«кубанский государственный университет»
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «КубГУ») Кафедра теории и истории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: СООТНОШЕНИЕ ФОРМАЦИОННОГО И ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПОДХОДОВ
Краснодар 2016 СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3 1 Определение понятия «типология государства», значение типологии государства 5 2 Формационный подход к типологии государства. 15 2. 1 Рабовладельческое государство. 15 2. 2 Феодальное государство. 16 2. 3 Капиталистическое государство. 18 2. 4 Социалистическое государство. 21 3 Цивилизационный подход к типологии государства. 23 3. 1 Теория локальных цивилизаций. 23 3. 2 Теория общечеловеческой цивилизации. 26 Заключение. 35 Список использованных источников. 37
Введение
Государство выступает не только важнейшим, центральным, но и наиболее стабильным элементом политической системы любого общества. Историческое развитие свидетельствует, что государство после своего возникновения сохраняется на всех (во всяком случае, известных) этапах развития общества. Анализируя признаки государства, следует выделять те из них, которые отличают его от первобытного общества. Это: публичная власть; деление населения на территории; налоги и сборы. А также признаки, отличающие государство от других организаций – суверенитет, издание общеобязательных норм поведения, причастность к государству всего населения, государственный язык, символы государства (герб, гимн, флаг).
История современной цивилизации включает в себя несколько этапов: Древний мир длился около трех тысячелетий; Средние века – примерно тысячу лет; Новое время – около трехсот лет; Новейшая история – продолжается чуть более 100 лет. На протяжении всего времени накоплен значительный опыт по организации общественной жизни на различных этапах исторического развития в разных регионах мира. Многие государства, изменяя свою форму и содержание, существуют на протяжении нескольких тысячелетий. Например, история китайского государства насчитывает более пяти тысяч лет. В то же время некоторые некогда могущественные народы так и не преобразовались в собственные государства. На протяжении всей истории развития человечества многие государства, оставив яркий след, по тем или иным причинам растворились в истории. Это, в частности, Спарта, Афинское государство, государство Ацтеков, Хазарское царство и др. Типология по отношению к существовавшим ранее и современным государствам необходима для того, чтобы беречь и применять накопленный опыт организации государственной или общественной жизни. Осознание и использование предшествующего опыта позволит не только избежать ошибок, но и ускорить развитие общественного прогресса. Это подтверждает актуальность темы данной курсовой работы. Цель работы – изучить типологию государства с точки зрения формационного и цивилизационного подходов.
Объект исследования – процесс систематизации государств. Предмет исследования – формационный и цивилизационный подходы к типологии государств. Задачи работы: 1. Изучить сущность понятия типологии государства и его значение. 2. Проанализировать современные подходы к типологии государства: формационный и цивилизационный. 3. Рассмотреть характеристики основных типов государства с точки зрения формационного и цивилизационного подходов. Теоретической основой работы являются исследования отечественных и зарубежных правоведов, в частности, Д. Белла, Н. И. Матузова, А. В. Малько, А. В. Мелехина, А. С. Пиголкина, А. Тойнби и других. Курсовая работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников.
1 Определение понятия «типология государства», значение типологии государства Типология – выполняемое при помощи аналитических процедур разделение целостных объектов (систем) на конкретные типы (классы), исходя из определенных признаков (критериев)[1]. Тип (исторический тип) государства и права – это целостная система наиболее значимых признаков, присущих правовым и политическим, организованным в государство системам единой общественно-экономической формации или (и) конкретному этапу (периоду) в развитии определенного общества. Основными признаками правовой и политической (политико-правовой) системы являются[2]: - принадлежность государственной власти – кому принадлежит законодательно закрепленная государственная (политическая) власть; - целенаправленность государственной власти – в интересах каких социальных групп эта власть осуществляется; - порядок осуществления (режим) государственной власти – какими инструментами и методами эта власть осуществляется; - государственно-правовые и бытовые традиции – какие цивилизованные факторы играют наиболее значимую роль. Долгое время вопрос о сущности государства решался в отечественной науке ограниченно. Сущность государства понималась только в его насильственном аспекте, рассматривая его как диктатуру, ничем не ограниченную власть господствующего класса. При этом не учитывалось, что общество едино, а государство всегда выражает интересы всего общества и является способом его интеграции.
Первые государства возникли в IV тысячелетии до нашей эры на территории Древнего Востока (Египет, Вавилон). Первые формы государственности, зародившиеся на Древнем Востоке, характерно наличие сильной деспотической власти и зависимое от этой власти положение человека. Государство при этом доминировало над обществом[3]. Другой исторический путь образования государства прошли античные города-государства. Для античной государственности характерно присутствие частной собственности на землю и орудия производства, что послужило основной для формирования гражданского общества и гражданских законов. Этим государствам изначально была свойственна идея политической демократии и политической свободы. Хотя античная правовая система и признавала в какой-то степени автономию личности и неприкосновенность частной собственности, тем не менее в общественном правосознании преобладала идея о превосходстве государственных интересов над личными, т. е. личностное начало было подчинено сословно-корпоративным интересам. Ф. Энгельс указывал на три основные формы образования государственности у греков, римлян и германцев: афинскую, римскую и древнегерманскую. Государство в Афинах представляло собой наиболее чистую, классическую форму – возникало непосредственно и преимущественно из классовых антагонизмов, развивающихся внутри самого родового общества. В Древнем Риме создание государства ускорилось в связи с борьбой плебеев и патрициев. У древних германцев формирование государства было ускорено завоеваниями чужих территорий. Хотя создание и формирование государственности у различных народов происходило по-разному, государство выполняло и определенные функции, общие для всего населения (например, защиту от внешних врагов, обеспечение порядка и выполнение общественных работ). Являясь официальным представителем общества, государство реализовывало «выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества». Общие дела, вытекающие из природы общества, это все то, что объективно необходимо для существования и нормального функционирования человеческого общества, независимо от его социально-экономического строя и форм политической организации. Разумеется, не только объем, но и характер таких общих дел на различных исторических ступенях развития человеческого общества, равно как роль государства в их осуществлении, весьма различны.
В истории человеческого общества первые государства были рабовладельческими. Но в ряде стран возникали не рабовладельческие, а феодальные государства, что связано с особенностями развития социально-экономических условий этих стран. Так, в частности, были образованы государства у древних германцев, арабов и многих других восточных народов. Древнерусское государство также сформировалось в виде раннефеодального государства в ходе разложения первобытнообщинного строя у восточно-европейских славян[4]. Общество в своем историческом развитии прошло несколько этапов: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный и общество современных информационных технологий. Каждый этап развития цивилизации характеризуется присущими ему качествами и особенностями институтов государственной власти. В доиндустриальном обществе государство в основном выступало орудием насилия в руках господствующего класса. Это рабовладельческие и феодальные государства. Здесь не признавались основные права и свободы человека, и они не имели правового закрепления. С совершением промышленных революций в странах Западной Европы активно стали развиваться производственные отношения и совершенствоваться общественные и политические институты. Государство уже признавало некоторые права и свободы личности и зафиксировало их в законодательных актах. В эпоху Нового времени государство уже стали понимать как государственно-организованное общество, т. е. как политико-территориальную и структурно организованную форму общества. С философским обоснованием такой позиции выступил еще И. Кант. «Государство (civitas), – отмечал он, – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам»[5]. Главная задача государства, где суверенитет принадлежит народу, заключается, по мнению Канта, в том, чтобы защищать и гарантировать права и свободы граждан. С середины XX в. многие развитые страны зафиксировали в своем законодательстве институт основных прав и свобод человека и сформировали инструменты их охраны. Государства в этих странах носили правовой характер и имели демократические формы правления[6]. Смена государственно-правовых систем осуществлялась тремя путями. Фактически каждое государство в процессе своего исторического развития в той или иной степени использовало все варианты смены своих государственно-правовых систем[7].
Революция – резкое и быстрое изменение существенных признаков государственно-правовой системы с целью укрепления и формирования другой общественно-экономической формации. Ядром революции является акт, как правило, насильственного овладения государственной властью. Наиболее верно и коротко сущность революций выразил в афористичной форме французский писатель Виктор Гюго, сказавший, что нищета порождает революцию, а революция – нищету. Эволюция – постепенное, преимущественно ненасильственное, изменение существенных признаков государственно-правовой системы с той же, что при революции, целью. Конвергенция – постепенное сближение различных формаций и государственно-правовых систем, в частности, капиталистической и социалистической. По своей сути конвергенция – проявление эволюционной смены типа государства и прав[8]. В отечественном правоведении наибольшее внимание уделялось историческим типам государства. Исторический тип государства – это категория, обозначающая совокупность исторических и социальных признаков, отличающих одну группу классифицируемых государств от другой[9]. Наиболее полно исторические типы государства охарактеризованы в рамках формационного подхода. Его авторами являются К. Маркс и Ф. Энгельс. В своей работе «К критике политической экономии» К. Маркс утверждал, что в процессе общественного производства люди вступают в определенные, необходимые, не зависящие от их воли отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития материальных производительных сил. Комплекс этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, базис, на котором находтся юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Формация – ступень развития общества с определенной системой производственных отношений. Для определения типа государства и права в этом понимании следует ответить на следующие три вопроса[10]: 1. Какой общественно-экономической формации, какому типу производственных отношений соответствует данное государство? 2. Орудием какого класса оно является? 3. Каково социальное назначение данного государства? Выделяя азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства как прогрессивные эпохи экономической общественной формации, К. Маркс полагал, что буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества. В другой работе «Наемный труд и капитал» К. Маркс рассматривал античное общество, феодальное общество, буржуазное общество как особые ступени в историческом развитии. В 30-е гг. XX в. сторонники марксистских взглядов считали, что история в своем поступательном развитии проходит пять качественно своеобразных этапов – общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая, первой фазой которой является социализм. В послевоенный период встал вопрос о необходимости пересмотра этих взглядов, особое внимание стало уделяться своеобразию азиатского способа производства[11]. Переход от одной формации к другой (следовательно, от одного типа государства и права к другому) происходит посредством социальных революций. История государств в целом повторяет историю общества, проходя те же ступени. Тип государства и, соответственно, права обозначался их принадлежностью к той или иной общественно-экономической формации. Однако для первой и последней общественной формации нет соответствующего типа государств. Объяснялось это тем, что в первобытном обществе государство еще отсутствовало, а при коммунизме и государство, и право отомрут как ненужные высокоморальному, коммунистически организованному обществу. Формационный подход к типологии государства имеет следующие преимущества[12]: 1) продуктивна сама идея классифицировать государства на основе социально-экономических факторов, которые на самом деле значительно влияют на общество; 2) данный подход показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей формационного подхода, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим – процесс объективный, естественноисторический, осуществляющийся в процессе революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий. Но данный подход имеет и недостатки[13]: 1) он во многом однолинеен, характеризуется избыточной запрограммированностью, тогда как история многовариантна и далеко не всегда может быть вписана в узкие схемы; 2) недооцениваются нравственные факторы (религиозные, национальные, культурные и т. п. ), которые зачастую очень сильно влияют на характер того или иного государства. Наряду с формационным подходом к решению вопроса типологии государств широко используется цивилизационный подход, в основе которого тоже лежит идея соотношения государства, права и социально-экономического строя общества с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития[14]. В данном подходе, вместо общественной формации критерием типизации служит категория «цивилизация». Цивилизация по справедливому замечанию исследователей, является одним из тех явлений и понятий, которые не поддаются сколько-нибудь строгому и однозначному определению. Как отмечает М. М. Марченко, если попытаться как-то объединить различные значения ее определения, можно получить скорее «некий интуитивный образ, чем логически выверенную категорию»[15]. Одним из представителей цивилизационного подхода был английский историк Арнольд Джон Тойнби (1889 – 1975). Его взгляды были сформированы под влиянием работы О. Шпенглера «Закат Европы». В своей работе «Постижение истории» Тойнби подтверждает идею Шпенглера о невозможности существования единой, универсальной общечеловеческой культуры. Цивилизация, по Тойнби, – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных и иных признаков. Отличаются друг от друга цивилизации в первую очередь достижениями материальной и нравственной культуры. Так, египетская цивилизация отличается от вавилонской, римская от индусской, христианско-православная от западной и т. д. История цивилизаций напоминает развитие человека: цивилизации возникают, развиваются, стареют, умирают[16]. Одни из его последователей представляют такую картину всемирно-исторического прогресса: 1 ступень – египетско-вавилонская цивилизация; 2 ступень – персидско-иудейская и античная цивилизации; 3 ступень – византийско-славянская – восточная (Россия) + западная цивилизация + исламская; 4 ступень – Апокалипсис. Другая группа последователей Тойнби считают, что цивилизации в своем развитии проходят три этапа: - локальные цивилизации, обладающие особыми, характерными только для них, социальными институтами (древнегреческая, шумерская, инкская); - особенные цивилизации, имеющие сходные типы государств (индийская, китайская, западноевропейская, восточная, исламская); - современные цивилизации, процесс формирования которых не закончен. Еще одной распространенной и характерной для этого направления цивилизационного подхода является теория стадий экономического роста, автор которой известный американский социолог и политический деятель Уолт Ростоу. Согласно этой теории, призванной, по словам ее автора, «бросить вызов марксизму и вытеснить его как метод рассмотрения современной истории», все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий: традиционное общество; переходное общество, в котором закладываются основы преобразований; общество, переживающее процесс сдвига; созревающее общество и общество, достигшее высокого уровня народного потребления[17]. К первой стадии Ростоу относит общество, основанное на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства. Вторая стадия – это период преобразования общества в более развитый период закладывания основ для сдвига в области обрабатывающей промышленности. Третья стадия – сдвиг, всплеск научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Четвертая стадия характеризуется как этап зрелости. На данной стадии достигается стабильное превышение выпуска продукции над ростом населения. Пятая стадия – это период «высокого уровня массового потребления», в который основные отрасли экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг. В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на данной стадии формируется общество, которое можно назвать «государством всеобщего благоденствия»[18]. Цивилизационная типология имеет определенные преимущества[19]: 1) нравственные факторы учитываются как значимые в определенных исторических условиях (выделяются религиозный и национальный подходы к сущности государства); 2) в связи с расширением перечня нравственных критериев, которые характеризуют отличия тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств. Недостатки цивилизационного подхода: 1) не достаточно учтены социально-экономические факторы, которые во многом определяют политику конкретного государства; 2) выделяя большое количество нравственных факторов в качестве признаков цивилизаций, представители данного подхода предлагают типологию не столько государства, сколько общества. Государство – только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия. Итак, типология государства – это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на группы, дающие возможность раскрыть их социальную сущность. Типология государства является одним из способов познания. Различные подходы к типологии государств дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Данные подходы следует применять как отдельно, так и в комплексе друг с другом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|