Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и функции финансов.




Тема 1: Понятие о финансах и финансовой системе.

Наука о финансах и ее задачи. История возникновения и необходимость финансов.

Финансы – часть рыночных отношений.

Финансы – инструмент реализации государственной политики.

Финансы объективно необходимы.

Причины изучения финансов

 

 

Задачи изучения финансовой политики:

1. Раскрыть теоретические основы функционирования финансов, а так же возможности их целенаправленного использования посредством финансовой политики и организации управления фин контроля

2. Познакомится с принципами организации финансов в различных сферах экономики, основами формирования и использования целевых денежных фондов.

3. Показать возможные направления влияния финансов на общественный процесс, выявить недостатки финансового механизма и пути их устранения.

4 Изуч

История

Термин «финансы» возник 13-15 вв в торговых городах Италии, означал «денежный платеж». Затем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования фондов денежных средств.

Боден ввел понятие «финансы» в 1577 г опубликовал «6 книг о республике», в которой термин финансы применял для обозначения системы отношений между государством и другими экономическими субъектами.

Финансы – это всегда денежные отношения, деньги обязательное условие функционирования финансов.

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественно-историческим развитием.

Как историческая категория финансы появились одновременно с возникновением государства и разделением общества на классы.

Финансы – денежные отношения, но не всякие денежные отношения являются финансовыми.

Предпосылки

 

Вехи развития финансов:

16-17 вв – выделение государственной казны и ее отделение от собственности монарха. Появляются государственные финансы, государственный бюджет, государственный кредит.

17-18 вв – государственные финансы стали рычагом первоначального накопления капитала.

19 в – рост государственных расходов за счет милитаризации, увеличиваются затраты за счет государственного долга, затраты на содержание государственного аппарата. Возникает и развивается акционерная форма собственности.

20 в - вследствие развития производительных сил происходит расширение функций государства (государство экономический субъект).

1. Происходит дальнейший рост государственных расходов, который идет по следующим направлениям:

- государство стало участвовать в процессе воспроизводства, оно само становится экономическим субъектам

- происходит дальнейший рост военных затрат, рост милитаризма.

- увеличиваются расходы на социальные цели, те страны которые имеют малый бюджет не имеют армии: Люксембург, Скандинавские страны.

- возникают затраты на научно-технический прогресс и науку.

- возникли затраты на охрану окружающей среды и экологию.

- развитые страны оказывают финансовую помощь развивающимся, предоставляют кредиты и субсидии.

2. Доход государства увеличивается за счет роста налогов, при этом повышается роль прямых налогов.

В развитых странах первое место занимает подоходный налог на прибыль корпораций.

3. Происходит расширение сферы финансовых отношений (появляются и развиваются местные и муниципальные финансы) возникают региональные, территориальные финансы, возникают внебюджетные специальные фонды, появляются финансы государственных предприятий, то есть возникают новые формы организации финансовых отношений.

4. Происходит широкое распространение акционерное формы собственности, которая используется не только для развития бизнеса, но и для повышения возможности управления персоналом.

Долгое время предметом изучения финансовой науки были государственные финансы, но в 20 веке наука о финансах уже изучает финансы предприятия или корпоративные предприятия, теории финансовых рынков, финансовый менеджмент, региональные, муниципальные финансы.

 

Причина появления финансов:

Наличие потребности у экономических субъектов и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления. Отличительный признак финансовых отношений – в том, что в процессе распределения общественного продукта создаются различные фонды денежных средств, имеющие целевой характер, порядок их создания строго регламентирован.

Фондовая форма распределения общественного продукта позволяет органически соединить производство с потреблением, сделав его начальной стадией нового воспроизводственного цикла.

Каждый последний цикл воспроизводства возможен после того, как созданная в производстве стоимость будет повержена распределению и перераспределению, в результате чего будут созданы целевые денежные фонды, являющиеся основой удовлетворения разнообразных потребностей.

Вывод:

Финансы неотъемлемый атрибут общественного производства на всех уровнях хозяйствования.

Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать внедрение научно – технических достижений и удовлетворять другие.

 

Сущность и функции финансов.

Для раскрытия сущности финансов необходимо выявить общие черты, которые характеризуют все финансовые явления.

Св-ва

1. В основе финансовых операций лежат общественные отношения, которые по природе являются экономическими производственными.

2. Финансы имеют денежную форму выражения.

3. Область возникновения финансов – это распределение -> распределяющий характер финансов. Финансы обслуживают процессы первичного и вторичного перераспределения.

СОП = с + (V + m)

СОП – совок общ продуктам

С – фонд возмещения

m – з/п

4. Процессы распределения и перераспределения общественного продукта сопровождаются движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы – совокупность денежных средств, которые находятся в распоряжении населения хозяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления и используются ими на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, удовлетворение социальных и иных потребностей общества.

Источники финансовых ресурсов:

На уровне п/п и организаций:

- Прибыль

- Амортизация (фонды возмещения)

- Эмиссия ценных бумаг

- Банковский кредит

- Доходы и дивиденды от ценных бумаг других п/п

На уровне населения, домашние хозяйства:

- з/п

- премии, начисления

- пенсии, пособия и другие выплаты социального характера

- доходы от предпринимательской деятельности

- потребительские кредиты

- доходы и дивиденды по ценным бумагам

На уровне государства, органов местного самоуправления:

- налоговые доходы

- доходы от неналогового характера: доходы от приватизации, сдачи имущества в аренду

- доходы от внешнеэкономической деятельности

- государственные или муниципальные кредиты

- доходы от государственных или муниципальных п/п

Финансовые ресурсы выступают материальным носителем финансовых отношений. Использование финансовых ресурсов осуществляется преимущественно в фондовой форме, реже не фондовой.

 

Преимущества фондовой формы:

1. позволяет теснее увязать удовлетворение потребностей с экономическими возможностями

2. обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях.

3. дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и активно воздействовать на производство.

Ковалев В.В. определяет 3 признака финансов:

1. распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах и этике ведения бизнеса и связан с движением реальных денег

2. однонаправленный характер движения денежных средств

3. создание централизованных и децентрализованных денежных фондов

Финансы как экономическая категория – это система распределительных денежных отношений возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у экономических субъектов участвующих в создании совокупного общественного продукта.

Родионова В.М:

Финансы – это денежное отношение возникающие в процессе перераспределения стоимости валютного общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей.

Дробозина Л.А

Финансы – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечение условий расширенного воспроизводства.

Финансы – это экономические и денежные отношения, имеющие конкретное содержание, а именно это отношение между:

1. хозяйствующими субъектами, в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг.

2. хозяйствующими субъектами и их выше стоящими организациями (министерства, холдинги) при создании централизованных фондов и их использования

3. государством и хозяйствующими субъектами при уплате налогов в бюджетную систему или при финансировании расходов

4. государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды

5. отдельными звеньями бюджетной системы (# между бюджетами разных уровней, между бюджетами и внебюджетными фондами)

6. а также денежное отношение опосредующее кругооборот фондов предприятия

Сущность финансов проявляется в их функциях, причем вопрос о функциях дискуссионный. Функция всегда производна от сущности, а также функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение финансов.

1. наиболее распространенная точка зрения Радионова, Дробозина, Федулова, Дадашев, Черник - 2 функции: распределительная и контрольная

2. Вознесенский, Сабанти - 2 функции: формирование фондов государства, использование этих фондов для выполнения государством своих функций.

3. Романовский и соавторы – 3 функции: формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, использование этих фондов, контрольная функция.

4. Ковалев, Журавлева – 3 функции: распределительная, контрольная, регулирующая (так как распределение происходит не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами).

5. Бороткова, Мурашева – 3 функции: воспроизводственная (связана с формированием денежных фондов необходимых для функционирования экономических субъектов, связана с обслуживанием кругооборота средств в воспроизводстве), распределительная, контрольная.

В современных условиях финансы могут выполнять и дополнительные функции: # функцию финансового регулирования, функцию управления денежными потоками и финансовыми отношениями, защитная функция действует через систему страхования.

6. Галицкая – 4 функции: распределительная, контрольная, функция регулирования экономики, функция стимулирования.

 

На наш взгляд финансы выполняют: распределительную и контрольную функции.

1. Распределительная функция:

через нее реальное общественное назначение финансов: обеспечение всех экономических субъектов необходимыми финансовыми ресурсами, используются в форме целевых денежных фондов.

Объекты действия распределительной функции (что подлежит распределению):

1. Стоимость совокупного общественного продукта С+ (V+m) и большая часть - национальный доход.

2. Часть национального богатства, принявшего денежную форму.

Субъекты, действующие в распределительной функции:

(все участники воспроизводственного процесса, в распределении которых формируются целевые денежные фонды):

1. Государство

2. Органы местного самоуправления

3. Домохозяйства, граждане

4. Предприятия, организации, учреждения.

Распределительный процесс характеризуется сложностью и многогранностью:

§ Финансы обслуживают разные этапы распределения

§ Финансы обслуживают все сферы общественной жизни (производственную и непроизводственную, а так же внутри них).

§ Финансы обслуживают разные уровни управления экономикой (федеральный, региональный и местный у России).

В целом распределительная функция финансов позволяет:

1. создавать целевые денежные фонды на уровне любых экономических субъектов;

2. осуществлять хозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение.

Перераспределение между производственной и непроизводственной сферами, между различными социальными группами.

3. создавать резервы на уровне хозяйствующих субъектов и государства, а так же осуществлять накопления гражданами.

Таким образом, распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, партнерами. Ее резервом является формирование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов, содержания непроизводственной сферы.

Контрольная функция

Финансы обладают свойством количественно через финансовые ресурсы и фонды отражающие воспроизводственный процесс. Это дает возможность систематически контролировать складывающиеся стоимостные пропорции, увидеть проблемы и внести соответствующие коррективы.

Основа действия контрольной функции движения финансовых ресурсов в фондовой и не фондовой формах.

Инструмент реализации контролирующей функции финансов – финансовая информация, которая содержится в финансовых показателях, имеющихся в статистической, бухгалтерской, оперативной отчетностей.

Специфика финансовых показателей:

§ Всегда стоимостные

§ Синтетический характер отображения. Поэтому они часто требуют соответствующих расчетов.

Существует проблема достоверности информации. Степень и глубина реализации контрольной функции определяется состоянием финансовой дисциплины в экономике.

Финансовая дисциплина – это обязательная дисциплина для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц. Обязательный для всех порядок ведения финансового хозяйства, соблюдение установленных норм и правил, выполнение финансов обязательств.

Требования финансовой дисциплины определяются:

1. общими принципами организации финансов

2. специфическими условиями функционирования финансов в разных сферах.

Обе функции действуют не изолированно, а в единстве, позволяют полностью проявляться в сущности финансов.

Распределительная и контрольная функции – две стороны одного и того же экономического процесса.

Финансы активно взаимодействуют с другими экономическими категориями:

§ финансы

§ кредит

имеют родственную экономическую природу.

Их взаимосвязь проявляется в двух моментах:

1. в комплексном использовании финансовых и кредитных ресурсов.

2. в банковском проценте.

Формирование и использование банковских процентов опосредуют финансовыми отношениями.

 

Различие финансов и кредита:

Отличия Финансы Кредит
1.Характер движения денежных средств, стоимости. Одностороннее движение стоимости. Двустороннее движение, разорванное во времени, от кредитора к заемщику и обратно.
2.Характеристика перераспределения Осуществляется как между субъектами, так и внутри них по целевому назначению Осуществляется между участниками перераспределительного процесса
3.Источник формирования Их доходов и накоплений, образуется на стадии распределения. Образуются за счет временно свободных денежных средств предприятий, граждан
4.Срок (срочность) Предоставляются бесплатно, бессрочно, без оговаривания условий возврата. Формируется на определенный срок, на условиях платности и возвратности.

Несмотря на то, что финансы это объективная экономическая категория, они могут использоваться обществом сознательно в хозяйственной практике.

Объективные предпосылки целенаправленного использования финансов вытекают из их функций: распределительной и контрольной.

1. распределительная функция позволяет формировать финансовые ресурсы и фонды в соответствии с потребностями, как всего общества, так и отдельных элементов.

2. контрольная функция оперативно отражает течение экономических процессов, фиксируя все изменения, позволяет вносить коррективы.

Реализация объективных предпосылок зависит от конкретных организационно-правовых форм функционирования финансовых отношений. Именно эти формы позволяют превратить потенциальную возможность активного использования финансов в реальную действительность.

Финансам, как инструменту управления экономикой свойственны 2 момента:

1. оно зависит от объективно существенных финансовых отношений

2. финансы позволяют реализовать решения государственной финансовой политики

Финансы способны количественно и качественно влиять на общественное производство.

Количественное влияние характеризуется объемом и пропорциями мобилизуемых и распределяемых финансовых ресурсов. Чем больше финансовых ресурсов, тем лучше. Качественное воздействие связано с влиянием финансов на материальные интересы экономических субъектов через определенные формы организации финансовых отношений.

Финансы превращаются в стимул развития экономики.

Вывод: потенциально финансы обладают большимивозможностями влияния на экономику, так как являясь категорией распределения, они все таки обслуживают весь воспроизводственный процесс, а так же катализатором процессов.

 

В рамках использования финансов выделяют 3 главных направления финансового воздействия на общественное развитие:

1. финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства

2. финансовое регулирование экономических и социальных процессов

3. финансовое стимулирование лучших результатов деятельности

1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства: Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса – это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулирующих экономическими субъектами в общественном производстве и использующих через целевые денежные фонды. Финансовые ресурсы, используемые в производственно-торговом процессе, представляет собой капитал в денежной форме. В состав капитала, как части финансовых ресурсов предприятия входят денежные средства авансированные в основные фонды, в НМА, оборотные фонды и ФО. Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат может осуществляться в трех формах:

1. Самофинансирование оно основывается на использовании собственных финансовых ресурсов субъекта. Если предприятию не хватает собственных средств, оно может, либо сократить свои расходы, либо если оно желает развиваться, то может воспользоваться средствами, привлекаемыми на основе операций с ценными бумагами (эмиссия акций или облигаций).

2. Кредитование – это такой способ финансового обеспечения воспроизводственных затрат, при котором расходы субъекта покрываются за счет кредитов банка, предоставляются на начало срочности, платности и возвратности.

3. Государственное финансирование – производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов, формируются на разных уровнях государственного управления. Государство перераспределяет целенаправленно финансовые ресурсы между экономическими субъектами, сферами и отраслями экономики, между территориями, между формами собственности.

На практике все 3 формы применяются одновременно главное добиться оптимизации их соотношения на основе активной финансовой политики.

Для обеспечения бесперебойного финансирования воспроизводственных затрат большое значение имеют финансовые резервы. Финансовые резервы должны обеспечивать непрерывный кругооборот средств при возникновении значительных потерь или наступлении непредвиденных событий.

Финансовые резервы могут создаваться, во-первых, самими хозяйствующими субъектами за счет собственных финансовых ресурсов – это самострахование. Во-вторых, финансовые резервы могут создаваться вышестоящими управляющими структурами на основе нормативных отчислений. В третьих специализированными страховыми организациями – метод страхования. В-четвертых, государством создаются – это резервные фонды в бюджетах разных уровней.

2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов: согласованное функционирование экономической системы достигаются путем ее регулирования, под которыми понимается изменение темпов роста отдельных структурных элементов, призванных перестроить производство, в соответствии с изменяющимися потребностями общества. В условиях рынка регулирование обеспечивается путем свободного перераспределения финансовых ресурсов через финансовые рынки. Регулирование экономики достигается в первую очередь по средствам саморегулирования, оно характеризуется, такими методами формирования финансовой базы, которую вырабатывают и используют сами экономические субъекты.

Саморегулирование базируется на экономической свободе хозяйствующих субъектов. На свободе выбора партнеров и форм взаимоотношения между ними на самостоятельном распоряжении продуктами деятельности.

Но экономическая свобода не безгранична. Ее действие дополняется деятельностью различных организационных структур (различные союзы и ассоциации) # РСПАП, АРБ…

Союзы и ассоциации способствуют установлению цивилизованных взаимоотношений между экономическими субъектами, защищают их интересы.

1.3. Границы саморегулирования:

В ряде случаев рыночный механизм не может обеспечить оптимального распределения финансовых ресурсов. Во-первых, этому препятствуют монополии. Во-вторых, рынок не может обеспечить перераспределение доходов в соответствии с целями демократического общества. В-третьих, рынок не может обеспечить стабилизированную экономику в условиях кризиса. Поэтому возникает необходимость в дополнительном механизме регулирования.

Государственное регулирование:

Необходимость государственного вмешательства в экономику обусловлено решением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества (#обеспечение крупных структурных сдвигов, поддержка приоритетных направлений развития, расширение объектов инфраструктуры).

Вмешательство государства в экономику основано на использовании законодательными и исполнительными органами власти стоимостных рычагов воздействия. Речь идет о государственной инвестиционной политике, налоговой, бюджетной, амортизационной и т.д.

В основе государственного регулирования лежит определенная финансовая концепция:

1. Кейнсианство, лежит в основе государственного регулирования и государственной поддержки, проводимых в стране преобразований. Кейнсианство в большей части связанно с кредитной экспансией. Такая денежно кредитная политика, которая направленная на ослабление контроля за денежной массой, сопровождается с расширением государственных расходов и снижением налогов. Цель такой политики – стимулирование совокупного спроса в экономике и тем самым преодоление кризисных явлений.

2. Монетаризм появился в 70 -80 –х годах 20 века. Монетаризм настаивает на ограничении государственного регулирования, которое в основном связано с поддержанием стабильных темпов роста денежной массы. Монетаризм связан с кредитной ретроспективной политикой (рестрикцией). Рестрикция основана на сокращении денежной массы в обращении с целью борьбы с инфляцией, борьбой с бюджетным дефицитом. Для этого так же сокращаются государственные расходы и увеличиваются налоги. Это предполагают МВФ, организации экономического сотрудничества и развития.

В чистом виде эти финансовые процессы концепции используются редко. На практике применяются элементы той и другой концепции, в зависимости от экономической ситуации в стране. Вмешательство государства в экономику имеет свои объективные границы. Излишек государства в экономике ведет к ослаблению экономических стимулов, снижает эффективность функционирования экономики.

3. Финансовое стимулирование лучших результатов деятельности. В современных условиях часто необходимо решать специфические задачи # выводить экономику из кризиса, обеспечивать устойчивые источники роста, добиваться финансового оздоровления, повышать общественную эффективность и т.д. Эти задачи невозможно решить без финансового стимулирования.

Финансовые стимулы – это такие формы организаций финансовых отношений, которые позволяют влиять на материальные интересы экономических субъектов.

Финансовое стимулирование тесно связано с финансовым регулированием.

Финансовые стимулы:

1. выбор эффективных направлений инвестирования финансовых ресурсов. Для воздействие на производство нужно выбрать и обеспечить эффективные направления вложения финансовых ресурсов, которые будут обеспечивать рост экономики, необходимые структурные сдвиги, создавать условия для внедрения новых технологий, экономически чистых производств. Приоритеты:

1. Финансирование проектов, связанных с воспроизводством рабочей силы.

2. Финансирование затрат по технической вооруженности предприятий.

3. Финансирование затрат по обеспечению инфраструктур производства (связь, транспорт).

2. создание и использование системы поощрительных фондов. Это фонды, созданные из прибыли, направляются на развитие производства, на социальное развитие, на материальные поощрения, образуются на предприятии и призваны заинтересовать в конечных результатах деятельности.

3. использование бюджетных стимулов. Субъектом стимулирования выступает государство. Они могут существовать в двух видах:

1. в виде системы налогов и платежей в бюджет

2. в виде системы бюджетного финансирования

Ассигнования направлены на решения конкретных программ (дотации, субсидии, субвенции)

4. использование финансовых льгот и санкций. Финансовые льготы призваны расширять возможности эффективного финансирования денежных ресурсов, для расширения производства. Санкции усиливают материальную ответственность экономических субъектов: за конечные результаты деятельности, за нарушения требований договорной, расчетной и финансовой дисциплины. Они должны быть соизмеримы с величиной упущенной выгоды.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...