Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О Лесорубе, которому до всего было дело




В старину в одном городе люди потеряли улыбку.

Уверяю вас, что это гораздо страшнее, чем кажется на первый взгляд. Никто не знал, откуда взялась эта загадочная болезнь, и местные светила науки изо дня в день изучали причины её возникновения.

– Очевидно, это что-то желудочное, – говорил доктор Касторка.

– Нет, нет. Это явление простудного характера, – возражал ему доктор Стрептоцид.

– Чепуха! – категорически заявлял профессор Пенициллин.

А болезнь принимала всё более угрожающий характер. Люди забыли о весне, о солнце, о друзьях, и на улицах вместо приветливых и дружелюбных слов только и слышалось:

– Не твоё дело! Не суй свой нос! Иди своей дорогой!

И как раз в это трудное время с гор спустился молодой Лесоруб. Подходя к городу, он увидел человека, который барахтался в реке.

– Тонешь? – спросил Лесоруб, собираясь броситься на помощь.

– Не твоё дело, – мрачно ответил утопающий и ушёл под воду.

Лесоруб больше не стал тратить время на разговоры, а бросился в реку и вытащил человека на берег.

– Ты что же это сопротивляешься, когда тебя спасать хотят? Смотри, чудак, так и утонуть недолго.

– Да кто ж тебя знал, что ты всерьёз спасать надумал? У нас это не принято.

Пожал плечами Лесоруб и отправился в город.

Дорогу ему преградила огромная толпа народа. В центре толпы маленький старичок трудился над опрокинутой телегой и никак не мог поставить её на колёса.

– Давай-ка, дед, вместе! – сказал Лесоруб. – Одному-то тебе не под силу.

– Не твоё дело, – буркнул старик, не поднимая головы.

– Ишь ты, гордый какой, – засмеялся Лесоруб. – У меня-то сил побольше твоего. А вдвоём не справимся – люди подсобят. Вон их сколько собралось тебе на подмогу.

При этих словах толпа начала расходиться. Задним уйти было легко, а передним – труднее, и они волей-неволей взялись помогать старику.

Вскоре в городе только и разговоров было, что о молодом Лесорубе. Говорили, что он во всё вмешивается, о каждом хлопочет, что ему до всего дело. Сначала к этому отнеслись с улыбкой (это была первая улыбка, появившаяся в городе за время эпидемии), а потом многие захотели составить Лесорубу компанию, потому что он был весёлый парень и занимался интересным делом.

Однажды утром профессор Пенициллин выглянул в окно, и слово «чепуха» застряло у него в горле: на улице он увидел сотни улыбающихся лиц. Однако борьба с эпидемией была в плане работы больницы на весь следующий год, поэтому профессор решил закрыть глаза на факты. Он уже открыл рот, чтобы сказать: «Не моё дело», но его перебил Лесоруб, который как раз в это время входил в Зал заседаний:

– Пожалуйста, профессор, не произносите этой фразы, ведь она и есть причина заболевания, которую вы так долго искали.

Так кончилась эпидемия. Лишь только у жителей города исчезла из употребления фраза «Не твоё дело», к ним тотчас вернулась улыбка, они стали весёлыми и счастливыми. А Лесоруб ушёл в горы – у него там было много работы. 457 слов По Ф. Кривину*

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Объясните, почему люди города потеряли улыбку.

*Феликс Давидович Кри́вин (1928–2016) – русский писатель, поэт, прозаик, автор интеллектуальных юмористических произведений, сценарист (фильм «Чиполлино», мультфильмы «Бабушкин козлик», «Злостный разбиватель яиц», «Одуванчик – толстые щёки»); писал интермедии и миниатюры.

Текст 42

ДУША МОЯ ЧИСТА

Казалось, жизнь делала всё, чтобы этот человек утратил чистоту души, ожесточился к окружающему миру, потерял веру в доброту и совестливость. Горя, невзгод, незаслуженных обид, что довелось ему сполна испытать в жизни и литературе за свои тридцать пять лет земного бытия, хватило бы с лихвой на десятерых. А он выдержал, потому что был истинным поэтом и порядочнейшим человеком, был личностью. Он любил жизнь, природу, свой народ, любил до самозабвения свою родину – Россию. Он не щадил себя, не берёг себя. Ради слова великой правды о родине он очищал свою душу на огне поэзии и сам стал чистой, родниковой душой России. Главное, о чём он мечтал для себя в жизни: «Пусть она (душа) останется чиста до конца, до смертного креста!»

Имя его навсегда останется среди светлых имён достойнейших сынов России. Имя его – Николай Рубцов, выдающийся русский поэт.

Что говорить, не каждому дано «до смертного креста» сохранить «чистоту души», не каждый способен на этот высочайший нравственный подвиг. Если бы было всё легко и просто, то скольких человеческих трагедий можно было избежать в нашем далеко ещё не совершенном мире...

Одним из тех, кому это было счастливо дано судьбой, и был Николай Рубцов…

Имя поэта, его грустно-солнечная поэзия неотделимы от малой родины – земли Вологодской, наполнившей стихи обжигающей душу любовью к задумчивой первозданной красоте русского севера… Отсюда, с родных холмов, озёр, перелесков, Николаю Рубцову виделись необъятные дали и просторы его родины, которые породнили на время с морем. Море, а затем и город отозвались не одной крылатой строкой стихов поэта… За свои недолгие годы жизни поэт успел побывать во многих городах и сёлах, воспел и «избу в лазоревом поле», и «бессмертное величие Кремля», которое «невыразимо смертными словами».

Да! Деревня, изба многие века была той крепостью народного духа, от которой идут корни государственности, корни нравственности, корни русского слова, русской поэзии. Это так. Но менялся мир, менялось отношение к нему, менялись и меняемся мы сами... Город стал неотъемлемой частью жизни, действительности. Вот и поэт открыто, чистосердечно признаётся, что … его «всё терзают грани меж городом и селом». А разве сегодня это не волнует, не терзает всех нас, сообща? Волнует, да ещё как!

Великий провидец и чуткий диалектик жизни Николай Рубцов не только и не столько поэт деревни, а всей России; его стихи как народная совесть, как чистая душа России. Он жил и радостями, и заботами, и горем народа …

Был ли поэт счастлив? Внешне можно посчитать – не был. А глубже – был… «И счастлив я, пока на свете белом горит, горит звезда моих полей». Он нёс слово правды в то непростое время, когда в жизни, в большой политике, к великому сожалению, порой так трагически не хватало единства слова и дела.

Ныне мы можем с полным основанием и убеждённостью сказать о Николае Рубцове: «Это сердце под ношею горя было чистым, как солнце в кристалле...». 455 слов По Ю. Прокушеву*

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Дополните текст изложения размышлениями о том, как вы понимаете смысл выражения «И счастлив я, пока на свете белом горит, горит звезда моих полей»», продолжив фразу: «Счастье – это…».

*Юрий Львович Про́кушев (1920–2004) – литературовед, литературный критик, писатель, издатель, популяризатор наследия Сергея Есенина, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Текст 43

«МОЁ ГЛАВНОЕ СТАРАНИЕ – ИЗОБРЕТАТЬ И ДЕЛАТЬ НОВОЕ…»

В драме А.Н. Островского «Гроза» есть изобретатель Кулигин. Прототип этого героя – реальный изобретатель Иван Петрович Кулибин. Он масштабнее, крупнее, умнее своего литературного двойника. Но драматург был абсолютно точен … в описании немыслимой интеллектуальной духоты, непробиваемого самодовольного невежества, духовной нищеты тех, от кого зависело будущее его героя. Судьба Кулибина напоминает судьбу его современника, другого могучего русского гения – Василия Ивановича Баженова. Подобно проектам Баженова, крупнейшие работы Кулибина так и не были реализованы. Осмеянные, затасканные по чиновничьим папкам, пожелтевшие на министерских столах, так и не вошли они в жизнь. Сегодня в одном из залов Эрмитажа вы можете увидеть знаменитые часы «яичной фигуры». Три года работал Кулибин над этим подарком для Екатерины II, постепенно «приходя к совершенству» в сложнейшей конструкции из 427 деталей. Этот уникальный механизм – единственная до конца завершённая и овеществлённая мечта, которую смог оставить потомкам Кулибин. Читая его жизнеописания, думаешь: какой же любовью к своему делу, каким терпением и оптимизмом обладал этот человек! Он, часовщик-самоучка, мечтает о массовом производстве и готов отдать в любую мастерскую свои карманные часы в высшей степени оригинальной конструкции. Предлагает царице сделать лифт в Зимнем дворце, удобный, абсолютно безопасный (конструктивные элементы его дожили до наших дней), – не стали делать лифта. Кулибин изобретает самодвижущийся педальный экипаж. Оказалось, никому не нужна его «самокатка». Он предлагает усовершенствовать спуск на воду вновь построенных кораблей – чертежи кладутся под сукно. Изобретатель предлагает изготовлять металлические протезы для инвалидов, но производить их начинают за рубежом, куда увёз одну из моделей мастера предприимчивый иностранец. А оптический телеграф? Через сорок лет, уже после смерти Кулибина, начинается его строительство по проекту француза Шато, который был хуже кулибинского проекта. Римский император улыбается ему: «Я очень рад, что имею случай познакомиться с таким необыкновенным человеком». И все вокруг необыкновенно улыбаются. Но когда нужно было не славословие, а дело, когда не для потехи скучающих богачей, а для серьёзной работы требовалась помощь, перед изобретателем возникала стена равнодушия. Над проектом моста через Неву Кулибин задумался, едва приехав из родного Нижнего Новгорода в Петербург. Десятилетия потратил он на проектирование сначала знаменитых одноарочных мостов из дерева, позднее – металлических. Подобными проектами не могло похвастаться ни одно европейское государство. Кулибин построил модель деревянного моста – она, простояв 23 года, сгнила, рухнула. То же и с «машинами-судами». Князь Куракин решил, что проект Кулибина «представит более для казны убытку, нежели прибыли». А ведь судно такое шло против течения быстрее, чем могли тащить его на бечеве бурлаки. Но какое дело князю до бурлаков?.. Жизнь Кулибина – это пример неизбывного богатства России на таланты. Но жизнь эта – суровое обвинение царскому самодержавию, косности, невежеству, бюрократизму. А люди знают и помнят о русском самородке. Помнят уже два столетия и не забудут долго… 433 слова По Я. Голованову*

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Объясните, почему Кулибин, всю жизнь наталкиваясь на «стену равнодушия», не оставлял своих трудов.

*Ярослав Кириллович Голованов (1932–2003) – советский и российский журналист, писатель и популяризатор науки. Автор 20 книг, более 1200 газетных и 160 журнальных статей. Лауреат двух высших журналистских премий «Золотое перо России».

Текст 44

СТАРИННОЕ ЗЕРКАЛО

В комнате на стене висело старинное Зеркало, оставшееся Девушке в наследство от прапрапрабабушки.

Девушка любила смотреться в Зеркало, прихорашиваться, кокетничать. Она гордилась тем, что её любили, ею восхищались, из-за неё страдали влюблённые молодые люди. Она тоже любила, но любила… себя. Тоже восхищалась, но восхищалась… собой.

Вот и на этот раз она посмотрелась в своё старинное Зеркало, и её охватило сладостное чувство.

– Боже мой, как я прекрасна! Я могу разбить сердце любого молодого человека! – воскликнула она с гордостью и умилением.

И вдруг зеркало заговорило…

– Да, ты прекрасна, давно я это замечаю, – прошептало оно.

Девушка удивилась и, пока соображала, не ослышалась ли она, увидела, как в Зеркале рядом с её отражением появилось лицо бабушки: бабушка вошла в комнату с большим подносом в руках, а на нём лежали фрукты для Девушки.

Девушка оторвалась от Зеркала и, с ужасом глядя на вошедшую старую женщину, подумала: «Неужели я тоже так постарею?! Неужели красоту мою затмят такие же морщины, как у бабушки?!»

– Да, ты постареешь, как твоя бабушка, и твоё прекрасное лицо может измениться ещё больше… – шёпот Зеркала был спокоен, как сама вечность, беспристрастен, без всякой грусти или злорадства. Оно знало, о чём говорит.

«Как же так?! Не может быть, чтобы угасла моя красота! А бабушка моя, может быть, вовсе никогда и не была молодой и красивой, как я!» – гневно думала Девушка.

– Твоя красота уже начинает угасать, только твои глаза пока этого не видят, – опять шепнуло Зеркало.

Девушка от злости готова была разбить Зеркало, которое смеет предсказывать ей страшное будущее.

– Хочешь увидеть, какой была твоя бабушка в молодости?

И лицо бабушки и весь её облик вдруг преобразились: поднос с фруктами несла прекрасная девушка с лучистыми глазами, восхитительной улыбкой и прекрасным гибким станом.

Девушка была поражена: оказывается, её бабушка знала и молодость, и красоту.

– Но куда же тогда ушла её красота?! – недоумевала она.

– Вовнутрь, – сказало Зеркало, – бабушка твоя сохранила свою красоту сполна и даже преумножила её. Она теперь куда более прекрасна, чем когда-либо, ибо своей красотой и очарованием она украсила сердце и душу свою. Красота её множится и в людях, которые окружают её: искренняя любовь к ней – отражение её красоты.

– Скажи мне, Зеркало, – взмолилась она, – как мне свою внешнюю красоту сделать внутренней?

– Неси людям любовь свою, и тогда сияние твоего прекрасного лица станет сиянием внутренним, ибо облагородятся сердце твоё и душа твоя.

– Внученька, красавица моя, для тебя я эти фрукты собрала в саду: ешь, пожалуйста!

Ласка и забота, прозвучавшие в этих словах, тронули Девушку. Она оторвалась от Зеркала и заглянула в лицо бабушки. И только сейчас осознала, почему бабушка заботится о людях и молится за всех. Не глазами, а сердцем увидела Девушка всё великолепие внутреннего сияния старой женщины, которая протягивала ей поднос с фруктами. А на нём Девушка увидела не фрукты, а любовь, светящуюся вечной красотой. 449 слов По Ш. Амонашвили*

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Объясните, в чём видит известный педагог Шалва Амонашвили истинную красоту, включите в текст рассказ об истинно прекрасном, с вашей точки зрения, человеке.

Текст 45

ЗЕМЛЯ – КОЛЫБЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА

Земля, какая она?

Земля рождает прозрачные ручьи и потоки. Миллионы стеблей и колосьев. Носит на себе океаны. Облака и их тени. Раскрывается жерлами дымных вулканов. Пускает птиц в небеса, быстроногое зверье по всем лесам. Качает на себе города, железные и бетонные башни. Выбрасывает всплески уносящихся ввысь ракет.

Земля принимает в себя все дожди, снега и туманы, мохнатые семена и гладкие зёрна. За каждым среднерусским селом дорогие могилы родных и близких, неведомых странников, защитников русской земли.

Все говорят: земля, а каждый видит и понимает свое.

Для космонавта среди звезд и созвездий – она планета. Для моряка – она берег. Для геолога – твердь, хранящая руды и нефть, голубой газ. Для солдата – она образ Родины, её просторов, та ценность, которую он защищает, та сила, которая питает его. Для хлебопашца земля – это то, во что он вкладывает пот и любовь, от которой ждёт плодородного хлебного дара. Так что же она, Земля?

Земля всегда увлекала человека своим вечным возрождением, круговоротом вёсен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Ему хотелось заглянуть, что же там, зарёй, за соседним лесом и лугом. И он собирался в путь, отправлялся на новые земли – за тридевять известных, в тридесятую, неведомую. Стоял на краю земли, седой, постаревший в странствии. Человек уносил за три моря в котомке горстку родной земли. И потом чужие люди ее высыпали ему в изголовье. Невидящие, уснувшие навеки глаза наполнялись родной землей.

Человек стремится к земле, открывая ее, давая ей имена и названия, одушевляя ее, он бьется за нее как за высшую святыню и ценность.

Современная цивилизация осуществляет невиданное давление на природу. В своем "триумфальном" шествии люди часто оставляют после себя покрытые солончаками, затопленные болотами, изрытые карьерами, непригодные для жилья и хозяйствования территории.

Сегодня прогресс со всей остротой поставил проблему взаимодействия человека с землёй. На наших глазах происходят могучие людские деяния, направленные на овладение землей.

Земля умирает, если её убивать. Земля оживает, если её возрождать. Смысл сегодняшней деятельности в том, чтобы давать земле посильные нагрузки. Беря от неё, давать ей. Нанося раны, лечить. Превращать терриконы в шумящие лесом горы. Карьеры — в рощи с чистыми ручьями. Цивилизация не означает вечного конфликта с землей.

Горожане, отошедшие от земли и природы, словно прозревая, начинают искать природу. Слышат то, чего не слышали прежде: шум ливня, свист ветра в деревьях, крик кукушек, журчание ручья. Видят то, что не видели прежде: форму трав и листвы, орнамент на крыле бабочки, блёстки слюды в придорожном камне, восход луны и солнца, чистый блеск звезд. Ловят ароматы ржаных полей, талых сугробов, прелых, сбитых ливнями листьев.

Люди идут к земле, вооружённые новым восприятием, опытом прежних горьких ошибок, тонким пониманием себя и природы. Куда бы ни полетел человек, он всегда будет с нею, с праматерью, его породившей, со своей колыбелью – любимой навеки землей. 442 слова По. А. Захлебному*

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Продолжите изложение своим комментарием к высказыванию М. Ганди: «Земля дает достаточно для всех человеческих нужд, но не достаточно для человеческой алчности».

*Захлебный Анатолий Никифорович – доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования (РАО), заведующий лабораторией экологического образования Института содержания и методов обучения РАО; главный редактор научно-методического журнала «Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы»; член Подкомиссии по вопросам экологической культуры Общественной палаты РФ.

Текст 46

НАЙТИ СВОЕ ЛИЦО

Красота в мире – это разнообразие, непохожесть. Мысль о том, что человечество якобы составляет толпа людей, руководимых яркими личностями, – такая мысль исключает красоту и противоречит эстетике.

Не бывает абсолютно одинаковых и совсем бездарных людей! Каждый рождается с печатью какого-либо таланта. Потребность творчества так же естественна, как потребность пить или есть; она теплится в каждом из нас даже в самых невероятно тяжких условиях. Каждая личность по-своему талантлива, своеобразна. Людей, абсолютно плохих внутренне и внешне, к счастью, не существует.

То, что потребность творчества свойственна каждому, видно хотя бы из того, что в детстве, даже в младенчестве, у ребёнка есть потребность в игре. Каждый ребёнок хочет играть, то есть жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом из нас? Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом, не нашли себя, своего лица, своего таланта, либо не научились жить и трудиться, не развили таланта. Второе нередко зависит от первого, но и первое от второго не всегда бывает свободно. Если не научишься трудиться, так и не узнаешь, чем наградила тебя природа.

Если же духовный потенциал слаб, то личность стирается, нивелируется, быстро теряет индивидуальные, присущие ей одной черты. Стройному восхождению, творческому раскрепощению личности может помешать любой душевный, семейный, общественный или мировой разлад, любая неурядица, которые, кстати сказать, бывают разные. Например, одно дело, когда нет обуви, чтобы ходить в школу, или самой школы, и совсем другое, когда тебя силой заставляют постигать музыкальную грамоту. Конечно, второй случай предпочтительнее, но разлад есть разлад. Поэтому мы видим, что общественная ориентация отнюдь не всегда безошибочна и что мода вообще вредна в таком деле, как дело нахождения себя.

Почему, собственно, считается творческой только жизнь артиста или художника, ведь артистом и художником можно быть в любом деле? Это должно быть нормой. Ореол исключительности той или иной профессии, деление труда по таким принципам, как «почётно-непочётно», «интересно-неинтересно», как раз и поощряет мысль о недоступности творчества для всех и для каждого. Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых.

Но разве это правильно? Под маской скромности таится обычная трусость либо обычная лень, и человек лишь пользуется созданными до него художественными ценностями, даже не пытаясь создать что-то свое. Пусть не гениальное, но свое! Пресловутый максимализм (либо стать Микеланджело, либо совсем не заниматься творчеством) никогда не содействовал благу. Игнорировать собственный талант, какой бы он ни был по величине, на том основании, что есть люди способней тебя, глушить в себе творческие позывы так же безнравственно, как безнравственно заниматься саморекламой, преувеличивая собственные, нередко весьма средние возможности. «Уничижение паче гордости», – говорится в пословице. Найти свое лицо – нравственная обязанность каждого. 436 слов По В. Белову*

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Ответьте на вопрос: разделяете ли вы мнение автора о том, что артистом и художником можно быть в любом деле? Дополните текст собственными размышлениями по теме.

*Василий Иванович Бело́в (1932–2012) – русский писатель, один из крупнейших представителей «деревенской прозы».

Текст 47

СЧАСТЬЕ

«Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженным!» Этими словами, уже ставшими хрестоматийными для нас, заканчивается роман братьев Стругацких «Пикник на обочине». Главный герой, почти добравшись до Золотого Шара, который исполняет любые желания, никак не может понять, что нужно ему для счастья. Что просить? Материальных благ? Славы? Любви? Талантливых детей? Какое чудо должно произойти, чтобы ты ощутил, как в пленённой радостным чувством душе, словно весенний цветок, прорастает счастье?

Что вам необходимо, чтобы стать счастливым? Попробуйте задать этот вопрос друзьям – они смутятся и станут шутить, намекая на неуместность такого «детского» вопроса, пришедшего откуда-то из сказочного мира. Им покажется нелепым серьёзно дискутировать и размышлять на тему счастья, так как даже понятие это для них сродни лжи и вымыслу.

Но на самом деле мы все уже достигли своего Золотого Шара. Наш Золотой Шар – это жизнь. Просто тот момент, когда мы определяем свой путь и ищем двери, которые собираемся открыть, не выделен в отдельный эпизод, не отмечен в нашем жизненном календаре красным цветом. Наш выбор происходит стихийно, незаметно; осознанно или нет, но мы все влечёмся к тому, что, как нам кажется, сделает нас счастливыми.

Но раз мы не формулируем чётко ни целей, ни значения, которое вкладываем в понятие счастья, то и движемся мы к нему, как в тумане, полусознательно. Мы внушаем себе, что наш бездумный, слепой путь, каким птицы возвращаются после зимовки домой, – это и есть дорога к счастью.

Кто-то считает, что счастья нет. Есть вечное движение, достижение очередной цели, а затем краткие минуты покоя, и снова – в путь. Может быть, в этом проблема: не ощущать счастливых мгновений отдохновения, вечно рваться вперёд, думая, что вот там, за следующим поворотом, я наконец буду счастлив! Здесь и находится ловушка, лукавый выбор, поймавший нас в западню. Жизнь уложена в прокрустово ложе, жизненный путь размечен, жизненные тропы уже заасфальтированы, кругом стоят указатели, регулировщики машут палочками – не заблудишься. Двигаясь по этой дороге, человек чего-то добивается – тогда его называют успешным; если у него нет высокооплачиваемой работы, его считают неудачником. Но обратите внимание: его называют, его считают… Мнение общества, мода определяют путь человека к счастью. Но если жизненный успех кто-то считает синонимом счастья, то это вовсе не значит, что точно так же должен думать другой.

Мы считаем главными ценности, признанные обществом. А потом разочарованно спрашиваем себя: «И что же? Ну, достиг я того, другого… А где счастье?» Этот вопрос чаще всего появляется не потому, что нам нужно всё больше и больше, а потому, что нам нужно что-то другое. Может быть, то, что находится совсем рядом. Но мы, задрав голову кверху, не видим, что оно рядом. Помните, у Бунина: «А счастье всюду…» Но мы, ослеплённые недосягаемым, идём вдаль и мнём, как полевые цветы, то, что находится прямо под ногами, совсем рядом. 442 слова По Н. Агафонову*

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Дополните текст собственными размышлениями о том, что есть счастье.

*Николай Викторович Агафонов (род. в 1955 г.) – протоиерей Русской православной церкви, клирик Петропавловского храма города Самара. Известный православный писатель. Член Союза писателей России.

Текст 48

ЛЕБЕДЬ-ХРАМ

Люблю тебя, моя Россия,

за ясный свет твоих очей, за ум,

за подвиги святые, за голос звонкий, как ручей.

Сергей Васильев

Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.

Благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж – луго-среднерусское раздолье, где растут духмяные лазоревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворонков.

Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года.

На рассвете, когда над заречными муромскими лесами играют солнечные лучи, от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. Текут речные потоки. Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни. Сменяются поколения, а лебедь-храм плывёт и плывёт среди неоглядных просторов. Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами...

Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат-покров, защищая город от врагов.

Празднование Покрова становится на Руси одним из самых торжественных и любимых крестьянских праздников. Отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы, начинаются свадьбы, Покров был и праздником урожая. Кроме того, с незапамятных языческих времён было распространено почитание Девы-Зари, что расстилает по небу свою нетленную розовую фату, прогоняя всякое зло.

Очень хорош Покров на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины. С высокого холма, где стоит храм, открываются луга, с травами и цветами, которые, как ковёр, ведут к храму. А в воде, подступающей к холму, отражается храм, как сказочное видение. Храм плавает в подводной глубине.

Там, внизу, в подводном царстве, чуть заметно покачиваются вершины деревьев, овевая, словно опахалами, белопенный храм.

Окончилось жаркое лето, и желтизной вспыхивают леса, по которым крадётся осень. Золотистые листья покрывают холм возле Покрова. Печаль родных полей. Столетиями перед храмом умирали цветы и травы, а звериные и человеческие рельефы, стройный каменный пояс, порталы, украшенные резьбой, недвижимо возвышаются над окрестностью.

Покров на Нерли надо увидеть во время дождя, когда огромная туча останавливается, словно для того, чтобы полюбоваться храмом. Окрестные воды делаются мутно-зелёными, а строение приобретает задумчивость, словно ожидает кого-то. И с неба на землю опускается осенняя радуга, освещая силуэт храма, делая его почти неосязаемым, нереальным, фантастическим.

Зима обволакивает бахромой деревья, кустарники, и храм растворяется в окружающей белизне. Зимние припорошенные деревья похожи на цветущие вишни. Холодные своды храма по-прежнему полны жизни и чувства.

Храм построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава, которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету. Убитый врагами юноша, возможно, и был похоронен на нерлинском холме или в самом храме. Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей скорбел о сыне и сам выбрал место для этого храма. (444 слова) По Е. Осетрову

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Расскажите легенду или историю, связанную с известным храмом, включив в свой пересказ развёрнутое описание архитектурного сооружения.

Текст 49

ВЫБОР ЖИЗНЕННОЙ ЦЕЛИ

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.

Если человек рассчитывает прибрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура... Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость.

Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть?

Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты всё-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая, – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое!

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей· Вселенной.

Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, – явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.

Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту – главную жизненную задачу не надо подчёркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно «лучше других». И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи – это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно. (448 слов) По Д. Лuхачёву

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Как вы понимаете фразу «жизненно необходимая цель»? Сформулируйте свою главную жизненную задачу. Аргументируйте свой выбор.

Текст 50

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...