Деятельности (по Э.Ф. Зееру)
В соответствии с основными видами деятельности педагога профессионального обучения просматриваются типовые профессиональные задачи, позволяющие эти виды деятельности реализовать, а также перечень умений, овладение которыми позволит решать данные задачи.
Каждая из задач решается при реализации соответствующих функций профессионально-педагогической деятельности. Выделяются два вида функций: целевые и операциональные. К целевым относят функции обучения профессии и профессиональное становление личности специалиста (мотивирующая функция, обучающая, воспитывающая, развивающая.). Их осуществление обеспечивается системой операциональных функций: методической, конструкторской, организаторской, гностической, коммуникативной, производственно-технологической.
Качество и эффективность учебно-профессиональной деятельности учащихся зависят, в первую очередь, от осознания учащимися смысла и значения предстоящей деятельности, ее особенностей, факторов успешности ее освоения. Этим положением определяется мотивирующая функция профессионально-педагогической деятельности, которая связана с формированием у учащихся интереса к профессии, преподаваемому предмету. Обучающая функция преподавателей общепрофессиональных или специальных дисциплин, работающих в ПУ или ПЛ, связана с формированием у обучаемых системы профессиональных знаний, умений, навыков, составляющих теоретическую базу практического освоения профессии. Обучающая функция мастера производственного обучения заключается в формировании трудовых умений и навыков. Воспитывающая функция состоит в социальном и профессиональном воспитании, в формировании профессиональной направленности учащихся: потребности в профессиональном труде, устойчивых мотивов труда, склонности и интереса к профессиональной деятельности. Развивающая функция заключается в психическом развитии учащихся: развитии сенсомоторной сферы, интеллектуальной сферы (памяти, внимания, мышления), эмоционально-волевой сферы. Методическая функция направлена на подготовку, анализ и учебное обеспечение образовательного процесса. Централизованное учебно-методическое обеспечение преподаваемой дисциплин отраслевой подготовки будущих рабочих затруднен из-за огромного числа существующих в современном мире профессий. Самостоятельный отбор научно-технической информации, ее методическая переработка, трансформация ее в учебный материал, планирование учебного занятия, выбор эффективных средств и методов обучения – главные задачи профессионального педагога. Содержание производственно-технологической функции вбирает в себяремонт, наладку, обслуживание, настройку производственного оборудования и технических средств, разработку технической и технологической документации, руководство техническим творчеством учащихся, выполнение производственных работ при изготовлении сложной продукции на уровне 4-5 разрядов, выполнение расчетных и аналитических работ, демонстрацию приемов и операций в процессе теоретического обучения учащихся.
Исследование профессионально-педагогической деятельности педагогов профессионального обучения, работающих в профессиональных училищах и лицеях позволило определить их основные профессионально-педагогические задачи: 1) проектирование профессионального образовательного процесса; 2) дидактическое и материально-техническое оснащение учебно-производственного процесса; 3) формирование учебно-профессиональных мотивов у учащихся; 4) организация и осуществление познавательной и учебно-профессиональной деятельности учащихся; 5) психолого-педагогическая реабилитация отклоняющегося поведения учащихся; 6) мониторинг учебно-воспитательного процесса, профессионального развития личности и уровня развития ученического коллектива; 7) социальное, нравственное и профессиональное воспитание; 8) развитие ключевых квалификаций учащихся; 9) профессиональная ориентация; 10) организация и осуществление производственно-технологической деятельности; 11) диагностика профессиональной направленности, компетентности и профессионально важных качеств личности учащихся; 12) управление ученическим коллективом и организация их самоуправления; 13) формирование проектировочных умений по конструированию содержания и технологий личностно ориентированного образования [12 ]. Решение профессионально-педагогических задач осуществляется с помощью совокупности действий и операций, которые реализуются благодаря профессиональным умениям. Приведем перечень наиболее значимых профессиональных действий педагога профессионального обучения, реализуемых в процессе осуществления различных видов профессионально-педагогической деятельности, выступающих основой ее содержания. 1. Формирование учебно-профессиональных мотивов у учащихся. 2. Конструирование структуры содержания учебного материала. 3. Дидактическое и материальное обеспечение учебно-производственного процесса.
4. Формирование у учащихся новых понятий и способов профессиональной деятельности. 5. Формирование профессиональных навыков и умений у учащихся. 6. Проверка и оценка текущих результатов усвоения содержания по преподаваемому предмету. 7. Контроль и оценка уровня сформированности профессиональных ЗУН ов у учащихся. 8. Выбор приемов, средств и методов обучения, целостных методик профессионального обучения. 9. Разработка дидактических материалов. 10. Диагностика и прогнозирование развития личности учащегося и ученического коллектива. 11. Психолого-педагогическая реабилитация отклоняющегося поведения учащихся. 12. Развитие самоуправления в группе. 13. Профессиональное воспитание. 14. Развитие способностей и склонностей учащихся. 15. Организация и осуществление производственно-технологической деятельности 16. Разработка технологических процессов. 17. Техническое обслуживание учебно-производственного оборудования. 18. Конструирование учебно-производственной среды. 19. Организация и управление деятельностью педагогического и производственного коллективов. 20. Исследование технологических процессов. 21. Развитие технического творчества учащихся [ 41, с. 100-101 ]. Чтобы успешно выполнять эти действия нужно овладеть рядом принципиально важных профессионально-педагогических умений. Дадим им краткую характеристику, согласно исследованиям Э.Ф. Зеера [12 ]. Гностические умения – познавательные умения в области приобретения обще профессиональных и психолого-педагогических знаний. Они обеспечивают оперативное получение новой информации, выделение в ней главного, обобщение и систематизацию собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства, а также индивидуального опыта учащихся. Идеологические умения – социально значимые умения по проведению воспитательной работы среди учащихся, пропаганде педагогических знаний. Дидактические умения – общепедагогические умения по определению конкретных целей обучения, выбору адекватных форм, методов и средств обучения, конструированию педагогических ситуаций, объяснению учебно-производственного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы. Организационно-методические умения – интегративные педагогические умения по реализации учебно-воспитательного процесса: формированию мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся, установлению педагогически оправданных взаимоотношений, формированию коллектива, организации самоуправления учащихся.
Коммуникативно-режиссерские умения – общепедагогические умения, включающие перцептивные (в области восприятия), экспрессивные (в области активной устной и письменной речи), суггестивные (в области внушения), ораторские умения и умения в области педагогической режиссуры. Прогностические умения – общепедагогические умения по прогнозированию успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатами обучения и воспитания. Рефлексивные умения – умения самопознания, самооценки профессиональной деятельности и профессионального поведения. Организационно-педагогические умения – общепедагогические умения по планированию воспитательного процесса, выбору оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формированию профессиональной направленности личности учащихся. Общепрофессиональные умения - умения по чтению и составлению чертежей, схем, измерению, техническому диагнозу, выполнению расчетно-графических работ, определению экономических показателей производства. Конструктивные умения – интегративные умения по разработке технологических процессов и конструированию технических устройств. Включают разработку учебной и технико-технологической документации, выполнение конструкторских работ, составление технологических карт, направляющих текстов. Технологические умения – поливалентные умения по анализу производственной ситуации, планированию и рациональной организации технологического процесса, эксплуатации технических устройств. Производственно-операционные умения – общетрудовые умения по смежным рабочим профессиям на уровне 4 – 5 квалификационных разрядов. Состав этих умений по каждой рабочей профессии определен в квалификационной характеристике профессии (специальности). Специальные умения – узкопрофессиональные умения по специальности в рамках какой-либо одной отрасли производства (дизайн, компьютерные технологии, экономика и управление, автомобили и автомобильное хозяйство). Выпускники профессионально-педагогических вузов, работающие в системе дополнительного образования детей, реализуют учебно-исследовательскую, художественно-эстетическую, научно-техническую, эколого-биологическую, туристско-краеведческую, физкультурно-спортивную и другие работы в зависимости от направленности программ дополнительного образования детей. В основе образовательной политики ведущих стран мира лежит идея о том, что страна может сохранить свою независимость и остаться конкурентоспособной в экономическом, социальном и культурном планах, если уровень образованности населения будет оставаться высоким, если обеспечивается высокое качество образовательной деятельности государства и большой ее размах. Роль системы образования в обеспечении социально-экономического развития России, согласно Концепции модернизации российского образования, заключается в создании условий для повышения конкурентоспособности личности, развитии инновационной сферы, изменении структуры экономики в пользу наукоемких отраслей, формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны; обеспечении социальной и профессиональной мобильности личности; формировании кадровой элиты общества, основанного на свободном развитии человека Содержание понятия «непрерывное профессиональное образование» можно отнести к трем субъектам: к личности, к образовательными процессам и к организационной структуре образования. Применительно к личности данное понятие означает, что человек учится постоянно либо в образовательных учреждениях, либо путем самообразования. Непрерывное образование обеспечивается возможностью движения человека в образовательном пространстве в различных направлениях, благодаря наличию сети образовательных учреждений различных типов и видов. Непрерывное образование - процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Целью непрерывного образования является становление и развитие личности как в периоды ее физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и в периоды старения, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей. Системообразующим фактором непрерывного образования служит общественная и индивидуальная потребность в постоянном развитии каждого человека. Эти определяется упорядочение множества образовательных структур. Образовательные учреждения как организации, осуществляющие образовательный процесс и реализующие стандарты и программы общего (школьного) и профессионального образования, могут быть по своим организационно-правовым формам государственными, муниципальными и негосударственными (принадлежащими частным лицам, общественным учреждениям и организациям светского и религиозного характера). В системе непрерывного профессионального образования Российской Федерации выделяются определенные ступени, отличающиеся между собой уровнем подготовленности, содержанием образования, сроками обучения и квалификацией специалистов. В РФ можно выделить ряд ступеней профессионального образования: а) нулевая ступень, означающая (сокращенную) курсовую профессиональную подготовку рабочих на базе 9 или 11 классов. Данная ступень не обеспечивает повышения образовательного уровня человека; б) 1 ступень – начальное профессиональное образование на базе 9 и 11 классов -базовое, дающее подготовку по рабочей профессии в рамках базового (исходного для начальной профессиональной деятельности) уровня квалификации и повышенное, открывающее возможности повышенного квалификационного разряда по профессии или возможность освоения смежной профессии с высоким исходным уровнем квалификации (так, продавец, контролер-кассир может получить профессию «коммерсант в торговле», где исходный квалификационный разряд – 4-й). Данная ступень обеспечивает получение на базе 9 классов среднего полного общего образования; в) 2 ступень – среднее профессиональное образование на базе 9, 11 классов, НПО (базового и повышенного). Обеспечивается техникумами, колледжами – сокращенно «ссузами» (средними специальными учебными заведениями); г) 3 ступень – высшее профессиональное образование на базе 11 классов, НПО и СПО (базового и повышенного). Приобретается в вузах – высших учебных заведениях; д) 4 ступень – послевузовское образование, сопряженное с учебой в магистратуре, аспирантуре, докторантуре. Таким образом послевузовское образование реализует образовательные программы повышенного высшего и осуществляет подготовку научных, научно-технических и научно-педагогических кадров. Рассмотрим ступени профессионального образования. Начальное профессиональное образование – процесс обучения и воспитания, обеспечивающий получение учащимися соответствующих данному ровню образования профессии и квалификации. Начальное профессиональное образование представлено следующими образовательными учреждениями: Профессиональное училище (строительное, швейное, сельское) осуществляет реализацию образовательных программ НПО, обеспечивающих приобретение учащимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации с получением или без получения среднего (полного) общего образования. Это основной тип УНПО (учреждения НПО), где осуществляется массовая подготовка квалифицированных кадров рабочих. ПУ призваны обеспечивать высокий уровень НПО, удовлетворяющий запросы личности и производства. Профессиональный лицей (ПЛ) – центр непрерывного профессионального образования (технический, строительный, коммерческий, аграрный) осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ НПО и СПО, обеспечивающих приобретение учащимися профессии повышенного уровня квалификации (интегрированной) с возможностью получения СПО. Данный тип ОУ является опорным центром развития НПО, на базе которого могут проводиться исследования по совершенствованию содержания образовательного процесса, учебно-программной документации. Среднее профессиональное образование, среднее специальное образование, уровень образования, приобретаемый на базе среднего (полного) общего или основного общего, а также начального профессионального образования в средних профессиональных учебных заведениях. Колледж – самостоятельное образовательное повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, института), реализующее углубленные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам продленной подготовки кадров, обеспечивающие обучающимся повышенный уровень квалификации. Техникум-предприятие(учреждение)- самостоятельное образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования и осуществляющее профессиональную деятельность, соответствующую профилю подготовки. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена и удовлетворение потребности личности в углублении и расширении образования. Высшее профессиональное образование, в отличие от среднего и начального профессионального образования, есть высокий уровень профессионального образования и квалификации по специальности, полученный в высших учебных заведениях на базе среднего (полного) общего, либо начального или среднего профессионального образования, подтвержденный дипломом об окончании вуза. ВПО характеризуется системой знаний, умений, навыков, личностных качеств, которые обеспечивают возможность решать профессиональные задачи на современном уровне достижений научного, технического и социального прогресса Главная задача вузов – удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и духовном развитии, приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности; удовлетворение потребности общества в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации; в развитии науки и культуры путем проведения научных исследований; организация и проведение фундаментальных поисковых и прикладных научных исследований и иных научно-технических опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования; переподготовка и повышение квалификации преподавателей и специалистов; накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня. Высшее профессиональное образование можно рассматривать как цель и результат, выражающийся в виде наличного уровня профессиональной подготовки выпускника, адекватный стандарту по специальности ВПО, удостоверяемый документом об образовании. Высшее профессиональное образование понимается и как общечеловеческая ценность (личностный капитал), от которой зависит прогрессивное развитие общества. Оно реализует право человека на труд, на участие в общественной жизни, дает возможность повышения качества жизни конкретного человека. Процесс подготовки специалистов высокой квалификации в определенной отрасли функционирует и развивается в учреждениях высшего профессионального образования. Характер и особенности образовательного процесса в вузах закреплены Типовым положением об учреждении высшего профессионального образования, Уставами учебных заведений, Учебными планами подготовки специальности. К учреждениям высшего профессионального образования относят академии, университеты, институты. Академия – высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования преимущественно в одной из областей науки, техники и культуры. Академия является ведущим научным и методическим центром в сфере своей деятельности, в широких масштабах осуществляющим подготовку специалистов высшей квалификации и переподготовку руководящих специалистов. Университет – высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру естественно-научных, гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры. Университет является ведущим центром развития образования. науки и культуры, способствующим распространению научных знаний и осуществляющим культурно-просветительскую деятельность среди населения. Институт – самостоятельное учебное заведение или структурное подразделение университета или академии, реализующее профессиональные образовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры и осуществляющее научные исследования Получение квалификаций мастера производственного обучения и педагога профессионального обучения возможно путем освоения специальности «Профессиональное обучение». Подготовку по данной специальности осуществляют учебные заведения среднего и высшего профессионально-педагогического образования. Инженерно-педагогическое образование в советское время впервые нашло свое воплощение в Московском индустриально-педагогическом институте им. К. Либкнехта (1923 г.) Позже для осуществления инженерно-педагогической подготовки как «надстройки» над высшим образованием - были открыты высшие педагогические курсы со сроком обучения в один год при МВТУ (1924-1929), Институте народного хозяйства им. Г.В. Плеханова (1925-1929), Сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева (1924-1929). Педагогические знания, дававшиеся на курсах, уступали по объему и качеству техническим знаниям. В 20 – 30-х годах инженерно-педагогическое образование так и не удалось довести в стране до уровня отрасли высшего образования. В 60-х г.г. вновь была начата подготовка преподавателей на инженерно-педагогических факультетах втузов. В начале 70-х Министерством просвещения и Госпрофобром СССР была разработана модель специалиста-преподавателя, способного проводить теоретическое и практическое обучение, а также осуществлять внеклассную воспитательную работу в СПТУ. Для овладения преподавателями рабочей квалификацией широкого профиля (на уровне 4-5-го разрядов) был предусмотрен прием на обучение только выпускников СПТУ и организован летний трудовой семестр по профилю специалиста. С 1987 года в перечень специальностей высшей школы была введена единая группа инженерно-педагогических специальностей и система подготовки кадров для ПТУ начала переходить на присвоение выпускникам единой квалификации «инженер-педагог», что осуществлялось вплоть до утверждения в стране нового поколения стандартов высшего профессионального образования, узаконившего квалификацию «педагог профессионального обучения» в 2000 г. [ 32 ]. В 2000 году в стране были введены в действие образовательные стандарты по специальности «Профессиональное обучение», дающие возможность присвоения квалификации «педагог профессионального обучения». В России в настоящее время происходит формирование новой системы непрерывной подготовки профессионально-педагогических кадров. Но до настоящего времени система подготовки и повышения квалификации кадров не может удовлетворить даже минимальные потребности профессиональных училищ на уровне, достигающем ежегодной текучести кадров, и, как следствие, она не способна в ближайшие годы существенно обновить или переподготовить на профессионально-педагогической основе кадровый состав учебных заведений профессионального образования. Профессионально-педагогическое образование в Российской Федерации охватывает в настоящее время 117 вузов и 83 колледжа, которые готовят педагогов профессионального обучения и мастеров производственного обучения. Кроме того, в нашей стране существует 2 специализированных образовательных учреждения профессионально-педагогического образования: Российский Государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург) и Волжская инженерно-педагогическая академия (г. Нижний Новгород). Дальнейшее развитие профессионального образования предполагает существенную модернизацию структуры и содержания высшего профессионального образования, устранение диспропорций и дублирования в подготовке кадров, в использовании технологий «открытого образования», в ориентации на территориальный рынок труда, на перспективные потребности их развития. «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы» вводит такие понятия как «общенациональный университет», «базовый (системообразующий) вуз», «интегрированное учебное заведение», «университетский комплекс», «исследовательский университет» [1, с. 32 - 34]. Создание многоуровневых учебных заведений и различных управленческих структур, соответствующих потребностям модернизации профессионального образования, консолидация институтов профессионального и дополнительного образования, а также научно-исследовательских подразделений могут стать одним из механизмов научно-методического обеспечения модернизации. В условиях начавшейся структурной перестройки начального профессионального образования, оптимизации его сети, отработки различных моделей интеграции начального, среднего и высшего образования значительно возрастает роль и значение инновационной деятельности профессиональных образовательных учреждений. В структуре их взаимодействия потенциальным центром инноваций должен стать профессионально-педагогический институт. На базе профессионально-педагогических институтов могут возникать различные управленческие и научно-методические подразделения, которые призваны проводить научно-исследовательскую работу, обеспечивать научно-методическое сопровождение экспериментальной работы в учреждениях профессионального образования, изучать, обобщать и распространять передовой опыт учреждений профессионального образования региона в области решения современных задач, стоящих перед системой профессионального образования региона
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|