Состояние рынка агротуризма в начале 21 в.
Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристский потенциал, занимает незначительное место на мировом туристическом рынке. На её долю приходится около 1 процента мирового туристического потока. По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу. Нашим отечественным конкурентным преимуществом является национальное туристское достояние России уникальные объекты исторического, архитектурного, культурного и природного наследия, а также туристский потенциал. При их эффективном использовании туризм может стать локомотивом социально-экономического развития, способствующим: экономическому, социальному и духовному развитию российских регионов и страны в целом. Рынок российского туризма развивается крайне неравномерно. Объём выездного туризма преобладает над объёмами въездного и внутреннего туризма. Несмотря на приоритет развития внутреннего, въездного и социального туризма, провозглашённый Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24 ноября 1996 г., в стране наиболее активно функционирует всё-таки рынок выездного туризма. Это значит, что преобладает не только выезд туристов над въездом, но и вывоз за рубеж денег (валюты) над их поступлением в национальную экономику страны. Количество поездок иностранных граждан в Российскую Федерацию за 9 месяцев 2006 г. составило 17,4 млн., что на 3,9% больше, чем за аналогичный период 2005 г. Это позволяет говорить о том, что негативная тенденция снижения числа посещений нашей страны гражданами иностранных государств, проявившаяся за аналогичный период прошлого года (-4,02% по сравнению с этим же периодом 2004 г.), преодолевается, и въездной туристский поток практически восстановлен. Почти для всех стран характерна тенденция увеличения туристского потока в сочетании со служебными целями. Данная тенденция не случайна, так как растёт инвестиционная привлекательность нашей страны, ее активность в развитии индустрии MICE (деловых форумов, конференций, событийных мероприятий).
Общее число выездов граждан России за 9 месяцев 2006 г. составило 22, 304 млн., что превышает аналогичный период 2005 г. на 1,3%. Прошлогодний рост за соответствующий период составлял 16,5%. Снижение темпов выезда российских туристов в зарубежные страны напрямую связано с быстро растущей популярностью отдыха в России. Согласно предварительным данным рост внутреннего туризма составит в 2006 г. около 15%, достигнув в абсолютных цифрах 25 млн. поездок. Сложившаяся ситуация помимо косвенных факторов объясняется и уровнем цен, сложившемся на рынке внутреннего туризма, который значительно выше, чем на рынке выездного туризма, что предполагает выбор потребителя не в пользу отечественного производителя. Это обстоятельство препятствует динамичному развитию туризма, как наиболее перспективному направлению диверсификации экономики России. Особенно актуальна проблема развития сельского туризма для регионов России с уникальными природными и историко-культурными туристскими ресурсами. В связи с этим необходима выработка стратегии развития туриндустрии, включающей принятие комплекса мер по государственной поддержке в рамках федеральных и региональных программ. Однако единая федеральной концепции развития сельского туризма пока не выработана, и во многих регионах разрабатывают свои концепции и стратегии развития туризма и его вида сельского туризма.
Комитет по туризму администрации Калининградской области, работая с сельскими гостевыми домами, поставил перед собой цели обеспечить работой деревенских жителей, остановить отток молодежи в город. В среднем фермер в летний сезон может заработать до 9 тыс. евро из расчета 10 евро в день, молодежь этим удалось заинтересовать. Туристский сезон увеличился теперь дома могут принимать туристов круглый год. Цели Фонда поддержки сельского развития, работавшего в Лодейном Поле, были скромнее. Жителям районов с особенно низкими показателями дохода предложена «стратегию выживания», чтобы они могли заработать на жизнь. Реально хозяин гостевого дома получает около 16 тыс. руб. в год. Туристы гостили круглый год, одни уезжали, другие приезжали. Город Лодейное Поле находится на пересечении самой оживленной линии речного пароходства с железной дорогой и автотрассой, а в районе всего одна гостиница на 50 мест. Несколько домов, расположенных по берегам озер и рек, сразу привлекли туристов. В рамках Российско-Германского проекта «Содействие региональной экономики в Ярославской области» пилотные проекты развития агротуризма были предложены на территориях трех муниципальных округов Ярославской области - Переславском, Ростовском и Угличском. Наиболее успешно удалось внедрить подход самоидентификации и самопомощь местного населения. Например, инициирование местным населением создания некоммерческого партнерства «Смоленское» для сохранения дворянской усадьбы Свиньиных-Козловских и развития села Смоленское, где одним из видов деятельности НП «Смоленское» является развитие агротуризма на территории Смоленской сельской Администрации. Важно отметить использование при развитии агротуризма инструменты, содействующие данному процессу, которые работают и создаются в рамках программ развития территории и экономики. Например, в рамках программы Департамента экономического развития, инвестиций и международных связей Ярославской области «Создание Центров развития муниципальных образований» в ряде муниципальных округов были созданы Центры развития муниципальных образований. В Центре местные жители и предприниматели могут получить информационную и юридическую поддержку по вопросам открытия, работы и развития малого предприятия. В каждом Центре развития имеется сотрудник, занимающийся вопросами развития туризма, который проводит индивидуальные консультации, организует курсы повышения квалификации и тематические встречи предпринимателей, разрабатывает маркетинговые материалы и т.д.
Для финансовой поддержки развития агротуризма и территории в целом проектом было инициировано создание Фондов поддержки малого и среднего бизнеса муниципальных образований, из которых любой индивидуальный предприниматель может получить займы на развитие или расширения собственного бизнеса. Например, фермерское хозяйство Петровой Е.Н. и крестьянское хозяйство «Возрождение» взяли займы из Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства Перяславского муниципального округа для строительства гостевых домов на территории своих хозяйств. В процессе реализации проекта наиболее трудно кооперировать участников процесса развития агротуризма. Это связано в первую очередь с небольшим количеством гостевых домов, их пространственной удаленностью друг от друга и нежеланием людей, сдающих дома и комнаты туристам работать официально. Говоря о кооперации участников хотеться отметить отсутствием у местных властей понимания своей роли в развитии агротуризма, что значительно тормозит его развитие, так как в их компетенцию входит ряд вопросов, напрямую влияющих на развитие туризма - это создание качественной инфраструктуры (дороги, газ, вода, телекоммуникации и т.д.). Подмосковное ЗАО «Рассвет» строит VIP-деревню на берегу Можайского водохранилища на Бородинском поле (инвестор фирма «Лоджик-Риэлти»). Деревня будет выстроена на землях, где проходила Бородинская битва, так что отдыхающие смогут посетить места боевой славы. На территории VIP-деревни предполагается построить молочную ферму, где туристы смогут купить парное молоко и увидеть живых коров. Правда, отдыхающие в таких местах больше интересуются охотой, рыбалкой и шашлыками. Знакомство с буднями сельских жителей для постояльцев VIP-деревень обычно ограничивается катанием на тракторе, который за отдельную плату предоставляют близлежащие хозяйства (цена обычно устанавливается по договоренности).
В Карелии возникла ассоциация владельцев сельских домов «Усадьба», развивающая агротуризм. У наших соседей в КБР открыта одна такая ферма, где за деревенским обликом скрывается весь набор удобств, а обслуга в национальных костюмах потчует гостей местными блюдами. Проведенный анализ сферы агротуризма Ленинградской области, а также накопленный опыт других, регионов Российской Федерации показывает, что данный регион или отдельные его районы, обладают на данном этапе возможностями для функционирования модели сельского туризма «Малое семейное хозяйство» (западноевропейская модель). Реализация модели «Малое семейное хозяйство» требует создания сетей средств размещения на базе существующего в сельской местности жилого фонда (частные сельские дома, фермерские хозяйства, конюшни, пасеки и т.п.). Средства размещения должны быть классифицированы по уровню комфортности и сведены в единую информационную базу данных. Обеспечены обученным персоналом, осуществляющим обслуживание по единым стандартам. Известен мировой опыт, когда в рамках международных программ ЕС по развитию сельского туризма (например, «Леонардо да Винчи») на международном уровне разрабатываются соответствующие нормативы для стран-членов ЕС, которые должны стать ориентирами при создании национальных систем качества в секторе сельского туризма. Второй возможной моделью функционирования сельского туризма в регионе может быть «Национальная деревня» (азиатская модель). Реализация данной модели в форме стилизованных под национальную специфику «агротуристических деревень», «рыбацких деревень», культурно-этнографических центров и т. п. требует, прежде всего, инвестиционных ресурсов – как местных, так и внешних, а также поддержки соответствующих проектов на уровне региона. Так, например, в Северо-Западном регионе в рамках проекта «Серебряное кольцо России» планируется построить сеть «национальных» или «VIP-деревень», подобно «Шуваловке». Для успешной реализации моделей сельского туризма необходимо сформулировать стратегические направления раз вития и реализации сельского туризма в регионе, которые должны заключаются в создании новой и улучшении существующей инфраструктуры, продвижении сельского туризма, стимулировании людей к путешествиям в своих регионах.
Краснодарский край для развития агротуризма решил использовать казачий колорит. Там даже прошел семинар по проблемам развития агротуризма на Юге России, в котором приняли участие специалисты из Италии, где этот вид бизнеса хорошо поставлен. Краснодарский край заинтересовал итальянских бизнесменов и колоритом кубанской казачьей культуры, и сохранившимися традиционными формами земледелия. Поэтому базой для проведения семинара стало Кубанское казачье войско. Гости из Италии специалисты в области сельского хозяйства, виноделия, маркетинга, менеджмента и туризма поделились с кубанцами опытом создания агротуристских комплексов, технологиями эффективного бизнес-планирования, рекламы. Интерес европейцев к этому виду отдыха очень высок, и крупнейшие европейские туроператоры готовы приехать в Краснодарский край, чтобы посмотреть все своими глазами и включить Кубань в список своих маршрутов. Многонациональному Ставрополью тоже есть, что показать агротуристам. И не только местные обычаи. Доктор биологических наук академик РАЕН Любовь Ермолова, например, разработала инновационную технологию переработки продукции овцеводства, на базе которой можно создать современный комплекс. Мясо и шерсть это не все, что можно получить от овцы. Экологически чистые биологически активные комплексы антиоксидантного действия, иммунокорректоры на основе переработки многообразного, не использующегося на должном уровне сырья плаценты, спермы, убойных отходов животных и прочего, по словам Ермоловой, пользуются огромным спросом в Европе. Комплекс по их производству приносил бы прибыль, и его не стыдно было бы показать туристам, если при строительстве учесть и перспективы агротуризма. Многие овцеводческие хозяйства не против того, чтобы образцово-показательная ферма начала работать на их территории. Вопрос в отсутствии средств. Анализ ситуации с развитием сельского туризма в Российской Федерации показывает, что природные условия России уникальны и неповторимы, далеко опережают соседние туристски-ориентированные страны, и с экологией во многих районах у нас лучше, и сохранились прекрасные памятники древней архитектуры и этнографии, так что можно ожидать, что именно здесь и будут развернуты оазисы экотуризма. В России уже отмечен опыт организации агротуристских предприятий по моделям типа «пансион», «тур с проживанием в кочевом традиционном жилище», «национальная деревня», «VIP-деревня», «сельская гостиница» и другие. Спрос на туристские ресурсы российской провинции имеется, об этом говорит поток неорганизованных туристов в ряде популярных мест средней полосы. Основной целью развитию туризма на селе является улучшение условий жизни местного населения. Развитие агротуризма должно стимулировать развитие местной экономики, путем формирования малых экономических оборотов местных ресурсов. Этого можно добиться путем инициирования межотраслевого сотрудничества, при котором местная продукция и услуги используются в производстве туристского продукта. На сегодняшний день необходимо отметить, что к такой кооперации местные предприниматели не совсем готовы, так же они не видят выгод от межрегионального сотрудничества. Подходы к развитию агротуризма: - самоидентификация и самопомощь местного населения; - профилирование территории и сохранение внешнего облика сельской местности и традиций; - поддержка развития туризма на селе через программы развития территорий (программа «Развитие Центров развития муниципальных округов Ярославской области», создание Фондов поддержки малого и среднего бизнеса); - создание качественного туристского продукта с учетом охраны окружающей среды; - учет интересов местного населения; - кооперация между всеми участниками процесса развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|