Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трехсложные слова со стечением согласных в середине слова.




ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА.

(8 тип слоговой структуры).

Упражнение  «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ? »

Цель:

1. Учить произносить слова слоговой структуры 8-го типа.

2. Упражнять в слоговом синтезе.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: мяч.

 

                        Ход игрового упражнения.

Ребенок, бросая мяч логопеду, произносит заданный слог. Логопед, возвращая мяч, заканчивает слово. Затем ребенок произносит слово полностью.

 

Ребенок:                              Логопед:                    Ребенок:

 

ПО                                         ходка                    походка

                                              возка                      повозка

                                              ломка                     поломка

                                              видло                     повидло

                                              чинка                     починка

                                              дарки                     подарки

     

БУ                                        лавка                          булавка

                                             ханка                     буханка                                                                                       

                                             тылка                    бутылка              

                                             кашка                    букашка

                                             лочка                     булочка                          

                                                

 

Упражнение “НАЗОВИ ЛАСКОВО”.

 

Цель:

 

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: мяч.

 

                                     Ход игрового упражнения.

    Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».

 

 а) с суффиксом - ОШК-; - ЫШК; -УШК; -ЮШК - ЕЖК -.

 

Логопед: Ребенок:                  Логопед: Ребенок:

 Камни –  камешки.                 Бумага –     бумажка.

 Окно –      окошко.                   Деньги –  денежки.

 Перо –      перышко.                 Серьги –  сережки

Дно –   донышко.                  Поле –   полюшко.

Зима –      зимушка.                   Горе –    горюшко.

 

б) с суффиксом   - К -.

 

Петля – петелька.                        Туфель – туфелька.

Капля – капелька.                        Неделя – неделька.

Вафля – вафелька.                        Сабля – сабелька.

Цапля – цапелька.                        Песня – песенка.

Лестница – лесенка.                     Сосна – сосенка.

Ведро – ведерко.

 

в) с суффиксом – Ц -.

 Письмо – письмецо.                    Пальто – пальтецо.

Дерево – деревце.                         Масло – маслице.

Окно – оконце.                              Болото – болотце.

Полено – поленце.                        Колено – коленце (движение в пляске).

 

г) с суффиксом – ОНЬК -;  -ЕНЬК.

Лиса – лисонька                             Дядя – дяденька

Киса – кисонька                                Тетя – тетенька

                 Упражнение «ДОБАВЬ ПОСЛЕДНИЙ СЛОГ».  

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа.

2. Упражнять в слоговом синтезе.

3. Развивать слуховое внимание.

4. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: мяч.

                                       Ход игрового упражнения.

 

    Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч, говорит последний слог, затем называет слово полностью.

 

Логопед        Ребенок:                 Логопед        Ребенок:

 

а) Малыш-       малышка            б) Веран             веранда 

  Калит-     калитка                   коман  ДА   команда 

  Улит             улитка                    секун              секунда   

  Выдум-    выдумка                 награ              награда

   Ушан-         ушанка                          

     Коляс-          коляска

 Короб-          коробка               в) подру             подруга  

     Селед-        селедка                    отва                отвага

  Опуш- КА опушка                    шерен   ГА   шеренга

    Баран-     баранка                    кольчу            кольчуга

    Запис-     записка                    бедня              бедняга

 Бабоч-       бабочка

    Загад-        загадка

     Зелен-          зеленка

    Сосед-       соседка

 Косын-         косынка

 

(Лексический материал упражнения необходимо разделить на два занятия).       

 

Упражнение «НАЗОВИ НЕСКОЛЬКО ПРЕДМЕТОВ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при образовании имен существительных  множественного числа именительного падежа.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: мяч.

 

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая мяч ребенку, называет существительное в единственном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе.

 

  А) с окончанием – И.

Логопед:                     Ребенок:           Логопед:              Ребенок:

Воробей         -         воробьи             соловей    -   соловьи

Порошок        -          порошки           коробок   -    коробки 

Кабачок          -         кабачки                  василек    -    васильки    

Пузырек          -        пузырьки          муравей   -    муравьи

Бублик                 -         бублики            каблук      -    каблуки.

 

      Б) с окончанием – Ы.

Дельфин       -           дельфины         балкон       -   балконы

Вокзал          -           вокзалы             компас      -    компасы

Колодец        -           колодцы            альбом      -   альбомы

Комната        -                комнаты            магнит      -    магниты

Солдат           -          солдаты             павлин     -    павлины

 

    В) с окончаниями  - А; - Я.

Мастер         -            мастера           полено       -    поленья

Облако         -             облака            колос          -    колосья

Доктор          -           доктора           дерево        -   деревья

Зеркало         -           зеркала  

 

(Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия).

 

 

                            Упражнение «У КОГО ТАКОЙ ДЕТЕНЫШ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при употреблении имен существительных множественного числа именительного падежа.

2. Учить составлять предложение по сюжетной картинке.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: предметные картинки с изображением взрослых животных; предметные картинки с изображением детенышей животных.

 

                               Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребенком картинки с изображением детенышей животных (птиц). Затем, показывая картинку с изображением взрослого животного (птицы), задает вопрос: «У кого такой детеныш? ». Ребенок отвечает на вопрос и подбирает соответствующую картинку.

 

                                                        Ребенок:

 

У зайчихи зайчата.

 У волчицы волчата.

                                             У белки бельчата.

У тигрицы тигрята.

                                             У орлицы орлята.

                                             У галки галчата.

                                             У козы козлята.

У наседки цыплята.

 

 

Упражнение « ЧЬЯ, ЧЬЕ? ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при образовании притяжательных прилагательных.

2. Упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: предметные картинки: дупло белки, уши зайца, голова овцы, лапы щенка, голова теленка, лапы вороны, рога барана, молоко коровы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...