6. Несплавления и непровары
Классификация несплавлений и непроваров (400) по ГОСТ Р ИСО 6520-1-2012: · несплавление (401) — отсутствие соединения между основным и наплавленным металлом или между отдельными слоями (валиками): · по расплавляемой поверхности (рис. 17, а); · между валиками (рис. 17, а); · в корне сварного шва (рис. 17, а); · микронесплавление (рис. 17, б). · непровар (402) – различие между фактической и номинальной глубиной проплавления; · непровар в корне сварного шва (4021) – неполное проплавление поверхностей в корне сварного шва (рис. 17, в); · шипы (403) – крайне неравномерное проплавление, которое может возникать при электронно-лучевой и лазерной сварке и выглядит как зубья пилы, может включать полости, трещины, усадку и т. д. Непровары и несплавления являются одними из наиболее опасных дефектов сварных швов, и могут также сопровождаться присутствием пор и оксидных включений. В результате образования этих дефектов снижается сечение шва и возникает местная концентрация напряжений, что в конечном итоге снижает прочность сварного соединения и приводит к разрушению сварной конструкции. Несплавление появляется из-за отсутствия металлической связи (литой зоны) между основным металлом сварного шва и свариваемым металлом или между отдельными валиками сварного шва (рис. 18, а, б, в). Зона несплавления образуется при повышенных скоростях сварки, если к моменту заполнения разделки металлом сварочной ванны жидкая пленка, покрывающая ее поверхность, успела закристаллизоваться, а запас теплоты, накопленный в сварочной ванне, недостаточен для повторного расплавления основного металла. Рис. 17. Классификация несплавлений и непроваров по ГОСТ Р ИСО 6520-1-2012: а — несплавление; б — микронесплавление; в – непровар
Возможные причины образования несплавлений в сварных швах: · плохая очистка металла от окалины, ржавчины и грязи; · большая скорость сварки; · большой разрыв по времени между образованием полости жидкой ванны и ее заполнением при электрошлаковой сварке; · низкая квалификация сварщика. Способы предупреждения несплавлений в сварных швах: · качественная подготовка сварного соединения с соблюдением его геометрических размеров; · снижение скорости сварки; · увеличение коэффициента формы провара; · применение мер, обеспечивающих уменьшение разрыва по времени между образованием сварочной ванны и кристаллизацией сварного шва (сварка на спуск наклонным электродом углом вперед, с подогревом и др. ); · обеспечение хорошего смачивания жидким металлом сварочной ванны твердых поверхностей основного металла. Непровар появляется из-за наличия тонкой прослойки окислов, а иногда и грубой шлаковой прослойки внутри швов (рис. 18, г, д, е). Рис. 18. Несплавления и непровары в сварных швах: а — несплавление по расплавляемой поверхности; б, в — несплавление между валиками; г – непровар в корне одностороннего шва; д — непровар в корне двустороннего шва; е — непровар в угловом шве Причины образования непроваров в сварных швах: · плохая очистка металла от окалины, ржавчины и грязи; · малый зазор в стыке; · излишнее притупление и малый угол скоса кромок; · недостаточная величина тока или мощности горелки; · большая скорость сварки; · смещение электрода в сторону от оси шва; · недостаточный прогрев основного металла в начале процесса автоматической сварки под флюсом и электрошлаковой сварки; · вынужденные перерывы в процессе сварки; · неравномерное прилегание формирующей подкладки к обратной стороне сварного шва; · плохая очистка предыдущих слоев шва;
· большой объем наплавленного металла. Способы предупреждения непроваров в сварных швах: · правильно выбирать разделку кромок; · качественно подготавливать сварное соединение с соблюдением его геометрических размеров; · сварку вести на короткой дуге и пониженной скорости; · строго соблюдать режимы сварки; · применять выводные планки при автоматической сварке под флюсом. Непровары и несплавления обнаруживаются неразрушающими методами контроля: ультразвуковым или радиографическим, магнитными методами (для сталей), а также методами разрушающего контроля – на макрошлифах и изломе сварного шва. Вопрос о допустимости непроваров и несплавлений решается в зависимости от условий эксплуатации конструкции. Дефектные участки швов с непроварами и несплавлениями удаляют до основного металла воздушно – дуговой строжкой, а также любым механическим способом (абразивным кругом, электро- или пневмозубилом, фрезами и т. д. ). Затем производится заварка дефектного участка и его контроль участка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|