Основные положения деятельности в исследовательской экспедиции
Основные положения деятельности в исследовательской экспедиции Любое многодневное мероприятие, предусматривающее жизнь на природе, с точки зрения работы с детьми, имеет, скажем так, три уровня, три равноправных слоя. Первый уровень – это как бы флаг деятельности. Детское мероприятие не может ставить себе целью только так называемый отдых. Должна быть объявлена некая четкая цель, которую с помощью и под руководством старших, дети и будут пытаться достигнуть. Это может быть составление карты, какое-нибудь поисковое задание (например, поиск археологических объектов), исследование флоры данной местности, строительство чего-нибудь (обязательно завершенное). Цель должна быть, она должна быть достижима (не обязательно легко), и она должна быть не игровая. Последний момент крайне важен. И, несмотря ни на что, любая игра, любое несерьезное задание вызовет существенно меньше энтузиазма, чем реальное. – разница в отношении к деятельности, радость от положительного результата, интрига реального действа в конце концов несопоставимы. Второй уровень – навыки самостоятельности. Сам по себе момент выезда в совершенно незнакомое место, жизнь в непривычных условиях, полное самообслуживание под руководством старших (но вдали от родителей) – все это имеет огромный психологический терапевтический и воспитательный ресурс. Без грамотной, аккуратной работы эффект либо останется " в потенциале", либо будет иметь лишь краткосрочное, временное значение и быстро забудется. Третий уровень – самый тонкий, и, наверное, самый сложный. Сначала необходимо заставить детей как можно быстрее переключиться от стереотипов городской " прошлой" домашней жизни к окружающей действительности. Согласитесь, задача непростая даже для взрослых. И уже после этого " переключения" можно начинать прививать навыки тонкие, сложнообъяснимые – ощущение природы, окружающего, бесконфликтное ее восприятие, поиск новых скрытых внутренних возможностей, умение четко соотносить время, место и действие...
В совокупности с наличием реальной цели (уровень первый), непривычной обстановки (уровень второй) возможности для работы с детьми открываются практически неограниченные. Виды деятельности Поисково-исследовательская деятельность Исследовательское поведение – одна из фундаментальных форм познания окружающего мира человеком. Оно играет важнейшую роль в овладении знаниями из разных областей, развитии познавательных процессов всех уровней, в приобретении социального опыта и развития личности. Исследовательское поведение выполняет важнейшую функцию – функцию развития, которая обеспечивает адаптацию организма к динамичному внешнему окружению. Мотивация исследовательского поведения в ряде случаев оказывается более сильной, чем пищевая или оборонительная. В силу экспедиционного характера поисково-исследовательской деятельности вся работа делится на две фазы — собственно полевую и фазу обработки результатов с подготовкой следующего выхода. Очевидно, последняя фаза занимает все незанятое экспедицией время. Содержание данного вида деятельности: обнаружение новых артефактов (мегалитических сооружений, петроглифов, иных трудно классифицируемых объектов) взаимодействие с местным населением, специалистами различных областей: археологии, культурологии, истории, энтузиастами и краеведами, занимающимися изучением мегалитических культур – необходимое условие результативности работы в экспедиции техническая фотосъемка известных и новых объектов
фиксирование состояния объектов коррекция реального местонахождения объектов разведка местности и сбор информации о потенциальных объектах контакты с местным населением (круглогодичные) сбор научной и краеведческой информации (круглогодично) удовлетворение потребности в познании (неудовлетворенная потребность в творческом (исследовательском) поведении у человека может привести к тяжелым расстройствам нервной системы и даже психическим заболеваниям) формирование научного стиля мышления постижение законов природы Формы деятельности: В приложении к поисково-исследовательской деятельности лучше говорить скорее о фазах, чем о формах. Каждая фаза - 1- полевая, 2- межсезонная - является интегральной и впитывает в себя громадное количество форм. Фаза межсезонья. Межсезонье — время кружков, секций. Это время сбора информации, знакомства с предметом, а также время обработки собранных в поле результатов. . Костяк, основа секции, кружка, клуба — это школьники, уже побывавшие, как минимум, в одной экспедиции. Это означает, что им есть что обрабатывать: материалы поисков надо систематизировать, просмотреть на данную тему последние научные публикации, связаться (если этого не было сделано раньше) с соответствующими научными инстанциями, компетентными в данной области. Короче, если были реальные находки, надо сначала убедиться, что их не нашел и не описал кто-то раньше. Результаты хорошо бы оформить в виде отчета, который и отправить в институт (музей). Т. е. ввести находки в нормальный научный оборот. Очень неплохо принять участие в краеведческих школьных конференциях. Вторая часть объединения (секции, клуба) обычно не столь мотивирована, чтобы заниматься кропотливой и строгой научной деятельностью. И обычно более многочисленна. Но среди этой части обычно находятся приверженцы смежных, но столь же важных направлений — разбирающиеся в интернете, в фото- или даже видеосъемке, в составлении презентаций, в трехмерной графике, анимации. Создать свой сайт, представить красивый фотоотчет, снять и смонтировать фильм, создать трехмерную реконструкцию — вариантов привлечения великое множество. Для популяризаторской деятельности все перечисленные направления, очевидно, являются важными. Однако, не стоит забывать и о простых межсезонных однодневных экскурсиях, просмотрах тематических фильмов, проведении дискуссий и обсуждений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|