Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Путь святого Андрея первозванного




В декабре, когда снег покрывает землю, – день памяти Андрея Первозванного.

Там, откуда пришёл он, дети не играют в снежки, не катаются на санках, не лепят снеговиков. Их зима – это наше лето. Нам приятно путешествовать в те края. Но им отправляться в нашу сторону и холодно, и страшно. А Крым для жителей Римской империи был северной ссылкой, некой Сибирью в нашем понимании. Если же наш юг – это их север, то кто мы такие в их глазах, как не жители полуночной, холодной страны, гиперборейцы, дикари?

Зачем из солнечной Палестины, обутый в лёгкие сандалии, приходил к нам на заре христианской веры святой Андрей? Зачем вообще путешествуют люди?

Купцов гонит в дорогу жажда прибыли, непоседливый, азартный, авантюрный характер. Так ли путешествовали апостолы? Нет.

Можно путешествовать, чтобы захватывать чужие города, уводить пленных, грабить. Этот вид путешествий, военный поход, тоже не апостольский.

Можно покидать родные края, спасая жизнь. С древних времён миллионы беженцев, под свист стрел или под звук автоматных очередей, освещённые заревом пожаров, уходят с насиженных мест в поисках безопасности. К апостолам это не имеет никакого отношения.

Есть, наконец, ещё один вид путешествий, выдуманный греками. Это путешествия из любознательности, из желания повидать неизвестные земли, узнать новое, научиться чему-то у жителей незнакомых стран. С апостолами полное несоответствие.

Не беглецы и не захватчики, не авантюристы, не торгаши и не бродячие философы, кто же они такие?

Феномен апостольской проповеди не вписывается ни в одну готовую схему. Человек, к которому прикоснулся огонь, не может стоять на месте. Он реагирует, чувствует боль, он не принадлежит себе. То, что дано ему, – не его собственность. И вот он идёт, готовый дойти до края земли, и проповедует.

Человеческая жизнь коротка, и апостолам надо спешить, потому что против них наточены лезвия мечей и копий, против них собрались на совет мудрецы и сильные земли. Апостолы идут на верную смерть, но не идти не могут.

Они идут в города, где есть науки и ремёсла, где множество людей собраны вместе и, значит, у Слова может быть множество последователей. И снова, как следопыт перед неизвестным следом, останавливается мысль. Зачем Андрей пришёл туда, где нет никаких городов, никакой цивилизации? Только непроходимые леса, малочисленные племена и торговый путь, проходящий через огромные неосвоенные территории.

Приход Андрея, его пророчество удивительны вдвойне. Водрузив крест в стране, о которой никто не слышал, он преподал ей спасительную благодать. А в нашем случае преподал так, что она столетиями ждала своего часа. Не улетела, как облако, и не испортилась, как залежавшаяся пища. Но сияла, подобно солнцу, над головами здесь живущих людей и переливалась над ними радугой, пока не выпала алмазной росой на сердце князя Владимира.

Снег хрустит под ногами, осыпается с дрогнувших веток, летит в лицо. Да… Далеко на север дошли твои, обутые в лёгкие сандалии, ноги, святой Андрей. Спасибо тебе за всё. 449 слов По А. Ткачёву*

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Поразмышляйте над высказыванием М. Горького «В жизни всегда есть место подвигу», включив в текст рассказ о нравственном подвиге вашего современника.

Текст 55

ГЕРОИ БОРОДИНА

К вечеру бой стал затихать. Обе армии стояли одна против другой, обескровленные, измотанные, поредевшие, но готовые к дальнейшей борьбе.

Французы отошли с занятых высот, русские остались там, где стояли в конце сражения.

Кутузов сначала намерен был «заутра бой затеять новый и до конца стоять» и даже распорядился готовиться к продолжению сражения, но когда получил донесение о потерях, – а они превышали 45 тысяч человек убитыми и ранеными, – то никакого иного решения, кроме отступления, он принять не мог. Французы потеряли убитыми и ранеными ещё больше, чем русские, – около 58,5 тысячи солдат и офицеров и 49 генералов. Однако и у них не было выбора – они должны были идти вперёд до конца.

«Великая армия» разбилась о несокрушимую армию России, и потому Наполеон вправе был сказать: «Битва на Москве-реке была одной из тех битв, где проявлены наибольшие достоинства и достигнуты наименьшие результаты».

А Кутузов оценил Бородинское сражение по-иному: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю».

«Двунадесяти языкам» наполеоновского войска, собранного со всей Европы, противостояло ещё большее число российских «языцей», собравшихся со всей империи.

На Бородинском поле плечом к плечу стояли солдаты, офицеры и генералы российской армии, сплотившей в своих рядах русских и украинцев, белорусов и грузин, татар и немцев, объединённых сознанием общего долга и любовью к своему Отечеству.

И потому поровну крови и доблести, мужества и самоотверженности положили на весы победы офицеры и генералы: русский Денис Давыдов, грузин Пётр Багратион, немец Александр Фигнер, татарин Николай Кудашев и турок Александр Кутайсов, России верные сыны.

И всё же, сколь ни ярки были вспышки этой искромётной офицерской доблести, при всей их красивости чем-то напоминали они торжественные огни праздничного фейерверка, в то время как лавинная, всесокрушающая солдатская доблесть была подобна могучему лесному пожару, который неудержимо шёл высокой жаркой стеной, круша и испепеляя всё, что стояло на пути.

История сохранила нам имена героев Бородина, солдат и унтер-офицеров – кавалеров военного ордена Георгия Ефрема Митюхина, Яна Маца, Сидора Шило, Петра Милешко, Тараса Харченко, Игната Филонова и многих иных. Это был российский народ – многоликий, многоязыкий, разный, соединённый в едином государстве общей судьбой.

Это был подлинный патриотизм самой высокой пробы и величайшей чистоты. Народ-патриот выступил на поле Бородина подлинным творцом истории и убедительно доказал и себе самому, и всему миру, что нет на земле большей силы, чем народные массы, сплочённые народными вождями для достижения величественной, понятной и близкой их сердцу цели. (400 слов) По В. Балязину

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Что значит для вас «патриотизм самой высокой пробы и величайшей чистоты»? Расскажите о человеке-патриоте или о патриотическом поступке.

Текст 56

ОТКРЫТИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА

Уже ребёнок двух-трёх лет осознаёт себя как «Я». До этого он говорил про себя: «Мы пойдём гулять», а теперь: «Я пойду гулять». Хотя и в том и в другом случае знает, что пойдёт гулять с бабушкой, мамой или с кем-нибудь ещё.

Подростки интенсивно осознают свои различные психологические и моральные свойства и качества. В первую очередь и главным образом те, которые проявляются в их общении с товарищами (честность – лживость, смелость – трусость), в учёбе и другой деятельности (собранный – разболтанный, трудолюбивый – ленивый).

В ранней юности в развитии самосознания наступает качественно новый этап. В этом возрасте человек открывает свой внутренний мир. Что это значит?

Ребёнок, подросток, как правило, воспринимают свои чувства, эмоции, мысли в тесной связи со своими поступками, действиями окружающих людей, как объективную реакцию на какие-то события жизни. Они размышляют и переживают в связи с каким-то конкретным поводом.

Иначе обстоит дело в юности. Для юноши или девушки их мысли, переживания, чувства как бы отделяются от реальной действительности и существуют сами по себе. Они воспринимаются как сугубо внутренние состояния.

Почти каждый человек (один раньше, другой позже, один внезапно, другой исподволь) обнаруживает, что он всё чаще и чаще как бы отстраняется от всего и всех в своём окружении ради погружения в самого себя. Он замечает, порой и не сознавая этого отчётливо, что внешний мир, различные события собственной жизни интересуют его и вызывают размышления и переживания только тогда или главным образом тогда, когда они дают повод для осмысления самого себя, для осознания своей отличности от окружающих, своей непохожести на них, иногда даже своей уникальности.

Погружение в свой внутренний мир, исследование его преследует на самом деле, так сказать, глобальную цель – поиск смысла жизни.

Все ли заняты поиском смысла жизни? Очевидно, все, но по-разному. Многие не задают себе вопрос: «В чём смысл жизни?» Для многих этот вопрос стоит очень остро. Для многих он предмет почти постоянных размышлений. А для многих он возникает тогда, когда в их жизни что-то не ладится, что-то не удовлетворяет.

Само по себе появление вопроса «В чём смысл жизни?» свидетельствует о том, что наступило время перемен, время выбора и решений.

Ставя перед собой этот вопрос, человек ищет чёткий ответ на него. Не формулируя вопроса, а лишь переживая беспокойство по поводу своей жизни или каких-то её отдельных, важных для него сторон, человек ищет пути устранения этого беспокойства. Но и в том и в другом случае он фактически ищет смысл жизни.

Поиск этот весьма не прост. Хочется найти ответ, который разом бы объяснил и себя, и свою жизнь, и окружающих людей, и своё место среди них и в жизни вообще, и своё сегодня и завтра.

Существует ли такой ответ? (422 слова) По А. Мудрику

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Дайте развёрнутый ответ на вопрос, поставленный автором в конце текста.

Текст 57

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

Человек характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Его жизнь в современном обществе немыслима без каждодневных контактов, встреч со множеством людей, и от того, как осуществляются эти контакты, как ведут себя в отношениях друг с другом люди, зависит очень многое. Представьте себе обстановку в городском транспорте в часы «пик». Стоит кому-то не сдержаться, проявить недоброжелательство, как легко могут найтись те, кто ответит тем же, в свою очередь, это может вызвать новую вспышку, новый конфликт... В человеческих отношениях действуют свои цепные реакции, и это ещё раз заставляет задуматься каждого о том, что наряду с общим образованием и разносторонней культурой человек должен располагать знаниями и умениями в сфере общения. В то же время сфера общения открывает большие возможности для воспитания человека. В общении устанавливается связь между людьми, характеризующаяся контактами, взаимодействием и взаимовлиянием людей друг на друга.

Умение жить с людьми – это сложнейшая наука, которой надо обучаться с раннего возраста, не уповая на то, что всё само собой образуется. Для того чтобы правильно, культурно вести себя в обществе, знать, как общаться со старшими и со своими сверстниками, как принимать гостей, мало прочесть или услышать те правила поведения, которые предписывают соответствующие нормы поступков. Вряд ли для современного молодого человека осталось тайной правило, которое предписывает уважительное отношение к старшим, и требования, из него вытекающие: посторониться при встрече, уступить место в транспорте, помочь в любой затруднительной ситуации. Невоспитанность, бескультурье чаще всего являются не следствием незнания как поступать, а отсутствием привычки поступать культурно, красиво. Культура общения, культура поведения – результат постоянной тренировки, результат самодисциплины, самовоспитания. Попробуем представить себе, что некоторые элементарные нравственные правила, хорошо известные каждому современному человеку, стали привычными: для вас стало привычным делать всякое дело только хорошо; вы привыкли доводить начатое дело до конца; вы привыкли выполнять порученное дело самостоятельно, не перекладывая ответственность на других. Для культурного человека привычкой становится обязательность и точность, он не будет отказываться от данного слова и не опоздает на встречу, он не оскорбит окружающих неопрятным внешним видом, не будет навязчив, назойлив или развязен в обществе.

Привычные формы поведения становятся прочным достоянием человека, позволяют ему выработать свой стиль поведения в быту, труде, в различных сферах общения. Сформированная нравственная привычка оказывает большое влияние на дальнейшее развитие человеческой личности, позволяет, по словам А.С. Макаренко, заполнить опытом то пространство, которое образуется между знанием, как нужно поступать, и самим поведением.

Человек, стремящийся овладеть культурой поведения, постоянно сохраняет в себе чувство собственного достоинства, личной чести, которая исключает ситуацию унижения другого, отношения фальши и легкомыслия. Уважение к другому человеку требует проявления терпения, снисходительности, известной уступчивости. (415 слов) По В. Селуянову

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Порассуждайте над проблемой: актуальны ли сегодня такие понятия, как чувство собственного достоинства и личная честь. Свою точку зрения аргументируйте.

Текст 58

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЖЕНЩИНА

Жила в одном маленьком городке медицинская сестра Александра Деревская. Во время войны в городок из прифронтовых местностей эвакуировались детские дома. Некоторые малыши были тяжело больны и истощены. Александра, увидев их в своей больнице, поняла: им нужен материнский уход. В детском доме, где много детей, они не выживут. Медсестра забирала их к себе домой и выхаживала. А потом они так привязывались к ней, что не было сил с ними расстаться. Одного за другим усыновляла и удочеряла детишек добрая женщина. Когда старшие вырастали и покидали дом, в семье появлялись новые дети. Муж Александры Емельян Деревский понимал чувства жены и не возражал.

Жила семья очень скромно, но дружно. Отец много работал. Дети во всём помогали матери. Сажали картошку, морковь, огурцы, кормили кур, ухаживали за двумя козами, убирали в доме.

Бывали и очень трудные времена, но семья переносила их спокойно и мужественно.

Однажды зимой мать заметила, что запасы муки и картошки подходят к концу. Она решила идти в деревню, чтобы обменять на продукты своё единственное нарядное платье и подарок матери – кольцо. Старшая девочка отговаривала её. Ведь есть ещё крупы, сушёная морковь, солёные огурцы. Можно продержаться до весны. А сейчас стоят морозы, до деревни идти далеко. Но Александра хотела, чтобы у детей были масло, картофель, капуста. Она оделась потеплее, положила в сумку краюху хлеба и луковицу, взяла санки, мешок и отправилась в путь. Мороз стоял лютый, а тут ещё ветер подул. Дорогу совсем замело. Ветер кидал в лицо хлопья снега, пробирал до костей. Женщина совсем выбилась из сил. С трудом добравшись до деревни, она рухнула без сил прямо посреди деревенской улицы.

Неделю пролежала она без сознания. Добрые люди выходили Александру.

В семье Деревских воспитывались дети разных национальностей. Это не мешало им крепко дружить и считать друг друга братьями и сёстрами. Но однажды в семье появился немецкий мальчик. Звали его Ральф. Его родители погибли, и соседи привели его к Деревским. Дети сторонились мальчика, не брали его в свои игры, называли фашистом.

Однажды мать нашла его в кладовке. Он забился в угол и горько плакал. Долго не хотел он ничего говорить, но в конце концов Александре удалось вызвать мальчика на откровенность. Она собрала в большой комнате всех детей. Никогда ещё они не видели свою мать такой разгневанной. Она говорила резко и строго: «Запомните: только расисты делят национальности на хорошие и плохие. Ральф – немец, но он не фашист. Он не виноват, что немецкие фашисты напали на нашу страну. И знайте: кто обидит Ральфа, тот мне не сын, та мне не дочь».

Прошло много лет. Александры и Емельяна Деревских уже нет в живых. Все их дети выросли, разъехались по разным городам, но в день рождения матери обязательно собирались в городе, который стал для них родным. Сейчас здесь есть интернат имени Александры Деревской. (444 слова) По И. Кленuцкой

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Каких людей, по вашему мнению, можно считать добрыми людьми? Встречались ли на вашем жизненном пути такие люди? Дополните изложение кратким рассказом о них.

Текст 59

ЛЕС

Зимою и летом, осенью и весною хорош лес. В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты тёмно-зелёные ветви высоких и маленьких елей.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся лёгкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроется перед вами вся чудесная красота спящего зимнего леса.

Хорош лес ранней и поздней весною, когда начинает пробуждаться в нём сокрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег. На обнажившихся кочках видны зелёные крепкие листочки брусники. Кое-где на пригреве начинают зацветать, ковром разрастаются подснежники-перелески. Пахнет смолистыми почками, корою деревьев.

Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу. Тонко пищат рябчики, гугукают по ночам невидимые совы. На непроходимом болоте водят весенние хороводы прилетевшие журавли. Над жёлтыми золотистыми пуховками цветущей ивы жужжат пчёлы. А в кустах на берегу реки защёлкал, звонко запел первый соловей.

Кто из вас не побывал знойным летом в прохладном тёмном лесу? Идёшь по лесу, хорошенько приглядываясь. Нужно уметь находить грибные места, знать, где какой растёт гриб. Вот под деревьями смешанного леса краснеет шляпка подосиновика. Нагнёшься, срежешь ножом толстый корешок гриба, аккуратно положишь находку в корзинку. Кое-где попадаются крепкие боровики, приятно взять в руки холодноватый гриб. Вот широким хороводом рассеялись на поляне красивые красные мухоморы. В сосновом бору попадаются рыжики. В молодом берёзовом лесу густо сидят грибы подберёзовики.

На лесных открытых полянах зреет душистая вкусная земляника. В середине лета поспевает лесная малина. А по закрайкам болот созревает черника.

Особенно красив и печален лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных клёнов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берёз пожелтевшие лёгкие листья. От

дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины. Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами опавшая сухая листва.

Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу. Бабьим летом называли на деревне это осеннее краткое время. Прозрачен осенью и чист воздух, прозрачна вода в лесных ручьях. Ещё цветут поздние осенние цветы. Готовятся к отлёту певчие птицы. Нет-нет затрещит в лесу дрозд, застучит на сухом дереве труженик дятел. Ещё зелёный, роняя спелые жёлуди, стоит на краю леса старый развесистый дуб. Но уже оголились вершины берёз. На тёмном фоне сплошного елового леса отчётливо видны яркие краски клёнов и осин. Хорошо в осеннем цветистом лесу, долго не хочется уходить из него, прощаться с золотыми осенними днями. (426 слов) По И. Соколову-Микитову

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Опишите свой любимый уголок природы, включив в свой рассказ размышления о фразе Ралфа Уолдо Эмерсона о том, что «природа – вечно изменчивое облако; никогда не оставаясь одной и той же, она всегда остаётся сама собой».

Текст 60

КОЛЮЧЕЕ СЕМЕЙСТВО

В развилинах ветвей, в дуплах и на пнях в тропических лесах, на бескрайних просторах травянистых саванн и в засушливых пустынях, на голых неприступных скалах и у самого берега моря произрастает великое множество кактусов. Сравнивая их, даже не верится, что все они принадлежат к одному и тому же биологическому семейству.

Название «кактус» происходит от греческого слова, которым в древней Элладе называли какие-то колючие растения. Карл Линней впервые употребил его для обозначения группы ранее неизвестных растений, завезённых в Европу из Америки.

Среди пяти тысяч видов кактусов, известных в настоящее время ботаникам, встречаются стройные могучие великаны, более чем на двадцать метров взметнувшие многогранные колонны своих стволов, едва заметные шарики с длинными острыми колючками, круглые лепёшки, вырастающие друг из друга в разных направлениях, длинные ветвистые лианы, похожие на спутанные космы седых волос, и ребристые шары, достигающие более метра в диаметре. Различны форма стеблей, строение и окраска цветков кактусов. Но все они способны запасать влагу в тканях своих листьев, веток, колючек.

Мощные, толстые, крепкие корни кактусов играют огромную роль в приспособлении этих растений к жизни в пустыне. Они закрепляют кактусы в почве, не дают упасть во время сильных ураганов, запасают в себе органические вещества, всасывают воду и растворённые в ней минеральные соли. Правда, основной «ловчей сетью» для воды являются не эти могучие корни-канаты, которые всё-таки недостаточно длинны, чтобы добраться до глубоко залегающих подземных вод. Влага, выпадающая в виде капелек росы, улавливается поверхностными корнями кактусов, расходящимися вширь на четыре-пять метров. Однако удерживать воду для поддержания жизнедеятельности боковые корни не могут. На помощь им приходит надземная часть кактуса, в первую очередь листья-колючки. Колючки, как конденсаторы влаги, создают вокруг тела кактуса своеобразную микроклиматическую зону с повышенной влажностью. В последние годы исследованиями учёных установлено, что сами колючки способны поглощать дождевые капли и влагу непосредственно из воздуха и являются своего рода миниатюрными биологическими насосами.

Есть среди кактусов такие представители, у которых нет колючек, их роль выполняют длинные тонкие волоски, густо окутывающие тело растения.

Многие виды кактусов разводят в своих квартирах любители комнатного цветоводства, ведь кактусы – невзыскательные растения. Известен случай, когда чешский учёный отправил на родину кактусы по почте во время одного из своих путешествий. По непредвиденным обстоятельствам посылка достигла места своего назначения лишь через полтора года. Как же велико было изумление людей, когда оказалось, что лишённые воздуха, света и воды растения не только не погибли, но и покрылись цветками.

Есть среди кактусов такие, которые называют «царицей ночи» или «ночной принцессой» за изумительные крупные цветки белого цвета, похожие на лилию, в глубине которых золотистыми точками искрятся жёлтые тычинки. Всеми цветами радуги, среди которых отсутствуют только голубой и синий, цветут кактусы, опровергая многочисленные сказания о том, что кактус цветёт лишь один раз, после чего погибает. (436 слов) По В. Муроху, Л. Стекольникову

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Расскажите о своих любимых цветах, комнатных растениях или о домашних животных. Свой рассказ оформите в виде страницы из дневника.

Текст 61

ЛЕБЕДИ

В зоопарк привезли лебедей. Они сидели в деревянных ящиках, которые еле-еле разместились на двух грузовых машинах. Лебеди были грязные и очень истощённые дорогой. Таких птиц выпускать сразу нельзя. Надо им дать возможность сначала очистить перья, поправиться, а потом уже пускать на пруд.

На первое время лебедей поместили в большое тёплое помещение с двумя просторными водоёмами. Целые дни купались в них лебеди и так старательно мылись, что скоро их перья стали чистыми, без единого пятнышка.

В этом помещении лебеди сидели всю зиму. Наконец наступила весна. Растаял снег на дорожках парка, очистился ото льда пруд. И вот в один из солнечных весенних дней служитель Никита Иванович распахнул двери лебединого помещения. Широкой полосой ворвалось туда солнце. Взволнованные его лучами, лебеди закричали, вытянули шеи и столпились около открытых дверей. Там, перегораживая дорожку вправо, стояли люди, а налево с полным ведром корма манил их за собой знакомый им Никита Иванович.

– Теги, теги, теги! – звал он, высоко поднимая руку, из которой сыпались обратно в ведро золотистые зёрна.

Один из лебедей нерешительно переступил порог. За ним потянулся другой, третий, и, словно белая волна, заполнили они дорожку зоопарка. Сначала лебеди шли послушно за своим служителем. Но вот передние птицы увидели пруд. Они взмахнули крыльями, закричали и бросились к воде. Десятки красивых птиц, словно белые хлопья, покрыли поверхность воды. Они погружали в воду свои длинные шеи, разбрасывали тысячи брызг, хлопали крыльями, их радостные крики слышались до самого вечера.

Птицы так обрадовались свободе и так волновались, что даже не притронулись к корму. Зато на другое утро Никита Иванович не успел наполнить кормушку, как лебеди тотчас её окружили и принялись за еду.

Выпущенные на пруд лебеди жили очень дружно. Они никогда между собою не ссорились и держались всегда вместе. Но пара лебедей-кликунов стала отделяться от стаи. Это были лебедь и лебёдка. Они плавали немного в стороне, и если к ним приближался другой лебедь, то самец тут же спешил отогнать пришельца. Скоро лебеди выбрали себе место для гнезда. Они строили его в самой отдалённой части пруда, около старой развесистой ивы.

Когда гнездо было готово, самка снесла пять больших белых яиц и села их насиживать. А самец плавал рядом и зорко следил, чтобы никто не приближался к гнезду. Стоило какой-нибудь птице подплыть чуть ближе, как лебедь, рассекая грудью воду, спешил её прогнать. И горе той птице, которая не успевала вовремя скрыться! Лебедь налетал на неё грудью, бил крыльями и, лишь отогнав, возвращался обратно.

Птенцы вывелись на тридцать второй день. Они были маленькие, неуклюжие, покрытые серым пушком. Лебеди охраняли своих малышей с ещё большей тщательностью, чем гнездо. Спускаясь в воду, мать следила, чтобы птенцы держались рядом, а отец плыл тут же, охраняя покой всего семейства. (433 слова) По В. Чаплиной

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Расскажите о повадках какого-либо животного или птицы, включив в сочинение краткий пересказ эпизода из художественного произведения.

Текст 62

ЛАНДЫШ

Весёлый месяц май! Солнце с каждым днём всё выше поднимается над лесом, по-хозяйски заглядывает во все уголки, начинает припекать. Между кустов зажелтели крупные ярко-жёлтые бубенцы купальницы. Золотыми пуговками рассыпались среди травы лютики. Но нежнее и лучше всех майских цветов – ландыш! Небольшой и скромный, с удивительным неповторимым ароматом, он привлекает к себе, трогает человеческое сердце больше, чем самые пышные и яркие цветы.

У многих народов ландыш с давних времён – один из самых любимых цветов. Например, в Египте ещё две тысячи лет назад разводили ландыши в садах. Вместе с розами они цвели там круглый год. В средние века начали «приручать» этот лесной цветок в Европе. Садоводы выводили новые сорта ландыша с розовыми, даже с красными цветками, с листьями в белую или золотистую полоску.

В мае можно отправляться на встречу с ландышем в лес. К этому времени деревья одеваются в свежую зелень, под ними – лёгкая тень. Её и ищет ландыш. В отличие от подснежников, которые спешат поймать весеннее солнце, он предпочитает прохладу. Пучки остроконечных ландышевых листьев, похожих на настороженные заячьи или оленьи уши, расселяются под сенью деревьев.

Если побывать на ландышевой поляне ранней весной, можно увидеть интересную картину. Уютная полянка кажется ощетинившейся множеством остроконечных зелёных копий. Потом каждое копьё начинает разворачиваться, превращаться в узкую зелёную воронку. Рядом из одного гнезда вырастает точно такой же второй лист, а иногда и третий.

Так и будут жить они неразлучно до осени. Листья ландыша служат уловителями дождевой воды, которой не так уж много перепадает от разросшихся деревьев. Скупые капли собираются в воронку, а из неё стекают прямо к корням.

Вскоре между зелёными ушками листьев вырастает тонкий гранёный стебелёк с зеленоватыми бусинками бутонов, почти сидящими на стебельке. Бусинки – как капли и, кажется, вот-вот упадут на землю. Но капли-бутончики не падают. Один за другим, снизу вверх, они крупнеют, белеют, превращаются в крохотные, почти круглые колокольчики. Раскрываясь, они склоняются вниз и совсем становятся похожими на колокола.

Недолго длится цветение. Вместо цветков на ландышевых стебельках красными каплями повиснут ягоды – угощение для птиц, переносчиков семян.

Всё растение ландыша ядовито. Но и целебно. Уже целое столетие он используется медициной как лекарство от многих болезней.

В наших лесах немало крохотных жителей – ландышей. Обширны их поселения. Но в лесах, расположенных неподалёку от городов, с каждым годом хуже живётся ландышам. Как ни обороняются они, беднеют ландышевые поляны. Ландыши рвут в букеты, прихватывая в качестве обвёртки листья, а значит, истощая или губя всё растение. Часто обрывают при этом корневища, от чего может погибнуть целая колония. То же происходит при неумелой, а порой хищнической заготовке ландыша как лекарственного сырья. Если так пойдёт, скоро мы совсем не увидим по весне этих милых цветов, а медицина лишится ценного лечебного средства. Ландыш взывает о спасении. (434 слова) По В. Ветлиной

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Расскажите о растениях, которые характерны для нашего края. Какие из них являются лекарственными?

Текст 63

КОЛЛЕКЦИОНЕР БАХРУШИН

Целеустремлённым коллекционером, оставившим огромный след в русской культуре, был Алексей Александрович Бахрушин, создавший исключительный по своей ценности, единственный в России театральный музей.

Худой, высокий, немного сутулящийся, с подслеповатыми глазами, в пенсне, которое постоянно поправлял своей костлявой рукой, говоривший образно, на простом русском языке густым придавленным баском, А.А. Бахрушин был сыном известного заводчика, крупного московского миллионера. Обучившийся в коммерческом училище, А.А. Бахрушин, несомненно, унаследовал известную скупость и чисто купеческие замашки от отца, державшего его в ежовых рукавицах, почему на первых порах своей самостоятельной жизни он был стеснён в деньгах.

К музейному собирательству он, всегда интересовавшийся театром, подошёл как бы случайно и очень робко. Но появившаяся страсть, при его непреклонной энергии и выдержке, сделала его упорным собирателем. Самообразование помогло ему стать культурным театралом, и он настолько сросся с театром, что «Бахрушин» и «театр» стали синонимами. Прижимистый, он не жалел денег, когда нужно было купить неизвестный портрет Щепкина или эскиз художника А. Головина. Позднее, в тяжёлый 1920 год, Бахрушин, будучи в Петрограде, отыскал и приволок на своей сутулой спине огромный мешок, где оказались сотни неизвестных писем А. Островского. И сиял, что купил за бесценок...

Музей он устроил в полуподвальном этаже; богатство коллекции скрашивало неподходящее для музея помещение. Целая эпоха русского театра, преимущественно драматического, была собрана им: портреты в масле, в гравюре, в литографии, в рисунке, фото русских, главным образом московских, театров. Но покупался материал и по иностранному театру. Он собирал портреты деятелей театра, материал по оформлению спектаклей, эскизы русских художников театра.

Балет, русский балет, был предметом постоянных поисков. Покупались туфли, слепки ступней выдающихся балерин, парики трагиков, щит Орлеанской девы – несравненной Ермоловой, письма – от ХVIII века до наших дней, старые театральные афиши и билеты. В музей был целиком перенесён кабинет Комиссаржевской.

Бахрушин отдал себя, свою энергию, труд и большую долю состояния служению театру. Он собрал богатую библиотеку по истории театра.

... Гости разгуливали по залам музея, рассматривая театральную старину. Бахрушин, если бывал при этом, вынимал из витрины туфли знаменитой балерины 50-х годов девятнадцатого века Асёнковой, причмокивал и говорил: «Вот, нашёл, долго искал», – затем шла родословная редкости, показ постепенно переходил в беседу о том или ином артисте, театре или целой театральной эпохе. Нового посетителя Бахрушин усаживал и открывал перед ним переплетённый в парчу альбом и просил оставить о себе память.

В 1913 году Алексей Александрович передал своё собрание музея Академии наук. Он говорил: «Когда во мне утвердилось убеждение, что собрание моё достигло тех пределов, при которых распоряжаться его материалами я уже не счёл себя вправе, я задумался над вопросом, не обязан ли я, сын великого русского народа, предоставить это собрание на пользу народа». Эти слова Бахрушина подытожили его многолетнюю собирательскую деятельность. Бахрушин был назначен почётным попечителем музея и до конца дней своих оставался его директором. (439 слов) По И. Бондаренко

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Расскажите, что вы коллекционируете или хотели бы коллекционировать. Аргументируйте. Кто были или стали бы первыми зрителями вашей коллекции?

Текст 64

ПЕРВАЯ УЛЫБКА

…В этой маленькой, забытой ныне стране в те дни творилось неслыханное. Люди почти не спали, а те, кому удавалось уснуть, тотчас же просыпались, потому что им снились страшные сны. Сны, в которых они видели, как дочь горшечника согласилась стать женой кого-то другого, а не любимого всеми чеканщика, жившего для всех и служившего народу своими вазами, согревающими человеческие сердца, вызывающими дружбу, воспевающими труд сеятеля и ваятеля, труд рудокопа и мастера арф... Какие вазы вычеканит чудесный мастер, если она улыбнется другому?

– Это будут вазы Слёз, – говорили одни, – и народ будет рыдать.

– Это будут вазы Отчаяния, – говорили другие, – и народ придёт в уныние.

И однажды на феерическом торжестве, когда море сверкало всеми цветами, когда стая дельфинов исполняла танец любви под музыку ветра и тихого всплеска волн, красавица не устояла и поднесла Владыке моря пальмовую ветвь согласия. Согласия стать его женой.

И тут молния разрезала небо. Гром оглушил всё живое. Воды вышли из берегов. Вихревой смерч закружил красавицу и поднял её на вершину огромного водяного столба и умчал.

Шквальная музыка волн всю ночь прославляла долгожданное согласие. Все морские богатства были у ног красавицы. Всё, населяющее море, служило и поклонялось ей. В водяном бирюзовом дворце шло штормовое коронование владычицы.

А на берегу все ждали появления страшной вазы…

Но этого не случилось.

Наутро взошло солнце. Яркое. Золотое. Доброе. Засветились леса, поля, горы и море. Цветы, как никогда, зацвели обильно и пышно. Птицы пели на тысячи голосов. Люди надели самые красивые одежды. И сами собой зазвенели арфы и зазвучали трубы.

Всё живое пришло на главную площадь…

А на площади высилась новая прекрасная ваза. Ваза улыбалась первой улыбкой дочери горшечника. Эту вазу сразу же назвали «Первая улыбка» и люди, и растения, и птицы, и звери, и рыбы, и камни.

Восхищению не было предела. Ликование нельзя было измерить. Сила красоты первой улыбки оказалась такой чарующей, что хищные звери лежали смирнее черепах у подножия вазы «Первая улыбка». А гигантские ядовитые

змеи пресмыкались перед нею, как безобидные гусеницы. Рыбы и морские чудища, выйдя из родной стихии, гибли, задыхаясь на берегу. У них не хватало сил оторваться от первой улыбки дочери горшечника, которой теперь на весь свет улыбалась новая ваза чеканщика.

Улыбались все. Улыбалось всё живое. Не улыбался только...

Не улыбался только Владыка моря. Владея несметными сокровищами, он был беднее самой ничтожной медузы…

Владыка моря хотел уничтожить вазу «Первая улыбка», чтобы забыть её. Но разве можно этим затемнить в памяти людей и в своей памяти первую лучезарную улыбку!

Можно

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...