Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики.




Финансы – инструмент воздействия на процессы функционирования экономических субъектов. Это воздействие через финансовый механизм.

Финансовый механизм – это совокупность форм организации финансовых отношений, выражающихся в организации планирования и стимулирования использования финансовых ресурсов, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.

Государство в лице органов власти на основе финансовой или экономической политики устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы организации денежных накоплений. Предусматривает различные виды налогов и платежей, определяет принципы и направления использования государственных и финансовых ресурсов.

Структура финансовых механизмов включает 5 взаимосвязанных групп элементов:

1. Финансовые методы – способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые могут идти по 2-м направлениям: по линии управления движения ресурсов; по линии коммерческих затрат связанных с материальным стимулированием, материальной ответственностью.

Методами считаются: планирование, прогнозирование, инвестирование, кредитование, налогообложение, страхование, фондообразование.

2. Финансовый рычаг или прием действия финансового метода, или это финансовые инструменты, с помощью которой мы можем реализовать финансовые методы, Ам отчисления, дивиденды, %-е ставки, ценные бумаги, целевые экономические фонды, инвестиции, котировки.

3. Правовое обеспечение: законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы, органов управления: конституции; кодексы, гражданские кодексы, налоговые и земельные и т.д; федеральные законы.

Введение правовых, юридических норм в область финансов имеет большое значение для успешного проведения финансовой политики и четкого функционирования финансового механизма. Оно позволяет установить единые правила организации связи, защитить экономические интересы различных субъектов.

Соблюдение этих правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину и позволяет проводить единую политику в области финансов. Следовательно, право – это инструмент оформления финансовой политики. С другой стороны право оказать активное опосред-ное влияние на экономическое развитие.

4. нормативное обеспечение: инструкции, указания, методические указания, нормы, нормативы, тарифные ставки и т.п.

Является результатом деятельности исполнительной системы власти. Оно конкретизирует и детализирует нормы права (то есть расписывать нормы и т.д.).

5. информационное обеспечение, составленное из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и иной информации.

Государство стремиться обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода. Сочетание различных элементов финансового механизма образует его конструкцию, которая приводится в действие, путем установления количественных параметров каждого элемента (объем фондов статистики и нормы, уровень расходов).

Каждое отдельное звено финансового механизма – составная часть единого целого. Хотя они функционируют самостоятельно, но все-таки взаимосвязаны и взаимозависимы.

Отсюда вытекает необходимость постоянного согласования элементов, составляющих финансового механизма.

 

Управление финансов.

Процесс распределения и перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы всегда направлен на достижение конкретных целей, поэтому он не может проходить стихийно, и предполагает организацию определенной схемы управления.

Управления (в общем виде) – целенаправленное формирование процесса какой-либо деятельности либо целенаправленное воздействие субъекта управления на объекты.

Объект управления финансами – это различные виды финансовых отношений.

1 группа – государственные и муниципальные финансы

2 группа – хозяйственные субъекты

3 группа – личные финансы.

Субъекты управления в государственных, муниципальных и корпоративных финансах это специальные службы (департаменты).

Совокупность этих подразделений, служб называется финансовый аппарат.

Субъект управления финансами д\х – это сами д\х.

Непосредственно государственное управление финансами осуществляется в отношении, в основном, государственных финансов. Это связанно с утверждением бюджета, ведение или отмена тех или иных налогов, управления государственным долгом.

Цель управления государственными финансами:

1. это обеспечение баланса экономических интересов государства, юридических или физических лиц.

2. обеспечение бездефицитного государственного бюджета.

3. обеспечение устойчивости национальной валюты.

В отношении государства, юридических или физических лиц в сфере управления финансами чаще всего используется методы, носящие косвенный, опосредованный характер.

Косвенные методы:

§ формирование и поддержание конкурентной среды в экономике

§ ограничение монополизации рынка

4. государственное регулирование цен естественной монополии (РЖД, Газпром энергетика).

5. защита конкретных отношений между субъектами рынка.

6. проведение эффективной таможенной политики, это содействие развитию рынков капиталов.

Наряду с косвенными методами используются методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность:

1. лицензирование некоторых видов деятельности

2. установление квот или предельных цен на некоторые группы товаров.

3. финансовое датирование или субсидирования производства отдельных видов товаров.

4. применение государственной монополии на некоторые группы товаров (производство спирта).

5. установление системы социальных гарантий и финансовой защиты малоимущих.

6. применение финансовых санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины.

Общее управление финансами осуществляется высшее органы власти и управление. В употребление финансами принимает участие президент и правительство, а так же различные органы исполнительной власти (Минфин: центральный и территориальный аппарат).

Федеральное казначейство

Счетная палата РФ (орган государственного финансового контроля, орган федерального собрания)

Федеральная налоговая служба

Федеральная таможенная служба

Федеральная служба по финансовым рынкам

Федеральная служба по государственному мониторингу

Федеральная служба по мониторингу

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом

Кроме того участвует в управлении финансов ЦБ

К инструментам управления финансами относят контроль, планирование, организацию и информационное обеспечение.

Планирование – это процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей их эффективного достижения.

Признаки планирования:

1. регламентированность

2. связь с обработкой информации

3. направленность на достижение конкретных целей

4. временный характер

Фазы планирования: определение целей, анализ проблем, прогнозирование поиск альтернатив, оценка принятых решений.

Результат планирования – план или совокупность планов.

План – результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения цели в будущем (бюджет).

Главный объект финансового планирования – это ресурсы, перераспределенные между субъектами финансовой системы.

В финансовом планировании важное место отводится финансовому прогнозированию.

Для финансового планирования большое значение имеет прогностическая информация.

Прогнозирование – это процесс получения такой информации.

Прогноз – вероятное представление о будущих событиях основывается на набюдениях, теоретическое обобщение допущения и ограничения.

В процессе финансового прогнозирования, в первую очередь, проводят обоснование показателей финансовых планов: среднесрочные (5 – 10 лет); долгосрочные (более 10 лет).

Используются разные методы прогнозирования:

1. методы экспертных оценок

2. методы??? анализа

3. методы имитационного моделирования

а) За планированием идет выполнение плана в процессе, которого неотъемлемый инструмент – это контроль.

б) в процессе контроля устанавливается расхождение между планом и фактом, выявление причины такого расхождения.

в) организация. Ее задача – обеспечение оптимального достижения цели посредством использованных специальных организационных моделей. В процессе организации происходит структурирование информационных связей.

г) информационное обеспечение: включает в себя переработку, учет, анализ и прогноз информации. И выступает связывающим звеном между планированием, контролем и организацией.

 

Финансовый контроль.

Одной из функций управления финансами является контроль. Он обеспечивает реализацию на практике контрольной функции финансов.

Финансовый контроль – совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины всеми экономическими субъектами, а так же оценку эффективности финансовых операций и целесообразности производственных расходов.

Финансовый контроль видоизменяется по мере развития финансовых отношений. Исторически он возникает как государственный контроль за расходованием средств государственной казны.

Дальнейшее расширении сферы финансовых отношений, появление и развитие финансовых рынков, совершение организационных форм бизнеса потреб изменений форм и метолов организации финансового контроля. Возникает незав-и негосударственный аудиторский контроль, а так же внутрифирменный контроль.

Конечная цель всех финансового контроля едина – обеспечение соблюдение финансовой дисциплины, повышение эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. Задачи и функции государственного и негосударственного контроля могут быть различны.

Главная задача государственного контроля – содействие успешной реализации финансовой политики государства, посредствам обеспечения соблюдения дисциплины и недопущение целевого расходования бюджетных ресурсов.

Задачи негосударственного контроля – повышение эффективности использования финансовых ресурсов субъектов и обеспечения достоверности показателей финансовой отчетности.

Внутрифирменный контроль осуществление специальных подразделений и ревизионные отделы внутри предприятий и организаций. Они проводят контроль эффективности и целесообразности затрат, а так же оценка и контроль финансового состояния предприятия к проведению аудиторского или государственного контроля.

Аудиторский контроль с 1992 г.

Аудит – системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающих уровень их соответствия определенному критерию и представляющие результаты заинтересованным пользователям.

В российском законодательстве основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности финансовой отчетности экономических субъектов, подлежащих аудиту. И соответствие совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций, нормативным актом, действующим в РФ. Под достоверностью финансовой отчетности п онимается такая степень точности ее данных, которая позволяет компетентным пользователям делать на ее основе обоснованные выводы о результатах деятельности экономических субъектов и принимать соответствующие решения. Объектом финансового контроля выступает распределяющие процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов. Предмет финансового контроля – различные финансовые показатели. Результативность финансового контроля зависит не только от ее организации, но и от системы применяемых за нарушение санкций.

В мировой практике сформировалось 2 модели финансового контроля:

а) англосаксонская – контролирующая финансовые органы только проводят разные виды контроля и готовят по ним отчет. Вопрос о санкциях решается административными или судебными органами власти.

б) французская модель – предусматривает возможность предоставить некоторым контрольным органам полномочия определить виновность лиц, в финансовых нарушениях и требовать возмещение ущерба (Россия ближе к французской модели).

Мировое сообщество выработало определенные принципы финансового контроля: независимость (она обеспечивается финансовой самостоятельностью контрольного органа, а так же более длительными сроками полномочий ее руководителей, по сравнению со сроками полномочия парламентских органов власти).

Принцип объективности и компетентности: предполагает четкое соблюдение действующего законодательства, а так же установленных стандартов проведения разных видов контроля.

Принцип властности: предусматривает информирование общественности через средства массовой информации о результатах работы контролирующих органов.

Классификация форм и видов финансового контроля:

1. Регламент осуществления:

1. Обязательный – осуществляется государственными органами финансового контроля и аудиторскими фирмами в соответствии с действующим законодательством в установленные сроки: налоговые проверки и обязательный аудит годовой финансовой отчетности таким субъектов все ОАО, учреждения и организации кредитно-финансовой сферы, экономические субъекты по показателям их деятельности (не менее 2000 МРОТ).

2. Инициативный – проводится по решению органов управления экономическими субъектами и является неотъемлемой частью управления финансами.

Инициативный аудит: внешний (проводится аудиторскими фирмами), внутренний (проводится служебный внутренний контроль).

2. По времени проведения:

1. Предварительный: осуществляется на стадии рассмотрения и принятия бюджетов финансовых планов, смет. Он предусматривает оценку обоснованности их финансовых показателей, позволяет выявлять дополнительные резервы и предупреждает возможные нарушения.

2. Текущий: осуществляется в ходе исполнения бюджетов, финансовых планов, отдельных программ. Предусматривает соблюдения не только финансовой дисциплины, но и анализ хозяйственной деятельности.

3. Последующий: (наиболее важный) предназначен для оценки результатов использования бюджетов, выполнение финансовых планов по завершению отчетного периода и финансового года в целом. В ходе оценки итогов вырабатывают стратегию и тактику на будущее.

3. По субъектам контроля:

1. Государственный контроль - проводится органами государственной власти: президентский контроль. Цель: обеспечивает интересы государства при реализации финансовой политики.

2. Муниципальный контроль – его проводят органы финансового контроля местных органов власти.

3. Ведомственный контроль – осуществляют специальные подразделения министерств и ведомств за подотчетными им предприятиями и учреждениями.

4. Внутрихозяйственный контроль – проводят службы самого субъекта (служба внутреннего контроля).

5. Контроль финансово-кредитной организации – проводится банками или другими финансовыми институтами в процессе получения и использования кредитных ресурсов.

6. Аудиторный контроль – проводят независимые аудиторы или аудиторные фирмы, в соответствии с действующим законодательством.

4. По объектам контроля:

1. Бюджетный контроль

2. Налоговый контроль

3. Инвестиционный контроль

4. Таможенный контроль

5. Валютный контроль

6. Страховой контроль и т.д.

5. По методам финансового контроля:

1. Проверка – производится по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов (налоговая проверка и т.д.).

2. Обследование – предполагает изучение отдельных аспектов функционирования предприятий, организаций, с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития. Может применяться государственными органами власти, инвесторами и т.д.

3. Надзор – контроль за осуществлением финансовых операций в целях их приведения в соответствии с требованиями и нормами законодательства.

4. Наблюдения (мониторинг) – постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансового состояния. Наблюдение может проводиться кредитором или группой кредитов с согласия самого клиента. Наблюдение является одной из процедур банкротства – проводится по решению арбитражного суда.

5. Анализ финансового состояния – предполагает оценку результатов финансовой деятельности субъекта, эффективности использования его капитала и ресурсов.

6. Ревизия – самый распространенный метод финансового контроля.

1. полные – проверка всех аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта.

2. частичная – контролирует отдельные аспекты деятельности субъекта.

1. тематические – проверяется ряд однотипных объектов с целью выявления типичных недостатков.

2. комплексные – проверка всех сторон деятельности субъекта в том числе вопросов сохранности и эффективности использования ресурсов. Оценивается соблюдением финансовой дисциплины и качества финансовой отчетности. (1раз в 2 года).

1. сплошные – идет проверка всех операций и всех первичных документов на определенном участке за проверяемый период.

2. выборочные – проверяют часть первичных документов за определенный период.

В некоторых случаях проводятся комбинированные ревизии – часть операций проводятся сплошняком, часть – выборочно.

При проведении ревизии составляется и утверждается программа в которой указываются цели ревизии, объекты, конкретные аспекты и вопросы, подлежащие контролю.

По результатам ревизии оформляется акт, является официальным финансовым документом. На основе акта разрабатывается программа по устранению недостатков.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...