Тема 2. Общее представление о профессии, специальности и квалификации.
«Профессиональное обучение» как специальность (6 часов ). Термин «педагог профессионального обучения» обозначает утвержденное в 2000 г. наименование вида квалификации для лиц, получивших высшее профессионально-педагогическое образование. Это обобщающее название персонала, занятого в образовательном процессе учебных заведений начального профессионального образования на административных должностях или в качестве преподавателей общетехнических, специальных дисциплин, старших мастеров, мастеров производственного обучения [46]. Профессиональная курсовая подготовка, профессиональное обучение, повышение квалификации, обеспечение профессионального роста и профессиональной карьеры специалистов - это то, чему подчинен процесс непрерывного профессионального образования. Планирование, организация и осуществление данного процесса возложены на педагога профессионального обучения. Педагог профессионального обучения – это высококвалифицированный специалист, осуществляющий диагностику обучающихся, проектирование, оснащение и реализацию личностно ориентированного профессионального обучения и социально-профессионального воспитания, внеучебную воспитательную работу, производственно-технологическую и инновационную деятельность, а также повышение уровня своей квалификации в условиях осуществления методической работы по преподаваемому предмету с учетом специфики и тенденций развития основного и дополнительного начального профессионального образования и соотвествующей социокультурной и экономической ситуации региона. Педагог профессионального обучения – полноправный субъект профессионально-педагогической деятельности. Как выпускник вуза и молодой специалист, он проходит путь профессионального становления. Процесс профессионального становления имеет стадиальный характер. Переход от одной стадии профессионального становления к другой осуществляется посредством преодоления определенных кризисов, отражающих противоречия между изменяющимися требованиями к личности педагога со стороны профессионально-педагогической деятельности и состоянием самой личности, готовой или неготовой к постоянному совершенствованию своих качеств и свойств, профессиональной направленности и компетентности.
Не следует отождествлять понятие «квалификация» с понятием «должность». Должность, с одной стороны, - также показатель степени профессионального мастерства (например, мастер производственного обучения, старший мастер, преподаватель), а с другой стороны - вид руководящей работы (например, заместитель директора профессионального училища по учебно-производственной работе). Если преподавателя повышают в должности и делают заместителем директора учебного заведения, то это еще не значит, что он «автоматически» превращается в хорошего руководителя, так как предметы труда, средства труда и условия труда у преподавателя и руководителя разные. «Должность» происходит от слова «должен». Должностные обязанности можно определить как систему требований или функций, предъявляемых к лицу, выполняющему определенный вид работы. Изменение перечней профессий и специальностей подразумевает открытие новых, закрытие устаревших, интеграцию и дифференциацию существующих. Основой формирования специальностей среднего профессионального образования является по мнению специалистов функционально-предметный подход, а специальностей высшего профессионального образования – объектно-деятельностный [51, с. 29]. Специалист с высшим образованием взаимодействует с обобщенными объектами-системами. Он должен быть подготовлен к различным этапам выполнения профессиональной деятельности, к различным ее видам, представляющим обобщенные типы профессиональных задач (диагностика, проектирование, организация, осуществление учебного процесса, др). Исходя из этого на первое место выдвигается объект деятельности, а на второе – виды профессиональной деятельности.
Выпускникам предстоит в будущем выполнять работы по проектированию, организации и осуществлению учебного процесса по целому ряду общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также курсу производственного обучения с учетом получаемого профиля специальности “Профессиональное обучение”. Таблица 2 Профили специальности “Профессиональное обучение” и перечень общепрофессиональных и специальных дисциплин, реализуемых впроцессе подготовки профессии НПО
Специалист – человек, обладающий специальными (профессионально значимыми) знаниями, умениями и навыками в какой-то сфере управления, производства, услуг, науки, техники, искусства, имеющий специальность, удостоверяемую документом об образовании; человек хорошо знающий что-либо. Для работающих специалистов термин «квалификация» выступает синонимом термина «квалифицированный специалист» как эталон, выражающий высокий уровень и качество профессиональной деятельности уже работающего человека.
Квалификация как степень профессионального мастерства и уровень развития профессиональной деятельности уже работающего специалиста свое формальное выражение находит в разрядах, категориях, рангах, званиях, классах. Техникумы и вузы уровень квалификации выпускников не определяют и разряды не присваивают, ограничиваясь присвоением специальности с указанием определенного вида квалификации в документе об образовании. Таким образом, профессиональная квалификация – ступени и уровни профессиональной подготовленности специалиста к выполнению того или иного вида труда определенного качества и сложности. Совокупность ступеней квалификации составляет квалификационную структуру непрерывного профессионального образования. Чем сложнее специальность, тем больше времени и средств требуется для ее освоения и тем выше ее статус. Специальность «Профессиональное обучение»:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|