По дисциплине «Акмеология»
Для направления подготовки Психолого-педагогическое образование Профиля подготовки «Психология образования» Таблица 1
Объем дисциплины и виды учебной работы По дисциплине «Акмеология» Для направления подготовки Психолого-педагогическое образование Профиля подготовки «Психология и педагогика дошкольного Образования»
Таблица 2
4.3. Содержание и тематическое планирование дисциплины «Акмеология» для студентов очной формы обучения Направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование Профиля подготовки «Психология образования», Профиля подготовки «Психология и педагогика дошкольного образования» Таблица 3
Содержание разделов и тем дисциплины
Тема 1. Акмеология в системе наук о человеке. Место акмеологии среди общественных, гуманитарных, естественных и технических наук, отражение их методологической ориентации в акмеологии. Связь акмеологии с психологическими дисциплинами. Аксиологические, онтологические, гносеологические, методологические характеристики акмеологии как новой научной дисциплины. Концептуальные аспекты акмеологического подхода. Акмеология как наука, изучающая закономерности, механизмы и феноменологию развития человека на ступени его зрелости, и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Выделение в акмеологическом знании специального предмета, интерпретирующего «акме» через овладение человеком профессией, достижением в ней уровня мастерства. Методы акмеологии. Основные этапы становления акмеологии как научной дисциплины. Прикладные области акмеологии. Тема 2. Явление «акме», его виды, основные характеристики. Факторы достижения «акме». Операциональное определение «акме» человека. «Акме» человека как индивида, как личности, как субъекта деятельности и их взаимосвязи. Характеристики «акме»: содержательные и формальные, время достижения, продолжительность, широта. Объективные и субъективные критерии достижения «акме». «Акме» и индивидуальность. Феномен «псевдоакме». Роль социальной макро и микро сред в развитии человека и достижении им вершины в этом развитии. Роль самого человека в достижении «акме» жизненного пути. Характеристика оптимальности стратегии по разным критериям: общекультурным, духовно-ценностным, собственно акмеологическим, жизненно-субъективным, коммуникативным, интеллектуальным, рефлексивным.
Тема 3. Акмеологический подход к периодизации возрастного развития человека. Теоретические принципы периодизации возрастного развития. Исторические предпосылки периодизации развития. Наиболее распространенные классификации возрастов и их основания. Многоаспектность проблемы зрелости человека в акмеологии. Критерии зрелости. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости. Стадиальность развития. Модель развития взрослого человека: социальные системы, задачи, резервы, кризисы развития. Тема 4. Профессионализм как одна из главных характеристик «акме» человека. Мир профессий в научном сознании. Общие, особенные и единичные характеристики профессионализма. Вопросы качественно-количественного измерения профессионализма. Общие закономерности становления профессионала. Акмеологические характеристики профессионализма. Профессионализм. Компетентность. Квалификация. Уровни, этапы, ступени профессионализма. Профессиональное и личностное самоопределение. Мотивационно-целевая составляющая профессионализма. Операциональная составляющая профессионализма. Профессионализм и карьера. Профессионализм и возраст. Профессионализм и индивидуальность. Стратегии, тактики и техники профессионального самосовершенствования. Тема 5. Профессионализация субъекта деятельности как способ восхождения к «акме». Психологические подходы к исследованию профессионализации. Соотношение понятий «профессионализация», «профессиональное развитие», «профессиональное становление». Субъектный подход в исследовании профессионализации. Многоступенчатость процесса профессионализации. Зарубежные теории профессионального развития. Этапность (многоступенчатость) процесса профессионального развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|