Тема 11. «Акме» человека как субъекта деятельности
1. Понятие «акме» в современной науке. 2. Характеристика человека как субъекта деятельности. 3. Возможности достижения вершины в профессиональном развитии. Тема 12. «Акме» и индивидуальность 1. Понятие «акме» в современной науке. 2. Характеристика человека как индивидуальности. 3. Возможности достижения вершины в индивидуальном развитии. Тема 13. Феномен «псевдоакме» 1. Понятие «псевдоакме». 2. Характеристика феномена псевдодостижений человека в различных сферах (социальной, профессиональной и др.). 3. Причины формирования и проявления псевдоакме. Тема 14. Факторы достижения «акме» человеком 1. Объективные условия достижения «акме» человеком. 2. Субъективные предпосылки и факторы, детерминирующие достижения. 3. Конструктивные стратегии развития человека. Тема 15. Роль социальной макро- и микросред в развитии человека 1. Характеристика развития в различных подходах. 2. Детерминация развития. 3. Роль социальной среды в развитии человека. 4. Социоморфизм (социогенез). Тема 16. Роль самого человека в достижении вершин в развитии 1. Характеристика развития в различных подходах. 2. Детерминация развития. 3. Роль активности человека в достижении вершин в развитии. 4. Субъектность как условие развития. Тема 17. Типичные стратегии жизненного пути, способствующие развитию «акме» 1. Понятие жизненного пути в акмеологии. 2. Возможности исследования и формирования. 3. Типология стратегий жизненного пути. 4. Стратегии, способствующие развитию. Тема 18. Типичные стратегии жизненного пути, препятствующие развитию «акме» 1. Понятие жизненного пути в акмеологии. 2. Возможности исследования и формирования.
3. Типология стратегий жизненного пути. 4. Стратегии, препятствующие развитию. Тема 19. Профессионализм как базовая характеристика «акме» 1. Виды проявления «акме» человека (социальное, профессиональное, политическое, психологическое и др.). 2. Характеристика профессиональных достижений. 3. Понятие профессионализма. 4. Показатели и критерии профессионализма. Тема 20. Общие закономерности становления профессионала 1. Характеристика основных отечественных и зарубежных тенденций становления профессионала. 2. Механизмы формирования профессиональной деятельности. 3. Закономерности формирования личности профессионала. 4. Общее и специфическое в профессиональном развитии. Тема 21. Уровни, этапы, ступени профессионализма 1. Многоступенчатость и многоплановость процесса профессионального развития человека. 2. Периодизация профессионального развития по разным основаниям. 3. Характеристика основных этапов профессионализации: оптации, подготовки, адаптации, профессионализации, мастерства. Тема 22. Профессионализм и карьера 1. Понятие карьеры в отечественных и зарубежных исследованиях. 2. Факторы развития карьеры: биологические, социальные, личностные. 3. Профессионализм, его основные характеристики и проявления. 4. Профессионализм как условие и результат развития карьеры. Профессионализм и возраст 1. Основные характеристики возрастного развития. 2. Характеристика периодов активного включения в профессиональную деятельность. 3. Возможности достижения профессионализма в различные возрастные периоды. Тема 24. Прикладные области акмеологии 1. Практическое значение акмеологического знания. 2. Акмеология в спорте. 3. Акмеология в политике. 4. Акмеология в образовании. 5. Акмеология в экономике. Тема 25. Акмеологические технологии: тренинги, игры, мониторинг
1. Общая характеристика психологических и акмеологических технологий (цели, условия применения, алгоритмическая структура, ограничения). 2. Возможности и характеристика тренингов. 3. Характеристика имитационных игр, возможности и условия применения. 4. Мониторинг как акмеологическая технология. Тема 26. Биографические технологии планирования профессиональной судьбы 1. Биографический метод в акмеологии: условия и возможности применения. 2. Биографические анкеты. 3. Рефлексия профессиональной биографии и технология планирования карьеры. Примерный перечень вопросов к экзамену По курсу «Акмеология» 1.Предмет и задачи акмеологии. 2.История становления акмеологии как науки. 3.Прикладные области акмеологии. 4.Определение понятий «профессионализм», «компетентность», «компетенция», «квалификация». 5.Понятие и виды компетентности. 6.Критерии и показатели профессионализма. 7.Операциональная составляющая профессионализма. 8.Мотивационная составляющая профессионализма. 9.Проблема периодизации профессионального развития. Характеристика наиболее известных периодизаций. 10. Профессионализм и индивидуальность. 11. Профессионализм и возраст. 12. Профессионализм и карьера. 13. Психологическая сущность процесса самоопределения. Виды самоопределения субъекта. 14. Соотношение профессионального и личностного развития в процессе жизненного пути. 15. Общие закономерности становления профессионала. 16. Общие, особенные, единичные характеристики профессионализма. 17. «Профессионализация», «профессиональное развитие», «профессиональное становление»: соотношение понятий. 18. Феноменология профессионализации. Отечественные теории профессионального развития. 19. Феноменология профессионализации. Зарубежные теории профессионального развития. 20. Феноменология профессионализации. Субъектный подход к исследованию процесса профессионализации. 21. Мониторинг процесса профессионализации: определение, объекты, формы реализации, отличия от диагностики. 22. Сущность и методологические основы акмеологического сопровождения процесса профессионализации. 23. Супервизорство: цель, задачи, содержание. 24. Самофутурирование в профессию как сопровождающая техника.
25. Стратегии профессионального самосохранения. 26. Профессионализм в воспитании и образовании. 27. Профессионализм в науке (на примере психологии). 28. Понятие «акме» и «зрелость». 29. Объективные и субъективные критерии достижения «акме». 30. Роль самого человека в достижении им «акме». 31. Роль социальной макро- и микро- сред в развитии человека и достижении им вершин в этом развитии. 32. Многоаспектность проблемы зрелости человека в акмеологии. 33. Виды и критерии зрелости. 34. Проблема периодизации возрастного развития человека. Наиболее распространенные классификации возрастов и их основания. 35. Типичные стратегии жизненного пути, способствующие достижению «акме». 36. Типичные стратегии жизненного пути, препятствующие достижению «акме». 37. Понятие «субъект» в акмеологии и психологии. 38. Понятие «индивидуальность» в акмеологии и психологии. 39. Самоактуализация личности и проблема ее измерения. 40. Биографические методы в акмеологии: модификации и возможности применения. 41. Акмеологический тренинг. 42. Акмеологическая диагностика. 43. Виды компетентности психолога. 44. Виды компетентности педагога. 45. Психологическая характеристика взрослости. Взрослость и зрелость. 46. Понятие «возраст» и его значение для акмеологии. Виды возраста. 47. «Специалист» и «профессионал»: соотношение понятий. 48. Стратегии профессионального самосовершенствования. 49. Субъектный подход к исследованию человека и его значение для акмеологии. 50. Комплексный подход к исследованию человека (Б.Г. Ананьев и его школа) и его значение для акмеологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|