Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Акмеологические технологии.




Акмеологический тренинг: структура и принципы построения. Деловые игры (имитационные, инновационные, организационно-деятельностные, проектные, организационно-мыслительные и др.) как форма реализации акмеологических технологий. Акмеологическое сопровождение процесса профессионализации: мониторинг процесса профессионализации, самофутурирование в профессию, супервизия, профессиональное самосохранение. Биографические технологии планирования профессиональной судьбы.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В преподавании «Акмеологии» используются следующие формы учебных занятий:

· лекции, на которых рассматриваются теоретические подходы;

· семинары, где обсуждаются наиболее сложные вопросы лекций, заслушиваются доклады и сообщения, подготовленные студентами, докладываются результаты выполнения домашних заданий, законспектированных научных статей, реферированной литературы;

· практические занятия, связанные с изучением акмеологических феноменов, знакомство с диагностическими методиками, освоение технологий акмеологического сопровождения субъекта;

· самостоятельная работа, направленная на усвоение теоретического материала дисциплины, подготовка к семинарским занятиям, выполнение творческих заданий, подготовка тезисов, статей, написание рефератов, разработка электронных презентаций, работа с электронным учебно-методическим комплексом, подготовка к текущему контролю знаний промежуточной аттестации, зачету;

· тестирование по отдельным темам и разделам дисциплины;

· консультирование студентов по вопросам учебного материала, проведения акмеологических исследований, самостоятельной работы, подготовки тезисов докладов.

Виды самостоятельной работы студентов

· Систематизация и осмысление материалов лекционных и практических занятий.

· Подготовка доклада и выступление на учебном занятии или научном семинаре.

· Составление таблицы, схемы, понятийного поля, графа учебной информации по теме курса.

· Подготовка к текущему контролю знаний к промежуточным аттестациям и зачету.

· Подготовка теоретического вопроса и представление его в форме мультимедийной презентации в программе Power Point.

· Написание реферата.

· Составление кроссворда по курсу или отдельной теме.

· Проведение эмпирического акмеологического исследования.

· Составление аннотированного каталога Интернет-ресурсов по акмеологической проблематике.

· Изготовление учебных ТСО (макетов, плакатов и др.).

· НИРС, включающая занятия в студенческом научном обществе, участие в конференциях, олимпиадах.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Задания для подготовки к практическим занятиям

1. «Акме» как многомерная характеристика человека: разработка модели «акме» в различных сферах (к теме 2).

2.Исследование особенностей восприятия жизненного пути с помощью методики «Психологическая автобиография» (к теме 3).

3. Исследование самоактуализации как характеристики зрелой личности (к теме 3).

4. Разработка критериев профессионализма в конкретном виде деятельности (на примере профессий сферы «человек-человек») (к теме 4).

5. Этапы восхождения к профессионализму (на примере выдающихся психологов) (к теме 4).

6. Биографические технологии в акмеологии. Биографическая анкета «Путь в профессию: профессиональные планы и намерения» (к теме 6).

 

6.2. Контрольные вопросы для подготовки к семинарским занятиям

1. Акмеология в системе наук о человеке (к теме 1).

Вопросы:

1. Концептуальные аспекты акмеологического подхода.

2. Методы акмеологии.

3. Основные этапы становления акмеологии как научной дисциплины.

4. Прикладные области акмеологии.

2. Акмеологические технологии (к теме 6).

Вопросы:

1. Акмеологический тренинг: структура и принципы построения.

2. Деловые игры (имитационные, инновационные, организационно-деятельностные, проектные, организационно-мыслительные и др.) как форма реализации акмеологических технологий.

3. Биографические технологии планирования профессиональной судьбы.

6.3. Примерные темы рефератов и презентаций

Тема 1. Акмеология как наука о развитии человека в период зрелости

1. Предмет акмеологии, его особенности и отличительные черты.

2. Понятие «зрелости», ее виды и закономерности формирования.

3. Методы исследования человека в период зрелости.

4. Период зрелости в контексте развития человека в процессе5 жизненного пути.

Тема 2. Акмеология в системе человекознания.

1. Место акмеологии среди общественных, гуманитарных, естественных и технических наук.

2. Связь акмеологии с психологическими дисциплинами.

3. Концептуальные аспекты акмеологического подхода.

4. Методы акмеологии.

Тема 3. История становления акмеологии в отечественной науке

1. Зарождение акмеологического знания.

2. Этапы становления акмеологии в отечественной науке.

3. Зарубежные аналоги: теории профессионального развития (Ф. Парсонс, Б. Мюнстерберг, Э. Роэ, Д. Холланд, Э. Гинзберг, Д. Сьюпер и др.), теории карьеры (А. Митчелл, А. Бандура, Дж. Роттер, Д. Холл, С. Осипов и др.).

4. Современные возможности акмеологического знания.

Тема 4. Систематизация, обобщение и анализ человекознания в трудах Б.Г. Ананьева

1. Основные подходы к изучению человека.

2. Индивид, личность, индивидуальность, субъект.

3. Основания системы знаний о человеке.

4. Концепция человекознания.

Тема 5. Проблемы периодизации возрастного развития человека: период зрелости

1. Категория развития в современной психологии.

2. Возрастное развитие человека, его отличительные особенности.

3. Основания периодизаций возрастного развития, наиболее распространенные в акмеологической практике.

4. Характеристика периода зрелости.

Тема 6. Многоаспектность проблемы зрелости человека в акмеологии

1. Понятие зрелости.

2. Виды и типы зрелости (гражданская, возрастная, профессиональная, социально-статусная и др.).

3. Возможности исследования.

4. Стратегии формирования.

Тема 7. Виды и критерии зрелости человека

1. Виды и типы зрелости, их характеристика.

2. Показатели зрелости.

3. Критерии зрелости человека как мера ее сформированности.

4. Возможности диагностики.

Тема 8. Явление «акме», его виды и характеристики

1. Понятие «акме» в историческом знании и современной науке.

2. Виды «акме» в психологическом и социальном аспектах.

3. Общая характеристика достижений человека.

Тема 9. «Акме» человека как индивида

1. Понятие «акме» в современной науке.

2. Характеристика человека как индивида.

3. Возможности достижения вершины в индивидуальном развитии.

Тема 10. «Акме» человека как личности

1. Понятие «акме» в современной науке.

2. Характеристика человека как личности.

3. Возможности достижения вершины в личностном развитии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...