Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Человек должен быть интеллигентен




Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго – да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.

Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом – почему она связана с заповедью долголетия.

Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живёт старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

Что тренировка физических сил способствует долголетию – это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил. Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить...

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.

Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества – не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже. Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращённой к нему). (403 слова) По Д. Лихачёву

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Порассуждайте над высказыванием Д. Лихачёва о том, что «социальный долг человека – быть интеллигентным». Составьте словесный портрет интеллигентного человека.

Текст 27

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ

Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны.

Проследите жизнь человека.

Человек рождается, и первая забота о нём – матери; постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребёнком забота о нём отца (до рождения ребёнка забота о нём уже была, но была до известной степени «абстрактной», – к появлению ребёнка родители готовились, мечтали о нём).

Чувство заботы о другом появляется очень рано, особенно у девочек. Девочка ещё не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит её. Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу. Ягоды, грибы любят собирать и девочки. И ведь собирают они не только для себя, а на всю семью. Несут домой, заготавливают на зиму.

Постепенно дети становятся объектами всё более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но и о школе, о своём селе, городе и стране...

Забота ширится и становится всё более бескорыстной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом.

Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист. Забота объединяет людей, укрепляет память о прошлом и направлена целиком на будущее. Эта конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего, человек недобрый и не любящий никого.

Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и так далее). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за сохранение памятников культуры, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией,

народом, страной, Вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.

Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека – большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Накормить ребёнка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным... и т.д. и т.п. – всё это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.

Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», то есть недобрым. Истинно добрый поступок вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо.

(447 слов) По Д. Лuхачёву

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Согласны ли вы с точкой зрения автора: «Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто»? Аргументируйте свой ответ. Расскажите о добром поступке.

Текст 28

ЧТОБЫ БОЛЬ КАЖДОГО...

В глубине Грузии есть местечко Гелати. Здесь курятся сизой растительностью склоны гор и по белым развалинам старой академии, в которой, по преданию, учился гениальный певец этой земли Шота Руставели, ползут и переплетаются бечёвки мелколистого растения с могильно-чёрными ягодами, которые даже птицы не клюют.

Здесь же стоит тихий и древний собор с потускневшим от времени крестом на маковице. Собор, воздвигнутый ещё Давидом-строителем в далёкие и непостижимые, как небесное пространство, времена.

Всё замерло и остановилось в Гелати. Работает лишь время, оставляя свои невесёлые меты на творениях рук человеческих.

Вот дарница – огромное деревянное дупло, куда правоверные, приходившие поклониться Богу и памяти зодчих, складывали дары свои – хлебы, фрукты, кусочек сушёного мяса или козьего сыра. Дупло источено червями, издолблено птицами и градом, но всё ещё крепко, как мамонтова кость. Дар земли! Чудо, отысканное где-то и употреблённое во славу Господню и во благо людям.

В чистом и высоком небе качался купол собора с крестом, а неподалёку совсем по-российски беззаботно пел жаворонок, трещали кузнечики в бурьяне да заливались синицы в одичалом саду.

Медленно и тихо ступил я в собор. Он был тёмен от копоти. С высокого купола по стенам собора скатывались тяжёлые серые потёки. В разрывах чёрной копоти, в извилинах нержавеющих потёков виднелись клочки фресок. И то проступал скорбный глаз пресвятой Матери-Богородицы, то окровавленная нога распятого Спасителя, то лоскут святой одежды, поражающий чистотою красок.

Мне объяснили: по дикому обычаю завоеватели-монголы в каждой православной церкви устраивали конюшни и разводили костры. Но царь Давид ставил собор на века, и меж кровлей купола по его велению была налита прослойка свинца. От монгольских костров свинец расплавился, и потоки его обрушились на головы чужеземных завоевателей. Они бежали из Гелати в панике, считая, что их карающим дождём облил православный Бог. И подумал я: «Вот если бы на головы современных варваров, устроивших конюшни в священных храмах Родины моей, пролился такой же карающий свинцовый дождь…»

Грузины сохраняют собор в том виде, каким покинули его ужаснувшиеся завоеватели.

Печально сердце Гелатского собора, хмур и обветрен лик его, вечна и скорбна тишина в нём. Память тёмным и холодным крылом опахивает здесь человеческое сердце.

Совсем уж тихо, с опущенной головой покинул я осквернённый, но не убитый храм и теперь только заметил у входа в собор массивную гранитную плиту, уже сношенную ногами людей.

На белой, грубо тёсанной плите – вязь причудливой грузинской письменности. Иные буквы и слова уже стёрты ступнями человеческими.

Но грузины наизусть знают надпись над прахом Давида-строителя и охотно переводят её, не забывая упомянуть при этом, что грузинский царь был на сколько-то сантиметров выше Петра Великого и потому так огромна плита на могиле его.

На плите остался завет творца: «Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на сердце моё, чтобы слышал я боль его…»

Всё вокруг приглушило дыхание, вслушиваясь в мудрую печаль нетленных слов. 450 слов По В. Астафьеву*

Творческое задание. Напишите подробное изложение от III-го лица. Раскройте своё понимание смысла надписи на надгробной плите царя Давида.

Текст 29

ШАЛЯПИН

Я не слышал живого Шаляпина. Да теперь уж и нет тех, кто бывал на его спектаклях, слышал его на концертах.

Когда комплект пластинок записи 1901–1936 годов готовился к выпуску, фирма «Мелодия» попросила меня предпослать этим записям заметку. И я слушал их все десять часов.

Впечатление останется навсегда. Это целый огромный мир великих страстей, гениальнейших озарений, глубочайших проникновений в суть музыки, каждой фразы, каждого слова, образа. Сменяются в звучании народы, эпохи, языки, судьбы, характеры. Но всё, что ни воплощает в своём пении Шаляпин, обладает поистине шекспировской силой, всё крупно, мощно, смело, сильно, создано на весь мир, на века.

И слушая, поражаясь, думаешь неотступно: чем объяснить, что теперь, когда уж нет современников, которым посчастливилось слышать и видеть Шаляпина, творения его не уходят в историю? Слава растёт. И всё, что обнимает собой имя Шаляпина в пении, продолжает оставаться живым фактом искусства и явлением в своём совершенстве непостижимым. Ничто не устарело в его исполнении, ничто не требует исторической коррекции, снисхождения ко вкусам времени, ни объяснений, что техника ныне ушла далеко вперёд. Нет! Всё современно и всё совершенно в его искусстве, поистине легендарном, ибо оно являет собой высочайшее слияние в одном лице талантов певца, музыканта, актёра.

Хочется сразу отвергнуть распространённое мнение, будто главный секрет воздействия Шаляпина – в небывалой мощи и красоте его певучего баса. И мировая, и русская сцены знали голоса куда более мощные, чем шаляпинский. Но не было в мире голоса, который был бы наделён таким разнообразием тембров и красок. Мощь шаляпинского голоса была не природной, а следствием его умения распределить свет и тени.

Только потому, что свой голос Шаляпин подчинил себе до пределов возможного, он звучал у него и мощнее, и звучнее, и шире, чем у других певцов с сильными голосами. И воспринимался как голос небывалый, неповторимый, единственный.

Школа? Да, много говорили о школе, которую он прошёл в Тифлисе у своего первого и, по существу, единственного учителя Д.А. Усатова. Но и это не может объяснить вокального совершенства Шаляпина, ибо он усвоил всё

лучшее из того, что ему приходилось слышать, – усвоил элементы всех школ, растворил их в своём пении.

Но разве он мог бы достигнуть этого, если бы не был наделён даром гениального музыканта? Шаляпин говорил, что «ноты – это простая запись» и что «нужно их сделать музыкой, как хотел композитор». И он делал их музыкой. Мне кажется, что Шаляпин не может быть назван в обычном смысле исполнителем вокальной партии, потому что каждый раз – в большей или меньшей степени – был сотворцом композитора.

Человек, вышедший из самых глубин народных, Шаляпин дошёл до вершин мировой славы. После Шаляпина уже невозможно ни петь, ни играть, как играли и пели раньше. Голос его навсегда сохранит и для нас, не видевших его живого, величие его искусства. (438 слов) По И. Андроникову

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Чей голос на современной оперной сцене или эстраде произвёл на вас наибольшее впечатление? Какой музыке и каким музыкальным произведениям вы отдаёте предпочтение? Аргументируйте свой выбор.

Текст 30

АЙВАЗОВСКИЙ В ФЕОДОСИИ

Набережная Феодосии, крошечного городка Крымского полуострова, была полна гуляющих. Лето 1897 года выдалось жарким, впрочем, в этом благословенном краю климат редко разочаровывал любителей морских купаний и солнечных ванн. Суетясь и хлопоча, как группы чаек, это многоязыкое, по-курортному яркое, весёлое и беспокойное течение медленно плыло по набережной вдоль моря, перетекало через переезд у вокзала и вливалось в городские улочки.

По набережной медленным, неторопливым шагом двигался старик лет восьмидесяти, с тростью в смуглой руке, в белом просторном костюме и соломенной шляпе. Время от времени его узнавали и вежливо приветствовали. Среди прочих участников южного дефиле старик выделялся тем, что не спешил деловито занять лежанки у воды. Горбоносое лицо его с восточными чертами дышало суровой гордостью. Старик, прищурившись, глядел на полосу прибоя. Море начиналось сразу за мощёной набережной, и старик с жадностью смотрел на него, будто никогда не видел.

Айвазовский, знаменитейший маринист, вырвался из светской петербургской круговерти и возвратился сюда, в город своего детства. Здесь и песок, и камни помогают работать. Ни с чем не сравнимое наслаждение творчества!

Давно позади разочарование столичной публики, узнавшей, что мастер, которым восхищается вся Европа, в самом расцвете сил и славы бросил столицу и уехал «на край света». Откуда им знать, что для него жить – значит работать. Да и побольше хотелось сделать для Феодосии.

Один лишь положительный момент в утомительной славе – достаток. На свои средства Иван Константинович выстроил несколько зданий, благоустроил родную Феодосию, обзавёлся домом-мастерской, она же картинная галерея. Помог постройке порта и вот этой железной дороги, идущей вдоль набережной. Это он настоял, чтобы рядом с морем вырос низенький уютный вокзал, чтобы море широко, до самого горизонта заливало окна поезда с левой стороны, обещая прохладу и удовольствие приехавшему северянину. Чтобы в двух шагах от вагонного окна с правой стороны проплывали заросли южной зелени, крыши огнедышащих закусочных, уходили назад невысокие южные домики.

Чтобы можно было немедленно выскочить из тамбура, подбежать к морю и окунуться в зеленоватую морскую волну, насладиться её прохладным шелестом. А затем броситься на гальку и со счастливым, блаженным вздохом втянуть в лёгкие весь благословенный южный воздух, пропитанный запахами кофе, жареного мяса, рыбы, моря н нагретого камня.

Айвазовский удовлетворённо улыбнулся. Он отблагодарил свою Феодосию, где появился на свет Ованесом Гайвазовским (уже взрослым он узнал, что фамилия их предков была Айвазян), а стал первейшим маринистом Иваном Константиновичем Айвазовским.

Художник отвернулся от слепящей полосы прибоя и медленным шагом направился к стоящему неподалёку дому, по пути отмечая, до чего же этот пёстрый, разноязычный городок колоритен: красно-коралловые черепичные крыши, островки изумрудной зелени, серый пористый камень старинных крепостей, кусочки синего моря, переходящего в небо, кобальтовые тени среди охры старых двухэтажных домиков, живописные трещины старых стен, дворы с босоногой ребятнёй, пёстрая толпа, матросы с внешностью пиратов. Тут поневоле станешь художником, когда Феодосия сама просится на кончик кисти. (442 слова) По Л. Караваевой

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Опишите своё любимое произведение живописи, включив в рассказ несколько фактов биографии художника.

Текст 31

АЛЫЕ ПАРУСА

Ассоль читала. По странице полз зеленоватый жучок, останавливаясь и приподнимаясь на передних лапках. Уже два раза не без досады его сдували на подоконник, откуда он появлялся вновь. На этот раз ему почти удалось добраться до руки девушки, державшей угол страницы. Ассоль хотела решительно сдуть гостя на траву, но вдруг случайный переход взгляда от одной крыши к другой открыл ей на синей морской щели уличного пространства белый корабль с алыми парусами.

Она вздрогнула, откинулась, замерла, потом резко вскочила, едва сдерживая слёзы потрясения. Корабль в это время огибал небольшой мыс, держась к берегу углом левого борта. Негромкая музыка лилась в голубое небо с белой палубы под огнём красного шёлка.

Не помня, как оставила дом, Ассоль бежала к морю, подхваченная неодолимым ветром событий. На первом углу она остановилась почти без сил: её ноги подкашивались, а дыхание срывалось. Вне себя от страха потерять волю, она топнула ногой и побежала дальше. Временами то крыша, то забор скрывали от неё алые паруса. Только снова увидев корабль, Ассоль останавливалась, чтобы облегчённо вздохнуть.

Тем временем в Каперне произошло такое замешательство, такое волнение, какие не уступят эффекту знаменитых землетрясений. Никогда ещё такой большой корабль не подходил к этому берегу. У корабля были те самые паруса, имя которых звучало настоящим издевательством. Мужчины, женщины, дети, одетые во что попало, впопыхах мчались к берегу. Они не могли смириться с фактом, опровергающим все законы бытия и здравого смысла. Скоро у воды образовалась толпа, и в неё стремительно вбежала Ассоль.

Пока её не было, её имя произносили с нервной тревогой и злобным испугом. Как только появилась Ассоль, все смолкли и со страхом отошли от неё. Ассоль осталась одна средь пустоты знойного песка, растерянная, пристыженная, счастливая, с лицом не менее алым, чем её чудо, беспомощно протянув руки к высокому кораблю.

От него отделилась лодка, полная загорелых гребцов. Среди них стоял тот, кого, как ей показалось, она смутно помнила с детства. Он смотрел на неё с улыбкой, которая грела и торопила. Но тысячи последних смешных страхов одолели Ассоль. Боясь последней таинственной помехи, девушка вбежала по пояс в тёплое колыхание волн, крича:

– Я здесь, я здесь! Это я!

Взмахнул смычок – и торжественно грянула мелодия. От волнения, движения облаков и волн, от блеска воды и дали девушка почти не могла различить, что же движется: она, корабль или лодка. Всё вокруг Ассоль двигалось, кружилось, сверкало и пело.

Но весло резко плеснуло вблизи неё. Она подняла голову. Грэй нагнулся, её руки ухватились за его плечи. Ассоль зажмурилась, затем, быстро открыв глаза, смело улыбнулась его сияющему лицу и сказала:

– Совершенно такой.

– И ты тоже, милое дитя! Я пришёл. Узнала ли ты меня? – вынимая из воды мокрую драгоценность, сказал Грэй. (430 слов) По А. Грину

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Расскажите Грею и Ассоль о нашем времени и о себе в форме письма от школьника XXI века.

Текст 32

БАЙКАЛ

Много есть озёр на свете – больших и малых, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом. И нет другого такого водоёма в мире, который мог бы соперничать с ним столь широкой известностью и громкой славой. И ни о каком другом озере не сложено так много легенд и сказаний, песен и стихов, поэм и рассказов. В них звучит не только большая любовь и почитание, но ещё и нечто такое, что внушает уважение, подчёркивает величие, присущее только Байкалу, и выделяет его из всех озёр земного шара.

О Байкале есть древняя легенда, которую знает в тех краях и стар и млад. Будто в давние времена там, где нынче плещутся воды Байкала и начинает свой бег стремительная река Ангара, жил суровый богатырь по имени Байкал с дочерью Ангарой, краше которой не было на свете.

Было у Байкала 336 сыновей. В чёрном теле держал их старик. День и ночь заставлял без устали трудиться. И сыновья работали не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду из гор в огромную котловину.

То, что они добывали тяжким трудом, проматывала сестра Ангара. Она растрачивала собранные богатства на наряды и разные прихоти.

Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов о жившем за горами юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его. Но суровый старик прочил ей иную судьбу, решив выдать замуж за старого богатого Иркута. Ещё строже стал он стеречь дочь, спрятал её в хрустальный дворец на дне подводного царства. Безутешно тосковала Ангара, плакала в подводной темнице, просила богов помочь.

Сжалились боги над пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца, освободить Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать по узкому проходу в скалах.

Проснулся от шума Байкал, рассердился, бросился в погоню. Но где ему, старому, угнаться за молодой дочкой. Всё дальше убегала Ангара от разъярённого отца. Тогда старик схватил каменную глыбу и метнул в беглянку, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и зовут её люди Шаманским Камнем.

Разбушевавшийся старик всё кидал и кидал вслед беглянке обломки скал. Но чайки кричали каждый раз: «Обернись, Ангара, обернись!» И девушка ловко уклонялась от смертоносных отцовских посланцев.

Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студёному морю.

Легенда переплетается с былью. 336 сыновей Байкала – это притоки озера, большие и малые реки, собирающие свои воды с территории более 550 тысяч квадратных километров, что примерно равно площади Франции.

Вытекает же из озера река Ангара – могучая, полноводная артерия, неустанно обновляющая озёрные воды. Ширина потока около километра. Это про неё говорят буряты: «Разоряет дочка старика Байкала!» (431 слово) По А. Муранову

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Какие легенды, мифы, притчи и др., связанные с реками и озёрами, вы знаете? Расскажите одну из них или составьте описание, рассказ, рассуждение самостоятельно.

 

ТЕКСТЫ ИЗЛОЖЕНИЙ

Часть II

Текст 33

БЕРЁЗА

Русское слово «берёза» восходит к древнему корню – «белизна», «белый». Лингвисты связывают её название с глаголом беречь: славяне считали берёзу даром богов, оберегающим человека.

Наряду с дубом берёза – одно из самых почитаемых у славян деревьев. Является символом света, чистоты, женственности, олицетворением русской природы, символом России. Научное название чёрных пятен на коре берёз – «чечевички». В отличие от белого слоя коры – бересты, очень плотной, не пропускающей ни воду, ни воздух, они рыхлые, пористые. Это своеобразные «форточки». В жару они открываются и пропускают воздух к корням дерева, а зимой – закрываются более плотными клетками и помогают ему не замёрзнуть. В легендах же, как водится, всё объясняется по-своему.

В одном белорусском селе жила женщина, у которой было две дочери: светленькая и чернявая. Когда сёстры подросли, то одновременно полюбили одного парня из соседней деревни. Каждой из них он отвечал взаимностью, но никак не мог решить, какая же из девушек нравится ему больше. Однажды он назначил свидание сразу двум сёстрам в одном и том же месте, но в разное время. Но так сложилось, что они пришли на свидание в условленное место одновременно. Когда обман раскрылся, то от горя девушки превратились в берёзы: одна – в белую, а другая – в чёрную.

По сложившейся традиции к удивительной берёзе часто приезжают молодожёны. Считается, что пара, поклонившаяся этому дереву, никогда не будет знать разлуки.

В Древней Руси существовало множество обычаев, связанных с берёзой, некоторые из которых живы и по сей день. Наши предки почитали её за то, что она, по поверьям, могла исполнять самые сокровенные желания. Нередко девушки приносили берёзе угощения, обращались к ней с просьбой исполнить заветную мечту…

У всех славян считалось, что оставленные на чердаке берёзовые ветки защищают дом от молнии, грома, града…

В старину берёзу называли деревом четырёх дел. «Первое дело – мир освещать». На протяжении столетий крестьянские избы России освещала

берёзовая лучина: она горела долго и почти без копоти и искр. «Второе дело – крик утишать». В старину берёзовым дёгтем смазывали колёса телег и карет, чтоб не скрипели. А младенцев «от крику», чтобы ночью спали спокойно, а днём не капризничали, поили отваром из берёзовых почек. «Третье дело – больных исцелять». Целебными свойствами обладают практически все части берёзы. По поверью, берёза могла взять на себя любые болезни, отведя их от человека. Крестьяне, обращаясь к берёзе с просьбой об исцелении, скручивали над больным берёзовые ветки, угрожая не отпускать до тех пор, пока болезнь не отступит. Верили: если под корни берёзы вылить воду, в которой купался больной человек, то недуг уйдёт в землю. «Четвёртое дело – чистоту соблюдать». Берёзовыми вениками и мётлами наводили чистоту. На Троицу дом украшали ветками березы, которые, по старинным поверьям, оберегали его от нечистой силы, а значит – помогали держать в чистоте.

Как видим, многие считали, что берёза – символ начала жизни и человеческий оберег. 441 слово По В. Чернышёвой*

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Дополните текст изложения описанием берёзы; поразмышляйте о том, нужно ли человеку знать легенды собственного народа.

Текст 34

«БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА»

Художнику, задумавшему историческую картину, нужно хорошо знать эпоху, в которую происходило событие. Когда Суриков приступил к работе над «Боярыней Морозовой», он прочитал много книг на эту тему, изучал памятники старины в музеях, ходил по Москве и жадно всматривался в Кремль, в храм Василия Блаженного. Он говорил: «Я на памятники, как на живых людей, смотрел, расспрашивал их: «Вы видели, вы слышали, вы свидетели»

В создании картины очень много помогли художнику воспоминания детства. Суриков родился в Сибири, в городе Красноярске. Он был потомком сибирских казаков, пришедших когда-то сюда с Дона под предводительством Ермака. В детстве мальчик слышал много старинных преданий и рассказов. Тогда же он впервые услышал и историю боярыни Морозовой.

В то время в Сибири ещё сохранились черты русского быта XVI и XVII веков: старинные обычаи, песни, одежда. И эти черты художник воплотил в своей картине.

А сколько Суриков работал над образом каждого героя своей картины!

Художник посещал молитвенные дома старообрядцев в селе Преображенском под Москвой. «Там, в Преображенском, все меня знали. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начётчицы. Нравилось им, что я казак и не курю».

Дольше всего искал Суриков образ самой боярыни.

Однажды у старообрядцев он увидел женщину, приехавшую с Урала. Её лицо поразило его – это было то, что он искал. Суриков написал этюд с неё за два часа. Этюд – это небольшая по размеру картина, написанная красками. В нём художник работает над какой-нибудь отдельной частью своей будущей картины. По первому этюду художник создал потом другой, окончательный вариант, который хранится в Третьяковской галерее. Он называется «Голова боярыни Морозовой». Суровое лицо боярыни будто освещено внутренним огнём.

Без конца писал Суриков этюды зимы... «Всё с натуры писал: и сани, и дровни. Мы на Долгоруковской жили... Там в переулке всегда были глубокие сугробы, и ухабы, и розвальней много... Как снег глубокий выпадет, попросишь во дворе на розвальнях проехать, чтобы

снег развалило, а потом начнёшь колею писать».

Так работал Василий Иванович Суриков. Он шутил над собой, говоря: «Если бы я ад писал, то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял».

Кроме того, большое значение в работе художника имеют накопленный опыт, различные воспоминания, или, как часто говорят, ассоциации. И чем больше впечатлений и наблюдений откладывается в душе и памяти художника, тем ярче и глубже его искусство. Когда художник работает над картиной, то эти ассоциации вдруг возникают, иногда совсем неожиданно для него.

Суриков в «Боярыне Морозовой» долго искал сочетания чёрного цвета платья Морозовой и белого снега.

В поисках этого цветового решения он вспомнил, как сильно поразил его когда-то контраст – чёрная ворона на ослепительно белом снегу.

Перспектива и композиция позволили художнику «построить» и уместить на полотне всё, что он хотел изобразить, а светотень и колорит помогли передать бесконечно разнообразный и живой мир. (440 слов) По Л. Каменевой

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Если бы вы были художником, задумавшим историческую картину, то о чём и о ком бы она была? Аргументируйте свой выбор.

Текст 35

В НЕДРАХ ЗЕМЛИ

Раннее весеннее утро – прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучки. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, брильянты крупной росы. Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни, смешанный с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Высоко в воздухе трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась и ожила, и кажется, будто она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами. Резко нарушая прелесть этого степного утра, гудит на шахте обычный шестичасовой свисток, гудит бесконечно долго, хрипло, точно жалуясь и сердясь. Звук этот слышится то громче, то слабее; иногда он почти замирает, как будто обрываясь, захлёбываясь, уходя под землю, и вдруг опять вырывается с новой, неожиданной силой. На огромном зеленеющем горизонте степи только одна эта шахта со своими чёрными заборами и торчащей над ними безобразной вышкой напоминает о человеке и человеческом труде. Длинные красные закопчённые сверху трубы выпускают, не останавливаясь ни на секунду, клубы чёрного, грязного дыма. Ещё издали слышен частый звон молотов, бьющих по железу, и протяжный грохот цепей, и эти тревожные металлические звуки принимают какой-то суровый, неумолимый характер среди тишины ясного, улыбающегося утра.

Сотни две человек толпятся на шахтенном дворе. Совершенно чёрные, пропитанные углём лица, лохмотья всевозможных цветов и видов, лапти, сапоги, старые резиновые калоши и просто босые ноги – всё это перемешалось в пёстрой, суетливой, галдящей массе. Но понемногу толпа уменьшается, вливаясь в узкую деревянную дверь, которая ведёт в ламповую. Десять человек, сидя за длинным столом, беспрерывно наполняют маслом стеклянные лампочки, одетые сверху в предохранительные проволочные футляры. Получив лампочку, шахтёр проходит в другую комнату, где старший табельщик отмечает его фамилию в дневной ведомости, а двое подручных тщательно осматривают его карманы, одежду и обувь, чтобы узнать, не несёт ли он с собою папирос, спичек или огнива. Убедившись, что запрещённых вещей нет, или просто не найдя их, табельщик коротко кивает головой и бросает отрывисто: «Проходи». В галерее идёт кипучая суета смены. В квадратном отверстии, ведущем в глубь шахты, ходят на цепи две железных платформы. Точно чудом одна из них выскакивает из-под земли, нагруженная вагонетками с влажным, только что вырванным из недр земли углём. В один миг рабочие стаскивают вагонетки с платформы. Пустая платформа тотчас же наполняется людьми, содрогается и внезапно со страшным грохотом исчезает из глаз, проваливается под землю. Проходит минута, другая, и другая платформа, битком набитая мокрыми, чёрными и дрожащими от холода людьми, вылетает из-под земли, точно выброшенная наверх какой-то таинственной, невидимой и страшной силой. И эта смена людей и угля продолжается быстро, точно, однообразно, как ход огромной машины. 444 слова По А. Куприну*

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Расскажите о современном Донбассе, включив в текст элементы описания любимого уголка родного края.

Текст 36

ВЕРТУШИНКА

Маленькую нашу речушку, впадающую в большую многоводную реку, все называют Вертушинкой. Начало своё Вертушинка берёт среди широкого, зелёного, покрытого цветами луга – там, где из земли бьёт чистый прозрачный ключ.

Люди давным-давно устроили над ключом деревянный низкий сруб, на котором висел сделанный из берёсты ковш. Каждый мог подойти и напиться холодной ключевой воды, от которой ломило зубы. Заглянешь, бывало, в колодец и, как в зеркале, увидишь своё лицо, глубокое небо с плывущими белыми облаками, увидишь песчаное дно родника.

Вытекающий из родника ручеёк колышет высокую зелёную осоку, над которой летают, повисая в воздухе, лёгкие прозрачные стрекозы. Напьёшься из родника холодной воды, пойдёшь по течению ручья дальше и дальше. Наполняясь водою из попутных ключей, в глубокий лесной овраг вливается Вертушинка, вертится, бежит среди высоких крутых берегов. Если вглядеться хорошенько, многое можно увидеть.

Вот на упавшем листке осины неведомо куда путешествует желтобрюхий толстый шмель. Быстрое течение ручья несёт мохнатого путешественника среди множества препятствий. Мелкая рыбёшка резвится в холодной прозрачной воде неглубоких затонов. Вот по песчаному дну ручья ползёт странное существо – ручейник, живущее в крошечном домике, слепленном из мелких песчинок. Паук-водолаз с серебристым пузырём воздуха на мохнатом своём брюшке спускается по подводному стеблю на дно ручья. Там, где течение затихает, по зеркальной поверхности воды на высоких тонких ножках быстро бегают паучки-челночки.

Между стеблями растений быстро плавают под водой чёрные жуки-плавунцы. С берега спрыгнула, нырнула, загребая длинными задними лапами, и скрылась большеглазая зеленоватая лягушка. По берегам Вертушинки густо разрослись ивовые и ольховые кусты. Весною и летом здесь гнездятся, всю ночь звонко поют соловьи. На лесистых склонах глубокого оврага живут выводки рябчиков, перелетают с сучка на сучок голубокрылые сойки, поют и трещат дрозды. Ночами лесные звери подходят пить воду из Вертушинки. У берегов Вертушинки водятся проворные ночные зверьки норки.

Маленькая речка Вертушинка очень похожа на большую полноводную реку. В ней есть свои отмели и затоны, быстрые каменистые перекаты. Весною она широко разливается. Тогда в Вертушинку заходит из большой многоводной

реки крупная рыба метать икру. Ранней весной здесь попадаются щуки, а под нависшими берегами, под корнями кустарников и деревьев прячутся скользкие налимы.

Летом множество цветов растёт на берегах Вертушинки. Цветут незабудки. В глубоких затонах плавают белые лилии и жёлтые кувшинки. Порхают над цветами бабочки, резвятся стрекозы. Над заросшим подводной травою затоном жужжат, перелетая с цветка на цветок розоватой кашки, пчёлы, садятся на кашку тяжёлые шмели.

Выводки маленьких диких уток-чирков прячутся в густой зелёной осоке. В начале лета можно увидеть проворных, покрытых пухом молоды<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...