Тема 6. Акмеологические технологии.
Акмеологический тренинг: структура и принципы построения. Деловые игры (имитационные, инновационные, организационно-деятельностные, проектные, организационно-мыслительные и др.) как форма реализации акмеологических технологий. Акмеологическое сопровождение процесса профессионализации: мониторинг процесса профессионализации, самофутурирование в профессию, супервизия, профессиональное самосохранение. Биографические технологии планирования профессиональной судьбы. 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В преподавании «Акмеологии» используются следующие формы учебных занятий: · лекции, на которых рассматриваются теоретические подходы; · семинары, где обсуждаются наиболее сложные вопросы лекций, заслушиваются доклады и сообщения, подготовленные студентами, докладываются результаты выполнения домашних заданий, законспектированных научных статей, реферированной литературы; · практические занятия, связанные с изучением акмеологических феноменов, знакомство с диагностическими методиками, освоение технологий акмеологического сопровождения субъекта; · самостоятельная работа, направленная на усвоение теоретического материала дисциплины, подготовка к семинарским занятиям, выполнение творческих заданий, подготовка тезисов, статей, написание рефератов, разработка электронных презентаций, работа с электронным учебно-методическим комплексом, подготовка к текущему контролю знаний промежуточной аттестации, зачету; · тестирование по отдельным темам и разделам дисциплины; · консультирование студентов по вопросам учебного материала, проведения акмеологических исследований, самостоятельной работы, подготовки тезисов докладов.
Виды самостоятельной работы студентов · Систематизация и осмысление материалов лекционных и практических занятий. · Подготовка доклада и выступление на учебном занятии или научном семинаре. · Составление таблицы, схемы, понятийного поля, графа учебной информации по теме курса. · Подготовка к текущему контролю знаний к промежуточным аттестациям и зачету. · Подготовка теоретического вопроса и представление его в форме мультимедийной презентации в программе Power Point. · Написание реферата. · Составление кроссворда по курсу или отдельной теме. · Проведение эмпирического акмеологического исследования. · Составление аннотированного каталога Интернет-ресурсов по акмеологической проблематике. · Изготовление учебных ТСО (макетов, плакатов и др.). · НИРС, включающая занятия в студенческом научном обществе, участие в конференциях, олимпиадах. 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Задания для подготовки к практическим занятиям 1. «Акме» как многомерная характеристика человека: разработка модели «акме» в различных сферах (к теме 2). 2.Исследование особенностей восприятия жизненного пути с помощью методики «Психологическая автобиография» (к теме 3). 3. Исследование самоактуализации как характеристики зрелой личности (к теме 3). 4. Разработка критериев профессионализма в конкретном виде деятельности (на примере профессий сферы «человек-человек») (к теме 4). 5. Этапы восхождения к профессионализму (на примере выдающихся психологов) (к теме 4). 6. Биографические технологии в акмеологии. Биографическая анкета «Путь в профессию: профессиональные планы и намерения» (к теме 6).
6.2. Контрольные вопросы для подготовки к семинарским занятиям
1. Акмеология в системе наук о человеке (к теме 1). Вопросы: 1. Концептуальные аспекты акмеологического подхода. 2. Методы акмеологии. 3. Основные этапы становления акмеологии как научной дисциплины. 4. Прикладные области акмеологии. 2. Акмеологические технологии (к теме 6). Вопросы: 1. Акмеологический тренинг: структура и принципы построения. 2. Деловые игры (имитационные, инновационные, организационно-деятельностные, проектные, организационно-мыслительные и др.) как форма реализации акмеологических технологий. 3. Биографические технологии планирования профессиональной судьбы. 6.3. Примерные темы рефератов и презентаций Тема 1. Акмеология как наука о развитии человека в период зрелости 1. Предмет акмеологии, его особенности и отличительные черты. 2. Понятие «зрелости», ее виды и закономерности формирования. 3. Методы исследования человека в период зрелости. 4. Период зрелости в контексте развития человека в процессе5 жизненного пути. Тема 2. Акмеология в системе человекознания. 1. Место акмеологии среди общественных, гуманитарных, естественных и технических наук. 2. Связь акмеологии с психологическими дисциплинами. 3. Концептуальные аспекты акмеологического подхода. 4. Методы акмеологии. Тема 3. История становления акмеологии в отечественной науке 1. Зарождение акмеологического знания. 2. Этапы становления акмеологии в отечественной науке. 3. Зарубежные аналоги: теории профессионального развития (Ф. Парсонс, Б. Мюнстерберг, Э. Роэ, Д. Холланд, Э. Гинзберг, Д. Сьюпер и др.), теории карьеры (А. Митчелл, А. Бандура, Дж. Роттер, Д. Холл, С. Осипов и др.). 4. Современные возможности акмеологического знания. Тема 4. Систематизация, обобщение и анализ человекознания в трудах Б.Г. Ананьева 1. Основные подходы к изучению человека. 2. Индивид, личность, индивидуальность, субъект. 3. Основания системы знаний о человеке. 4. Концепция человекознания. Тема 5. Проблемы периодизации возрастного развития человека: период зрелости 1. Категория развития в современной психологии. 2. Возрастное развитие человека, его отличительные особенности. 3. Основания периодизаций возрастного развития, наиболее распространенные в акмеологической практике.
4. Характеристика периода зрелости. Тема 6. Многоаспектность проблемы зрелости человека в акмеологии 1. Понятие зрелости. 2. Виды и типы зрелости (гражданская, возрастная, профессиональная, социально-статусная и др.). 3. Возможности исследования. 4. Стратегии формирования. Тема 7. Виды и критерии зрелости человека 1. Виды и типы зрелости, их характеристика. 2. Показатели зрелости. 3. Критерии зрелости человека как мера ее сформированности. 4. Возможности диагностики. Тема 8. Явление «акме», его виды и характеристики 1. Понятие «акме» в историческом знании и современной науке. 2. Виды «акме» в психологическом и социальном аспектах. 3. Общая характеристика достижений человека. Тема 9. «Акме» человека как индивида 1. Понятие «акме» в современной науке. 2. Характеристика человека как индивида. 3. Возможности достижения вершины в индивидуальном развитии. Тема 10. «Акме» человека как личности 1. Понятие «акме» в современной науке. 2. Характеристика человека как личности. 3. Возможности достижения вершины в личностном развитии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|