Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

От папируса до современной книги




Долог и тернист был путь к современной книге. У разных народов были и разные способы письма, и разные материалы. На каменной плите слова высекали, на страницы из шёлка – наносили кисточкой, на пальмовых листьях – выцарапывали. До наших времён дошли «книги» на глиняных дощечках, папирусе, пергаменте, берёсте.

Предшественница печатной книги – рукописная книга, сделанная на пергаменте, а затем на бумаге. Ни один писчий материал не получил такого признания, как бумага.

В разных странах стали создаваться целые мастерские по изданию книг. Работа эта считалась очень важной и почётной. Первыми создателями рукописных книг были монахи.

Букву за буквой выводил писец. Художник заполнял страницы рисунками. Причудливым шрифтом писали заглавие. Затем книгу «одевали» в переплёт, украшенный серебром и драгоценными камнями. Крышки переплёта замыкались застёжками. Книги были подлинным произведением искусства. И хотя по внешнему виду такая книга напоминает шкатулку, всё же она очень близка к современной. Но очень медленно – иногда целый год – делался всего один экземпляр книги.

Спрос на книги возрастал, и мастерские уже не могли его удовлетворить. Поэтому люди стремились упростить процесс изготовления книг. Делали, например, так: вначале текст вырезали на досках, а потом с них получали оттиски. Но вырезать буквы на доске – дело кропотливое, да и печатать с неё можно только одну книгу. Вот если бы можно было придумать подвижные буквы! Из отдельных букв, или литер, можно составлять любой текст. Книгопечатание изобрёл немец Иоганн Гутенберг. Он стал отливать буквы-литеры из металла. Из них составлял слова, строчки и страницы. Металлические литеры могли служить долго. Но не только в этом ценность великого изобретения Гутенберга. Он изобрёл механизированный печатный станок, что очень ускорило печатание книг.

Первая типография была создана в середине ХV века, а уже к концу века во многих городах Европы появились типографские мастерские.

Более четырёхсот лет назад в России замечательные русские мастера Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец отпечатали первую книгу. 19 апреля 1563 года Иван Фёдоров приступил к набору первой печатной книги. Теперь уже строку за строкой, букву за буквой не выводил, а набирал мастер.

Металлические строки укладывал в страницу и заключал в специальную рамку. Помощник Ивана Фёдорова Пётр Мстиславец вставил рамку с набором в печатный станок. Смазав чёрной краской шрифт, он наложил на него лист чистой бумаги и плотно прижал его прессом. Потом поднял его. Иван Фёдоров бережно снял бумагу, ещё влажную от краски, и стал внимательно разглядывать первый отпечатанный лист книги. Это была церковная книга «Апостол». За свою жизнь Иван Фёдоров выпустил несколько книг. Среди них краткая грамматика с русской азбукой, первый русский учебник.

Столетия прошли со времени изобретения книгопечатания. Создана целая отрасль индустрии – полиграфическая промышленность. За несколько часов печатаются многомиллионные тиражи газет. Всего несколько дней требуется, чтобы отпечатать многотысячный тираж журнала. Не очень много времени нужно и на печатание тиража книги. Потоком выходят из типографии книги – в библиотеки, в книжные магазины, к читателю. (450 слов) По А. Глухову

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Расскажите о книге, которую вы читали бы с удовольствием. О чём и о ком она должна быть?

Текст 52

МНОГОЛИКИЙ КУПРИН

Он был «един и многолик». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным – художником слова, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были и ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – рыбак, а ещё – учётчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне.

Почему так часто менял он профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? Не решил ли он изучить все ремёсла и «отображать» потом жизнь во всём её многообразии?!

Всё было значительно проще: он был очень любопытным и любознательным человеком. Его любопытство вызывал и новый вид труда, и новые люди, занятые в нём. Ведь профессия оставляет на человеке свой отпечаток, придаёт ему своеобразие, делает одного не похожим на другого. «Среди грузчиков в одесском порту, фокусников, воров и уличных музыкантов, – говорил Куприн, – встречались люди с самыми неожиданными биографиями – фантазёры и мечтатели с широкой и нежной душой».

Когда Александр Иванович решил поступить в рыболовецкую артель, ему устроили экзамен: испытали силу, ловкость. И только потом приняли равноправным членом. О том, что он писатель, никто не догадывался. И Куприн наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас, мыл палубу после очередного рейса.

Тяжёлый физический труд давал ему разрядку. Писатель страдал, если ему приходилось быть замурованным в четырёх стенах кабинета. Так, в 1908 году суд приговорил его «за опорочение представителя правительственной власти» вице-адмирала Чухнина к десятидневному домашнему аресту или денежному штрафу. Куприн согласился на арест. Три дня протомился и затосковал. На пятый стал упрашивать, чтобы оставшиеся дни заменили денежным штрафом!

Любопытно, что Куприна меньше тянуло к людям так называемого интеллигентного и канцелярского труда. Он был убеждён: ничто не даёт такой богатый материал, как близкое знакомство с простым людом. Непосредственное участие в труде, а не наблюдение со стороны

становилось для Куприна уже фактом творчества, той необходимой почвой, которая питала его знания, фантазию.

Бурный темперамент не давал писателю подолгу заниматься литературным трудом. Он так же резко охладевал к работе, как горячо и энергично приступ ал к ней. Даже во время творческого подъёма писатель мог бросить рукопись ради случайно встретившегося «интересного человека» или писать в таких условиях, в которых иной литератор не составил бы и двух фраз.

Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему «точные» слова. Он трудился как мастер-ювелир, отчеканивая фразы. Меткое слово, услышанное случайно, афоризм, художественная деталь – всё записывал Куприн в записную книжку. Придёт время – и всё может понадобиться. Книжки хранят сотни таких заметок, кусочков разговора.

Год проходит за годом. Писатель всё дальше и дальше уходит от нас в историю. Не стареют лишь его книги. (440 слов) По В. Челышеву

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Порассуждайте над вопросами: Какие книги не стареют? О ком и о чём они? Расскажите об одной из таких книг.

Текст 53

ДЕРЕВЯННАЯ СКАЗКА

Те, кто не бывал на Онеге, думают, что Кижи – это островок, случайно затерявшийся среди водных просторов. Знающие люди рассказывают, что на озере – ни много ни мало –1650 островов! Глядя на ели и берёзы, отражённые в воде, на солнце, краснеющее в волнах, облака, проплывающие словно невесомые корабли, я вспоминал пейзажи Рериха, Нестерова, Писахова. Последний посвятил свою жизнь Русскому Северу, был живописцем сказочником.

Плывём час... третий. Когда вдали показалась ажурная башня Гарницкого маяка, лодочник Савелий Васильевич сказал:

– В Кижи теперь многие ездят. Такой красоты, как нас, нигде нет.

Зримым Подтверждением его словам на солнце заблестели золотистые главы Кижского погоста.

Потом всё было как во сне. Я прыгнул на глинистый берег и бегом побежал на встречу с деревянной сказкой, с чудом, что сотворили плотники-зодчие.

Солнце умывалось за неровной кромкой бора...

Что такое Кижи?

Две многоглавые церкви, отделённые одна от другой колокольней. Всё из дерева. Двадцать две главы Преображенского собора.

Множество, множество куполов, покрытых лемехами – резными пластинками из осины, что, переливаясь на солнце, кажутся золотыми. Над куполами вьются чайки, и вместе с белокрылыми птицами всё здание устремляется вверх, в заоблачные выси.

Кто создал эту лесную и озёрную сказку – Преображенский храм?

Лодочник говорил просто и трогательно, его слова гармонировали с тихой ласковостью заонежских далей:

– Долго плотники работали. Щепу возами возили. Это глазом легко смотреть. Глаз-то он барин, а рука – работница. Главы были поставлены, и новёхонькие стены закрасовались, как молодицы на гулянке; подошёл к озеру мастер по имени Нестер. Плотники его окружили. Топор у Нестера был – загляденье. Во всём Заонежье такого топора не было. Люди говорили, что топор-то у Нестера заколдованный. Что же он, мастер, сделал? Поцеловал топор и бросил в озеро. Плотники зашумели, стали жалеть – можно ли такому орудию в воде пропадать? А Нестер им в ответ: «Церковь поставили, какой не было, нет и больше не будет. И топору моему теперь место на дне».

Преображенская церковь – памятник русской воинской славе. Построена она в 1714 году, когда в Северной войне боевое счастье стало служить войскам Петра. Шведы постоянно опустошали озёрный Русский Север. Избавление от всегдашней угрозы было радостным событием.

Впечатление от Преображенской церкви усиливает и высота здания, достигающая около 40 метров. Здесь нет фресок, простые бревенчатые стены создают ощущение домашнего покоя. Место фресок занимали иконы. Творения здешних художников простонародны, бесхитростны по композиции, голосисты по своим краскам.

По соседству с колокольней – Покровская церковь, опоясанная резным деревянным кружевом. Солнце уже высоко стоит над островом. Меняется освещение – меняются и Кижи. Мне трудно покидать этот сказочный мир.

Так что же такое Кижи?

Кижи – завещание потомкам, наказ любить свою страну.

Кижи – это бессмертная древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем. (421 слово) По Е. Осетрову

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Расскажите о каком-либо известном архитектурном сооружении. Что оно значит для вас? Выскажите свою мысль и оформите вывод в виде сенкана, синквейна, хайку или 3-5 кеннингов.

Текст 54

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...