Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Размышления о «чувстве слова»




А действительно, что это такое? Педагоги отвечают, что без чувства слова человек, даже знаток орфографических правил, никогда не станет грамотным.

Чувство слова – это, во-первых, знание языковых законов и системных связей, благодаря которым человек не умеет делать ошибки, пишет и говорит правильно. Вспоминается пушкинское: «Как уст румяных без улыбки, Без грамматической ошибки...» Обычно говорят: «Он Пушкин, ему можно». В Лицее звали его Французом потому, что по-французски он заговорил раньше, чем по-русски, и даже первые стихи у него были на французском! Невозможность представить русской речи без ошибки для Пушкина объясняется не только влиянием форм (в данном случае русских и французских), но прежде всего тем же чувством слова, прямо-таки заставляющим нас делать ошибки там, где сами правила противоречат грамматическим моделям.

Прислушаемся: многие говорят «звОнит» – не грамматическая, но всё же ошибка. Между тем влияние давнего процесса переноса ударения на основу очевидно: гонит, стонет, тонет, клонит. То же проявляется и на письме. Даже при знании многочисленных моделей русского языка, их взаимовлияния без чувства слова выбрать необходимую модель тяжело!

Чувство слова... Оно формируется активной работой над книгой, над речью, над эстрадными миниатюрами, над политическими выступлениями, над текстом лекции в институте. Но развивается оно и в процессе создания обычного школьного сочинения. Приступая к написанию, всегда необходимо помнить о том, что в разных ситуациях одно и то же слово может звучать по-разному, что слово – это не только феномен, отличающий человека от животного мира, но и сила, данная ему, и важно умело ею воспользоваться. Слово полководца определяет участь сражений и народов. Слово оратора начинало и заканчивало столкновения между государствами.

Слово может ранить, и не метафорически. Горький, писавший «Жизнь Матвея Кожемякина», так ясно увидел внутренним взором рану героя, что сам рухнул без сознания, а тонкая струйка крови сочилась из груди писателя, образуя тёмное пятно на рубашке. Гоголь писал смешные рассказы, чтобы развеселить себя, когда случалась депрессия. А Байрон за четыре ночи написал поэму «Абидосская невеста», чтобы отогнать душившие его слёзы. Написал – и

понял, что настроение изменилось, что горечь и приступы самобичевания передались бумаге, на которой темнели строки законченной поэмы.

Власть человека над языком, умение выразить тончайшие колебания души и самые заветные мысли – это и есть «чувство слова». Умение создавать каламбуры, как и умение сочинять стихи «на спор», а то и перед зрительным залом – безусловное проявление «чувства слова». Никита Богословский не только известный композитор, но и обладавший этим чувством мастер остроумных розыгрышей, содержавших шутку, а иногда и насмешку.

И становится очевидным, что чувство слова – одно из важнейших и очень редких качеств человека, который умеет создавать, который видит то, что сокрыто от остальных, который может метко и остроумно ответить собеседнику или удивить его яркой мыслью или неповторимой строкой. Умение грамотно писать. Умение быть творцом. Остроумие. Возможность относиться к слову так, как дети: уважительно, удивлённо и восхищённо. 449 слов По А. Мурашову*

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Подберите и изложите аргументацию к тезису, содержащемуся в последнем абзаце.

Текст 11

РОДИНА

Мне сказочно повезло: я увидел свет в городе Смоленске. Повезло не потому, что он несказанно красив и эпически древен – есть множество городов и красивее, и древнее его, – повезло потому, что Смоленск моего детства ещё оставался городом-плотом, на котором искали спасения тысячи терпящих бедствие. И я рос среди людей, плывущих на плоту.

Город превращают в плот история с географией. Географически Смоленск – в глубокой древности столица могущественного племени славян-кривичей – расположен на Днепре, вечной границе между Русью и Литвой, между Московским великим княжеством и Речью Посполитой, между Востоком и Западом, Севером и Югом, между Правом и Бесправием, наконец, потому что именно здесь пролегла пресловутая черта оседлости. История раскачивала народы и государства, и людские волны, накатываясь на вечно пограничный Смоленск, разбивались о его стены, оседая в виде польских кварталов, латышских улиц, татарских пригородов, немецких концов и еврейских слободок. И всё это разноязыкое, разнобожье и разноукладное население лепилось подле крепости, возведённой Федором Конем ещё при царе Борисе, и объединялось в единой формуле: житель города Смоленска.

…Здесь искали убежища еретики всех религий, и сюда же стремились бедовые москвичи, тверяки и ярославцы, дабы избежать гнева сильных мира сего. И каждый тащил свои пожитки, если под пожитками понимать национальные обычаи, семейные традиции и фамильные привычки. И Смоленск был плотом, и я плыл на этом плоту среди пожитков моих разноплеменных земляков через собственное детство.

…Я вижу нашу комнату в домике на Покровской горе: тогда она казалась мне огромной, потому что свет керосиновой лампы не в силах был растопить темень в её углах. Я сижу за столом, и мой подбородок упирается в книгу. Бабушка только что научила меня читать (подозреваю, чтобы я ей не мешал), и я громко читаю, а за столом чинно пьют чай старые женщины…

А я громко читаю, ещё не ведая, что плыву на плоту и что люди делятся не на русских, поляков, евреев или литовцев, а на тех, на кого можно положиться и на кого положиться нельзя. Это проверенное деление: плот только-только оправился от урагана, имя которому «Гражданская война», и его пассажиры очень хорошо знают, что значит всегда быть настоящим мужчиной, ну а женщиной – тем более.

… Запомнилось мне детство … Храмом. Двери этого Храма были распахнуты во все стороны, и никто не стремился узнать имя твоего бога и адрес твоего исповедника, а назывался он Добром. И детство, и город были насыщены Добром, и я не знаю, что было вместилищем этого Добра – детство или Смоленск.

– Эй, ребятишки, донесите-ка бабушке кошёлку до дома!

Так мог сказать – и говорил! – любой прохожий любым ребятам, игравшим на горбатых смоленских улицах. Прохожий мог быть русским или эстонцем, поляком или татарином, цыганом или греком, а старушка – тем более: это было нормой. Помощь была нормой, ибо жизнь была неласкова. Конечно, помощь – простейшая форма Добра, но любой подъём начинается с первого шага… 448 слов По Б. Васильеву*

Творческое задание. Напишите подробное изложение, передав содержание текста от III-его лица. Поразмышляйте, как соотносятся понятия «интернационализм» и «патриотизм». Что они значат для вас?

Текст 12

ПОДВИГ МИКЛУХО-МАКЛАЯ

Зимой 1872 года все газеты мира облетело известие, что молодой русский учёный, отважный исследователь северо-восточного берега Новой Гвинеи, Николай Николаевич Миклухо-Маклай убит и съеден дикарями. Встревоженное этим сообщением русское правительство поручило клиперу «Изумруд», совершавшему кругосветное плавание, выяснить, действительно ли Маклай погиб.

Девятнадцатого декабря моряки «Изумруда» увидали на приближающемся берегу высокие, покрытые облаками горы. Под белым слоем облаков на крутых склонах гор чернел густой лес. Лавируя меж коралловых рифов, клипер медленно и осторожно входил в залив.

Сцена встречи была самая торжественная. Разукрашенные оружием и головными уборами папуасы чинно сидели на своих местах в пироге, а между ними на возвышении помещался худой и обросший Маклай... Во фланелевой рубахе, в гамашах, с кинжалом за поясом, с сумкой через плечо, он был настоящим Робинзоном Крузо. К удивлению и радости русских моряков, явившихся на выручку путешественника, оказалось, что он цел и невредим и не только не нуждается в защите от папуасов, но папуасы уважают и чтут его как своего лучшего друга, слушаются беспрекословно и готовы исполнить малейшее его желание.

Миклухо-Маклай прожил среди папуасов Новой Гвинеи несколько лет. У него были с собой и револьвер, и мины, но он не имел нужды пускать оружие в ход. Из его записок мы видим, что папуасы сначала грозили ему смертью, но через несколько месяцев, убедившись в дружелюбии путешественника, сами стали платить ему дружбой. Миклухо-Маклай лечил папуасов от лихорадки и ран, учил их пользоваться стальными орудиями, сажать полезные растения. Он был с ними так правдив, так твёрдо и неуклонно держал своё слово, что у них сложилась поговорка: «Слово Маклая – одно». Папуасы так уважали учёного, что ему достаточно было произнести «войне не бывать», чтобы остановить бессмысленную междоусобную распрю.

В то время среди учёных, изучавших происхождение человеческих племён, шли напряжённые споры. Одни утверждали, что все человеческие племена, все народы произошли от единого корня, от единого ствола, что разный уровень культуры народов зависит не от врождённых свойств, а от пройденного ими исторического пути. Другие

учили, будто народы произошли от разных, чуждых друг другу корней и в силу этого неравноценны: «белые» якобы самой природой предназначены для господства, «цветные» – для подчинения.

Папуасы были людьми каменного века: они не знали железа и стекла; они умели поддерживать огонь, но не умели его разводить. Спички казались им чудом. Изучая их жизнь, Миклухо-Маклай изучал раннюю стадию развития человечества. Учёный понимал, что, посещая деревни папуасов, наблюдая, как они возделывают землю, плетут изгороди, охотятся, он как бы совершает путешествие в каменный век. Наука обязана ему ценными сведениями о климате, о животных, о растениях Новой Гвинеи и, главное, о темнокожих её обитателях.

Тщательно собирая коллекции, Маклай не сделался учёным-педантом. Он не только изучал папуасов, – он хотел спасти их от надвигающегося порабощения. Его занимало не только прошлое и настоящее народа, но и будущее. Потому он и был великим учёным. (449 слов) По Л. Чуковской

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Расскажите о великом учёном, который, как и Миклухо-Маклай, думал о будущем народа.

Текст 13

САД

Среди записных книжек Чехова есть одна, до сей поры неопубликованная. На обложке надпись: «Сад». В ней около двухсот названий – по-русски и по-латыни – высаженных им в ялтинский грунт деревьев и кустарников. Названия звучат экзотически: тюльпанное дерево, мыльное дерево, сакура, рододендрон и другие.

Сад был ещё одним актом творчества Чехова. Он растил его по тщательно обдуманному плану: так создают художественное произведение.

Участок каменистого с корявым выродившимся виноградником косогора в Крыму Чехов купил в долг. Для этого он подписал кабальный договор с книгоиздателем.

Мария Павловна, сестра Чехова, навсегда запомнила тот день, когда брат привёл её, чтобы показать клочок дикой земли весь в камнях и чертополохе, и стал увлечённо рассказывать, что и как здесь будет. Размечтавшись, они будто въявь видели розы, гроты, фонтаны... В действительности же участок пришлось долго выравнивать, спотыкаясь о камни.

А в феврале 1900 года Чехов пишет жене: «В саду из 70 роз, посаженных осенью, не прижились только три. Лилии, ирисы, тюльпаны, туберозы, гиацинты – всё это ползёт из земли. Верба уже зазеленела... Цветёт миндаль... Я по всему саду наставил лавочек, не парадных с чугунными ногами, а деревянных, которые выкрашу зелёной краской. Сделал три моста через ручей. Сажаю пальмы...»

В своём молодом саду Чехов пытался сочетать север и юг: посадил рядом с эвкалиптом берёзку.

Уезжая ненадолго из Ялты, Чехов давал сестре строгие наставления: «Милая Маша, то растение, что у меня в кабинете луковицей наружу, надо поливать раз в три дня. Берёзу раз в неделю тремя вёдрами. Камелию и азалию дождевой водой. Эвкалипт находится среди камней и хризантем, его поливать возможно чаще, каждый день».

При таком уходе зацвели акации, принялись пирамидальные тополя. И сейчас в саду в Ялте около 800 деревьев, некоторые из них помнят прикосновение рук Чехова. Если бы у деревьев была память, они рассказали бы, как высокий узкоплечий человек в застёгнутом наглухо чёрном пальто выходил в сад, держа садовые ножницы, подвязывал розы. а за ним по дорожкам ходил журавль, у ног крутилась беспородная дворняга Каштан.

Чехов завёл связи с зарубежными садоводствами. До сих пор в ящиках рабочего стола Чехова лежат пришедшие уже после его смерти нераспечатанные бандероли: каталоги немецких садовнических фирм.

Сад Чехова продуман и спланирован так, чтобы цвести круглый год: отцветает что-то одно и тотчас зацветает другое. Английский философ Фрэнсис Бэкон назвал этот принцип садоводства с круговоротом цветения «вечной весной».

Через 80 лет принципом чеховского сада с его «вечной весной» заинтересовались: в санаториях и домах отдыха, работающих на юге круглый год, людям, приехавшим поздней осенью или зимой, дорого ощущение «вечной весны».

Известна отмеченная Чеховым в его записной книжке восточная мудрость: «Каждому дана возможность оставить след на земле: вырыть колодец, воспитать человека или посадить дерево».

Чехов посадил сад. (429 слов) По В. Лакшину

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Если бы и у вас появилась возможность вырастить свой сад, то каким бы он был, кто бы стал гостем этого сада и почему?

Текст 14

ЗАМЕТКИ О ПАТРИОТИЗМЕ

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству и человеческой культуре.

Истинный патриотизм – это первая ступень к действенному интернационализму. Когда я хочу представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. Крошечная планета, на которой мы все живем, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отдаленных друг от друга миллионами световых лет!

Человек живет в определённой окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Человечество тратит миллиарды и миллиарды на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также природу, которая даёт людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы хорошо известна.

Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией. Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его "духовной оседлости", для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности. А между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды во всех ее взаимосвязях…

Вот, к примеру, после войны в Ленинград вернулось, как известно, далеко не всё довоенное население, тем не менее, вновь приехавшие быстро приобрели те особые, ленинградские, черты поведения, которыми по праву гордятся ленинградцы. Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только

современность, но и прошлое своих предков. История открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже врата. Жить там, где жили революционеры, поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи – значит обогащаться духовно.

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, — значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. 448 слов По Д. Лихачёву*

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Дополните текст собственными размышлениями о том, что есть истинный патриотизм.

*Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор, председатель правления Российского фонда культуры(1986–1993). Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы и русской культуры.

Текст 15

ТРОПА ДЛИНОЮ В ЛЕТО

Приходилось ли вам ходить рыбачьей тропкой? Это самая длинная из всех троп. Обыкновенные лесные и полевые дорожки торопятся поскорее привести путника куда ему надо. Но если ступишь на рыбачью тропу, не скоро доберёшься до дому: куда река течёт, туда и тропа вьётся. В ином месте, если пойдёшь тропой-береговушкой, часа два проходишь. То вы бежит она на весёлую ромашковую поляну, то ужом проползёт под корнями, свисающими с крутого обрыва, подмытого половодьем, то затеряется в прибрежном песке.

Едва только на реке зачернеют промоины, рыбак-непоседа уже укладывает свои нехитрые пожитки. И ведь знает: рано выходить с удочкой, но утерпеть не может. Так радостно журчат вешние потоки, такая вокруг благодать, что рыболов дома места не находит. И, приняв решение, отчего на сердце сразу становится легко, отправляется по рыбачьему первопутку. Идёт целиной, посеревшей, изъеденной туманами. Проваливается в снег, осторожно, опираясь на удилище, скользит по наледям, залитым коричневатой водой, и наконец выбирается на берег.

Тропа не пустует ни днём ни ночью. В любое время суток кто-нибудь и где-нибудь шагает берегом реки. Субботним летним вечером пригородные поезда и автобусы, ощетинившись лесом удилищ, развозят рыболовов по всем дорогам. Один за другим, растянувшись на много десятков километров, соскакивают удильщики на полустанках и разъездах, сходят с автобусов у просёлочных дорог и тихих деревушек и тотчас теряются в зелёных просторах, в густеющих сумерках. Весёлыми компаниями или в одиночку пробираются они к заветной тропе.

Здесь рыболовы чувствуют себя дома. Гостеприимная тропа быстро разведёт их по излюбленным местам. Одних – к таинственному мельничному омуту, тускло мерцающему отражением звёздной россыпи. Других – на самый кончик песчаной косы на перекате. Третьих – под старые сонные вётлы, склонившиеся над глубоким плёсом. Да мало ли знает рыбачья тропа укромных добычливых местечек! Вот у края кувшинок, закрывающих на ночь свои белые розетки, поднялся водяной бурун. Серебряными брызгами запрыгала рыбья молодь, закачались на круговых волнах широкие лопухи. Ставьте поскорее снасть и ожидайте поклёвки щуки. А у коряги забросьте снасть на сома. Не хотите? Тогда ступайте на крутой обрыв, где у самого дна забились на линьку раки.

Тихо и покорно догорела вечерняя заря. У кого есть – натянуты палатки, у кого нет – принесены охапки сена, ивовых прутьев. Собран сушняк в прибрежных кустах. И вспыхивают один за другим весёлые рыбацкие костры, вспыхивают по всей береговой тропе. Похоже, что кто-то включил рубильник, и тотчас на всём протяжении великого пути рыболовов засияли дорожные маяки. Это, пожалуй, самые счастливые, самые безмятежные минуты для тех, кто пришёл на берег из душного города.

Ярко горит пламя, поёт и пенится в костре сырая ветка, взлетают и гаснут хороводы искр. А в котелке булькает рыбацкая уха, приправленная лавровым листом и надвое разрезанной луковицей. Нет в мире более заманчивого лакомства, чем окуневая уха, сваренная на берегу летней ночью! (436 слов) По Е. Носову

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Расскажите о своём хобби, включив в сочинение историю о хобби одного из литературных героев.

Текст 16

У-А... У-А!

Я проживал тогда в Швейцарии... Я был очень молод, очень самолюбив и очень одинок. Мне жилось тяжело и невесело. Ещё ничего не изведав, я уже скучал, унывал и злился. Всё на земле мне казалось ничтожным и пошлым, и, как это часто случается с очень молодыми людьми, я с тайным злорадством лелеял мысль... о самоубийстве. «Докажу... отомщу...» – думалось мне... Но что доказать? За что мстить? Этого я сам не знал. Во мне просто кровь бродила, как вино в закупоренном сосуде... А мне казалось, что надо дать этому вину вылиться наружу и что пора разбить стесняющий сосуд... Байрон был моим идолом, Манфред моим героем.

Однажды вечером я, как Манфред, решился отправиться туда, на темя гор, превыше ледников, далеко от людей, где нет даже растительной жизни, где громоздятся одни мёртвые скалы, где застывает всякий звук, где не слышен даже рёв водопадов!

Что я намерен был там делать, я не знал... Быть может, покончить с собою?!

Шёл я долго, сначала по дороге, потом по тропинке, всё выше поднимался, всё выше. Я уже давно миновал последние домики, последние деревья... Камни, одни камни кругом; резким холодом дышит на меня близкий, но уже невидимый снег; со всех сторон чёрными клубами надвигаются ночные тени.

Я остановился наконец.

Какая страшная тишина!

Это царство Смерти.

И я здесь один, один живой человек, со всем своим надменным горем, и отчаяньем, и презреньем... Живой, сознательный человек, ушедший от жизни и не желающий жить. Тайный ужас леденил меня – но я воображал себя великим!..

Манфред – да и полно!

– Один! Я один! – повторял я, – один лицом к лицу со смертью! Уж не пора ли? Да... пора. Прощай, ничтожный мир! Я отталкиваю тебя ногою!

И вдруг в этот самый миг долетел до меня странный, не сразу мною понятый, но живой... человеческий звук... Я вздрогнул, прислушался... звук повторился... Да это... это крик младенца, грудного ребёнка!.. В этой пустынной, дикой выси, где всякая жизнь, казалось, давно и навсегда замерла, – крик младенца?!!

Изумление моё внезапно сменилось другим чувством, чувством задыхающейся радости... И я побежал стремглав, не разбирая дороги, прямо на этот крик, на этот слабый, жалкий и спасительный крик!

Вскоре мелькнул предо мною трепетный огонек. Я побежал ещё скорее – и через несколько мгновений увидел низкую хижинку.

Я толкнул полураскрытую дверь – и так и ворвался в хижину, словно смерть по пятам гналась за мною...

Прикорнув на скамейке, молодая женщина кормила грудью ребёнка, её муж сидел с нею рядом.

Они оба уставились на меня, но я ничего не мог промолвить, я только улыбался и кивал головою...

Байрон, Манфред, мечты о самоубийстве, моя гордость и моё величье, куда вы все делись?..

Младенец продолжал кричать – и я благословлял и его, и мать его, и её мужа...

О горячий крик человеческой, только что народившейся жизни, ты меня спас, ты меня вылечил! 447 слов По И. Тургеневу*

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Поразмышляйте, какие ценности утверждает И.С. Тургенев в своём стихотворении в прозе и как они соотносятся с вашей ценностной системой?

Текст 17

МИР ПОЛОН ЧУДЕС

Мир полон чудес. Они окружают каждого из нас с первых минут появления на свет, поскольку сама жизнь – высшее чудо, выпавшее на долю каждого живущего.

В детстве нам всё кажется загадочным и таинственным. Удивление вызывает и встающая над рекой радуга, и тикающие на стене часы, и огонь на кончике спички. Но, подрастая, мы уже не будем пытаться разломать радиоприёмник, надеясь обнаружить там дядю, передающего последние известия. Знания, накопленные цивилизацией за многие тысячелетия, казалось бы, надёжно защитили современного человека от всего, что вызывало суеверный ужас у его далёкого предка. Никто из нас уже не боится солнечного затмения, не кидается прочь от грохочущего на киноэкране паровоза. Открыты тысячи законов, подробно и убедительно объясняющие многие явления природы. Многие, но далеко не все. Похоже, природа затеяла с человеком странную игру: каждая разгаданная тайна замещается двумя, тремя, десятью новыми, ещё более сложными для понимания. Так, изобретённые летательные аппараты, поднявшие человека в воздух, помогли ему увидеть изображённые на земле гигантские рисунки и иероглифы, предназначение которых непонятно до сих пор. Освоенный археологами метод радиоуглеродного анализа для определения возраста древних сооружений указал на удивительное несоответствие: высокая техника исполнения строительных работ предполагала использование совершенных механизмов, которыми зодчие древности обладать не могли.

Оказывается, даже растения способны удивлять тех, кто считает их только примитивными потребителями удобрений, воды и света. Появление в научно-исследовательских лабораториях такого прибора, как осциллограф, заставило биологов по-новому взглянуть на «бесчувственные» растения, которые, как оказалось, могут испытывать и страх, и радость. Например, благодаря созданию комфортной эмоциональной среды строителю из графства Йоркшир в Англии удалось вырастить самую большую в мире луковицу – около пяти килограммов. На вопрос, как ему это удалось, он ответил, что каждый день ласково разговаривал с ней и включал на огороде музыку Моцарта. В другом случае замечено, что мысленное благожелательное воздействие на пшеницу способно увеличить длину ростков на восемьдесят процентов. А при окружении побегов эмоциями раздражения, недовольства, рост их сокращался на сорок процентов по сравнению с контрольным вариантом.

Дистанционное воздействие человека на растения было подтверждено и другим прибором – энцефалографом. Электроды устанавливались на листьях цветка. Человек усаживался в кресло на расстоянии одного-трёх метров и начинал концентрироваться на мысли, что собирается цветок сломать. Прибор сразу же записывал реакцию цветка. Если же рядом находились два растения, а «зловещие» мысли человек направлял только на одно, второе растение пребывало в покое. Но стоило на «глазах» одного цветка сломать другой, электрофизиологические реакции на приборе оказывались почти одинаковыми.

Можно долго перечислять таинственные и загадочные явления, с которыми сталкиваются люди. Одни факты, считают исследователи, можно объяснить уже сегодня. Другие обрастают многочисленными версиями, а третьи вообще не укладываются в сознании. Их разгадка будет доступна человеку в далёком будущем. (424 слова) По энциклопедии «Я познаю мир»

Творческое задание. Напишите подробное изложение. «Мир полон чудес», – утверждает автор статьи из энциклопедии. Расскажите о том, как вы познаёте мир.

Текст 18

УРОДИНА

Я живу на новостройке. Наш дом ещё не телефонизировали, поэтому возле него установлена будка телефона-автомата.

Однажды моей соседке Полине Ивановне сделалось плохо с сердцем. Возле будки телефона-автомата скопилось достаточно много народа, я объяснил, в чём дело, и меня пропустили вне очереди. Однако оказалось, что вызвать неотложку не так-то просто: то абонент оказывался занят, то почему-то не снимали трубку.

И вдруг дверца кабины распахнулась, и через моё плечо нажали на рычаг. Передо мной стояла девушка лет двадцати. Очень красивая. Той редкой, бросающейся в глаза красотой, о которой поэт говорил: «Слепой лишь её не заметит…». Подобная красота – столь же редкий дар природы для человека, как талант или даже гениальность. И поэтому поражает.

– Мне надо позвонить, – сказала девушка.

«Мне надо!» – для неё это уже значило всё.

– Меня там ждут. Я спешу! Вы понимаете это?! – добавила она с раздражением в голосе: мол, мне некогда, а тут некоторые… Она выразительно посмотрела на меня…

– Ну и что? – возмущённо раздалось из очереди. – Не мешайте гражданину.

Я приготовил другую монету, но она выскользнула у меня из рук и покатилась по тротуару.

Пока мне помогали её поднять, девушка впорхнула в будку и набрала нужный ей номер.

– Что же вы её пропустили? – укоризненно сказал я мужчине, стоящему перед дверью первым.

– Себе дороже будет! – усмехнулся он.

Девушка разговаривала в будке громко, не обращая на посторонних внимания, поэтому слышно было всем.

– Серёжа! – кричала она. – Как договорились, жду на условленном месте.

Видимо, абонент что-то пробурчал недовольно, сделал ей какое-то замечание, девушка оглянулась на нас:

– Да тут всякие...

Она неторопливо повесила трубку и величаво прошла мимо нас, гордо вскинув подбородок, а возле меня она приостановилась и шепнула так, чтоб не слышно было другим:

– Уродина!..

Во второй раз я дозвонился быстро, продиктовал адрес и поспешил к лифту, помня, что Полина Ивановна в квартире осталась одна.

Полина Ивановна лежала на кровати, прикрыв глаза.

– Сейчас приедет неотложка.

– Спасибо.

– Как вы себя чувствуете?

– Лучше.

Полина Ивановна молчала. И я молчал, не зная, что говорить, что делать.

Неожиданно в комнату вошла знакомая мне девушка, которую я видел у телефонной будки.

– Вы здесь?! – сказала она с нескрываемым возмущением.

– Моя внучка, – светлея лицом, прошептала Полина Ивановна.

– Так это вы не для себя звонили? Для других старались? – спросила девушка, с любопытством рассматривая меня.

– Бабусик, я пойду, – обратилась она к Полине Ивановне. – Один парень взял на меня билет в кино на «Покаяние». Что у кинотеатра делается! Психоз какой-то! А ты побеседуй с этим джентльменом. Приятная компания. Ну, помчалась. Целую!

Неотложка пришла через несколько минут. Возможно, девушка встретилась с врачом где-нибудь у лифта. Полину Ивановну осмотрели и сказали, что необходимо срочно отправить её в больницу. Положили на носилки, закрыли одеялом до подбородка и унесли.

Я смотрел в окно и удивлялся, почему машина так долго стоит у нашей парадной. Наконец она ушла. А на другой день я узнал, что ещё в лифте Полина Ивановна умерла. 460 слов По П. Васильеву*

Творческое задание. Напишите подробное изложение, передав содержание текста от III-его лица. Объясните смысл названия рассказа Павла Васильева.

Текст 19

УТРО

Самое лучшее в мире – смотреть, как рождается день!

В небе вспыхнул первый луч солнца – ночная тьма тихонько прячется в ущелья гор и трещины камней, прячется в густой листве деревьев, в кружевах травы, окроплённой росою, а вершины горы улыбаются ласковой улыбкой. Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю, кланяются и поют: «Приветствуем вас, владыка мира!»

Доброе солнце смеётся: эти волны всю ночь, играя, кружились, кружились, и теперь они такие растрёпанные, их зелёные одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны.

«Добрый день! – говорит солнце, поднимаясь над морем. – Добрый день, красавицы! Но – довольно, тише! Детям невозможно будет купаться, если вы не перестанете так высоко прыгать! Надо, чтобы всем на земле было хорошо, не правда ли?»

Из трещин камней выбегают зелёные ящерицы и, мигая сонными глазками, говорят друг дружке: «Сегодня будет жарко!»

Отягощённые росою, шаловливо покачиваются цветы, как они красивы утром, в уборе росы! Напишите-ка словами маленькие портреты цветов. Попробуйте, это легко – они такие простые...

Хитрые штучки! Превосходно знают, что невозможно человеку описать словами их милую красоту, и – смеются!

Цветы гордо улыбаются, потягиваясь к солнцу, его лучи горят в каплях росы, осыпая лепестки и листья блеском бриллиантов. А над ними уже кружатся золотые пчёлы и осы, кружатся, жадно пьют сладкий мёд, и в тёплом воздухе льётся их густая песня.

Проснулись красногрудые малиновки; стоят, покачиваясь на тонких ножках, и тоже поют свою песню тихой радости. Птицы лучше людей знают, как это хорошо – жить на земле! Малиновки всегда первые встречают солнце. Перья на грудках этих птичек окрашены в цвет утренней зари. В кустах прыгают весёлые чижи, они похожи на уличных детей, такие же озорники и так же неустанно кричат.

Гоняясь за мошками, мелькают ласточки и стрижи, точно чёрные стрелы, и звенят радостно и счастливо. Хорошо иметь быстрые, лёгкие крылья!

Вздрагивают ветви пиний – пинии похожи на огромные чаши, и кажется, что они налиты светом солнца, как золотистым вином.

Просыпаются люди, те, для которых вся жизнь – труд; просыпаются те, кто всю жизнь украшают, обогащают землю.

Умей любить солнце, источник всех радостей и сил, и будь весел, добр, как для всех одинаково доброе солнце.

Проснулись люди, и вот они идут на свои поля, к своему труду. Солнце смотрит на них и улыбается: оно лучше всех знает, сколько сделано людьми доброго на земле. Оно, когда-то, видело её пустынной, а ныне вся земля покрыта великой работой людей – наших отцов, дедов, прадедов.

Ах, они превосходно работали, наши предки, есть за что любить и уважать великую работу, сделанную ими всюду вокруг нас!

Над этим не мешает подумать, дети. Сказка о том, как люди работали на земле, – самая интересная сказка мира!.. 421 слово

По М. Горькому*

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Поразмышляйте над словами М. Горького: «Сказка о том, как люди работали на земле, – самая интересная сказка мира!..»

Текст 20

УЧИТЕЛЬ

В шестом классе пришёл новый классный руководитель, Виктор Юльевич Шенгели, литератор.

Он сделал перекличку. На фамилии «Свиньин» остановился и сказал: «Хорошая фамилия!» Класс заржал с готовностью, Сенька Свиньин налился краской. Учитель поднял недоумённо брови:

– Да что вы смеётесь? Почтенная фамилия! Был старинный боярский род Свиньиных. Пётр Первый посылал одного Свиньина в Голландию учиться.

Уже через три месяца все смотрели учителю в рот, обсуждали каждое его слово и дёргали губами и бровями точно как он.

И ещё учитель читал стихи. Каждый урок он начинал с какого-нибудь стихотворения. Выбирал причудливо: то общеизвестный «Белеет парус одинокий», то непонятный, но запоминающийся «…и воздух синь, как узелок с бельём у выписавшегося из больницы», то совсем уж какую-то абракадабру:

Стояли холода, и шёл «Тристан».

В оркестре пело раненое море,

Зелёный край за паром голубым.

На все, ну буквально на все случаи жизни был у него заготовлен стишок!

– Мы изучаем литературу! – объявлял он постоянно, как свежую новость. – Литература – лучшее, что есть у человечества. Поэзия – это сердце литературы, высшая концентрация всего лучшего, что есть в мире и в человеке. Это единственная пища для души. И от вас зависит, будете вы вырастать в людей или останетесь на животном уровне.

Когда литература была последним уроком, учитель предлагал:

– Пройдёмся?

Во время первой прогулки речь шла о Пушкине. Но рассказывал о нём Виктор Юльевич так, что возникало подозрение, не учились ли они в одном классе. Оказалось, что Пушкин был картёжник! Оказалось, что он страшно волочился за дамами! К тому же он был большим задирой, а о Москве говорил, что здесь «слишком много тёток».

– В этом доме Пушкин читал своего «Бориса Годунова». Кто коротко перескажет содержание?

Игорь сказал неуверенно:

– Он царевича Лжедимитрия убил.

– Поздравляю вас, Игорь. Вообще-то были две версии. Одна: Борис Годунов убил царевича Димитрия. Вторая: он не убивал царевича Димитрия и

вообще был приличным человеком. Ваша версия с убийством другого человека – Лжедимитрия – полностью меняет представления историков. Не огорчайтесь, история – не алгебра. Точной наукой её не назовёшь. В каком-то смысле литература более точная наука. Что говорит великий писатель, то и становится исто<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...