Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Введение в профессионально-педагогическую специальность как общепрофессиональная учебная дисциплина ( 2 часа)




Абитуриенты, поступающие в вузы на педагогические специальности, зачастую имеют низкую мотивацию учения вследствие отсутствия четкого представления о требованиях будущей профессиональной деятельности к личности педагога профессионального обучения. Незнание форм и методов освоения специальности в вузе, а также характера предстоящей профессионально-педагогической деятельности, приводит к низкому уровню сознательности и активности студентов в процессе пребывания в вузе. Обучающиеся не всегда соотносят успешность усвоения содержания основной образовательной программы с характером своего профессионального становления в будущем. Непонимание значимости, структуры и содержания профессионально-педагогической деятельности затрудняет формирование профессиональных ценностных ориентаций и профессиональной направленности студентов как будущих специалистов в области профессионального обучения.

Нормативной базой подготовки педагогов профессионального обучения является Государственный образовательный стандарт высшего профессионально-педагогического образования, важное место в котором отводится такой дисциплине как «Введение в профессионально-педагогическую специальность».

Процесс организации профессионального роста людей затрудняется методологической неразработанностью понятий «профессия», «профессионализация», «профессиональное самосознание». Трактовок понятия «профессия» много. Профессия – занятие, требующее специальной подготовки. Оно служит источником существования и предполагает осуществление регулярной практики. Профессии объединяют группы людей, занимающихся одинаковой деятельностью, между которыми устанавливаются связи и реализуются нормы поведения.

Профессию рассматривают как исторически сложившийся вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний, умений и навыков, приобретаемых в результате специального (профессионального) образования, профессиональной подготовки и опыта работы.

Профессия – ограниченный вследствие разделения труда вид общественно полезной деятельности, выполняемой человеком добровольно и сознательно за определенное вознаграждение, дающей человеку определенный общественный статус и предполагающей специальную целенаправленную подготовку, подтверждаемую специальным документом о профессиональном образовании [ 14 ].

В основе профессии лежит определенный вид профессиональной деятельности. Но профессия и деятельность не вполне тождественные понятия. Одна и та же деятельность может быть как профессией, так и хобби. Кроме того, одна и та же деятельность может осуществляться в рамках разных специальностей. Общие фрагменты деятельности имеют психолог, педагог, психотерапевт, но данные специалисты не являются представителями одной профессии.

В англоязычной среде термин «профессия» применяется к ряду высокостатусных видов профессиональной деятельности, а все другие относятся к видам занятий или работы [45].

И наконец, в рамках одной профессии мы можем фиксировать совершенно разные виды деятельности. Профессия преподавателя высшей школы требует одновременного осуществления научной деятельности, педагогической, технологической, организационной.

В соответствии с различными аспектами классификации выделяют типы, классы, отделы и группы профессий.

В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий по содержанию труда, разработанная Е.А. Климовым. В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий:

1) Человек – живая природа (П).

2) Человек - техника (Т).

3) Человек – человек (Ч).

4) Человек – знаковая система (З).

5) Человек – художественный образ (Х).

По характеру применяемых орудий труда профессии делятся на четыре отдела:

1) Профессии ручного труда (Р).

2) Профессии машинно-ручного труда (М).

3) Профессии автоматизированного труда (А).

4) Профессии с преобладанием функциональных средств труда (Ф).

Специальность – комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных ЗУН, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии. Специальность, в данном случае, есть вид или область деятельности в рамках профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов, либо на достижение общих результатов специфическими средствами.

В сфере образования понятие «специальность» трактуется по иному. В условиях профессионального образования под специальностью, по мнению Л.Г. Семушиной, понимают совокупность знаний, представлений, умений и навыков выпускника, приобретенных в результате профессионального образования и обеспечивающих постановку и решение соответствующего класса профессиональных задач, возможность выполнения определенного вида профессиональной деятельности в соответствии с присваиваемой квалификацией.

Специальность – занятие, которому нужно учиться. Освоение специальности возможно в условиях профессионального образования. Выявим отличия между понятиями «профессиональная подготовка», «профессиональное образование», «повышение квалификации», «переподготовка».

Профессиональная подготовка направлена на ускоренное приобретение обучающимися системы общетрудовых знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для выполнения определенной работы. Она осуществляется в форме курсов в учебных центрах учреждений, организаций и предприятий, в образовательных учреждениях или путем бригадно-индивидуального обучения на рабочем месте. Результатом профессиональной подготовки не может быть повышение уровня образования человека.

Профессиональное образование – социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развитие способностей в различных отраслях человеческой деятельности.

Как научно обоснованный процесс и результат освоения определенного вида профессиональной деятельности, профессиональное образование сопровождается овладением знаниями, умениями и навыками, формированием компетентностей, ключевых компетенций и метапрофессиональных качеств; реализуется в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

Повышение квалификации – вид дополнительного профессионального образования, обновление и углубление полученных ранее профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств работников, удовлетворение их образовательных потребностей, связанных с изменениями в профессиональной деятельности. Система повышения квалификации является одним из звеньев непрерывного профессионального образования, реализуемого в условиях дополнительного профессионального образования.

Переподготовка предполагает смену профиля профессиональной деятельности без изменения уровня профессионального образования, освоение смежной специальности, либо получение второго профессионального образования.

В структуре высшего профессионального образования выделяются высшее педагогическое образование, профессионально-педагогическое, инженерно-техническое.

Педагогическое образование – система подготовки специалистов общего (дошкольного, начального, базового и среднего полного) образования. К работникам данной категории относят учителей, воспитателей, преподавателей общеобразовательных дисциплин профессиональных учебных заведений, педагогический персонал учреждений дополнительного образования детей, социальных работников.

Специфика педагогического образования на каждом этапе развития общества определяется социальными требованиями к профессиональной деятельности педагога и личности педагога, как субъекта педагогического общения и участника учебно-воспитательного процесса.

Педагогическое образование направлено на решение двух комплексов задач: содействовать социально ценностному развитию личности будущего педагога (его фундаментальной общекультурной подготовке, нравственной и гражданской зрелости) и способствовать его профессиональному становлению, специализации в избранной области педагогической деятельности. Развитие личности педагога – цель и основа педагогического образования.

Профессионально-педагогическое образование ранее было представлено инженерно-педагогическим образованием, как системой подготовки преподавателей общепрофессиональных и специальных дисциплин, мастеров производственного обучения для профессиональных учебных заведений.

При понимании профессионально-педагогического образования как результата данный термин обозначает усвоенную совокупность специальных знаний, умений и навыков, социально и профессионально важных качеств, позволяющих успешно работать в сфере профессионального образования [46, с. 14 - 15].

Профессионально-педагогическое образование (ППО) - это вид образования, который создан и нацелен на такую государственную отрасль социальной сферы, как начальное, среднее, высшее профессиональное образование, имеет существенную специфику в части целей, содержания и образовательных технологий. ППО представляет собой систему и имеет законодательно закрепленные составляющие:

- образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности;

- сеть реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых норм, типов и видов [1, с.40].

Профессионально-педагогический институт - учреждение высшего профессионально-педагогического образования, реализует высшее профессионально-педагогическое образование, осуществляет целенаправленное взаимодействие с учреждениями НПО, СПО и профессионально-педагогического образования, является системообразующим учреждением профессионально-педагогического образования региона:

С тупень квалификации – этап подготовки кадров в системе непрерывного профессионального образования, характеризуемый определенным объемом и соотношением общего и профессионального образования, требуемого для освоения профессии (специальности) В системе начального профессионального образования одни профессии, требуют присвоения выпускнику третьего разряда, другие – четвертого.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...