Социализация как контекст социального воспитания
Социализация как контекст социального воспитания
Социализация – это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Стадии (этапы) социализации Младенчество (от рождения до года) Раннее детство (1-3 года) Дошкольное детство (3-6 лет) Младший школьный возраст (6-10 лет) Младший подростковый возраст (10-12 лет) Ранний юношеский возраст (15-17 лет) Юношеский возраст (18-23 года) Молодость (23-30лет) и т. д. Средства социализации: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; продукты материальной культуры; элементы духовной культуры; стиль и содержание общения; методы поощрения и наказания; набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций. Механизмы социализации (А. В. Мудрик): 1. Импринтинг (запечатление)- фиксирование человеком на рецепторном и подсознательноном уровнях жизненно важных объектов. 2. Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лица- ми. 3. Подражание следование какому- либо примеру, образцу (произвольное и непроизвольное усвоение социального опыта). 4. Идентификация — процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом. 5. Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек принимает или отвергает те или иные ценности. 6. Традиционный механизм-усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения.
7. Институциональный механизм — усвоение знаний и опыта, социально одобряемого поведения в процессе взаимодействия человека с институтами общества различными организациями. 8. Стилизованный механизм — действует в рамках определенной субкультуры, т. е. личностью усваивается комплекс морально- психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя (эффективность зависит от того, насколько референта для личности данная группа людей). 9. Межличностный механизм - функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Происходит межличностный перенос благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Факторы социализации. 4 группы 1. Мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. 2. Макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах. 3. Мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут; по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения); по принадлежности к тем или иным субкультурам. 4. Микрофакторы – факторы непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют (семья, группы сверстников, различные организации и т. д. ). Социальное воспитание, сущность и сферы
Социальное воспитание – многомерное понятие. В самом общем виде оно может рассматриваться как помощь человеку е го социализации, в интеграции его в конкретное общество, в гармонизации его адаптированности в обществе и обособленности в нем. Социальное воспитание обеспечивает целенаправленное овладение различными социальными ролями в разных сферах жизнедеятельности (семейной, профессиональной, досуговой), социальными установками и ценностными ориентациями, развитие человека как личности, индивидуальности, субъекта собственной жизни и социального творчества.
Воспитание - относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется. Социальное воспитание понимается как планомерное создание условий для относительно целенаправленного личностного, индивидуального и субъектного становления и формирования ценностных ориентаций человека в процессе его социализации. Направления социального воспитания: — индивидуальная помощь ребенку в кризисной ситуации (в семье, школе, сообществе сверстников), когда необходимо восстановить физическое, психическое и социальное здоровье ребенка (подростка); — защита прав ребенка на достойную жизнь; — охрана здоровья ребенка – физического, психического, нравственного; — организация разнообразной деятельности ребенка – социальной, трудовой, досуговой; — помощь в выработке умения принимать самостоятельные решения в организации своей жизни. Социальное воспитание направлено, с одной стороны, на формирование гуманитарного отношения к детям, переживающим трудности в процессе социализации, с другой – на воспитание гуманитарной позиции у самих детей и подростков. Гуманитарные отношения предполагают признание семьей, школой, обществом в целом «непохожести ребенка» на других и принятие его со своими особенностями; признание у него качеств, свойственных всем людям, объединяющих их и являющихся основой взаимодействия между ними
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|