Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Четверушкина Надежда Сергеевна. 




 

Четверушкина Надежда Сергеевна.              

 

СИСТЕМА

КОРРЕКЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ

ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ

СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В книге  изложена система специальных упражнений, направленных на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.

Предлагаемое пособие рассчитано на два года обучения и может быть использовано в работе с детьми в старшей и подготовительной группе детского сада для детей с нарушениями речи. Книга содержит не только системный дидактический материал по формированию слоговой структуры, но и поможет обогатить словарный запас, усовершенствовать грамматический строй речи, развить фонематическое восприятие ребенка.             

Пособие адресовано практическим логопедам.     

 

 

ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТОГО СЛОГА.

               ( 3-ий тип слоговой структуры).

 

                       Упражнение « ДОГОВОРИ СЛОВО».

Цель:

 

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа

2. Развивать слуховое внимание.

 

Ход игрового упражнения.

  

Вариант 1

 

Логопед произносит  начало слова, ребенок заканчивает его звуком [м],  затем называет слово полностью.

 

Логопед:                 Ребенок:

 

До                           дом

Да                           дам

Ды                          дым

Ко                    М ком

Га                            гам

Та                            там

То                            том

 

Вариант 2

 Ребенок произносит первый звук [м],  логопед договаривает слово. Затем ребенок произносит слово полностью.

 

Ребенок:              Логопед:             Ребенок:

 

М                           ак                        мак

                               ай                       май

                               оль                      моль

                               ох                        мох

                               ыть                      мыть 

                               ать                       мать

 

(Лексическое значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить. )

 

                    

                 Упражнение «НАЗОВИ ОДИН ПРЕДМЕТ».

                                

Цель:

 

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа при образовании имен существительных в форме единственного числа от множественного числа.  

2. Развивать слуховое внимание.

 

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

 

Логопед, бросая мяч ребенку,  называет имя существительное во множественном числе. Ребенок, возвращая мяч, называет это слово в единственном числе.

 

Логопед:        Ребенок:                         Логопед:        Ребенок:

 

Коты –               кот                             века –                век

Киты –                    кит                         дома -                дом

Быки –                    бык                        меха -                мех

Дубы –                    дуб                                  тени -           тень

Кони –               конь                            дни -             день             

Бои –                       бой                                  пни -             пень

 

 

 

                            Упражнение  «ЧТО ТЫ ЗАПОМНИЛ? »

Цель:

 

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа.

2. Развивать зрительную память и внимание.

 

Оборудование: предметные картинки: бак, люк, дым, мох, мед, лев.

 

Ход игрового упражнения.

 

        Логопед раскладывает перед ребенком 5 – 6 картинок и говорит: «Рассмотри предметы, запомни их, а потом назови то, что ты запомнил».

 

 

                         Упражнение «ВЫБЕРИ КАРТИНКУ».

 

Цель:

 

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа.

2. Упражнять в согласовании притяжательного местоимения «мой» с существительными мужского рода.

 

Оборудование: предметные картинки: тень, дед, ель, лед, мех, тюль, пух, пень.

Ход игрового упражнения.

 

     Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняет названия предметов, изображенных на них, и род слова «тюль». Затем предлагает ребенку отобрать предметы, о которых можно сказать «мой».

 

            Ребенок:

 

Мой дед мой мех мой тюль 

Мой лед мой пух мой пень.

 

 

Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».

Цель:

 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа при     употреблении антонимов

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

 

  Логопед, бросая ребенку мяч, произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово с противоположным значением.

 

Логопед:         Ребенок:

 

Да –                         нет

Ночь –                    день

Взять –                   дать

                                          Север –                   юг.

Верх –               низ*

 

 

                        Упражнение «УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ».

Цель:

 

1. Учить четко проговаривать слова слоговой структуры 3-го типа.

1. Учить определять предмет по существенным признакам или действиям.

2. Развивать логическое мышление и слуховое внимание.

 

Оборудование: предметные картинки: ель, дом, лев, ком, бык, пух.

 

Ход игрового упражнения.

 

Логопед раскладывает перед ребенком предметные картинки, предлагает ему внимательно рассмотреть их. Затем просит отгадать и сказать, о каком предмете идет речь.

 

Логопед:                                                              Ребенок:

 

Ветвистая, высокая, зеленая, колючая             ель.

Старый, кирпичный, двухэтажный                  дом.

Грозный, большой, с лохматой гривой            лев.

Большой, круглый, снежный                            ком.

Белый, легкий, птичий                                       пух.

                         Упражнение «ЛАБИРИНТ».

Цель:

 

        1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа.

       2. Развивать зрительное внимание.

 

  Оборудование: бланк с переплетенными линиями.

 

Ход игрового упражнения.

        Логопед показывает ребенку бланк с переплетенными линиями, уточняет названия предметов, нарисованных на левой стороне бланка, и обращается к ребенку с вопросом: «У кого что? ». Ребенок, проследив линию глазами должен ответить предложением.

 

Логопед:                                                                       Ребенок:

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...