Няня («бэби‑ситтер»). Рестораны
Няня («бэби‑ ситтер»)
Няня является специалистом по уходу за ребенком, а совсем не горничной для всех домашних работ. От нее не следует ожидать выполнения работы по дому в то время, когда ее подопечные спят. Если няню просят, к примеру, помыть посуду, она вправе вежливо объяснить, что не считает эту работу частью своих обязанностей. Конечно, можно договориться и об этом, но работодатель, желающий, чтобы няня выполняла домашнюю работу, должен оплачивать эту работу дополнительно. Поскольку няня несет ответственность за детей и за дом, эта работа требует исключительного доверия. Этим доверием нельзя злоупотреблять, исследуя письменные столы, заглядывая в шкафы, примеряя чужую одежду или расспрашивая детей о подробностях жизни семьи. О полном отсутствии воспитания говорит поедание всех сладостей в доме, набеги на холодильник или приглашение друга в дом без специального разрешения. Можно избежать большого числа недоразумений и проблем, если права и обязанности няни четко разъяснены, что следует разъяснить и детям. В любом случае родители обязаны оставить всем домашним работникам номера рабочих телефонов, по которым до них можно дозвониться в случае крайней необходимости, или же, если это невозможно, номер телефона соседа или родственника, который наверняка находится дома и способен оказать необходимую помощь. Если родители задерживаются позже назначенного часа, им следует позвонить и предупредить няню.
Рестораны
Правила для посещающего ресторан как для собственного развлечения, так и для деловой беседы одинаковы. Случайности. Если обедающий случайно разбивает стакан или тарелку, он не предлагает за них заплатить, поскольку считается, что такого рода потери компенсируются страховкой. Однако за умышленно произведенные разрушения администрация вполне вправе выставить счет, к примеру за разбитые стаканы после тоста за невесту на холостяцкой вечеринке.
Если посетитель становится причиной падения пищи или посуды с напитками, он просто извиняется перед официантом за причиненные неудобства и оставляет большие чаевые, чем обычно. Если же за инцидент, в результате которого была повреждена одежда посетителя, несет ответственность работник, ожидается, что представитель администрации принесет свои глубочайшие извинения. Все, что может сделать в данном случае посетитель, – это принять извинение со всей учтивостью, на какую он только способен. Если же причиной загрязнения одежды становится сидящий за столом, он должен сделать такое же предложение. Пострадавший обычно отказывается от компенсации – из философского рассуждения, что без неприятностей жизнь прожить все равно невозможно. Кафетерии. Если все столы заняты, посетитель может перенести свой поднос на какое‑ нибудь пустое место. Но перед тем как занять свободный стул, следует спросить у сидящих за столом: «Это место не занято? » Гардероб. Мужчина сдает в гардероб шляпу и верхнюю одежду. Женщина оставляет в гардеробе объемные свертки, но обычно не сдает верхнюю одежду, поскольку страховая компания не страхует от пропажи дорогих вещей; некоторые не берут женскую одежду из‑ за того, что не хватает места. Мужчина берет те предметы одежды, которые желает сдать женщина, вручает эти предметы служащему и хранит оба номерка у себя. Уходя, мужчина в первую очередь берет верхнюю одежду женщины и помогает ей одеться – до того как одеться самому. Он дает чаевые за обоих, даже если данная женщина является его начальником. Если в гардероб стоит очередь, женщина становится рядом с мужчиной, а не позади него.
Одежда. Во многих ресторанах не приветствуются посетители в рубашках с коротким рукавом и в бикини. Поскольку владелец ресторана имеет право устанавливать свои порядки, если это не противоречит закону, потенциальный посетитель, которого не пускают в ресторан по причине его чересчур неформальной одежды, не вправе чувствовать себя оскорбленным. Обычно в любом месте, где подают пищу, кроме самых неформальных, приняты галстук и пиджак. Претензии. Если пища и обслуживание находятся на недопустимо низком уровне, лучшее, что следует сделать, – это молча их перетерпеть и никогда не возвращаться в данный ресторан. Конечно, на откровенную ошибку следует указать и вернуть пережаренный бифштекс, если заказан недожаренный. Однако не следует ругать официанта, если плоха кухня, – за эту оплошность несет ответственность шеф‑ повар. Если обслуживание столь скверно, что придется предъявить жалобу, пошлите за главным официантом и пожалуйтесь ему, а после этого не имейте никакого дела с официантом, который показал свое неумение. Рестораны у дороги. Обычным сигналом официантке, что требуется обслуживание, служит мигание огнями машины. Если это не приводит к результату, максимум, что позволяют правила хорошего тона, – это короткий звуковой сигнал. Поскольку ресторан у дороги является совершенно неформальным предприятием, обязательно требуется соблюдать только одно правило: не отъезжайте, оставляя у дороги хлам в виде бумажных стаканчиков, салфеток, соломенных подставок, оберток и недоеденной пищи. Все это может испортить аппетит следующему посетителю или прибавит работы бедной официантке, которой придется все это подбирать. Вход и рассаживание. Главное правило гласит: предоставьте инициативу хозяину и хозяйке. Когда несколько человек, обедающих вместе, делят между собой расходы, окончательный расчет с официантом обязан делать мужчина. После сдачи верхней одежды в гардероб хозяин вечера выступает вперед, сообщает главному официанту число сопровождающих его людей и просит столик, зарезервированный на его имя. Женщины следуют за главным официантом или официантом, который отводит группу за столик. Если число людей велико, хозяйка отправляется первой, чтобы проследить, чтобы все расселись правильно. Если группа состоит из двух пар, хозяйка идет следом за гостьей. Хозяин замыкает группу, однако если же ему приходится развлекать большую по численности группу без хозяйки, он часто направляется первым, по той же причине – чтобы проследить, чтобы все устроились в надлежащем порядке. Когда развлечением гостей занимается семейная пара, супруга показывает гостям их места, после чего гости ждут от нее знака сесть (если хозяин развлекает гостей без супруги, то место указывает он). Исключение допустимо лишь тогда, когда садятся два человека. В этом случае официант либо отодвигает стул, с которого открывается лучший вид – либо из окна, либо на помещение, – и это место занимает женщина (в случае, если за столик садятся женщина и мужчина).
Если метрдотель или официант не провожают к столику, пара проходит сама так, как ей наиболее удобно. Если ресторан переполнен, первым идет мужчина. Он также может предложить направиться к какому‑ нибудь столику, а затем следовать к нему за своей спутницей. Дама обычно занимает место дальше от входа. Если официант не помогает даме опуститься на стул, это делает ее спутник. Перед этим он же помогает ей снять верхнюю одежду (женщина‑ метрдотель или официант не отставляют стул, за исключением тех случаев, когда требуется очевидная помощь). Мужчина, сопровождающий двух женщин, помогает сесть той, которая старше. Если же одна из этих дам является его женой, он усаживает гостью, хотя, если ей помогает официант, он помогает другой даме. Если же официанта рядом нет, вторая дама садится сама, а не ожидает, когда мужчина поспешит и к ней. Если ей требуется снять верхнюю одежду, мужчина может помочь ей только после того, как первая дама удобно разместится за столом. За отдельно стоящим столом на четыре, шесть или десять человек хозяин и хозяйка садятся напротив друг друга, точно так же, как они должны сидеть и на званом обеде у себя дома. За столом на восемь или двенадцать человек напротив хозяина садится почетный гость‑ мужчина, слева от него располагается хозяйка. Если вместе обедают две пары, договорившиеся совместно оплатить счет, мужчины сидят напротив друг друга.
В кабинке двое сидят напротив друг друга. Если кабинку занимают две пары, дамы садятся на место у стены. Если пары супружеские (или же состоят из каким‑ либо образом связанных друг с другом людей), каждый мужчина располагается рядом с чужой женой. Если же пары не супружеские, мужчины могут сесть либо напротив друг друга, как это указано выше, либо расположиться рядом со своими спутницами. В полукруглой кабинке мужчины занимают внешние сиденья. Порядок рассаживания двух супружеских пар следующий: хозяин, справа от него супруга гостя, хозяйка, гость. Пары могут сесть и иначе – мужчины садятся на внешних стульях. То же самое правило применяется и к большим группам. На банкете мужчина и женщина садятся так, чтобы дама (или гость) находились справа от мужчины. В группе из четырех человек женщины садятся у стены, а мужчины – напротив; каждый мужчина – напротив супруги другого. Сумочка и перчатки. На столе не должно находиться ничего, кроме пищи, необходимых для еды приборов и тех украшений, которые ставятся самими работниками ресторана. Сумочки и пакеты следует держать на коленях, вешать на спинку стула, класть на свободные сиденья или ставить на пол, но так, чтобы они не мешали ходить официанту. Перчатки также не кладутся на стол. Покидание стола. В обычных обстоятельствах предложение удалиться первой высказывает хозяйка, хотя если пригласившее в ресторан лицо долго не спрашивает счет у официанта, его гость вправе сказать: «У меня назначена встреча…» – или привести какую‑ либо другую причину завершения вечера. Туалетная комната. Когда пара входит в ресторан и мужчина спрашивает: «Ты не хочешь вымыть руки? » – не следует говорить «нет», поскольку вопрос является лишь предлогом. Если же после долгой поездки в ресторан заходит группа, обычно первым делом занимается стол; затем хозяйка говорит другим женщинам: «Вы хотите пойти со мной? » Те следуют за ней, предоставляя мужчинам возможность отыскать их собственный туалет. Если группа собирается после ресторана направиться в театр, хозяйка обращается с этим предложением к гостям после того, как хозяин обращается к официанту с просьбой выписать счет (если времени мало, она добавляет: «Встретимся в гардеробе»; если такого предложения нет, все возвращаются за стол). Работники ресторана обязаны быть внимательными. Обычно достаточно ищущего взгляда, чтобы это было воспринято как просьба показать направление. Если же подсказки не оказывают, следует спросить о местоположении «комнаты для леди», «комнаты для мужчин», «умывальника» и так далее.
Как правило, мужчины не отходят от стола в одиночку, оставляя женщин сидеть за столом. Если возникает действительно большая необходимость покинуть стол, достаточно произнести «Прошу прощения. Я скоро вернусь». Конечно, если кто‑ либо отсутствует чрезмерно большое время, хозяйка должна выяснить, все ли в порядке с ее гостями: хозяину следует проверить, что происходит с гостями‑ мужчинами. Встреча в ресторане. Обычно мужчина заезжает за женщиной и доставляет ее в ресторан. Это общее правило в определенных случаях может не соблюдаться, но причины для этого должны быть серьезными и за отступление от правил должно быть принесено извинение. Хозяин (хозяйка) обязан прибыть на место за несколько минут до назначенного времени, а гостю следует прибыть точно в срок или не более чем на несколько минут позже. Если столик заказан, первый из прибывших может либо подождать у входа, либо попросить официанта проводить его к столику. Обычно гость, который прибывает раньше хозяина, ждет, не заказывая напитков, но твердо установленных правил здесь не существует. Гость может подождать хозяина у бара или же просто встать там, где он не будет мешать проходу других посетителей. Заказ. «А‑ ля карт» (согласно карте) означает, что каждое блюдо имеет отдельную цену. «Табльдот» (стол хозяина) указывает на то, что весь набор блюд имеет общую цену. Эта цена всегда меньше стоимости тех же блюд, заказанных «а‑ ля карт», но выбор блюд при этом ограничен, а порции меньше. Обычно обед доставляет больше удовольствия и проходит с меньшей путаницей, если заказом руководит хозяин вечера и на стол подается набор блюд «а‑ ля карт». Если хозяин спрашивает: «Вы видите в меню что‑ либо, что бы вы хотели? » – это служит намеком на то, что он предпочел бы не делать заказ «а‑ ля карт» по причине его дороговизны, и от гостя ожидается, что он сделает выбор из меню, пропустив разные закуски и супы, которые предусматриваются перед первым блюдом при заказе «а‑ ля карт». Если же хозяин не испытывает стеснения в средствах, а гость колеблется в выборе, не зная, может ли он заказать очень дорогое блюдо, хозяин может предложить: «Что бы вы предпочли первым? Устрицы здесь очень хороши», и так далее. В некоторых очень дорогих ресторанах даме дают специальное меню без указания цен (с ее стороны в этом случае благоразумнее всего подождать, когда пригласивший ее предложит «бифштекс Шатобриан» или «золотого фазана»); можно попросить его сделать заказ самому, сказав, если необходимо: «Я не ем морские продукты (или что‑ либо еще), но в остальном я бы согласилась на все, что вы предложите». Если группа небольшая, хозяин спрашивает каждого гостя о его желаниях и передает все заказы официанту, добавляя и свой собственный. Когда за стол садятся шесть и более человек, желания каждого удержать в голове почти невозможно, поэтому официант принимает заказы у каждого, начиная с сидящего с правой стороны от хозяина. Оплата. Когда прием пищи завершен, хозяин (или, если такового нет, один из обедающих) просит у официанта счет. Допустимо – и разумно – проверить счет (но не долго! ) для того, чтобы удостовериться, что все в порядке. Если обнаруживается ошибка, следует воспринимать ее как сделанную случайно и в дружеской форме указать на нее официанту. Если обедающие должны разделить сумму поровну, следует постараться произвести расчеты как можно быстрее. Избежать задержек и лишних разговоров позволяет сделанная при заказе просьба выписывать каждому отдельный счет. Один из сидящих за столом может взять на себя обязанности банкира и осуществить с остальными расчет впоследствии. Может он выполнить роль бухгалтера и собрать все деньги. Некоторые мужчины чувствуют себя неловко, если хозяйка расплачивается за них наличностью на публике. Женщины, которым часто доводится развлекать гостей в ресторанах – к ним относятся деловые женщины, – решают эту проблему тем, что носят с собой кредитную карточку и добавляют чаевые при подаче счета. Если женщина не имеет кредитной карточки, она может сделать предварительную приблизительную оценку блюд и выдать официанту сумму, которая с лихвой покроет эти затраты. При окончательном расчете официант просто приносит сдачу. Также хозяйка может передать счет кому‑ либо из гостей‑ мужчин и попросить его оплатить счет, чтобы она вернула ему деньги впоследствии, но в наши дни самой разумной процедурой считается обычная оплата наличностью. Главное правило для гостей следующее: позвольте хозяину быть хозяином и не покушайтесь на его гостеприимство, пытаясь оплатить счет. Позвольте ему самому позаботиться и о столе, и о чаевых. Поблагодарив его за угощение, ответьте на его гостеприимство своим в какой‑ нибудь другой раз. Еще более предосудительно такое поведение, когда в начале обеда все договариваются разделить расходы, а при расчете кто‑ либо стремится от этого уклониться. Вставание. Мужчина в ресторане поднимается, когда какая‑ либо женщина останавливается у стола, чтобы поговорить с ним или его спутником. Если к столику подходит женщина, чтобы присоединиться ко всей группе, из‑ за стола поднимаются все мужчины, если только, конечно, это не банкетный стол. Хозяйка не поднимается, за исключением случаев, когда к столу подходит очень пожилая или особо выдающаяся гостья. Женщины не поднимаются, когда кто‑ либо присоединяется к группе в ресторане. Обслуживание. В ресторане с умеренными ценами официант каждое полностью готовое к употреблению блюдо приносит отдельно. Блюдо ставится перед сидящим за столиком. В более дорогих ресторанах в случае, если все гости заказывают одно и то же блюдо, официант подает кушанье на большой тарелке сначала хозяину для его одобрения. Все, что требуется от хозяина, – это кивнуть или произнести «Прекрасно». После этого официант ставит большую тарелку на служебный столик и перекладывает кушанье в тарелки перед сидящими за столом. Хозяин при этом обслуживается последним. Той же процедуре следуют, когда обслуживают по индивидуальным заказам. Каждый сидящий за столом кивает в знак одобрения, после чего официант переносит пищу с большой тарелки на стол, освобождая рыбу от костей или оказывая подобное обслуживание там, где это необходимо. В очень многих ресторанах официанты начинают убирать пустые тарелки еще до того, как все за столом покончили с данным блюдом. В подобном случае обязанностью хозяина является распорядиться, чтобы очистка стола была отложена до того времени, как с данным блюдом не закончит каждый из гостей. Официанты. Любую особую просьбу, обращенную к работникам ресторана, следует сопровождать словом «пожалуйста». В ответ на оказание особой услуги требуется сказать «Благодарю вас» или же кивнуть. Заказ официанту не нужно сопровождать словом «пожалуйста», но он не должен выглядеть и как команда. Когда официант подходит с меню, следует кивнуть или как‑ то иначе отметить, что вы замечаете его присутствие. Официанта обычно подзывают, подняв руку на уровень глаз и негромко крикнув: «Официант» – или, если это необходимо, легонько постучав по стакану ложкой или ножом. Официанты не любят, когда их вызывают, щелкая пальцами, свистом или шипением. Опоздания. Если кто‑ либо серьезно опаздывает на проводимое в общественном месте застолье, прибывшим вовремя следует руководствоваться здравым смыслом. Обычно в подобных случаях хозяин заказывает напитки, но пока все приглашенные не собрались, этим и ограничивается. Однако на деловом ленче хозяин не задерживается с заказом ради одного непунктуального гостя. Когда в ресторане проводят короткий час ленча деловые коллеги, они ждут запоздавших разумное время, а затем делают заказ; особенно часто такая процедура применяется в случаях, когда каждый член группы оплачивает свой счет самостоятельно. Как при деловой встрече, так и при обычной, в случае если за столом должны присутствовать лишь двое, первый прибывший не делает заказа, даже если его компаньон задерживается нарочно, если только совершенно непростительная задержка в двадцать минут не говорит, что о встрече, по всей видимости, просто забыли. В этом случае пришедший может выбрать – ждать ли ему еще, сделать заказ или же лучше удалиться. В последнем случае он должен оставить сообщение, если не явившийся в положенный час все же придет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|