Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возникновение, характер и особенности




Педагог профессионального обучения обеспечивает приобретение профессии по программам начального профессионального образования учащимися образовательных учреждений, учебно-курсовой сети предприятий и организаций, а также центров по подготовке, переподготовке и повышению кадров службы занятости населения.

Объектами труда (то, на что направлен труд) специалистов в области профессионального обучения являются участники и средства осуществления целостного педагогического процесса; предметом труда - процесс личностно ориентированного профессионального образования рабочих. Под предметом понимают то, что подлежит непосредственному преобразованию со стороны педагога. Профессиональная подготовка, профессиональное обучение, повышение квалификации, профессиональный рост и профессиональная карьера специалистов это то, чему подчинен данный процесс профессионального образования, который создает и реализует педагог профессионального обучения.

Педагог профессионального обучения организует и проводит теоретическое обучение по общепрофессиональным и специальным учебным предметам, а также практическое обучение по группам родственных профессий, основанное на сочетании практического обучения с производительным трудом при использовании передовых технологий. Организует и проводит учебно-воспитательную работу. Профессионально ориентирует молодежь, воспитывает и развивает профессионально важные и значимые качества личности. Организует и принимает активное участие в опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работе по проблемам профессионального образования, техники и технологии в различных видах отраслевой деятельности.

Осуществляет организационно-методическую деятельность в учебных заведениях, создавая педагогические проекты содержания образования, частных методик обучения и инновационной деятельности. Разрабатывает учебно-методическую документацию (основные профессиональные образовательные программы: учебные планы и программы учебных предметов, пособия и рекомендации). Постоянно совершенствует формы и методы профессионального обучения. Принимает участие в оснащении и развитии материальной базы образовательного учреждения для освоения учащимися передовых технологий труда, привлекается к организационно-управленческой работе.

Педагог профессионального обучения должен знать:

Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации; решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам профессионального образования; Конвенцию о правах ребенка; основы трудового законодательства; государственные образовательные стандарты начального профессионального образования; способы проектирования содержания образования при сочетании теоретического и практического обучения; способы отбора адекватных форм, методов и средств обучения; общую и профессиональную педагогику; психологию профессионального образования; многоуровневую систему профессионального образования; квалификационную структуру профессионального образования, его функционирование, закономерности и механизмы; технологию соответствующих отраслей профессиональной деятельности; предмет и средства труда; экономику, организацию и управление в отрасли; средства вычислительной техники и правила их эксплуатации

Специальность «Профессиональное обучение» предполагает присвоение выпускникам трех возможных видов квалификации: бакалавр технологического образования, педагог профессионального обучения (дипломированный специалист), магистр технологического образования. Понятия «бакалавр» и «магистр» можем рассматривать как виды квалификации, так и как степень.

Обучающиеся по дизайнерскому профилю в течение 10 семестров осваивают 63 дисциплины; по 29 дисциплинам сдают экзамены; по 33 – зачеты; выполняют 6 курсовых работ; проходят практики, сдают государственный междисциплинарный экзамен по психолого-педагогическим дисциплинам, сдают отчет по педагогической практике, выполняют и защищают итоговую квалификационную работу.

Обучающиеся по специальности «Профессиональное обучение» получают в зависимости от возможностей вуза и потребностей рынка труда определенную специализацию.

Специализация – часть специальности, в рамках которой она создается. Специализация предполагает получение углубленных и расширенных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по данной специальности. В учебном плане подготовки по специальности специализация обеспечивается введением дисциплин специализации с индексом ОДС. Перечислим возможные специализации по профилям специальности «Профессиональное обучение».

Таблица 8

Перечень возможных специализаций по профилям специальности «Профессиональное обучение»

 

Профили специальности Специализации
Профессиональное обучение: Дизайн Художественное проектирование и конструирование швейных изделий
Профессиональное обучение: Информатика Компьютерные технологии
Профессиональное обучение: Автомобили и автомобильное хозяйство Эксплуатация и ремонт автотранспорта
Профессиональное обучение: Экономика и управление Хозяйственно-правовая деятельность

 

Каковы особенности и характер специальности «Профессиональное обучение»? Профессия педагога профессионального обучения является многофакторной, многофункциональной, творческой, наукоемкой, интегративной, высоко интеллектуальной, со сложным алгоритмом взаимодействия педагога с учащимися.

Факторами, обусловливающими профессионально-педагогическую деятельность, выступает определенный перечень условий и обстоятельств. Уровень подготовленности учащихся, их индивидуальные психологические особенности, уровень и характер их мотивов учения оказывают влияние на выбор и применение средств и методов обучения в процессе преподавания дисциплины. В этих условиях необходимо системное использование педагогических технологий успеха, методов обучения и воспитания, которые направлены на развитие самостоятельности и активности учащихся, их ценностных отношений к труду, самим себе, окружающему миру.

Интегративный характер деятельности педагога профессионального обучения проявляется в том, что наряду с психолого-педагогическим аспектом, деятельность включает и производственно-технологический аспект. Это означает, что специалист профессионального обучения должен быть не только педагогом, но и инженером.

Творческий характер профессионально-педагогической деятельности обусловлен ситуациями, возникающими в процессе ее осуществления. Например, открытие набора учащихся на подготовку новой профессии в УНПО, предполагает необходимость создания педагогом системы комплексного учебно-методического обеспечения по конкретной учебной дисциплине. На этом этапе встает проблема разработки содержания обучения и реализации авторских программ, построения учебного процесса. Тогда педагог и получает возможность проявить свои творческие способности.

Тема 3. Профессионально-педагогическая деятельность, ее структура и содержание (8 часов).

Рассмотрение педагога как субъекта деятельности, взаимодействия личности и деятельности педагога профессионального обучения предполагает осмысление целого ряда вопросов.

Субъект деятельности - это активный носитель, или исполнитель профессионально-педагогической деятельности, таковым и должен выступать педагог профессионального обучения, преподаватель общепрофессиональных или специальных дисциплин, мастер производственного обучения. Не всякая личность обладает качеством субъектности.

Субъектность – способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить цели, осознавать мотивы своих действий, выстраивать жизненные планы.

Рассмотрение профессионально-педагогической деятельности с точки зрения ее субъектного и объектного блоков позволяет вывить их структуру.

Структуру субъектного блока профессионально-педагогической деятельности составляют следующие элементы:

· индивидуальные концепции педагогов в области профессионального образования;

· индивидуальный опыта педагогов в области профессионально-педагогической деятельности (знания, умения и навыки, способы профессиональной деятельности, мышления и отношений);

· профессиональные планы, стратегия и тактика профессионально-педагогической деятельности;

· мотивы (смыслы, побудители деятельности);

· потребности-способности, профессионально значимые качества, ключевые компетенции педагога [21].

· Структура личности специалиста включает направленность личности (гуманистическая и методическая центрация, потребность в самоосуществлении и самоактуализации, преобладание интернальности над экстернальностью), профессиональную компетентность, профессионально важные качества (индивидуальные педагогические концепции, социальный интеллект, логическое мышление, педагогический гуманизм, социальная ответственность, способность к волевому воздействию, сверхнормативная профессиональная активность, коммуникативность, педагогическая рефлексия, эмпатия); профессионально значимые психологические свойства (эмоциональная устойчивость и экстравертированность, сенсомоторные способности); потребности-способности, ключевые компетенции, индивидуальный опыт [ 12 ].

· Таблица9

· Профессионально обусловленная структура личности специалиста

· в области профессионального обучения (по Э.Ф. Зееру)

·

Подструктуры личности Социально-психологические и психофизиологические компоненты подструктур Ключевые квалификации (профессионально обусловленные ансамбли компонентов подструктур)
Профессиональная направленность Мотивы, склонности, потребности, интересы, отношения, устремления, установки Социально-профессиональные способности: готовность к кооперации, направленность на достижения, на успех и профессиональный рост, корпоративность, надежность, социальная ответственность
Профессиональная компетентность Профессиональные ЗУНы Квалификация Социально-правовая и экономическая компетентность, специальная компетентность, персональная компетентность (ЗУНы, выходящие за рамки одной профессии),
Профессионально важные качества Внимательность, наблюдательность, креативность, решительность, контактность, самоконтроль, самостоятельность Профессиональная самостоятельность, социально-профессиональный интеллект, способность к планированию технологических процессов, диагностические способности, профессиональная мобильность, самоконтроль
Профессионально значимые психофизиологические свойства Энергетизм, нейротизм, экстравертированность, зрительно-двигательная координация, реактивность Обобщенные профессиональные способности: Координация действий, быстрота реакции, глазомер, ручная сноровка, выносливость, стрессоустойчивость, различение цвета

 

· Профессионально значимые качества есть постоянное, закрепившееся отношение к своей профессии, к себе, труду, людям, вещам; это система мотивов, форм и способов профессионального поведения, в котором указанное отношение реализуется. Степень выраженности профессионально значимых качеств влияет на эффективность выполнения профессиональной деятельности. Профессионально значимые качества формируются, изменяются, усиливаются или ослабляются.

· Профессиональная направленность личности – системное качество человека, представляющее собой потребность в профессиональной деятельности и готовность к ее выполнению [12].

· Профессиональная направленность педагогов профессионального обучения может быть разной по характеру и степени выраженности. По характеру профессиональной направленности педагоги различаются типом центрации как избирательной ориентации на разные стороны педагогического процесса. Основными типами центрации педагогов могут быть: конформный, эгоцентричный, гуманистический, авторитарный, методический, центрированный на интересах родителей учащихся.

· Конформный тип центрируется на интересах коллег; эгоцентричный – на потребностях своего «Я»; гуманистический – на интересах детей; авторитарный – на требованиях администрации; методический – на содержании, средствах и методике преподавания.

Наиболее предпочтительными являются в современных условиях гуманистическая и методическая центрация, потребность в самоосуществлении и самоактуализации, преобладание интернальности над экстернальностью.

· Профессиональная компетентность, как уже отмечалось, означает интегративное качество личности специалиста, включающее систему ЗУНов, обобщенных способов решения типовых профессиональных задач. Такими качествами являются психологическая и социально-коммуникативная компетентность и специальная компетентность.

Напомним, что социально-коммуникативная компетентность – знания, умения и способности, обеспечивающие личностно ориентированное общение и педагогическую фасилитацию.

· Фасилитация – усиление продуктивности образования и развитие учащихся за счет особого стиля общения и личности педагога.

· Психолого-педагогическая компетентность – знание психологии личности и учебной деятельности учащихся, особенностей их профессионального становления, опыт решения проблемных педагогических ситуаций.

· Специальная компетентность – знания о производственных объектах, технологических процессах и производственных действиях.

· Формирование компетентности зависит от различных свойств личности. Источником формирования компетентности являются профессиональное обучение, повышение квалификации и субъективный опыт.

· Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений.

· Профессионально значимые психофизиологические свойства - эмоциональная устойчивость, экстравертированность, сенсомоторные способности.

· Экстравертированность – направленность человека на внешний мир.

· Сенсомоторные способности – психофизиологические свойства, обеспечивающие продуктивное (качественное и производительное) выполнение производственно-технологических действий и операций (координация действий, быстрота реакции, ловкость рук, глазомер, различение цвета).

· Субъект профессионально-педагогической деятельности должен быть мастером своего дела. Мастерство предполагает совершенное владение предметом деятельности, средствами и методами его преобразования, владение целостными технологиями деятельности. Восхождение педагога к вершинам профессиональной деятельности совершается поэтапно в процессе профессионализации.

· Модель общественно заданной нормы профессиональной деятельности лежит в основе процесса подготовки студентов по специальности. Под моделью мы в данном случае понимаем знаковый образ общественно заданной нормы профессиональной деятельности педагога профессионального обучения.

· Механизмами присвоения человеком профессиональной модели являются: ознакомление с моделью профессии, освоение модели, идентификация личности с моделью профессиональной деятельности.

· Ознакомление с моделью и освоение модели происходит в процессе обучения профессии, а идентификация - в процессе реализации деятельности в условиях профессионального труда.

Ознакомление человека с моделью его будущей профессиональной деятельности происходит через процесс учебно-познавательной деятельности студентов в вузе. В результате ознакомления человек получает знание о профессии.

Освоение модели происходит в процессе учебно-практической деятельности в ходе обучения, в результате чего формируются профессионально значимые умения и навыки.

Результатом усвоения модели профессиональной деятельности в соответствии с этапами профессионального становления педагога должны быть: позитивное отношение к профессионально-педагогической деятельности, устойчивая потребность в осуществлении деятельности и готовность дипломированного специалиста к выполнению профессиональной деятельности на репродуктивном и нормативном уровнях, в соответствии с требованиями к выпускникам, обусловленными стандартом по специальности и с квалификационными характеристиками преподавателя.

Профессионально-педагогическая деятельность – особый вид профессиональной (педагогической) деятельности педагога, направленный на передачу социокультурного опыта посредством обучения профессии и на создание условий для развития обучающихся системы начального и среднего профессионального образования.

В соответствии выявленными видами профессионально-педагогической деятельности в ее структуре определяются, как уже было замечено ранее, следующие компоненты, которые могут присутствовать и реализовываться одновременно:

медико-биологический компонент,

– психологический компонент,

– педагогический компонент,

– производственно-технологический компонент (рабочий),

– инженерно-технический компонент,

– социально-экономический,

– санитарно-гигиенический [46, с. 12].

Педагог профессионального обучения должен быть готов к выполнениюдеятельности преподавателя общепрофессиональных и специальных дисциплин, мастера производственного обучения и квалифицированного рабочего.

Определим основные виды профессионально-педагогической деятельности, задачи и умения на основе работы Э.Ф. Зеера «Психология профессионального образования» (учеб. пособие, М, 2003, с. 438 – 440).

Таблица 10

Содержание профессионально-педагогической

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...