иностранцем, который знает о Мастере то, что так хочет узнать Маргарита. Девушка испугалась, но решилась на этот шаг. Она раз и навсегда решила оставить мужа и всю прежнюю жизнь в довольстве и праздности. Также ей пришлось познакомиться с дьяволом и стать хозяйкой на его балу. Маргарита прошла через страх и боль ради любви, но все-таки смогла найти Мастера. Это говорит о том, что мечта, действительно, достойна человека, ведь Маргарита сделала все для её осуществления.
Подводя итоги сказанному можно сделать вывод о том, что ценность мечты зависит от человека. Если человек достойный, его мечты будут соответствующими. (415 слов) Комментарий эксперта Скелет силлогизма (тезис – доказательство – вывод) просматривается в этой работе достаточно явственно, хотя он и оброс словесной плотью.
Освоение стандартной композиционной схемы, безусловно, является важным достижением большинства участников итогового сочинения. Для участников с высокой мотивацией она оказалась наиболее удобной формой организации размышления над темой и создания письменного высказывания. Постепенное наполнение этой формы содержанием – собственным рассуждением и примерами – можно рассматривать как алгоритм работы выпускника над сочинением. В случае низкой мотивации трехчастная композиция, которую сравнительно легко может освоить и оснастить клишированными заготовками практически каждый старшеклассник, становится для него спасательным кругом. Она позволяет имитировать полноценное сочинение и наличие в нем коммуникативного замысла, даже если в содержательном плане работа оказывается осень слабой. Результат в такой ситуации достигается путем натаскивания. Если выпускник заучил типовые формулировки вступления и заключения, усвоил, в какой момент надо обращаться к примерам, то есть натренировался выполнять определенные алгоритмические действия, то его работа перестает быть творческой и более напоминает сборку примитивного конструктора. Соблюдение требований формальной логики не способствует развитию ассоциативного мышления, оригинального, самобытного взгляда на мир, эмпатии, литературного вкуса, но позволяет выпускнику добиться сугубо прагматической цели – получить «зачет» за итоговое сочинение и допуск к ГИА. Особую ценность представляют работы, авторы которых отступают от стандартных усредненных правил. В них не содержание наполняет готовую форму, а форма чутко подстраивается под содержание, чтобы способствовать его наиболее полному выражению.
В выборке перепроверенных сочинений ярких, во всех смыслах отличных сочинений с самобытным композиционным решением мало. Например, большинство работ участников 2019/20 учебного года по теме «Верно ли, что надежда делает человека сильнее? ». Все участники дают положительный ответ на предложенный вопрос, в основном оформляя рассуждение в соответствии со стереотипом: Вступление «Чтобы ответить на данный вопрос, нужно понять, что значит надежда. Я считаю, надежда – это вера в лучшее, в то, что твои мечты исполнятся. В ней необычайная сила: она помогает не опустить руки, не поддаться отчаянию в трудных жизненных ситуациях. Надежда – это стимул жить. Бывает, что тяжело больной человек, верящий в свои силы, борющийся с недугом и надеющийся на выздоровление, побеждает болезнь. Или если отчаявшемуся человеку кто-то подает надежду, он начинает с новой силой бороться с трудностями, веря, что все будет хорошо. Примеры того, что надежда делает человека сильнее, можно найти в отечественной и зарубежной литературе» Заключение «Таким образом, надежда действительно делает человека сильнее. Обладая ей, он не прекращает бороться в трудных жизненных ситуациях, продолжает верить, что его мечты обязательно исполнятся».
Однако возможны оригинальные варианты: Вступление «Надежда – очень необычное и загадочное чувство. Оно способно либо создавать такую мотивацию и веру в людях, что они становятся способны сделать все невозможное ранее для них, либо делать жизнь умеренной и спокойной, что для кого-то может являться счастьем. Надежда может появляться в человеке по разным причинам. Кому-то достаточно моральной поддержки, а кому-то приходится решать огромные трудности в жизни чтобы зажечь в себе это чувство. Независимо от этого я считаю, что результат всегда один – надежда делает человека сильнее».
Заключение «В заключении, можно сказать, что надежда – чувство, благодаря которому люди способны меняться. Чувство, которое делает людей счастливыми и сильными, независимо от их состояния. Главное, давать надежду тем, кому она необходима и как видно из вышеперечисленных примеров это не так тяжело».
Ниже представлена работа среднего уровня, содержащая определенные ошибки и несовершенства по другим критериям, но в композиционном аспекте достаточно оригинальная. К сожалению, в ней чувствуется влияние заготовок, но использованы они уместно и умело. Опишем ее. Без чего любые мечты бесплодны? Сначала автор сочинения дает свое определение понятия «мечта» и собственный комментарий к нему, расширяющий границы этого краткого толкования: о важности умения мечтать, о своей мечте, о необходимости прилагать усилия для воплощения мечты и о средствах, помогающих не опускать руки, когда что-то мешает ее реализации. Затем следует отсылка к литературному примеру – повести А. С. Грина «Алые паруса», в которой оба главных героя, Ассоль и Грэй, как пишет участник, «верили в исполнение своей мечты и не отступались от нее, несмотря на разные жизненные трудности». На примере Грэя автор сочинения показывает, что человек должен прилагать осознанные усилия для достижения своей мечты. Комментируя историю Ассоль, выпускник отмечает, что она не совершила никаких действий, чтобы помочь мечте сбыться, а ее главная заслуга заключалась в неотступной вере в предсказание и непохожести на обывателей Каперны. Завершая работу, автор сочинения делает вывод: «Я считаю, что именно верность своей мечте помогла ей сбыться для каждого из героев. Без этого качества они не нашли бы свое счастье». Таким образом реализуется «перевернутая» композиция, при которой ключевой тезис работы, ее главная мысль, дающая прямой ответ на вопрос темы, формулируется в заключении, и в результате все предшествующие содержательные части сочинения, казавшиеся ранее достаточно разрозненными, обретают свое место в единой логике индуктивного способа организации рассуждения – от частного к общему. Данная работа соответствует требованиям критерия № 3 и свидетельствует об определенной свободе пишущего в интерпретации литературных примеров и построении собственного логичного рассуждения. Особенностью композиционных решений стало частое использование приема «от противного» на разных уровнях организации рассуждения. Например, применительно к отдельным тезисам это может использоваться для их логического соединения: «Люди часто проявляют агрессию, мстят. Но многие забывают, что все зло, которое они принесут в этот мир, отразится на них самих», «Почему же великодушие свидетельствует о внутренней силе человека? Этот вопрос очень непрост. Многие ошибочно полагают, что на зло люди обязаны ответить злом. На самом деле доброе отношение может действовать значительно сильнее».
На уровне аргументации это проявляется в сочетании примеров «за» и «против» в одной работе: Что такое мудрая родительская любовь? Родительская любовь, пожалуй, одно из самых сильных чувств. И действительно, чем старше становишься, тем отчетливее понимаешь, что родители – это единственные люди, которые будут любить тебя, несмотря ни на что, что бы ни случилось. Но вырастить и воспитать детей – задача не из легких. Можно ли обойтись в этом деле одной лишь любовью? И что такое мудрая родительская любовь? < …> Мудрые родители сделают все для того, чтобы их ребенок вырос достойным человеком. Если они и не всегда бывают добрыми и ласковыми, это совсем не значит, что они не любят своих детей, скорее даже наоборот. Далее в сочинении дается краткая характеристика Андрея Петровича Гринева, в которой подчеркивается его строгость в вопросах чести и мудрая требовательность к сыну. От этого положительного примера автор сочинения переходит к размышлению об опасности слепой родительской любви: Противоположную позицию занимает в вопросах воспитания госпожа Простакова. Она балует своего сына Митрофана, буквально сдувает с него пылинки и от всех в доме требует того же. Мать не утруждает его усердной учебой или хоть какой-нибудь ответственностью. Она обожает свое чадо и защищает его в любой ситуации. Но все это портит Митрофана, делает его избалованным самодовольным человеком. Немудрость такой любви становится понятна в конце комедии, когда Митрофан оказывается в слабой позиции и даже отрекается от матери. Отметим также, что приведенную выше работу выгодно отличает достаточно свободное, содержательное рассуждение, представленное и во вступлении, и в основной части. Типичной особенностью сочинений по-прежнему остается наличие в основной части двух аргументов. Как отмечалось выше, эта устойчивая закономерность обусловлена несколькими причинами: - второй аргумент является запасным: если первый не будет по каким-то причинам засчитан, он застрахует выпускника от «незачета» по критерию 2, который автоматически привел бы к неудовлетворительной оценке за работу в целом; - второй (иногда даже третий) аргумент позволяет увеличить объем сочинения; - авторы сочинений ориентируются на требования некоторых вузов, где поощряется наличие второго аргумента. Остановимся несколько подробнее на особенностях вступления и заключения. Вступление представлено практически во всех работах. Первый вариант типичного вступления выглядит примерно так: ключевое слово темы (например, «отцы и дети», «мечта и реальность», «искусство и ремесло»), затем – несколько тезисов (или вопросительных предложений) с этим словом, цепочка которых заканчиваем вопросом темы. Это построение вступления хорошо знакомо выпускникам не только в связи с итоговым сочинением, но и благодаря рекомендациям к сочинению ЕГЭ по русскому языку:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|