Подготовка экспедиционного коллектива.
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Подготовка экспедиционного коллектива. Успешное достижение целей экспедиционного исследования возможно лишь при слаженной работе всех участников, на основе постоянной взаимопомощи, в атмосфере психологического комфорта. Создание сплоченного коллектива – необходимое условие успешной работы. В этом заключается мощная воспитательная ценность экспедиционной исследовательской работы. На первом этапе определяется состав группы. Здесь можно выделить два подхода: - поиск и включение в группу учеников с уже имеющейся высокой мотивацией к исследовательской деятельности (на основе индивидуальной работы учителя с учениками); - конкурсный отбор участников из большой слабо мотивированной группы (участники кружка, один из классов и т. п. ) с одновременной работой над повышением мотивации. Отбор может строиться на основе рейтинговой системы или других принципах, но все члены исходной группы должны четко представлять себе правила, по которым ведется отбор На втором этапе идет сплочение исследовательской группы, создание у всех участников общих мотивов, выстраивается внутренняя иерархия группы. Главной формой работы по сплочению коллектива можно считать совместную деятельность, приводящую к успеху. Деятельность эта может быть любой, но выгоднее, чтобы она соответствовала общему направлению исследований. В любом случае деятельность должна сразу дать вполне понятные позитивные результаты. На данном этапе можно рекомендовать проведение специальных выездных занятий, не относящихся напрямую к теме исследования, но дающие весьма полезные для экспедиционной работы знания, умения, навыки. Например: - обеспечение быта в условиях экспедиции. Здесь отрабатывается установка и снятие лагеря, заготовка дров, разжигание костров, приготовление пищи, способы перемещения по различным формам рельефа и т. п.; - ориентирование на местности. В ходе этого выезда участники группы учатся брать азимуты, придерживаться избранного курса, определять свое местоположение на местности по карте, прокладывать маршруты, выходить на заданные точки, пользоваться навигационным оборудованием; - занятие по технике безопасности в условиях экспедиции. Такое занятие может включать инструктаж по основным источникам опасности, отработку применения средств из аптечки, отработку транспортировки пострадавшего; - апробация различных методов исследования в рамках избранной темы, с последующим выбором наиболее подходящего из них. Наблюдение за каждым участником группы в ходе таких занятий может дать организатору необходимые сведения для формирования рейтинга или для других форм отбора. В качестве проверки результативности второго этапа создания коллектива можно рекомендовать предэкспедиционные выезды, в ходе которых можно не только удостовериться в сплоченности коллектива, но и проверить материально-техническую подготовку к экспедиции, отработать в поле избранные методики исследовательских работ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|