Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция развития сельского туризма в России.




 

Концепция агротуризма заключается в учёте современной тенденции к индивидуализации пакета туруслуг и росту индивидуального, семейного и малогруппового туризма. Ключе-вым фактором превращения этого направления в сектор туриндустрии является политическая поддержка региональных и центральных властей, что доказывает международный опыт.

Итак, в мире имеется практический опыт реализации нескольких моделей, относимых к агротуристическим (эко-агротуристическим). Их можно сгруппировать следующим образом:

а) Развитие агротуристического бизнеса на базе малого семейного гостиничного хозяйства. Эта модель успешно реализуется в рамках нескольких концепций, которые предполагают официальное проведение государственной политики перевода сельского населения из сектора аграрного производства в сектор услуг - то есть, при условии принятия на общенациональном уровне комплексной социально-экономической стратегии, направленной на поддержку сельских регионов. Эта стратегия одним из компонентов включает поддержку развития сети средств размещения (частных микрогостиниц) на базе существующего в сельской местности жилого фонда и сельскохозяйственных (фермы, пасеки, рыболовецкие хозяйства и т. д.) и специализированных объектов (спортивные центры, лодочные станции, конюшни и т. п.).

б) Строительство крупных и средних частных агротуристических объектов в сельской местности: специализированные частные отели в форме стилизованных «агротуристических деревень», культурно-этнографических центров и т. п. (Характерно для стран с невысоким уровнем комфортности жилищного фонда в сельской местности, но с хорошим турпотенциалом). Эта модель для успешной реализации требует, прежде всего, инвестиционных ресурсов – как местных, так и внешних, а также поддержки соответствующих проектов на уровне региона и на местах.

в) Создание государственных (или, реже, частных) сельскохозяйственных парков. Помимо развития туротрасли как таковой, основанная на такой модели концепция ставит во главу угла популяризацию, социализацию и пропаганду достижений сельского хозяйства конкретной страны, сохранение практических навыков и демонстрацию приемов национального (традиционного) сельскохозяйственного производства. В мировой практике программу по реализации такой модели обычно курирует ведомство, отвечающее за развитие сельского хозяйства (а не туротрасли как таковой). Являясь многофункциональными центрами, государственные сельскохозяйственные парки параллельно могут вести научно- исследовательскую и селекционную работу, оставаясь при этом развлекательными туристическими объектами и постоянно действующими выставочно-экспозиционными центрами.

Говоря о поддержке агротуризма, следует помнить, что это – производный элемент государственной социальной политики, тесно смыкающийся с такими сферами, как местное самоуправление, развитие саморегулируемых общественных организаций, системная поддержка малого и среднего бизнеса и пр.

Какие территории включаются в орбиту агротуристской практики? Отнюдь не только села, деревни и хутора. Это важно понимать при оценке туристского потенциала территории и выборе направления въездного туризма. Обязательным условием для агротуризма является то, чтобы средства размещения туристов (как правило, индивидуальные, специализированные) находились в сельской местности или малых городах без промышленной и многоэтажной застройки и приезжающие туристы погружались в реальную социокультурную среду, существующую на данной территории. Малые города являются системным компонентом сельской местности, а значит, их турресурсы (особенно городов исторических) вместе с ресурсами сельской местности образуют общий (единый) турресурс территории, что доказывает успешная европейская практика агротуризма. Это важно учитывать и в условиях России при разработке концепций конкретных тур продукте в (не замыкаясь на чисто «сельских» занятиях и сельской специфике), концепций совокупного турпродукта отдельной дестинации и комплексных концепций развития туризма на конкретно взятой территории, а также при выработке стратегических программ межмуниципального сотрудничества, нацеленных на создание агротуристических маршрутов и туррегионов и т.д.

Таким образом, агротуризм следует рассматривать как перспективное направления развития туризма для российской провинции в целом (за исключением городов с промышленной и многоэтажной застройкой).

Для реализации любой модели агротуризма, помимо наличия на территории турресурсов, принципиально важным является развитие средств размещения в сельской местности. Это подразумевает:

а) наличие в сельской местности свободных или условно свободных домовладений (усадеб, коттеджей, площадок на территории усадеб для размещения палаточных городков, исторических зданий сельских дворцов, монастырей и т.д.), изначально не создававшихся как гостиницы, но пригодных для переоборудования их в средства размещения туристов;

б) строительство специальных агротуристических объектов – средств размещения туристов («национальные деревни», «дома охотника/рыбака», «культурные центры», «агропарки», кемпинги и т. п.), выполняющих функцию сельских гостиниц.

При разработке соответствующей национальной концепции для РФ необходимо помнить, что для реального развития агротуризма важно, есть ли установка государства на сохранение (воссоздание) реальных субъектов той социокультурной и этнокультурной среды, которую собираются превратить в туристический продукт. Другими словами, хочет ли на деле государство иметь не муляж прошлого, а социо- или этно культурную общность – носителя культуры или хотя бы ее отдельных сохранившихся элементов? Например, нужно ли современное казачество как социальная (или этносоциальная) группа? Фермерство как класс сельхозтоваропроизводителей? Современная крестьянская община и, соответственно, крестьянство как класс? Или иная община, к примеру, рыболовецкая, оленеводческая, охотничья и т.п. На самом деле без подлинной социокультурной установки поддержание любой симуляции весьма затратно и возможно лишь в виде игровой ситуации на некоторое время. Другими словами, говоря о поддержке агротуризма, следует помнить, что это – производный элемент государственной социальной политики, тесно смыкающийся с такими сферами, как местное самоуправление, развитие саморегулируемых общественных организаций, системная поддержка малого и среднего бизнеса и пр.

При разработке соответствующей национальной концепции для РФ необходимо помнить, что для реального развития агротуризма важно, есть ли установка государства на сохранение (воссоздание) реальных субъектов той социокультурной и этнокультурной среды, которую собираются превратить в туристический продукт. Другими словами, хочет ли на деле государство иметь не муляж прошлого, а социо- или этно культурную общность – носителя культуры или хотя бы ее отдельных сохранившихся элементов? Например, нужно ли современное казачество как социальная (или этносоциальная) группа? Фермерство как класс агропроизводителей? Современная крестьянская община и, соответственно, крестьянство как класс? Или иная община, к примеру, рыболовецкая, оленеводческая, охотничья и т.п. На самом деле без подлинной социокультурной установки поддержание любой симуляции весьма затратно и возможно лишь в виде игровой ситуации на некоторое время. Другими словами, говоря о поддержке агротуризма, следует помнить, что это – производный элемент государственной социальной политики, тесно смыкающийся с такими сферами, как местное самоуправление, развитие саморегулируемых общественных организаций, системная поддержка малого и среднего бизнеса и пр.

Первоочередная ориентация российского агротуристского сектора направлена на внутренний туристский рынок, что, впрочем, не исключает разработки отдельных высококачественных турпродуктов специально для международного рынка.

Очевидным фактом развития зарождающегося российского агротуристского рынка является то, что он строится «снизу», т.е. при минимальном участии центральных управленческих структур. Долгое время отсутствовало политическое решение на правительственном уровне о поддержке агротуризма. В Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 г.» была сформулирована задача организации агротуризма. Предусматривалось «формирование территориальной сети информационно-консультационных центров, пропаганда агротуризма, обучение сельского населения по организации несельскохозяйственных видов деятельности в целях развития альтернативной занятости в сельской местности». Однако, данное упоминание агротуризма, как одного из поддерживаемых видов несельскохозяйственной деятельности в сельской местности, пока не получило развитие: не разработана концепция развития агротуризма в России, не решен вопрос о правовом обеспечении (не разработаны соответствующие законодательные и нормативные акты, регулирующие отдельные аспекты агротуристской деятельности), а также финансовом обеспечении процесса (система льготного кредитования, субсидирования и налоговых льгот и т.д.).

Очевидно, что в современных условиях России, основная ориентация сектора сельского туризма, прежде всего, должна быть направлена на внутренний туристский рынок. В связи с резким ростом цен на туристские услуги и падением платежеспособности 70% населения страны проводит отпуск в своем регионе. Максимум что могут себе позволить граждане, входящие в этот сегмент потребительского рынка, это отдых в деревне, отдых в выходные дни на дачных участках, а также отдых детей в летнее время в лагере, при условии платежеспособности предприятия, на котором работают. Также следует учесть, что эколо-гическая обстановка в некоторых промышленных городах является неблагоприятной и жителям этих городов необходим отдых на природе, хотя бы в летнее время. В таком аспекте сельский туризм с использованием местных природных и культурно-исторических ресурсов сельской местности региона может являться альтернативным видом организованного отдыха горожан. Сегодня в ряде регионов наблюдается увеличение потока неорганизованных туристов в выходные дни в пригороды, и 30% потенциальных потребителей туристского продукта, предъявляют повышенные требования к уровню проживают и обслуживания которые отчасти совпадают с качеством того обслуживания, которое может предоставить сегодня региональные объекты туристской индустрии.

Как было отмечено выше, первоочередными направлениями развития сельского туризма в регионе является поиск эффективных моделей функционирования, основанных на оценки туристско-рекреационных возможностей региона и включающих наличие средств размещения, характерных для сельского туризма; природных, исторических и социально-культурных объектов; элементов туристской инфраструктуры региона и их состояния, а также обеспечение государственного управления, стимулирования и поддержки на всех уровнях для дальнейшего его развития.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...