Функции и механизм финансового менеджмента
Известно, что сущность той или иной категории отражается в ее функциях. Рассмотрим их проявление в работе финансового менеджера. В финансовой литературе сложились две основные позиции по этому вопросу: 1.Финансы имеют две функции - распределительную и контрольную. 2.Финансы имеют три функции: образование доходов (накопление капитала); осуществление расходов - распределительная; контроль эффективности. Нам представляется более обоснованной вторая позиция: она расширительно толкует распределительную функцию, что вытекает из сущности категории финансов. Действительно, предпосылкой распределения и его началом служит поступление доходов (накопление капитала) - образование ресурсов, формирующих фонды денежных средств. Первая функция проявляется в работе финансового менеджера через своевременную и полную концентрацию финансовых ресурсов в фондах денежных средств. Причем, имеются в виду не только децентрализованные фонды в отрасли, объединениях, на предприятиях, но и централизованные фонды государства, в том числе федеральный и нижестоящие бюджеты и фонды кредитных ресурсов государственных и негосударственных структур. Именно полная и своевременная мобилизация финансовых ресурсов в определенные фонды денежных средств и составляет первостепенную задачу всех звеньев финансово-кредитной системы и в особенности ее базового звена - службы финансового менеджера предприятий материального производства. В самом деле, недопоступление доходов (выручки от реализации, прибыли и прочих) по причине, скажем, неплатежей или задержки платежей предприятий-контрагентов сразу нарушит финансирование всех производственных затрат и инвестиций, социальных выплат (зарплаты и т.п.), что, естественно, потребует от финансового менеджера изыскания источников компенсации подобных прорывов и принятия мер финансового воздействия для ликвидации и предотвращения таких ситуаций.
Необходимость своевременного поступления доходов диктуется одним из главных принципов финансового менеджмента "время - деньги" и связана с возникающими на практике платежными "пиками", цепочками неплатежей, их негативными последствиями. Макроэкономическое равновесие и финансы Ответ: Воздействие на социально-экономические процессы с применением разнообразных форм и методов как косвенных, так и прямых, включает финансовые их виды. Такое воздействие имеет целью обеспечить эволюцию национального хозяйства, сопровождающуюся экономическим ростом, последовательное неуклонное развитие социальной сферы в определенных временных периодах функционирования данной социально-экономической системы. В процессах регулирования экономики необходимо иметь в виду, что достижение общего макроэкономического равновесия возможно только в теоретических схемах. Состояние макроэкономического равновесия предполагает сбалансирование важнейших экономических параметров, таких, как: 1. спроса и предложения; 2. товарной и денежной масс; 3. сбережений и инвестиций; 4. инфляции и безработицы; 5. производительности труда и его оплаты; 6. финансовых ресурсов и социально-экономических 7. доходов и расходов государственного бюджета; 8. размеров бюджетного дефицита и источников его покрытия; 9. актива и пассива платежного баланса. Ясно, что достижение равновесия даже по одному из названных соотношений вызовет одновременно дисбаланс в одном или нескольких других. Кроме того, на макроэкономический уровень выходит дисбаланс интересов, потребностей и стоящих за ними возможных ресурсов крупных экономических объектов: секторов, отраслей национального хозяйства, регионов, хозяйственных комплексов. Если добавить к этому необходимость сбалансирования потребностей и ресурсов на последующих уровнях хозяйствования, которые интегрируют компоненты потребностей и ресурсов на все вышеперечисленные параметры и объекты регулирования, то придется согласиться, что задача достижения полного экономического равновесия становится иллюзорной. Для реальной экономической действительности (как и для любой экономической системы) свойственно «нормальное состояние «неравновесия», которое отражает на данный момент вынужденное динамическое равновесие действующих в обществе противоречивых сил и тенденций, стереотипов хозяйственного поведения, разнонаправленных интересов. Совокупность множества таких частичных состояний характеризует определенную сбалансированность всех экономических параметров, с большей или меньшей степенью удовлетворяющих потребности с учетом возможностей экономических агентов и, соответственно, отклоняющуюся от состояния идеального равновесия на эту же степень. Поэтому и предполагается периодическое изменение форм и методов воздействия при эволюции экономической системы из одного состояния частичного равновесия в другое, отвечающее улучшению сбалансированности большего количества экономических параметров и обеспечивающее более эффективное использование ресурсов общества.
В западной финансовой теории используется понятие «мультипликатор» для объяснения влияния государственных финансов на производство, измеряемого величиной национального продукта. Экономический анализ Основной вопрос финансового анализа: может ли проект увеличить богатство владельцев предприятия (акционеров)? Ответ на этот вопрос, как было показано в разд. 3.6., можно дать с помощью анализа денежных потоков. Экономический анализ состоит в оценке влияния вклада проекта в увеличение богатства государства (нации). Рассмотрим пример постановки задачи экономического анализа. Пусть компания С занимается производством какого-либо товара при следующих условиях: • государственная организация продает компании сырье по льготным ценам;
• комплектующие элементы, которые импортируются, также продаются компании государством по ценам ниже международных рыночных; • предприятие платит своим рабочим зарплату на уровне стандартов страны; • в результате предприятие продает товары государственному предприятию по ценам, существенно ниже, чем можно было бы продать за рубежом на свободном рынке. Задача заключается в том, чтобы установить выгоду государства от реализации такого проекта, сравнив его со следую-щими вариантами: • продавать компании сырье и комплектующие по рыночным ценам, платить рабочим по мировым стандартам и покупать потом у компании товары по свободным ценам; • покупать аналогичный (главным образом по показателям качества) товар за границей. Таким образом, в процессе экономического анализа необходимо выяснить прибыльность государства, а не владельцев компании от реализации этого проекта. В чем необходимость экономического анализа? Если рынок полностью (идеально) свободный, то экономический анализ проводить не надо, так как то, что выгодно владельцам компании, одновременно выгодно всем остальным. Не претендуя на глобальность последующего определения, перечислим основные черты свободного рынка: • изобилие покупателей и продавцов; • все производственные факторы (труд, капитал, материалы) мобильны; • цены свободно устанавливаются исходя из желаний продавца и покупателя; • нет барьеров для входа новых компаний в рынок. Такую ситуацию следует признать идеальной даже для передовых западных стран. Реально цены на многие товары искусственно изменяются государством (завышаются или занижаются), и очень редко можно оценить экономический вклад проекта, если известен финансовый. Поэтому для крупных инвестиционных проектов помимо оценки их финансовой эффективности принято анализировать экономическую эффективность и экономическую притягательность (т. е. степень соответствия проекта национально приоритетным задачам).
Измерение экономической привлекательности инвестиционного проекта может быть осуществлено по следующей схеме. Шаг 1. Выбирают цели и взвешивают их. Например:
Шаг 2. Для каждого из альтернативных проектов опреде-ляют численную меру достижения каждой цели (в абсолютных значениях или в процентном отношении к лучшему). Для каж-дого проекта вычисляют взвешенное значение комплексного критерия: G0 = 0,3 • w1 + 0,2 • w 2 + 0,15 • w 3 + 0,2 • w 4 + 0,15 w 5. Шаг З. Выбор наилучшего варианта проводится по крите-рию максимума обобщенного критерия. Экономическая эффективность оценивается с учетом стоимости возможной закупки ресурсов и готовой продукции, внутренних цен (которые отличаются от мировых) и многого другого, что является отличительной особенностью страны и не совпадает с мировыми правилами и расценками (например, условия работы с валютами других стран). Укрупнено процедура оценки экономической эффективности имеет вид следующей последовательности. 1. Представить результаты финансового анализа. 2. Сделать новую классификацию затрат и доходов с точки зрения экономического анализа. 3. Перевести финансовые значения в экономические (они не совпадают по причине несоответствия цен и затрат для внешнего и внутреннего рынков). 4. Оценить стоимость других возможностей для использования ресурсов и получения такого же продукта. 5. Исключить все расчеты по внутренним платежам (так как они не изменяют общего богатства страны). 6. Сопоставить ежегодные экономические потоки средств с исходным объемом инвестиции (это будет итог). Еще раз подчеркнем, что экономический анализ обычно проводится для крупных инвестиционных проектов, которые разрабатываются по заказу правительства и призваны решить какую-либо национально значимую задачу. Если предприятие разрабатывает инвестиционный проект по собственной инициативе, самостоятельно привлекая инвестора, то оно в итоге фокусирует общий интерес проекта на выгодах его участников, главным образом тех физических и юридических лиц, которые предоставили финансовые ресурсы для проекта. И если в число этих лиц не входит государство, экономический анализ проекта можно не проводить.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|