Трехсложные слова со стечением согласных в середине слова.
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА. (8 тип слоговой структуры). Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ? » Цель: 1. Учить произносить слова слоговой структуры 8-го типа. 2. Упражнять в слоговом синтезе. 3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения. Ребенок, бросая мяч логопеду, произносит заданный слог. Логопед, возвращая мяч, заканчивает слово. Затем ребенок произносит слово полностью.
Ребенок: Логопед: Ребенок:
ПО ходка походка возка повозка ломка поломка видло повидло чинка починка дарки подарки
БУ лавка булавка ханка буханка тылка бутылка кашка букашка лочка булочка
Упражнение “НАЗОВИ ЛАСКОВО”.
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения. Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».
а) с суффиксом - ОШК-; - ЫШК; -УШК; -ЮШК - ЕЖК -.
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок: Камни – камешки. Бумага – бумажка. Окно – окошко. Деньги – денежки. Перо – перышко. Серьги – сережки Дно – донышко. Поле – полюшко. Зима – зимушка. Горе – горюшко.
б) с суффиксом - К -.
Петля – петелька. Туфель – туфелька. Капля – капелька. Неделя – неделька. Вафля – вафелька. Сабля – сабелька. Цапля – цапелька. Песня – песенка. Лестница – лесенка. Сосна – сосенка. Ведро – ведерко.
в) с суффиксом – Ц -. Письмо – письмецо. Пальто – пальтецо. Дерево – деревце. Масло – маслице. Окно – оконце. Болото – болотце. Полено – поленце. Колено – коленце (движение в пляске).
г) с суффиксом – ОНЬК -; -ЕНЬК. Лиса – лисонька Дядя – дяденька Киса – кисонька Тетя – тетенька Упражнение «ДОБАВЬ ПОСЛЕДНИЙ СЛОГ».
Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа. 2. Упражнять в слоговом синтезе. 3. Развивать слуховое внимание. 4. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч. Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч, говорит последний слог, затем называет слово полностью.
Логопед Ребенок: Логопед Ребенок:
а) Малыш- малышка б) Веран веранда Калит- калитка коман ДА команда Улит улитка секун секунда Выдум- выдумка награ награда Ушан- ушанка Коляс- коляска Короб- коробка в) подру подруга Селед- селедка отва отвага Опуш- КА опушка шерен ГА шеренга Баран- баранка кольчу кольчуга Запис- записка бедня бедняга Бабоч- бабочка Загад- загадка Зелен- зеленка Сосед- соседка Косын- косынка
(Лексический материал упражнения необходимо разделить на два занятия).
Упражнение «НАЗОВИ НЕСКОЛЬКО ПРЕДМЕТОВ». Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при образовании имен существительных множественного числа именительного падежа. 2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения. Логопед, бросая мяч ребенку, называет существительное в единственном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе.
А) с окончанием – И. Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок: Воробей - воробьи соловей - соловьи Порошок - порошки коробок - коробки
Кабачок - кабачки василек - васильки Пузырек - пузырьки муравей - муравьи Бублик - бублики каблук - каблуки.
Б) с окончанием – Ы. Дельфин - дельфины балкон - балконы Вокзал - вокзалы компас - компасы Колодец - колодцы альбом - альбомы Комната - комнаты магнит - магниты Солдат - солдаты павлин - павлины
В) с окончаниями - А; - Я. Мастер - мастера полено - поленья Облако - облака колос - колосья Доктор - доктора дерево - деревья Зеркало - зеркала
(Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия).
Упражнение «У КОГО ТАКОЙ ДЕТЕНЫШ». Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при употреблении имен существительных множественного числа именительного падежа. 2. Учить составлять предложение по сюжетной картинке. 3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки с изображением взрослых животных; предметные картинки с изображением детенышей животных.
Ход игрового упражнения. Логопед раскладывает перед ребенком картинки с изображением детенышей животных (птиц). Затем, показывая картинку с изображением взрослого животного (птицы), задает вопрос: «У кого такой детеныш? ». Ребенок отвечает на вопрос и подбирает соответствующую картинку.
Ребенок:
У зайчихи зайчата. У волчицы волчата.
У белки бельчата. У тигрицы тигрята. У орлицы орлята. У галки галчата. У козы козлята. У наседки цыплята.
Упражнение « ЧЬЯ, ЧЬЕ? ». Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при образовании притяжательных прилагательных. 2. Упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе. 3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: дупло белки, уши зайца, голова овцы, лапы щенка, голова теленка, лапы вороны, рога барана, молоко коровы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|