Возникновение, характер и особенности
Педагог профессионального обучения обеспечивает приобретение профессии по программам начального профессионального образования учащимися образовательных учреждений, учебно-курсовой сети предприятий и организаций, а также центров по подготовке, переподготовке и повышению кадров службы занятости населения. Объектами труда (то, на что направлен труд) специалистов в области профессионального обучения являются участники и средства осуществления целостного педагогического процесса; предметом труда - процесс личностно ориентированного профессионального образования рабочих. Под предметом понимают то, что подлежит непосредственному преобразованию со стороны педагога. Профессиональная подготовка, профессиональное обучение, повышение квалификации, профессиональный рост и профессиональная карьера специалистов это то, чему подчинен данный процесс профессионального образования, который создает и реализует педагог профессионального обучения. Педагог профессионального обучения организует и проводит теоретическое обучение по общепрофессиональным и специальным учебным предметам, а также практическое обучение по группам родственных профессий, основанное на сочетании практического обучения с производительным трудом при использовании передовых технологий. Организует и проводит учебно-воспитательную работу. Профессионально ориентирует молодежь, воспитывает и развивает профессионально важные и значимые качества личности. Организует и принимает активное участие в опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работе по проблемам профессионального образования, техники и технологии в различных видах отраслевой деятельности.
Осуществляет организационно-методическую деятельность в учебных заведениях, создавая педагогические проекты содержания образования, частных методик обучения и инновационной деятельности. Разрабатывает учебно-методическую документацию (основные профессиональные образовательные программы: учебные планы и программы учебных предметов, пособия и рекомендации). Постоянно совершенствует формы и методы профессионального обучения. Принимает участие в оснащении и развитии материальной базы образовательного учреждения для освоения учащимися передовых технологий труда, привлекается к организационно-управленческой работе. Педагог профессионального обучения должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации; решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам профессионального образования; Конвенцию о правах ребенка; основы трудового законодательства; государственные образовательные стандарты начального профессионального образования; способы проектирования содержания образования при сочетании теоретического и практического обучения; способы отбора адекватных форм, методов и средств обучения; общую и профессиональную педагогику; психологию профессионального образования; многоуровневую систему профессионального образования; квалификационную структуру профессионального образования, его функционирование, закономерности и механизмы; технологию соответствующих отраслей профессиональной деятельности; предмет и средства труда; экономику, организацию и управление в отрасли; средства вычислительной техники и правила их эксплуатации Специальность «Профессиональное обучение» предполагает присвоение выпускникам трех возможных видов квалификации: бакалавр технологического образования, педагог профессионального обучения (дипломированный специалист), магистр технологического образования. Понятия «бакалавр» и «магистр» можем рассматривать как виды квалификации, так и как степень.
Обучающиеся по дизайнерскому профилю в течение 10 семестров осваивают 63 дисциплины; по 29 дисциплинам сдают экзамены; по 33 – зачеты; выполняют 6 курсовых работ; проходят практики, сдают государственный междисциплинарный экзамен по психолого-педагогическим дисциплинам, сдают отчет по педагогической практике, выполняют и защищают итоговую квалификационную работу. Обучающиеся по специальности «Профессиональное обучение» получают в зависимости от возможностей вуза и потребностей рынка труда определенную специализацию. Специализация – часть специальности, в рамках которой она создается. Специализация предполагает получение углубленных и расширенных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по данной специальности. В учебном плане подготовки по специальности специализация обеспечивается введением дисциплин специализации с индексом ОДС. Перечислим возможные специализации по профилям специальности «Профессиональное обучение». Таблица 8 Перечень возможных специализаций по профилям специальности «Профессиональное обучение»
Каковы особенности и характер специальности «Профессиональное обучение»? Профессия педагога профессионального обучения является многофакторной, многофункциональной, творческой, наукоемкой, интегративной, высоко интеллектуальной, со сложным алгоритмом взаимодействия педагога с учащимися. Факторами, обусловливающими профессионально-педагогическую деятельность, выступает определенный перечень условий и обстоятельств. Уровень подготовленности учащихся, их индивидуальные психологические особенности, уровень и характер их мотивов учения оказывают влияние на выбор и применение средств и методов обучения в процессе преподавания дисциплины. В этих условиях необходимо системное использование педагогических технологий успеха, методов обучения и воспитания, которые направлены на развитие самостоятельности и активности учащихся, их ценностных отношений к труду, самим себе, окружающему миру.
Интегративный характер деятельности педагога профессионального обучения проявляется в том, что наряду с психолого-педагогическим аспектом, деятельность включает и производственно-технологический аспект. Это означает, что специалист профессионального обучения должен быть не только педагогом, но и инженером. Творческий характер профессионально-педагогической деятельности обусловлен ситуациями, возникающими в процессе ее осуществления. Например, открытие набора учащихся на подготовку новой профессии в УНПО, предполагает необходимость создания педагогом системы комплексного учебно-методического обеспечения по конкретной учебной дисциплине. На этом этапе встает проблема разработки содержания обучения и реализации авторских программ, построения учебного процесса. Тогда педагог и получает возможность проявить свои творческие способности. Тема 3. Профессионально-педагогическая деятельность, ее структура и содержание (8 часов). Рассмотрение педагога как субъекта деятельности, взаимодействия личности и деятельности педагога профессионального обучения предполагает осмысление целого ряда вопросов. Субъект деятельности - это активный носитель, или исполнитель профессионально-педагогической деятельности, таковым и должен выступать педагог профессионального обучения, преподаватель общепрофессиональных или специальных дисциплин, мастер производственного обучения. Не всякая личность обладает качеством субъектности. Субъектность – способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить цели, осознавать мотивы своих действий, выстраивать жизненные планы.
Рассмотрение профессионально-педагогической деятельности с точки зрения ее субъектного и объектного блоков позволяет вывить их структуру. Структуру субъектного блока профессионально-педагогической деятельности составляют следующие элементы: · индивидуальные концепции педагогов в области профессионального образования; · индивидуальный опыта педагогов в области профессионально-педагогической деятельности (знания, умения и навыки, способы профессиональной деятельности, мышления и отношений); · профессиональные планы, стратегия и тактика профессионально-педагогической деятельности; · мотивы (смыслы, побудители деятельности); · потребности-способности, профессионально значимые качества, ключевые компетенции педагога [21]. · Структура личности специалиста включает направленность личности (гуманистическая и методическая центрация, потребность в самоосуществлении и самоактуализации, преобладание интернальности над экстернальностью), профессиональную компетентность, профессионально важные качества (индивидуальные педагогические концепции, социальный интеллект, логическое мышление, педагогический гуманизм, социальная ответственность, способность к волевому воздействию, сверхнормативная профессиональная активность, коммуникативность, педагогическая рефлексия, эмпатия); профессионально значимые психологические свойства (эмоциональная устойчивость и экстравертированность, сенсомоторные способности); потребности-способности, ключевые компетенции, индивидуальный опыт [ 12 ]. · Таблица9 · Профессионально обусловленная структура личности специалиста · в области профессионального обучения (по Э.Ф. Зееру) ·
· Профессионально значимые качества есть постоянное, закрепившееся отношение к своей профессии, к себе, труду, людям, вещам; это система мотивов, форм и способов профессионального поведения, в котором указанное отношение реализуется. Степень выраженности профессионально значимых качеств влияет на эффективность выполнения профессиональной деятельности. Профессионально значимые качества формируются, изменяются, усиливаются или ослабляются. · Профессиональная направленность личности – системное качество человека, представляющее собой потребность в профессиональной деятельности и готовность к ее выполнению [12]. · Профессиональная направленность педагогов профессионального обучения может быть разной по характеру и степени выраженности. По характеру профессиональной направленности педагоги различаются типом центрации как избирательной ориентации на разные стороны педагогического процесса. Основными типами центрации педагогов могут быть: конформный, эгоцентричный, гуманистический, авторитарный, методический, центрированный на интересах родителей учащихся. · Конформный тип центрируется на интересах коллег; эгоцентричный – на потребностях своего «Я»; гуманистический – на интересах детей; авторитарный – на требованиях администрации; методический – на содержании, средствах и методике преподавания. Наиболее предпочтительными являются в современных условиях гуманистическая и методическая центрация, потребность в самоосуществлении и самоактуализации, преобладание интернальности над экстернальностью. · Профессиональная компетентность, как уже отмечалось, означает интегративное качество личности специалиста, включающее систему ЗУНов, обобщенных способов решения типовых профессиональных задач. Такими качествами являются психологическая и социально-коммуникативная компетентность и специальная компетентность. Напомним, что социально-коммуникативная компетентность – знания, умения и способности, обеспечивающие личностно ориентированное общение и педагогическую фасилитацию. · Фасилитация – усиление продуктивности образования и развитие учащихся за счет особого стиля общения и личности педагога. · Психолого-педагогическая компетентность – знание психологии личности и учебной деятельности учащихся, особенностей их профессионального становления, опыт решения проблемных педагогических ситуаций. · Специальная компетентность – знания о производственных объектах, технологических процессах и производственных действиях. · Формирование компетентности зависит от различных свойств личности. Источником формирования компетентности являются профессиональное обучение, повышение квалификации и субъективный опыт. · Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. · Профессионально значимые психофизиологические свойства - эмоциональная устойчивость, экстравертированность, сенсомоторные способности. · Экстравертированность – направленность человека на внешний мир. · Сенсомоторные способности – психофизиологические свойства, обеспечивающие продуктивное (качественное и производительное) выполнение производственно-технологических действий и операций (координация действий, быстрота реакции, ловкость рук, глазомер, различение цвета). · Субъект профессионально-педагогической деятельности должен быть мастером своего дела. Мастерство предполагает совершенное владение предметом деятельности, средствами и методами его преобразования, владение целостными технологиями деятельности. Восхождение педагога к вершинам профессиональной деятельности совершается поэтапно в процессе профессионализации. · Модель общественно заданной нормы профессиональной деятельности лежит в основе процесса подготовки студентов по специальности. Под моделью мы в данном случае понимаем знаковый образ общественно заданной нормы профессиональной деятельности педагога профессионального обучения. · Механизмами присвоения человеком профессиональной модели являются: ознакомление с моделью профессии, освоение модели, идентификация личности с моделью профессиональной деятельности. · Ознакомление с моделью и освоение модели происходит в процессе обучения профессии, а идентификация - в процессе реализации деятельности в условиях профессионального труда. Ознакомление человека с моделью его будущей профессиональной деятельности происходит через процесс учебно-познавательной деятельности студентов в вузе. В результате ознакомления человек получает знание о профессии. Освоение модели происходит в процессе учебно-практической деятельности в ходе обучения, в результате чего формируются профессионально значимые умения и навыки. Результатом усвоения модели профессиональной деятельности в соответствии с этапами профессионального становления педагога должны быть: позитивное отношение к профессионально-педагогической деятельности, устойчивая потребность в осуществлении деятельности и готовность дипломированного специалиста к выполнению профессиональной деятельности на репродуктивном и нормативном уровнях, в соответствии с требованиями к выпускникам, обусловленными стандартом по специальности и с квалификационными характеристиками преподавателя. Профессионально-педагогическая деятельность – особый вид профессиональной (педагогической) деятельности педагога, направленный на передачу социокультурного опыта посредством обучения профессии и на создание условий для развития обучающихся системы начального и среднего профессионального образования. В соответствии выявленными видами профессионально-педагогической деятельности в ее структуре определяются, как уже было замечено ранее, следующие компоненты, которые могут присутствовать и реализовываться одновременно: медико-биологический компонент, – психологический компонент, – педагогический компонент, – производственно-технологический компонент (рабочий), – инженерно-технический компонент, – социально-экономический, – санитарно-гигиенический [46, с. 12]. Педагог профессионального обучения должен быть готов к выполнениюдеятельности преподавателя общепрофессиональных и специальных дисциплин, мастера производственного обучения и квалифицированного рабочего. Определим основные виды профессионально-педагогической деятельности, задачи и умения на основе работы Э.Ф. Зеера «Психология профессионального образования» (учеб. пособие, М, 2003, с. 438 – 440). Таблица 10 Содержание профессионально-педагогической
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|