Упражнение « ЧТО КАК ЕДИМ?». Ход игрового упражнения. Упражнение «ЧЕЙ ХВОСТ?». Логопед произносит словосочетание и дает образец образования отглагольного прилагательного
Упражнение « ЧТО КАК ЕДИМ? » Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при образовании отглагольных прилагательных. 2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения. Логопед произносит словосочетание и дает образец образования отглагольного прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу.
Логопед: Ребенок:
Кабачок жарили - жареный кабачок. * Патиссон тушили – тушеный патиссон. Огурец солили – соленый огурец. * Кабачок пели - печеный кабачок. Патиссон парили - пареный патиссон. Кабачок вялили - вяленый кабачок. Помидор варили - вареный помидор. *
Упражнение «ЧЕЙ ХВОСТ? » Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при образовании притяжательных прилагательных. 2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед, показывая ребенку картинки, произносит предложение и задает вопрос. Ребенок отвечает, используя притяжательные прилагательные
Логопед: Ребенок:
Это хвост зайца. Он чей? Заячий. Это хвост собаки. Он чей? Собачий. Это хвост овцы. Он чей? Овечий. Это хвост белки. Он чей? Беличий. Это хвост кошки. Он чей? Кошачий. Рог лося . Лосиный. Клюв вороны Вороний. *
Хвост мыши Мышиный. Клюв гуся Гусиный. Рог барана Бараний. * Клюв утки Утиный (Материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия. )
Упражнение « СКАЖИ НАОБОРОТ». Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при подборе антонимов к разным частям речи. 2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения. Логопед предлагает ребенку подбирать слова с противоположным значением. а) подбор антонимов к именам прилагательным
Логопед: Ребенок:
Легкий чемодан - тяжелый чемодан. Дешевый подарок - дорогой подарок. * Грустный человек - веселый человек. Сырой помидор - вареный помидор. * Близкий путь - далекий путь. Низкий дом - высокий дом. Трудолюбивый человек - ленивый человек.
б) подбор антонимов к глаголам
Помогают - мешают. Выздоровел - заболел. Насыпать - высыпать. Выкопать - закопать. Найти - потерять. * Терять - находить. Молчать - говорить. * Входит - выходит.
Вспоминать - забывать. Взять - положить.
(Упражнение можно проводить в виде игры с мячом. Материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия. )
Упражнение « СЛОЖНЫЕ СЛОВА». Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа. 2. Упражнять в образовании сложных слов путем сложения основ по данному образцу. 3. Расширять и активизировать словарный запас. Ход игрового упражнения. Логопед дает образец правильного ответа, затем предлагает ребенку закончить предложения
Логопед: Ребенок:
Воду носит … водонос. Воду возит … водовоз. С высоты вода падает … водопад. Работает под водой … водолаз. Место, куда животные приходят пить … водопой. Сказочное существо, которое живет в воде… водяной. Воду льет … водолей.
Сам катит… самокат. Сам летит … самолет. Сам варит … самовар. Сам ходит… самоход.
Лес разводит… лесовод. Лес возит… лесовоз. Лес рубит лесоруб.
(Материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия. )
Упражнение «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ» Цель: 1. Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа. 2. Упражнять в словообразовании имен существительных путем сложения основ по аналогии. 3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: пешеход, пылесос, новосел, луноход, пароход, паровоз, пулемет, полотер.
Ход игрового упражнения. Логопед, показывая ребенку картинку, обращает внимание на действия, которое выполняет предмет, изображенный на ней. Затем обращается к ребенку с вопросом: « Как называется этот предмет? ». Логопед: Ребенок: Пешком ходит. Пешеход. Пыль сосет. Пылесос. Вновь поселился. Новосел. По Луне ходит. Луноход. Ходит при помощи пара Пароход. Возит при помощи пара Паровоз. Пули мечет Пулемет. Пол трет Полотер.
Упражнение «ПРОФЕССИИ». Цель: 1. Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при словообразовании имен существительных, обозначающих профессии людей по их занятиям. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: сюжетные картинки по теме « Профессии». Ход игрового упражнения. Логопед, показывая ребенку картинки, называет занятия людей и просит ребенка назвать их профессии.
Логопед: Ребенок:
Рыбу ловит рыболов. * Лес рубит лесоруб. * Лес разводит лесовод. Водит машину водитель. Учит детей учитель. Пишет книги писатель. Командует кораблем капитан.
Дирижирует оркестром. дирижер.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 7-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
Водитель доволен машиной. Котенок лакает языком. У соседей загудел пылесос. Лесоруб работал топором. * За забором замычал теленок. Голубой поясок завязан в узелок. Воробей чирикал под высокой березой. Не велик соловей, да голосок золотой. Закутан ребенок в сотню пеленок. За комодом валялось пять кубиков. Сыночек подарил маме букетик фиалок Папа укрыл детишек меховым тулупом. Сыночек подарил маме букетик фиалок. Тимофей нашел кожаный ботинок под диваном. Любитель-рыболов наловил у камышей окуней. Василий намочил зеленый пуховик и капюшон. Савелий положил в пакетик пирожок и шоколад. Высокий молодой человек вытащил тяжелый чемодан из вагона. За ужином ученик ел тушеный кабачок и пил напиток из лимонов. Геннадий положил самокат под тополем и побежал качаться на качелях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|